Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизация и культура в работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»
Концепция культурно-исторических типов – ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Николай Яковлевич(1822-1885) Работы: «Россия и Европа» (1869 г., 1871 – журнал «Заря»); «Дарвинизм» (1885) Основателем концепции культурно-исторических типов является Данилевский Н. Я., которого считают приверженцем идей славянофильства. В книге "Россия и Европа" Данилевский Н.Я.подробно развивает теорию "культурно-исторических типов" человечества. Использовал естественно-научный подход к анализу реальности, который выражается в уподоблении животному миру, в котором нет единой живой организации (биологический подход. Данная теория основывалась на анализе четырех компонентов: религии, культуры (включая науку, искусство и технику), политики, общественно-экономического уклада. Выделил 10 типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский [халдейский или древнесемитический], индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, германо-романский, или европейский. Цивилизации, последовавшие за первобытными аутохтонными культурами, развили каждая только одну из сторон культурной деятельности: еврейская - сторону религиозную, греческая - собственно культурную, а римская - политическую. Поэтому мы должны характеризовать культурно-исторические типы: еврейский, греческий и римский - именем типов одноосновных. Дальнейший исторический прогресс мог и должен был преимущественно заключаться как в развитии четвертой стороны культурной деятельности - общественно-экономической, так и в достижении большей многосторонности посредством соединения в одном и том же культурном типе нескольких сторон культурной деятельности, проявлявшихся доселе раздельно. На эту более широкую дорогу, более сложную ступень развития и выступил тот тип, который, под именем европейского, или германо-романского, главнейшим образом занял историческую сцену после распадения Западной Римской империи. В 19 веке существуют два типа: романо-германский и славянский. По всем этим причинам должны мы усвоить за германо-романским культурно-историческим типом название двуосновного политико-культурного типа, с преимущественно научным и промышленным характерами культуры, в тесном смысле этого слова. Славянский тип подтверждается силой многовековой религии, политическим смыслом русского народа (жертвенность по отношению к могуществу государства и пользованию свободой), общественно-экономическом фундаменте (крестьянский надел и общинное землевладение), культурного потенциала, который должен раскрыться.
Выделил основные формы взаимодействия культурно-исторических типов: 1) пересадка – колонизация состоит в изгнании культуры с занимаемой ею территории. Например, индейские племена Северной Америки были вытеснены европейцами с их родных земель и загнаны в резервации, где индейская культура увяла и разложилась. 2) прививка – ассимиляция; «зрелые плоды» культуры, учреждения, формы быта и искусства переносятся на почву другой, менее зрелой культуры. Петр первый хотел привить европейские культурные начала "русскому дичку". Но операция не удалась. Дичок не захотел стать питательной основой для чужой культуры и продолжает давать собственные цветы и плоды. Но его организм испытал глубокое потрясение. Болезнь подражательности, заискивания перед Европой до сих пор обессиливает Россию. 3) удобрение Культурно-исторический тип – самобытная цивилизация, осуществляющая положительную деятельность человечества. В его концепции отрицаются идеи раннего славянофильства об универсализме – едином человечестве. Соловьев критиковал его за идею панславизма – объединения всех славян (западных: поляки, чехи, словаки; южных: болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы; и восточных: русские, украинцы, белорусы) под эгидой Российской империи – Константинополь 19 века, что влекло религиозные расхождения; проводил разницу между нациями, что не позволено религиозному мыслителю по догматам Христианства о равенстве всех наций. Далее идеи Данилевского нашли отражения в зоологическом национализме с установкой на национальную гордыню. Данилевский считал, что общественные явления управляются общими духовными законами, но в тоже время: «Различия культурно - исторических типов есть, в конечном счете, различия характеров народов, их составляющих: различия этнографические, племенные, которые выражаются в особенностях психического строя народов». Каждая цивилизация имеет характеристики, которые не могут быть переданы другой цивилизации. Поэтому исторический прогресс общества состоит в том, что бы следовать по пути развития своего культурно-исторического типа.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.40 (0.005 с.) |