Педагогика в системе наук о человеке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика в системе наук о человеке



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен по теории и практике обучения и воспитания является формой итоговой аттестации обучающихся 1 ступени высшего образования при освоении образовательных программ общепрофессиональных дисциплин «Педагогика» и «Психология», специальной дисциплины «Методика воспитательной работы».

Цель: определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ высшего образования при завершении освоения содержания образовательных программ высшего образования.

Задачи:

определение уровня овладения студентами научно-теоретическими, нормативно-правовыми основами организации образовательного процесса;

проверка психолого-педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности;

установление уровня сформированности педагогического мышления, профессионально значимых умений.

Содержание программы государственного экзамена по указанным дисциплинам соответствует образовательным стандартам и типовым программам, на основе которых осуществлялась профессиональная подготовка студентов дневной и заочной форм получения образования по специальности

1-01 02 01  «Начальное образование».

В соответствии требованиями образовательного стандартавыпускник должен обладать следующими компетенциями по дисциплинам:

«Педагогика»:

знать: нормативно-правовые и законодательные документы в области начального образования; методологию и логику педагогического исследования; основные категории дидактики и теорию воспитания; принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания младших школьников; основы организации целостного учебно-воспитательного процесса в начальной школе; тенденции и закономерности развития педагогики начальной школы в контексте историко-педагогического знания; особенности организации и осуществления коррекционной работы в начальной школе;

уметь: применять на практике теоретические знания в области гуманизации процесса обучения и воспитания младших школьников; применять на практике идеи историко-педагогического наследия в области начального образования; осуществлять коррекцию личности младшего школьника.

«Методика воспитательной работы»:

знать: сущность и назначение воспитательной работы; психолого-педагогические основы организации воспитательной работы; особенности воспитательной работы с младшими школьниками; пути и способы организации ученического коллектива; способы реализации индивидуального подхода в воспитании; содержание, формы, методы и средства воспитательной работы; современные воспитательные технологии

уметь: планировать и организовывать воспитательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; анализировать и решать педагогические ситуации; применять новые воспитательные технологии; анализировать результаты воспитательной работы.

«Психология»:

знать: основные категории и понятия, предмет и методы психологии; о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения и общении субъекта обучения; особенности познавательных процессов на различных ступенях онтогенеза; основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; индивидуально-психологические свойства личности младшего школьника; психологические особенности учебных групп в начальной школе;

уметь: характеризовать психические состояния, процессы и личностные особенности; анализировать процесс социализации и развития качеств личности; преодолевать психологические барьеры в педагогическом общении; уметь анализировать ведущую деятельность; выявлять различные качества, новообразования у младших школьников.

Программа задает содержательные ориентиры, позволяющие студенту-выпускнику построить полные, развернутые, исчерпывающие ответы на вопросы.

Рекомендуемая схема ответа на государственном экзамене такова:

1. Актуальность рассматриваемого вопроса.

2. Ученые, занимающиеся исследованием данной проблемы.

3. Основные понятия, разные подходы к их трактовке.

4. Сущность вопроса, решение рассматриваемой проблемы в контексте современных педагогических концепций.

5. Выводы (значимость теории вопроса для практической деятельности, разработанность проблемы и др.).

Таким образом, на государственном экзамене студент демонстрирует свою компетентность в различных проблемах обучения и воспитания младших школьников, что предполагает не только знание основных педагогических понятий и концепций, но и умение сделать сопоставительный анализ разных подходов, дать аргументированную оценку, высказать собственную точку зрения, привести примеры из школьной практики и т.п.

После программы каждой из дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, приводится список учебной и методической литературы по основным разделам этих дисциплин.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПЕДАГОГИКА

Система образования Республики Беларусь

Понятие о системе образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании. Национальная система образования. Основные принципы и направления государственной политики в сфере образования. Цели и компоненты национальной системы образования. Виды и формы получения образования. Уровни основного образования.

Учреждения общего среднего образования. Начальная школа как учреждение I ступени общего среднего образования.

Высшее образование, его ступени и учреждения. Дополнительное и специальное образование.

Нормативные правовые документы, регулирующие отношения в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.).

 

Формы организации обучения

Понятие о формах организации обучения. Многообразие форм обучения. Общие формы организации работы учащихся (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная формы).

Понятие «система обучения». Система индивидуального, индивидуализированного, взаимного, массового обучения, и их развитие в дидактике. Классно-урочная система обучения. История возникновения и развития классно-урочной системы. Урок – основной элемент классно-урочной системы обучения.

Основные и дополнительные формы организации обучения в начальных классах. Урок, его типология и структура. Современные требования к уроку и пути его совершенствования. Нестандартные уроки в начальных классах. Интегрированные уроки. Подготовка учителя к уроку.

Учебная экскурсия. Организация домашней учебной работы младших школьников. Факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации, олимпиады, конференции учащихся.

Виды обучения

Объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное), его преимущество и недостатки.

Сущность проблемного обучения. Понятие «проблемная ситуация», «проблема», «проблемный вопрос». Этапы проблемного обучения. Способы создания проблемных ситуаций. Достоинства и недостатки проблемного обучения.

Сущность и характерные черты программированного обучения. Принципы программирования учебного материала (линейное программирование, разветвленное программирование). Структура программированного обучения. Алгоритм, его виды. Достоинства и недостатки программированного обучения. Средства программированного обучения.

Значение компьютерного обучения. Требования к составлению обучающих программ.

Л.С. Выготский о двух уровнях умственного развития ребенка (уровень актуального развития, зона ближайшего развития). Дидактическая система обучения Л.В. Занкова. Дидактические принципы системы: обучение на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работы над развитием всех учащихся класса. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменения самого себя как субъекта обучения. Основные новообразования младших школьников: учебная деятельность и ее субъекты; теоретическое мышление, произвольное управление поведением (рефлексия). 

Образовательные технологии

Сущность технологического подхода к образованию. Понятие о технологии обучения и технологии воспитания. Классификация технологий обучения.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Реализация педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода.

Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся. Игровые технологии в обучении. Технологии группового и коллективного обучения в начальных классах.

Технологии эффективного управления процессом обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения. Технология полного усвоения знаний. Технология модульного обучения. Технологии обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Технологии развития творческого потенциала личности младшего школьника. Технология проектов. Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской). Технология ТРИЗ в начальных классах. Технология педагогических мастерских. Технология развития критического мышления учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе начальной школы.

Педагогическая диагностика

Сущность, функции, принципы педагогической диагностики. Процедура диагностики: постановка целей, определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; анализ результатов; учет результатов диагностики при организации педагогического процесса.

Результаты (продукты) процесса обучения. Понятие о контроле и проверке знаний, умений и навыков. Виды, методы и формы контроля. Тестирование учебных достижений. Педагогические требования к контролю и оценке успеваемости учащихся. Критерии и 10-балльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся на I ступени общего среднего образования. Особенности контроля и оценки результатов учебной деятельности младших школьников в период безотметочного обучения.

Критерии и показатели результативности воспитательного процесса. Методы диагностики воспитанности личности и коллектива.

Формы воспитательной работы

Понятие о форме воспитательной работы. Типология форм по времени, по видам деятельности, по субъекту организации, по результату, по количеству участников и др.

Краткая сравнительная характеристика форм воспитательной работы. Методика и технология воспитательного мероприятия, творческого праздника, коллективного творческого дела, художественно-творческого конкурса.

 

Планирование воспитательной работы

Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя.

Проблема целеполагания в процессе планирования. Планирование: определение цели, задач, содержания воспитательной работы в начальных классах. Принципы, функции планирования. Источники планирования. Программно-планирующая документация. Форма плана. Структура плана. Коллективное планирование. Алгоритм планирования конкретного дела.

Младших школьников

Характеристика познавательной деятельности: сущность, назначение, содержание, формы, методические условия. Формы организации познавательной деятельности учащихся (викторина, турнир знатоков, устный журнал, заочное путешествие и др.). Формы воспитания у учащихся читательских интересов. Организация взаимодействия с библиотекой.

 

Младших школьников

Основные международные и национальные законодательные акты о правах детей. Закон Республики Беларусь о правах ребенка.

Основы правого воспитания школьников. Права и обязанности младших школьников. Педагогические условия и принципы нравственно-правового воспитания. Основные направления нравственно-правового воспитания школьников. Содержание, особенности, формы нравственно-правового воспитания младших школьников.

Младших школьников

Сущность и назначение ценностно-ориентировочной деятельности (ЦОД). Содержание и формы ЦОД. Методические условия ценностно-ориентировочной деятельности.

Классный час как основная форма ценностно-ориентировочной деятельности: сущность, назначение, функции, цель и задачи, тематические направления, методические условия. Методика и технология классного часа на нравственные темы.

Здорового образа жизни

Задачи физического воспитания и формирование культуры здорового образа жизни в современных концепциях и программах воспитания. Осознание школьниками значимости здоровья как ценности. Критерии сформированности культуры здорового образа жизни.

Методика и технология приобщения младших школьников к культуре ЗОЖ. Здоровьесберегающие технологии.

Задачи и содержание физкультурно-оздоровительной деятельности. Утренняя гимнастика, подвижные перемены, физкультурно-массовые и спортивные воспитательные мероприятия (спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и спорта и др.). Особенности и методика организации физкультурно-оздоровительных дел в начальных классах.

Младших школьников

Понятие «эстетическая культура личности». Эстетическая воспитанность.

Особенности эстетической культуры младшего школьника. Художественно-эстетическая деятельность как средство эстетического воспитания.

Характеристика художественно-эстетической деятельности младших школьников, ее задачи, содержание, основные направления и методические условия.

 

Психология

Предмет психологии

Определение психологии как науки. Основные этапы истории психологии. Понятие о психике. Понятие об отражении. Формы отражения. Система феноменов, изучаемых современной психологией.

Рефлекторная природа психического как свойства нервной системы мозга. Основные функции психики. Психика как продукт эволюционного процесса. Сознание как высшая форма психического отражения.

Структура психики: сознание, бессознательное, надсознательное. Сознание и его основные психологические характеристики. Сознание и бессознательное.

 

Деятельность

Понятие о деятельности. Предметный характер человеческой деятельности. Потребности как источник активности. Потребности человека и мотивация деятельности. Предметный характер потребностей. Структура деятельности человека.

Происхождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней практической (процессы интериоризации - экстериоризации). Теория культурно-исторического происхождения и развития высших психических функций.

Освоение деятельности. Формирование навыков и основные закономерности упражнений. Структура и взаимодействие навыков. Возникновение умений. Привычки и их роль в поведении человека.

Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

 


Личность

Понятие о личности в психологии. Индивид и личность. Гуманистический и личностный подходы педагога к изучению, пониманию и воспитанию ребенка.

Структура личности. Теории структуры личности в зарубежной и отечественной психологии (З.Фрейд, В.Райх, К.Юнг и др.; К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский и др.).

Активность личности. Основные направления в теории личности: теория психосексульного развития личности (З.Фрейд); индивидуальная теория личности (А.Адлер); аналитическая теория личности (К.Юнг); теория психосоциального развития личности (Э.Эриксон); гуманистические теории личности (Э.Фромм, А Маслоу) и др.

Направленность личности. Самосознание личности. Открытие «Я» в процессе развития личности ребенка. Самооценка и ее роль для становления самосознания личности. Уровень притязаний. Защитные механизмы личности.

 

Психология личности учителя

Психологические требования к личности, эрудиции, интеллекту и культуре учителя. Профессионально-значимые и личностные качества учителя, их самоанализ и самодиагностика.

Развитие педагогических способностей. Общие и специальные способности педагога. Роль коммуникативных способностей и педагогического такта в деятельности учителя. Знания, умения и навыки педагога как воспитателя. Профессионально-педагогическая направленность как интегральное свойство личности учителя.

Социально-психологический менеджмент в образовании. Имидж педагога. Педагогическое мастерство и техники его развития.

 

Педагогика

Основная литература

1. Баранов, С.П. Гносеологические основы начального обучения детей в школе \ С.П. Баранов. – Москва: Прометей, 2005. – 280 с.

2. Капранова, В. А. История педагогики в лицах: учебное пособие / В. А. Капранова. – Минск: Новое знание; Москва: ИНФРА - М, 2013. – 176 с.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.

4. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / Г. М. Коджаспирова. – Москва: Гардарики, 2009. – 528 с.

5. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов / В. В. Краевский. – Москва: Академия, 2003. – 256 с.

6. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина; под общей редакцией В.С. Кукушина. Москва: МарТ, 2005. – 592 с.

7. Левитес, Д. Г. Педагогические технологии: учебник / Д. Г. Левитес. – Москва: ИНФРА-М, 2017. – 401, [1] с.

8. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Л. П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2007. – 432 с.

9. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под редакцией В. А. Сластенина. – 10-е издание, переработано – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 608 с.

10. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учебно - методическое пособие / И. И. Цыркун, А. И. Андарало, Е. Н. Артеменок [и др.]; под общей редакцией И. И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2012. – 516 с. 

11. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – Москва: Высшее образование, 2008. – 540 с.

12. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педагогических  колледжей / И.П.Подласый. – Москва: Владос, 2001. – 400 с.

13. Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии [Электронный ресурс] / Е. И. Снопкова. – Электрон. данные. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: Pentium II 300; 64 Mb RAM; свободное место на диске 16 Mb; Windows 98 и выше; Adobe Acrobat Reader; CD-Rom; мышь. - Загл. с экрана. – На рус. яз.

14. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учебное пособие / Н. К. Степаненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – 496 с.

15. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебник для студентов педагогических специальностей вузов / И. Ф. Харламов. – 7-е изд. – Минск: Университетское, 2002. – 560 с.

16. Чумакова, С. П. Теоретические основы воспитания младших школьников: пособие/ С. П. Чумакова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2016. – 200 с.

 

Дополнительная литература

17. Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония / Ш.А. Амонашвили. – Москва: МЦР, 2002. – 672 с.

18. Бесова, М. А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: пособие. Ч. 2 / М. А. Бесова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2004. – 96 с.

19. Березовин, Н.А. Лекции по педагогике /Н.А. Березовин, О.Л. Жук, Н.А. Цырельчук. – Минск.: МГВРК, 2006. – 448 с.

20. Богдановская, И. М. Информационные технологии в педагогике и психологии: учебник для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению «Педагогическое образование» / И. М. Богдановская, Т. П. Зайченко, Ю. Л. Проект. – Москва: ПИТЕР, 2017. – 300 с.

21. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В. Буткевич. - Минск: НИО, 2007. - 280 с.

22. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. / Н. И. Запрудский. – Минск.: Сэр – Вит, 2003. – 288 с.

23. Капранова, В. А. История педагогики / В. А. Капранова. – Минск: Новое знание, 2007. – 240 с.

24. Капранова, В.А. Основы школьной дидактики: учебное пособие для студентов педагогических специальностей высших учебных  заведений / В.А. Капранова, И.Г. Тихонова. – Минск: БГПУ, 2002. – 150 с.

25. Катович, Н.К. Диагностика воспитания в школе / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева; под ред. Т.Н. Ковалевой. – Минск: НИО, 2008. – 152 с.

26. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2015. – № 2. – С. 3-19.

27. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПУК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – Москва: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.

28. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных  заведений и слушателей ИПУК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – Москва: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.

29. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов. – Москва.: Академия, 2002. – 272 с.

30. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л. И. Маленкова. – Москва: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

31. Основы педагогики: учебное пособие / А. И. Жук [и др.]; под общей редакцией А. И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2006. – 349 с.

32. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов вузов и средних учебных заведений / под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – Москва: Академия, 2003. – 512 с.

33. Прокопьев, И. И. Основы общей педагогики. Дидактика: учебное пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

34. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В.Журлова; под общей редакцией Е.Ф.Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 212 с.

35. Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии. / Е. И. Снопкова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. – 416 с.

36. Старовойтова, Т. А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: пособие. Ч. 1 / Т. А. Старовойтова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2002. – 96 с.

37. Старовойтова.Т.А. Формирование умений учебной деятельности у младших школьников. / Т.А.Старовойтова. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2011. -52 с.

38. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебное пособие / А.В.Хуторской. – 2-е изд., переработано – Москва: Высшая школа, 2007. – 639 с.

39. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учебное пособие / В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.

40. Школьные технологии обучения и воспитания: учебно-методическое пособие /Л.В. Пенкрат, А.Р. Борисевич, Л.М. Волкова и другие; под редакцией. Л.В. Пенкрат. – Минск: БГПУ, 2009. – 235 с.

Психология

Основная литература

1. Абрамова, Г. С. Общая психология: учебное пособие для вузов / Г. С. Абрамова. – Москва: Академический Проект, 2002. – 496 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для студентов вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Аспект Пресс, 2004. – 365 с. – (Классический учебник)

3. Вайнштейн, Л. А.     Общая психология / Л. А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2003. – Ч.1. – 156 с.

4. Волков, Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва: Сфера, 2003. – 112 с. 

5. Габай, Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / Т. В. Габай. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2008. – 240 с. – (Высшее образование)

6. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.

7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие для вузов / В. В. Давыдов. – Москва: Академия, 2004. – 288 с. – (Высшее образование)

8. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко. – Москва: Владос, 2005. – 264 с. – (Учебное пособие для вузов)

9. Даукша, Л. М. Психология педагогического общения: учебно-методическое пособие / Л. М. Даукша. – Гродно: Гродненский государственный университет, 2004. – 103 с.

10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – Москва: Логос, 2005. – 384 с. – (Новая универсальная библиотека)

11. Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие / В. М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 256 с.

12. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учебное пособие / В. М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 448 с.

13. Ксенда, О.Г. Психология личности: курс лекций / О. Г. Ксенда, В. А. Поликарпов. – Минск: Четыре четверти, 2011. – 204 с. 

14. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для студентов вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва: Сфера, 2004. – 464 с.

15. Куницына, В. Н. Межличностное общение: учебное пособие для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2003. – 544 с. – (Учебник нового века)

16. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2011. – 583 с. – (Учебник для вузов)

17. Марищук, Л. В. Психология: пособие / Л. В. Марищук, С. Г. Ивашко, Т. В. Кузнецова. – Минск: Тесей, 2009. – 760 с.

18. Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва: Владос, 2006.

19. Общая психология: учебное пособие для вузов /Л. А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов [и др.]. – Минск: Тесей, 2005. – 368 с. 

20. Общая психология: учебник для вузов / под общ. ред. А. В. Карпова. – Москва: Гардарики, 2005. – 232 с.

21. Педагогическая психология: учебник для вузов / под ред. Н. В. Клюева. – Москва: Владос, 2006. – 399 с. – (Учебник для вузов)

22. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: учебное пособие для вузов / Е. Б. Перелыгина. – Москва: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.                                                                              

23. Попова О. С. Психологическое сопровождение педагогического процесса: пособие для педагогов школ, ПТУ, ССУЗ, классных руководителей, психологов / О. С. Попова. – Минск: Беларуская наука, 2003. – 146 с.

24. Практикум по психологии: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Э. В. Котлярова [и др.]. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. – 332 с.

25. Психология личности: новые подходы в исследовании: сборник научных статей / под общ. ред. С. Л. Богомаз. – Витебск: Витебский государственный университет, 2004. – 172 с.

26. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. – Москва: Владос, 2003. – Т. 1. – 312 с.

27. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. – Москва: Владос, 2003. – Т. 2. – 248 с.

28. Семечкин, Н. И. Социальная психология: учебник / Н. И. Семечкин; под ред. В. А. Терехина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 608 с. – (Высшее образование)

29. Слаква, С. П. Психология малой группы: учебное пособие / С. П. Слаква. – Москва: Экзамен, 2004. – 160 с. – (Бизнес-тренинг)

30. Сорокоумова, Е.А.   Возрастная психология: краткий курс / Е. А. Сорокоумова. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. – 208 с. – (Краткий курс)

31. Столяренко, Л. Д.     Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2010. – 592 с.

32. Холл, К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей. – Москва: Психотерапия, 2008. – 672 с. – (Золотой фонд психотерапии)

33. Шаповаленко, И. В.  Возрастная психология: психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / И. В. Шаповаленко. – Москва: Гардарики, 2005. – 349 с.

34. Янчук, В. А.   Введение в современную социальную психологию: учебное пособие / В. А. Янчук. – Минск: Асар, 2005. – 768 с.

 

Дополнительная литература

 

35. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. – Москва: Владос, 2004. – 208 с.

36. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 368 с.

37. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – Москва; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 256 с.

38. Введение в психологию / А. П. Лобанов, С. И. Коптева. – Минск: Энциклопедикс, 2004. – 398 с.

39. Введение в психологию / А. В. Петровский; под общ. ред. А. В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Ака­демия», 1996. – 496 с.

40. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан [и др.]. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

41. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учебное пособие для студентов педагогических вузов / сост. и науч. ред.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 624 с.

42. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: Черо: Юрайт, 2001. – 336 с.

43. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. – Москва: Просвещение, 1987. – 190 с.

44. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 940 с.

45. Крысько, В. Г. Социальная психология: словарь-справочник / В. Г. Крысько. – Минск: Харвест, 2004. – 688 с.

46. Лобанов, А. П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учебное пособие / А. П. Лобанов. – Минск: Новое знание, 2008. – 376 с.

47. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. – Москва: ВЛАДОС, 2007. – 448 с.

48. Психология развития: учебное для студ. вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2005. – 528 с. 

49.  Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.

50. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – 672 с.

51. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – Санкт-Петербург: Питер, 1999 – 416 с.

52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2т. / С. Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 1989. – Т. 2. – 328 с.

53. Социальная психология: хрестоматия: учебное пособие для вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – Москва: Аспект Пресс, 1999. – 475 с.

54. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 544 с.

55. Хрестоматия по психологии: учебное пособие для студентов педагогических институтов / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петров­ского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1987. – 447 с.

56. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 – 544 с.

57. Шостром, Э. Анти–Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром – Минск: Полифакт, 1992. – 128 с.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен по теории и практике обучения и воспитания является формой итоговой аттестации обучающихся 1 ступени высшего образования при освоении образовательных программ общепрофессиональных дисциплин «Педагогика» и «Психология», специальной дисциплины «Методика воспитательной работы».

Цель: определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ высшего образования при завершении освоения содержания образовательных программ высшего образования.

Задачи:

определение уровня овладения студентами научно-теоретическими, нормативно-правовыми основами организации образовательного процесса;

проверка психолого-педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности;

установление уровня сформированности педагогического мышления, профессионально значимых умений.

Содержание программы государственного экзамена по указанным дисциплинам соответствует образовательным стандартам и типовым программам, на основе которых осуществлялась профессиональная подготовка студентов дневной и заочной форм получения образования по специальности

1-01 02 01  «Начальное образование».

В соответствии требованиями образовательного стандартавыпускник должен обладать следующими компетенциями по дисциплинам:

«Педагогика»:

знать: нормативно-правовые и законодательные документы в области начального образования; методологию и логику педагогического исследования; основные категории дидактики и теорию воспитания; принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания младших школьников; основы организации целостного учебно-воспитательного процесса в начальной школе; тенденции и закономерности развития педагогики начальной школы в контексте историко-педагогического знания; особенности организации и осуществления коррекционной работы в начальной школе;

уметь: применять на практике теоретические знания в области гуманизации процесса обучения и воспитания младших школьников; применять на практике идеи историко-педагогического наследия в области начального образования; осуществлять коррекцию личности младшего школьника.

«Методика воспитательной работы»:

знать: сущность и назначение воспитательной работы; психолого-педагогические основы организации воспитательной работы; особенности воспитательной работы с младшими школьниками; пути и способы организации ученического коллектива; способы реализации индивидуального подхода в воспитании; содержание, формы, методы и средства воспитательной работы; современные воспитательные технологии

уметь: планировать и организовывать воспитательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; анализировать и решать педагогические ситуации; применять новые воспитательные технологии; анализировать результаты воспитательной работы.

«Психология»:

знать: основные категории и понятия, предмет и методы психологии; о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения и общении субъекта обучения; особенности познавательных процессов на различных ступенях онтогенеза; основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; индивидуально-психологические свойства личности младшего школьника; психологические особенности учебных групп в начальной школе;

уметь: характеризовать психические состояния, процессы и личностные особенности; анализировать процесс социализации и развития качеств личности; преодолевать психологические барьеры в педагогическом общении; уметь анализировать ведущую деятельность; выявлять различные качества, новообразования у младших школьников.

Программа задает содержательные ориентиры, позволяющие студенту-выпускнику построить полные, развернутые, исчерпывающие ответы на вопросы.

Рекомендуемая схема ответа на государственном экзамене такова:

1. Актуальность рассматриваемого вопроса.

2. Ученые, занимающиеся исследованием данной проблемы.

3. Основные понятия, разные подходы к их трактовке.

4. Сущность вопроса, решение рассматриваемой проблемы в контексте современных педагогических концепций.

5. Выводы (значимость теории вопроса для практической деятельности, разработанность проблемы и др.).

Таким образом, на государственном экзамене студент демонстрирует свою компетентность в различных проблемах обучения и воспитания младших школьников, что предполагает не только знание основных педагогических понятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.126 с.)