Тема: северная роспись из мезени. ( 1 урок). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: северная роспись из мезени. ( 1 урок).



Цели: 1)познакомить учащихся с особенностями Северной росписи из Мезени («Лошадка на ножках»), воспитывая бережное отношение к народным промыслам и расширяя кругозор учащихся;

2)работать над формированием специальных художественных навыков; учить рисовать основные элементы росписи - лошадку, оленя, уточку;

3)стремиться создать на уроке благоприятную атмосферу и развивать общеучебные и специальные умения, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

 

Оборудование для урока: а)для учителя: виды прялок, рисунки природы Архангельской области, этапы рисования росписи, панно для работ детей в виде прялок; б) детям: бумага 3 листа жёлтого цвета, краски, акварель, кисть, банки, ножницы.

Ход урока:

Оргмомент.

Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном уроке рисования:

Это очень просто, дети,

Всё нарисовать на свете.

Нам понадобятся с вами

Краски и листы бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Ведь они, друзья, помогут

Разглядеть любой предмет,

Форму рассмотреть и цвет.

Заканчивается осень, впереди - зима, а ведь на земле есть такие места, где зима царствует почти целый год.

Вот туда мы и отправимся: в путешествие на север России, в Архангельскую область, которая граничит на Севере с Белым морем. (Презентация кадр 1)

На карте красной точкой указано место одного села, на реке Мезень, в котором 200 лет назад появился промысел, который прославил это село на всю Россию. (Презентация кадр 2)

А также показал, что в нашей стране удивительно красивая природа даже в таких суровых условиях: (слайды 3-7 презентации)

· Совсем рядом вечные льды Арктики

· Здесь долгие, холодные зимы и короткое лето

· Вековые еловые леса, где живут олени, лоси

· В заводях рек можно увидеть лебедей, диких гусей и уток.

2.Самоопределение в деятельности.

Мы вновь возвращаемся на реку Мезень, в село Палащелье. Именно здесь появился промысел, прославивший эти места. (кадр 8 презентации)

- Мы с вами познакомились с разными видами декоративно – прикладного искусства. Попробуйте угадать, чем занимались жители этого села? (….)..

- Ребята, с таким видом ДПИ мы ещё с вами не знакомились.

Постановка учебной задачи.

- Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на сегодн. уроке? …

- Хорошо, я вам немного помогу. Посмотрите на следующий слайд презентации и попробуйте назвать представленные предметы старины. …..

- Проверьте себя…. Я вижу ваше удивление, но это и понятно, потому что в нашей современной жизни мы уже не пользуемся такими предметами.

- Так о чём мы будем говорить на сегодн. уроке? … (что делали мастера этого села и в чем были особенности этого вида ДПИ)

- А сейчас подумайте и задайте мне вопрос, который поможет продолжить урок…

- А кто сможет помочь вам ответить на этот вопрос? …

Открытие нового знания.

 

- Мастера этого села делали прялки. И поэтому сегодня на уроке именно прялки, их особенности будут в центре нашего внимания.

-Кто сможет из вас попробовать объяснить, для чего было нужно такое приспособление? (подумайте над названием) (-Верно, это приспособление, сделанное из дерева, для скручивания нитей из шерсти. Ее крепили сверху, а затем с помощью веретена скручивали нить).

Презентация кадры 10-13

- Упоминание о прялках можно встретить во многих сказках. Например, у Пушкина «…а старуха пряла свою пряжу…» или «…3 девицы под окном пряли поздно вечерком…».

- Можно ли сказать, что эти прялки из разных сказок очень похожи одна на другую? (…)

- Действительно, отличить их практически невозможно. Зато вы сразу бы узнали прялку из Мезени, потому что мастера их еще и расписывали.

……И называлась эта роспись Северная роспись из Мезени. Сохранилось и еще одно название «Лошадки на ножках» (Кадр 14)

-Как вы думаете, почему? ……

- Верно, для росписи обязательно использовались лошадки, олени, лоси - это основные элементы. А еще лебеди, уточки, т.е. все, что окружало людей в северной природе.

 

- Амне кажется, что роспись прялок похожа на вышивку крестиком, как на Руси вышивали рушники. Вы согласны?... а ведь имеющиеся в этой росписи геометрические узоры, которые повторяются и расположены в полосе, как раз и создают впечатление вышивки.

- Чтобы особенности этого ремесла были для вас более понятны, сравним его с уже известными вам росписями... (кадры)

- Чем ярко отличается мезенская роспись от хохломы? …

(растительным узором) А чем похожи? (…)

- Давайте сравним еще и с Городецкой росписью….. что еще вы можете сказать? (чем отличаются и чем похожи?)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.004 с.)