Взаимосвязь понятий “культура”, “цивилизация”, “личность”, “общество”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь понятий “культура”, “цивилизация”, “личность”, “общество”.



Структура культуры, формы ее существования.

Итак, несмотря на сложности, структурирование культуры возможно. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

 

Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.

Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

2. нравственную;

3. художественную;

4. правовую;

5. педагогическую;

6. религиозную;

 

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы — элитарную, народную и массовую культуру.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Субстанциональные блок составляет "тело" культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали. нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).

 

Основные функции культуры

 

Из социологического словаря:

В социологии функция (от лат. functio — испол­нение, свершение, деятельность) — от­ношение двух (гр.) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого. Функция может рассмат­риваться с точки зрения последствий (благопри­ятных, неблагоприятных — дисфунк­циональных или нейтральных — афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в др. параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование). Понятие «функция» введено в науч. оборот Г.Лейб­ницем.

 

По лекции:

- Воспитательная (человекотворческая/гуманистическая): усвоение языка, норм, знаний, социализация; появление индивидуальных особенностей

- Интегративная: приобщение к культуре своего народа; чувство общности, сплоченности

- Дезинтегративная: сплачивая одних людей на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты.

- Ценностно-ориентированная: общая система ценностей; определённая жизненная позиция

- Информативная: трансляция опыта/знаний; наследование; стабильность

- Коммуникативная: социальное общение; адекватность взаимопонимания

- Прогностическая: Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации

- Нормативно-регулирующая: культура как средство массового контроля за поведением

- Адаптационная: социализация; приспособление к разной среде/посылам из вне

Далее функция по Комиссарову:

10. Релаксирующая: могут быть определенные правила и формы снятия напряжения; праздники/мероприятия/обычаи

11. Гедонистическая: культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

 

Учебник “Окладниковой. Социология культуры”:                                           

Нормы культуры имеют свои функции:              

- идентификационную (усвоение социальных норм необ­ходимо индивиду для взаимодействия с различными социальными «волями»;

- регулятивную (без нормативной регуляции невозможна ни одна организованная деятельность;

- иерархизирующую (ценностно-нормативные стандарты по­ ведения являются основным условием упорядочения социального взаимодействия людей в обществе);

- прогностическую (нормы культуры носят программиру­ющий характер, предвосхищающий возможные варианты челове­ческого поведения).

                                     

Социология музыки Т.Адорно

Общая характеристика философии Т.Адорно невозможна без долгого и кропотливого разбора, а также без постоянного сопоставления его методов и его выводов с той реальностью, которую он обобщил. Как это ни странно, но Теодор Адорно не был озабочен поиском определения музыки.

В работе «Социология музыки» (1962 г.) он довольствуется пониманием музыки как искусства, выражающего дух времени.

Т. Адорно не дает четкого определения «музыки»:

•музыка как искусство, выражающее дух времени;

•музыка - это язык, но не язык понятийный;

•музыка -- это субинститут реальных процессов;

•музыка как шифр социального, ибо «в музыке нет ничего такого, что сохраняло бы свое значение, не будучи истинным в социальном смысле»

•Что такое социология музыки?

«Познание отношений между слушателями музыки как обобществленными индивидами и самой музыкой»

Задача социолога - научить людей понимать музыку, а через нее и само общество, ибо «вся общественная проблематика и вся ее сложность выражаются, в частности, в противоречиях между производством музыки и ее рецепцией обществом и даже в структуре слушания музыки как такового»

Поэтому социолог должен изучать опыт рецепции, т. е. восприятия музыки современным развитым обществом.

 

Важно:

•не подсчет аудиторий, не фиксация привычек слушателей, не формализация количественных показателей в сфере музыкального творчества,

•осмысление дистанции между автономной музыкой и самим обществом.

Важно:! дистанция идет не от общества, а от музыки

•В эпоху расцвета любая «избранная» нация обычно уверяла, что ей и только ей одной принадлежит музыка.

•Музыка действительно — всеобщий язык. Ее сходство с языком не соотнесено с нациями. Даже очень далекие друг от друга культуры способны понимать друг друга в музыке

•У музыки есть национальная специфика

•Социальный смысл музыки раскрывается только постепенно — он скрыт, замаскирован, когда музыка появляется перед слушателем впервые.

•Как шифр социального музыку можно прочитать лишь когда «чувства» перестают поражать, занимая передний план сознания

Взаимосвязь понятий “культура”, “цивилизация”, “личность”, “общество”.

(Социологич энцикл словарь) КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возде­лывание, воспитание, образование, раз­витие, почитание) — англ. culture; нем. Kultur; фр. culture; чешек, kultura. 1. Совокупность материальных и ду­ховных ценностей, выражающая оп­ределенный уровень истор. развития данного общества и человека. 2. Сфе­ра духовной жизнедеятельности об­щества, включающая систему обра­зования, воспитания, духовного твор­чества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятель­ности. 4. Формы соц. поведения чело­века, обусловленные уровнем его вос­питания и образования.

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный) — англ. civilization; нем. Zivilisation; фр. civilisation; чешек, civilizace.

Уровень, сту­пень обществ, развития материаль­ной и духовной культуры, связанный с разделением труда, рационализа­цией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества. Ступень обществ, развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

 

ЛИЧНОСТЬ —англ. personality; нем.

Personlichkeit; фр. personnalite; чешек. osobnost.

1. Отдельный человек как индивиду­альность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процес­се к-рой он создает, воспроизводит и изменяет соц. реальность. 2. Относи­тельно устойчивая система соц. зна­чимых и уникальных индивидуаль­ных черт, характеризующих индиви­да, формирующаяся в процессе соци­ализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и соц. взаи­модействия. 3. Индивид, обладающий выдающимися качествами, оказываю­щий влияние на массы и ход исто­рии. 4. Индивид, находящийся в цент­ре обществ, внимания вследствие занимаемой соц. позиции и исполне­ния соц. или профессиональной роли.

 

ОБЩЕСТВО — англ. society; нем.

Gesellschaft; фр. societe; чешек, spo­lecnost.

1.   Сложившаяся в процессе истор. развития относительно устойчивая система соц. связей и отношений меж­ду людьми на основе совместной дея­тельности, направленной на воспро­изводство материальных условий су­ществования и удовлетворение по­требностей; О. поддерживается в силу обычаев, традиций, законов и т. д. По Ф. Теннису — в отличие от общины (Gemeinschaft), тип органи­зации соц. жизни с механической свя­зью частей, составляющих соц. целое; характеризуется противоборствую­щими устремлениями его участников,

рациональным обменом, расчетом, сознанием полезности и ценности. 3. В культ,     антропологии — группа индивидов, отличающихся осо­бой культурой (система ценностей, традиция) и существующая независи­мо от других групп, т. е. не являющаяся их подгруппой. 4. Совокупность людей, объединяющихся для удовлетворения определенных потребностей и интере­сов (напр., акционерное О., О. книго­любов и т. д.).

 

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.

 

Культура Цивилизация
Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий полезности)
Культура органична, функционирует как живое целое. Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)
Культура аристократична (шедевры - творения гения) Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.) Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.

 

Ж.Леви-Стросс: человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).

 

А. Вебер: культура - это синтез личности и общества. Общее для понятий личности и общества есть культура.

 

Про личность загнать, что культура влияет на личность, а личность на культуру. Что конкретному обществу соответствует определенный тип культуры. Короче, хз что тут писать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.018 с.)