Социологическая концепция культуры П.А. Сорокина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическая концепция культуры П.А. Сорокина



Основой культуры любого общества представляются духовные ценности, значения, нормы, символы. Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре, тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением

В зависимости от доминирующих ценностей П.А. Сорокин выделяет три типа культуры:

1) идеациональный (наиболее значимой и влиятельной ценностью этого времени выступала религия)

2) чувственный (является антиподом идеациональной. Выражает реальные события и явления, деятельность реальных людей и социальных групп. Задача искусства состоит в доставлении удовольствия аудитории, получении у неё успеха, признания, славы.)

3) идеалистический (сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культур в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающимся логической интеграции.)

  При этом Сорокин указывал, что в «чистом виде», в условиях конкретного общества идеациональная и чувственная суперсистемы никогда не реализуются.

Для описания исходных пунктов в описании типа культуры П.А. Сорокин предлагал принимать четыре признака:

1. Природа реальности, способ ее восприятия людьми.2. Природа потребностей и целей, требующих удовлетворения 3. Степень и формы удовлетворения потребностей 4. Способы удовлетворения потребностей

Социолог отмечает, что ни один из выделенных этапов не является менее или более развитым, т. к. каждый из них представляет самостоятельную ценность. При этом, одна культура может проходить через описанные стадии несколько раз.

П. А. Сорокин делает предположение, что периоды перехода от одной фундаментальной формы культуры к другой сопровождаются усилением вражды, выраженной особой интенсивностью, в различных формах: преступности, жестокости наказаний, самоубийствах, бунтах, восстаниях, революции

П.А. Сорокин утверждает, что культура и ее субсистемы, будь то живопись, скульптура, архитектура, музыка, философия, право, религия, мораль или формы социальных, политических и экономических организаций, содержат внутри себя факторы и основания своих изменений. Беспрестанные перемены в культуре порождаются ее существованием и деятельностью. Этот принцип ученый называет самодетерминацией, или эквивалентом свободы. Культура развивается по своим внутренним (имманентным) законам, а возможные вариации или отклонения зависят от характера суперсистемы и условий среды.

Кризис в изящных искусствах:

Идеациональное искусство. Как своим содержанием, так и своей формой идеациональное искусство выражает основную посылку идеациональной культуры — основная реальность ее Бог. Поэтому тема идеационального искусства — сверхчувственно царство Бога. Ее герои — Бог и другие божества, ангелы, святые и грешники, душа

Идеалистическое искусство. Идеалистическое искусство является посредником между идеациональной и чувственной формами искусства. Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герои то боги и другие мистические создания, то человек, но только в его благороднейшем проявлении. Оно умеренно слепо ко всему недостойному, вульгарному, уродливому.

Чувственное в мире чувств. Реальный пейзаж, человек, реальные события, реальный портрет — таковы его темы. Фермеры, рабочие, хозяйки, девушки, стенографистки, учителя и другие типажи становятся персонажами. Главная цель- доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, пробуждение усталых нервов, развлечение, увеселение. По этой причине искусство должно быть сенсационным, страстным, патетичным, чувственным-постоянно ищущим нечто новое. Оно свободно от религии, морали и других веяний, а его стиль — "искусство ради искусства".

 В результате божественные ценности искусства умирают и во имя публики. Граница между истинным искусством и чистым стирается: стандарты истинного искусства исчезают и постепенно сменяются фальшивыми критериями псевдоискусства. Таковы первые знаки разрушения искусства, художника и самого человека.

 

12. Социология культуры К. Мангейма (Манхейма)

К.Манхейм (1893 – 1947) – немецко-английский философ, социолог венгерского происхождения

 

Создатель социологии знания («Идеология и утопия» 1929)

Человеческое мышление укоренено в конкретных исторических, социальных условиях (аля Маркс, но акцент делает не только на соц-эконом отношения производства). Мышление обусловлено социальным положением, групповой принадлежностью, особенностями образа жизни. Существуют конкурирующие общест. группы, которые порождают два типа реакции на окружающую среду (в зависимости от положения в социальной иерархии):

·    Идеология – инструмент доминирующей группы сохранения своего господства

·    Утопии/антиутопии – форма сознания подчиненных, с их точки зрения более справедливый порядок

Интеллигенция не может быть до конца объективной, так как придерживается своих интересов.

 

Социология культуры ("Эссе о социологии культуры" 1933)

Общество существует как независимая обособленная сфера

Абстракция - орудие для исследования культуры.

• 1 уровень абстракции: общая социология вырабатывает концепцию поведения; предмет – акты социации

• 2 уровень: исторический; цель – исследование неповторимости исторических структур

Отсюда получаем два типа анализа: причинный и структурный, надо использовать оба метода.

Общество - общее поле взаимодействия, формирования идей и коммуникации.

Социология духа (культуры) - исследование духовных функций в контексте практической деятельности с точки зрения "социокультурной функциональности".Задача: определить социальный характер духовных процессов.

Метод - духовно-генетическая интерпретация.

 

Методологическая схема социологического анализа духовных феноменов:

1 этап: анализ значения, содержащегося или предполагаемого в зафиксированных выражениях мысли, чувства или вкуса

2 этап: прослеживание и выявление всего диапазона социальных взаимосвязей, в контексте которых задумываются и осуществляются эти высказывания

3 этап: возобновляется анализ содержания высказываний в восстановленном контексте первоначального взаимодействия и реконструируется их полное ситуационное значение

 

Дифференциация культурной и социальной жизни привела к необходимости создания социологии культуры.

Факторы, способствующие формированию современного представления о культуре:

• релятивизация отдельных сфер культуры по отношению друг к другу, причем ценностный аспект делается на их совокупности;

• понимание относительности и преходящего характера любой исторической формы феномена культуры;

• осознание принципиально процессуального характера культуры;

• соответствующее образованию переживание феномена культуры как такового, идеал образования;

• антагонистическое размежевание понятия культуры и понятия природы

• осознание общественного характера феномена культуры.

Последний фактор наиболее важен для социологии культуры!

 

Виды социологии культуры:

Чистая (почему произведения могут стать социальными факторами, и насколько глубоко в них внедрилось социальное)

Общая (Индуктивное исследование конкретного фактического материала. Попытка выстроить систему общих связей между исторически сложившимися социальными и культурными структурами, пытаясь познать эту систему)

Синопсис («Изложение в общем обзоре, сжато, без деталей». Объединение отдельных явлений в комплексы, составляющие определенную эпоху в развитии, объединение в рамках одной сферы, одной системы культуры).

Динамическая (выявление периодов для истолкования).

 

Любая форма культуры выступает как инструмент социализации.

Интеллигенция - производители культуры, так как с детства у них высокий уровень образа мышления и знаний.

Политика, религия, знание, искусство и организация - сферы культуры. Интеллигенция также выступает как эксперт, задающий тон, по которому живет общество.

Происходит размывание элиты из-за ухода права наследования по рождению, расширению доступа к образованию. Классы или касты не упоминались Манхеймом, но должны быть главные ретрансляторы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.009 с.)