Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследования русских марксистов феномена культуры (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Обращаясь к проблеме культуры, отечественный марксизм базировался прежде всего на том, что невозможно разделить собственно культурную проблематику и необходимость революционного преобразования человека и общества (взаимосвязь культуры и идеологии). Выдающимися представителями русского марксизма, что обратились к теоретическим проблемам культуры, прошлого, были В. И. Ленин, Г.В. Плеханов, A.A. Богданов, М.Н. Покровский, A.B. Луначарский и др. Особенности ленинизма имели своим источником российские общественно-экономические и духовные реалии, которые и обеспечили специфику ленинского этапа развития марксизма. По мнению Ленина, в капиталистическом обществе нет и в принципе не может быть свободы культурного творчества. В любом обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, не возможна настоящая свобода культуры. "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно замаскированной) зависимостью от денежного мешка, от подкупа, от содержания". Только в социалистическом, позакласовому обществе возможны, по мнению Ленина, "неклассовая литература и искусство". Действительно свободна только та культура, которая открыто связана с пролетарским движением. В итоге вся культура должна стать партийной. Этот принцип партийности культуры применялся Лениным не только к социал-демократической прессе. В буржуазном обществе культура также не может не выражать интересов какой-либо партии, класса, социальной группы. По мнению Ленина, в обществах эксплуататорского типа нет и не может быть единой независимой культуры. Если общество разделено на два антагонистических класса, то культура того же общества разделена на две культуры, которые находятся в оппозиции друг к другу. Одна из них - демократическая, народная культура угнетенных классов, другая - упадническая культура эксплуататоров, эксплуататоров, зависящая от денежного мешка. Любое произведение культуры и искусства объективно социально зависимо и экономически детерминировано. Есть произведения, которые четко отражают интересы того или иного класса. Однако во многих случаях все оказывается гораздо сложнее: в одном и том же произведении отражаются и эксплуататорские интересы, и тенденции и элементы демократической культуры. Поэтому важнейшей идеологической задачей партии в создании новой, социалистической культуры является выявление объективных, "прогрессивных", "демократических" тенденций в том или ином произведении, созданном в антагонистическом обществе. Таким образом, ленинская концепция "двух культур" логически вытекала из марксистской концепции культуры, стала вполне закономерным ее продолжением. Плеханов писал об относительной самостоятельности общественного сознания от общественного бытия. Плеханов делил духовную надстройку на три идеологии: первого порядка - право и политика; второго порядка - наука и мораль; третьего порядка - религия, философия, искусство. Идеологии первого порядка - право и политика - отражают базис общества и непосредственно на него воздействуют. А наука, мораль, религия, философия и искусство, находящиеся на большем удалении от экономического базиса общества, отражают и влияют на него опосредовано. Речь в данном случае идет об относительной самостоятельности развития форм общественного сознания. Плеханов проводил социологический анализ произведений искусства, где практически основным считался перевод их идей с «языка искусства на язык социологии», выражавшийся в выяснении их общественного сознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.005 с.) |