Учение А. Шопенгауэра о воле. Волю у А. Шопенгауэра можно представить себе, если выражаться современным языком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение А. Шопенгауэра о воле. Волю у А. Шопенгауэра можно представить себе, если выражаться современным языком



Волю у А.Шопенгауэра можно представить себе, если выражаться современным языком, как некую Космическую Энергию. Соединяясь с неживой материей, она подчиняет ее себе и формирует из нее живые организмы. Мировая Воля – как А. Шопенгауэр представил ее в главном своем произведении «Мир как воля и представление» – это великое и всеобъемлющее начало, которое правит всем миром, воплощаясь в нем и творя его. Представление о Воле явно было создано в противовес Гегелю: тот считал силой, которая творит весь мир – природу и человеческую общественную жизнь в истории – Мировой Разум. Следуя диалектической логике, этот Разум шаг за шагом вносит в природу и в историю разумную гармонию, в которой свобода сочетается с порядком.

А. Шопенгауэр высмеивает эти гегелевские рассуждения, полагая, что утверждать нечто подобное может только наивный глупец-оптимист либо злонамеренный обманщик. Ведь нельзя не видеть, что никакой разумности нет ни в природе, ни в человеческой истории. В природе сталкиваются небесные тела, на земле происходят губительные катаклизмы, даже элементарное трение есть проявление борьбы неживых тел, их стремления сокрушить друг друга. Мир химии, где проявляют себя «валентности», «активности металлов» и т.п. – это постоянный мир борьбы. В сфере живого существа рождаются миллиардами, но и гибнут все без исключения, чтобы смениться другими. Какой же разумный творец допустит, чтобы все плоды его творчества регулярно уничтожали друг друга? А ведь биологи подтвердят, что живое может питаться только живым.

Непрерывная жестокая борьба – повсюду не только в природе, но и в человеческой истории. Едва наметившуюся здесь разумную гармонию взрывает дикая сила, несущая с собой социальные катаклизмы. Все без исключения кровавые исторические трагедии, все катастрофы и катаклизмы – это Воля в действии. Она непрерывно противоречит сама себе, пожирает сама себя, мучает сама себя. Разные “части” Мировой Воли воплощаются в виде противоборствующих природных и социальных сил, и эти разные ее воплощения насмерть сражаются друг с другом, объективируясь во вселенской борьбе всего со всем.

Таким образом, мир состоит из Воли и представлений. Единственно реальна только Воля, а все вещи и предметы, все существа мира – лишь ее воплощения. Нам только кажется, что они существуют объективно, подчиняются какой-то логике, следуют каким-то законам. На самом деле – это иллюзии, которыми Воля дразнит и распаляет себя, чтобы «быть в тонусе». Возьмем, к примеру, чтобы нам было понятнее, гражданскую войну в России. Неверно было бы искать объективные причины, по которым она произошла, выяснять, чем было детерминировано появление красных и белых. Гражданская война, как ответил бы на этот вопрос А. Шопенгауэр, есть всего лишь одна из пьес, которую создала и срежиссировала Мировая Воля, чтобы развлечь себя и потренироваться в роли драматурга и режиссера. Она создала иллюзии «белого дела» и «красного дела», чтобы этими иллюзиями возбудить и расколоть народ, побудив его вести междоусобную войну. Точно так же, для собственного развлечения, Мировая Воля ставит спектакли под названием «революция», «восстание», «бунт», «резня». А. Шопенгауэр говорил, что достаточно вспомнить только одну Варфоломеевскую ночь, чтобы отвергнуть гегелевскую идею о том, что на Западе история обретает все большую разумность. (Л.Толстой ненавидел пьесы У. Шекспира, считая их писаниями какого-то дикаря, потому что в них нет ни малейшего смысла – тем лучше они выражают Мировую Волю).

Точно так же и в природе все небесные тела, все физические частицы, все химические элементы, все растения, животные, люди – это лишь ее представления – воплощения Мировой Воли, которые она создает, чтобы распалять себя. Задача этих творений Воли возбуждение энергии в самой Воле. Ее можно сравнить с композитором или с поэтом, которые создают свои произведения, чтобы вдохновлять себя на новые и новые творческие свершения и, таким образом, наращивать свой собственный потенциал. Воля создает смертельных врагов, противоборствующих в природе и в обществе единственно затем, чтобы поддерживать себя «в тонусе», распалять стремление к противоборству в себе самой.

Не стоит полагать, что, говоря о такой всеохватывающей борьбе, А. Шопенгауэр – полный пессимист и меланхолик.

А. Шопенгауэру как высокому интеллектуалу, считавшему себя гениальным, Воля просто не может казаться абсолютно бессмысленной. Он все же видит в проявлениях Мировой Воли высший жизненный смысл. Он – в том, что Воля, порождая вселенскую борьбу всего со всем, способствует честному состязанию, в ходе которого побеждают сильнейшие – и Воля приходит к все более высоким формам своей объективации – так же, как гегелевский Разум.

Воплощения Воли в неживой природе – это низшие ступени ее объективации, потому что здесь совершенно отсутствует индивидуальность.

Человек же являет наивысшую и наисложнейшую ступень объективации воли, поскольку каждый человеческий индивид уникален. Кроме того, человеку присуща избирательность полового влечения: «Далее, как на феномен такого собственного индивидуального характера, отличающего человека от всех животных, следует смотреть и на то, что у животных половое влечение ищет себе удовлетворения без заметного выбора, между тем как у человека этот выбор – притом независимо от всякой рефлексии, инстинктивно – доходит до такой степени, что обращается в могучую страсть.» [2, 124]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.005 с.)