Трансформация интервью на радио в формат подкасты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансформация интервью на радио в формат подкасты



 

Подкастинг — процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов. По форме подкасты похожи на радио- или телепередачи, но существуют в виде файлов или потокового мультимедиа, которые можно проигрывать в удобное для слушателя время и в любом месте с помощью интернета.

Такие площадки как YouTube — с уверенностью можно сказать, что заменили нам телевидение, в свою очередь же развитие подкастов ведёт к тому, чтобы занять место радио или лекций, аудиокниг.

Подкасты сейчас буквально на пике популярности и во многом благодаря удобству прослушивания и разнообразию тематик. Записи можно включить онлайн или скачать. В отличие от видео на Ютубе или посещения очных лекций, информацию можно получать в любом месте: когда вы скучаете в пробке, мчите на велосипеде, моете посуду или мотаете километры на беговой дорожке.

Другая важная особенность — подкасты не только развлекают, но и содержат образовательный контент. По сути, они стали пропагандой интеллектуального радио. С помощью подкастов мы можем восполнить пробелы в образовании, узнать, как делать бизнес, учить языки, вдохновляться примерами бизнесменов, ученых и людей искусства.

Ещё в 2010-м году немногие из русскоговорящей аудитории могли ответить, что такое подкаст. Сейчас же рынок аудиоконтента в России заметно разросся, и, возможно, музыку прослушивают практически наравне с аудиошоу, 50/50, 60/40. Новые способы распространения контента: разнообразие и доступность удобных платформ и сервисов, которые позволяют слушать интересные выпуски передач вместе с любимыми музыкальными треками на одной общей площадке, а также появление скоростного доступного интернета и развитие гаджетов — всё это стало причиной популяризации подкаст-платформ.

Разумеется, в этом контексте можно отметить отставание России от Запада, где история подкастинга началась намного раньше: так, например, к 2011 году в Великобритании людей, слушающих подкасты, насчитывалось даже больше, чем пользующихся твиттером. В нашей стране рост популярности аудиошоу пришёлся на второе десятилетие XXI века.

Пока в Америке выходил подкаст Serial, собравший более 420 миллионов прослушиваний, ежедневный проект газеты The New York Times входил в топ популярных подкастов, а студия The Gimlet и сервис Anchor продавались за миллионы и становились частью других гигантов, в России шли совсем другие процессы, в другом темпе и с другими героями.

«Подкастинг мертв» — с таким лозунгом 1 января 2015 года был закрыт первый в России подкаст-терминал Rpod. Его существование насчитывает долгие десять лет, а на протяжении трёх из них он являлся единственной площадкой для едва только зарождающегося явления — российских подкастов.

Его создателем был радиоведущий, голос «MTV Россия» Василий Стрельников. Ещё до подкастов он занимался альтернативным проектом — «Пиратское радио» — который представлял собой интернет-радиостанцию, выходящую в эфир прямо из его спальни. В интервью журналу ESQUIRE Стрельников рассказывает: «Мне всегда нравилось аудио, я с детства любил слушать радио. Но тогда, в 2005 году, в России было очень мало качественных радио шоу. В то время как в США уже появились и развивались подкасты. Мне стало интересно, почему в России этим никто не занимается. Запустил сайт Rpod.ru и на своем примере, на примере своего подкаста, хотел показать россиянам, как это делается».

Популярность RPod.ru набирала обороты, главным образом среди самых продвинутых пользователей интернета тех лет. Возможность загружать через сайт свои аудиодорожки, давать им названия, редактировать описание, устанавливать обложку и формировать RSS-ленту — всё это было крайне привлекательно для целевой аудитории. Подкасты можно было добавлять в избранное, скачивать, а все новые выпуски, чтобы не пропустить, появлялись на главной странице.

Производство подкастов не требовало особого мастерства, получения лицензии на вещание, прохождения модерации и даже покупки дорогостоящего оборудования. В силу доступности и открытости площадки на сайте всё больше и чаще стали появляться, с одной стороны, новые лица и интересный контент, а с другой, немалая часть передач и аудиошоу при этом была, как отмечал и сам Стрельников, «шлаком».

Свободный проект Стрельникова был вне конкуренции, но лишь до появления PodFM.

Новая подкаст-платформа была запушена Максимом Спиридоновым, продюсером центра «Ройбер», в марте 2008 года. От начинания Василия Стрельникова PodFM отличало то, что это уже был коммерческий проект — в противовес замыслу запуска Rpod, "площадки для себя, своих слушателей и для продвижения подкастов в России".

«Мы стараемся „ловить тенденции“, понимать, чего ждет рынок, чего ему не хватает и почему, — рассказывал Спиридонов в интервью сайту „МирТесен“. — Летом 2007 года мы, определяя планы по запуску разработки новых сайтов, выяснили, что в нише русскоязычного подкастинга есть место как минимум для ещё одного крупного проекта, который будет иметь очень высокие шансы на успех — как в среде пользователей, так и с финансовой точки зрения».

PodFM сохранил все функции Rpod, но придерживался редакционной политики. На сайте PodFM в разделах «Новинки», «Подкаст недели» и «Сегодня в эфире» постоянно обновлялись подборки и формировались топы. Наибольшей же популярностью пользовалась вкладка «Сделано на PodFM», где можно было найти выступления самых именитых подкастеров, взамен же сервис просил упоминание в своих выпусках.

Со стороны Rpod это вызывало недовольство, случались столкновения и конфликты. В ряде случаев подкасты удалялись с площадки Стрельникова за «пропаганду PodFM» (так случилось, например, с RadioGrinch) или исчезали из списка на главной странице «за отношение к площадке» (это произошло с подкастом «Кадры»).

Вместе с тем, PodFM можно вспомнить как ассоциацию с попыткой заработать деньги на слушателях. Так, уже после выхода из проекта Максима Спиридонова, в 2011 году, сайт совместно с компанией МТС разработал специальный тариф для пользователей. 1 мегабайт при использовании PodFM стоил немыслимые для того времени 50 рублей. Шквал критики в адрес подкаст-площадки и сотовой компании справедливо обрушился тот же час: один выпуск подкаста тогда весил около 30 мегабайт, то есть стоимость скачанного эпизода для абонента составляла около 1500 рублей.

PodFM и Rpod развивались параллельно, каждый имея свой подход к роли в мире русскоязычного подкастинга. Но к взлёту формата подкастов это не привело. Одной из причин можно назвать отсутствие хорошего быстрого интернета: скачивать заранее выпуски, чтобы послушать, не всегда удобно. С другой стороны, в России практически отсутствовала культура развлекательного аудио, и нужно время, чтобы привыкнуть к новому формату.

Тем временем, в 2012 году компания Apple запускает приложение «Подкасты», а спустя два года оно уже предустановлено на всех устройствах iPhone или iPod. Доступ к сотням аудиопередач и аудиошоу появился у тех, кто ещё вчера не слышал даже слова "подкаст" или не представлял, что оно означает. На тот момент техника Apple относилась к премиальному сегменту: устройства могли себе позволить только самые обеспеченные люди. И лишь с iPhone и iPod было возможно искать, загружать и слушать подкасты, не используя для этого компьютер, что было очень удобным, значительно упрощая доставку аудиошоу в наушники пользователей.

К 2015 году на платформе Apple появилось два крупных подкаста про технологии: Beardycast, Zavtracast, не считая десятки более мелких.

«О подкастах в целом знали только технологические энтузиасты, — рассказывает Esquire Тимур Сейфельмлюков, создатель Zavtracast. — То есть люди, которые знали, как работают технологии, как работает интернет, знали, что такое RSS-лента. И эти люди нашли новомодный, необычный формат, через который могли рассказать что-то таким же технологическим энтузиастам».

Вокруг подкастов сформировалось сообщество. В то время как многие другие шоу, теряли энтузиазм и закрывались, не в силах найти своего слушателя, эти проекты заняли свою нишу и даже стали главным двигателем шоу-индустрии вплоть до 2018 года.

Однако жёсткая конкуренция не могла не подвинуть технологические подкасты. А какие-то из них и сами за эти годы стали трансформироваться и искать новые направления. Как пример, можно привести подкаст «Отвратительные мужики»: из просто подкаста он вырос в полноценное СМИ, аудиошоу в котором занимает лишь небольшую часть. А Zavtracast и Beardycast превратились в целые подкаст-сети: так, в сеть Beardycast сейчас входит подкаст о технологиях и гаджетах, о фотографии, подкаст о науке и космосе, о фитнесе и ЗОЖ, а также о видеоиграх.

Роль технологических подкастов важна и сейчас, что иллюстрируется сотрудничеством с выше упомянутой сетью Beardycast таких компаний, как «Яндекс», Nvidia и Toyota.

Издание Meduza активизировало и дало толчок к дальнейшему развитию подкастов, популяризируя формат аудиошоу в русскоязычном медиапространстве. Появилось бессчётное количество новых аудиошоу.

Помимо «Медузы» и Beardycast, можно назвать такие популярные подкаст-провайдеры (медиа, специализирующиеся на выпуске регулярных подкастов), как Либо-либо, Подкастерская, Завтракаст, Blitz and Chips, Глаголев FM и другие.

Большая часть подкаст-клиентов для составления топов и подборки рекомендаций использует каталог Apple Podcasts. В 2017 году раздел с подкастами появился на популярном российском сервисе Яндекс.Музыка. В 2020 году на рынок подкастов вышли «СберЗвук» и французский стриминговый сервис Deezer.

2017 год провёл черту, за которой последовал новый этап развития подкаст-индустрии в России. Современный человек пользуется смартфоном, у многих установлен подкаст-плеер или специальное приложение. Интернет стал доступен повсеместно, благодаря чему подкасты можно слушать в любое время ипрактически в любом месте, не загружая выпуски заранее. На западном рынке продолжает расти конкуренция между площадками, в то время как рекламные бюджеты исчисляются миллионами.

По состоянию на конец 2019 года, самые успешные российские подкасты собирают 10-20 тысяч прослушиваний на выпуск.

Таким образом, союз радиовещания и интернета обусловил появление феномена подкастинга, который вследствие определенного набора преимуществ выступает одним из главных мейнстримов современной медиа-индустрии. Подкастинг позволяет прослушать любую пропущенную слушателем эфирную программу в цифровом виде на официальном сайте радиостанции, на стриминговых платформах и в социальных сетях. Новейшие технологии способствуют публикации в интернете мультимедийного контента, что позволяет пользователю, посещая сайт, не только ознакомиться с интересующей его программой, но и получить ее расшифровку, просмотреть тематические иллюстрации, видео и др. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что интернет предоставляет возможность исключить фактор дефицита изображения, который традиционно считался основным недостатком радио как аудиального СМИ. Важно отметить, что феномен подкастинга служит фактором привлечения нового сегмента аудитории – молодежи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всей вышеизложенной информации можно сделать вывод, что такой журналистский жанр, как интервью, будет оставаться актуальным всегда, приобретая всё новые современные формы. Ведь интервью всегда направлено на получение ответов на вопросы, интересующие целевую аудиторию. Главная его особенность — актуальность поводов для дискуссий в ходе ведения беседы. При просмотре, чтении или прослушивании интервью у зрителя, читателя или слушателя появляется возможность узнать о жизни определенных личностей: чем занимаются люди, над какими проектами работают, что их мотивирует и много другой личной информации. Этот жанр также даёт возможность узнать о разных профессиях, мысленно примерить их на себя.

Что касаемо телевизионного интервью, то оно основано на информации «из первых рук», то есть от того, кто является источником этой информации, ее носителем и его цель показать неподдельные эмоции интервьюируемого, его согласие или несогласие с оппонентом. При этом зритель, напрямую не задействованный в процессе интервью, становится отчасти его соучастником, так как он слышит и видит, а, следовательно, пропускает информацию через свое сознание, в соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.

В ходе проведения исследования удалось рассмотреть процесс развития телевизионного интервью как журналистского жанра и его трансформацию. Именно это и являлось целью работы. Также выполнены все поставленные задачи.

В процессе исследования был выявлен исторический аспект интервью. Проанализировав труды отечественных авторов, в работе рассмотрена классификация интервью по разным критериям. Таким образом, интервью можно различить по следующим критериям: по степени стандартизованности беседы (формализованное, полуформализованное, неформализованное интервью); по числу обсуждаемых тем (фокусированное, несфокусированное интервью); по количеству интервьюированных (индивидуальное, групповое интервью); в зависимости от типа получаемой информации (с «равнодушными», с «сопротивляющимися» респондентами и т.д.). При рассмотрении телевизионного интервью и интервью, транслируемого по радио, были проанализированы значимость таких форматов, сложности организации и подготовки к беседе интервьюера с респондентом, конкретные примеры данных форм проведения интервью.

На основании рассмотренной информации во второй главе, можно сказать, что на данный момент происходит трансформация интервью в новые форматы и медиа. Этот процесс не стоит на месте: придумываются новые способы и в то же время отмирают старые – несовместимые с новой эпохой. Технический прогресс также внес корректировки в работу интервьюера и сам жанр интервью. В современной российской журналистике внедряются все новые способы проведения интервью: изменение подачи информации, новые языковые стили, корректировка принципов взаимоотношений коммуникаторов и пр.

Сейчас все больше телевизионного контента, ориентированного на жанр интервью, перешло на самую популярную видео-площадку в интернете – YouTube. Это объясняется тем, что для просмотра видео зрителю не требуется «бежать к телевизору» к определенному времени. Что касаемо интервьюера, то на YouTube ему предоставляется большая свобода в выборе респондентов, тем для разговора, локаций для съемки и пр.

Похожая ситуация произошла и с радиоинтервью – они превратились в подкасты. Это также объясняется тем, что подкасты сейчас везде: есть интернет — слушаешь напрямую, нет — закачал пару выпусков и слушаешь. Формат выпусков подходит под любые современные устройства, поэтому можно слушать подкасты хоть на смартфоне, хоть на плеере. Если под выпуски радиопередач надо подстраиваться по времени, то выпуски подкастов доступны в любом месте в любом момент в неограниченном количестве.

Таким образом, к основным причинам, повлиявшим на эти процессы, относятся изменения в общественно-политической жизни общества, медиареволюция, изменение потребительских предпочтений, персонификация и персонализация журналистского текста.

Очевидно, что в условиях прогресса в сфере медиа, трансформация интервью на площадку «YouTube» и в подкасты – не предел. Информационная среда развивается максимально быстрыми темпами, что обуславливает создание все новых форматов в сфере журналистики. Появление нового контента неизбежно. Несомненно, он будет опираться на конвергенцию цифровых (или компьютерных) технологий в пространстве «Всемирной паутины» (Интернет).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

• Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М.: ВАРГИУС, 2001, - 145 с.

• Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью. М., изд-во «Наука», 1993, - 210 с.

• Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М,. — 768 с.

• Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2000, -120 с.

• Лукина М.М. Технология интервью: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003, - 255 с.

• Бернштеин С. И. Язык радио. Общая часть: учебник – М.: Наука, 1997. − 47 с.

• Ворошилов В. В. Журналистика. – Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 304 с.

• Гаймакова Б.Д. Основы риторики (теле- и радиовыступление как разновидность ораторского искусства). − М.: ГКТР, 1991. − 45 с.

• Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) // Русский язык сегодня. − М., 2000. 254 с.

• Головин Б.Н. Основы культуры речи. − М.: Высшая школа, 1980. – 280 с.

• Зарва М.В. Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач: Произношение в радио- и телевизионной речи. - М.: ФЛИНТА, Наука, 2011. − 376 с.

• Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2006. − 336 с.

• Муратов С.А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983. 214 с.

• Плешаков Л. Интервью: не торопитесь с вопросами, лучше расскажите что-нибудь сами // Профессия – журналист. 2000. №11

• Романова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью // Русский язык конца XX столетия (1985—1995). М.: «Языки русской культуры»,

• Сенкевич М.П. Культура и радио- и телевизионной речи. − М.: Высш.шк.,1997. − 96 с.

• Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики: учеб. пособие для вузов / В. В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 288 с.

• Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 312 с.

• Чудинов А.П. Умение убеждать: практическая риторика. - Екатеринбург,1999. − 60 с.

• Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи//Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. 189 с.

• Якубинский Л.П. О диалогической речи//Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. 314 с.

• Вакурова, Н. В. Типология жанров современной экранной продукции [Текст] /Н. В. Вакурова, Л. И. Москвинин. – М.: Эксмо, 2015. – 437 с.

•  Видеоблоги как разновидность новых медиа [Текст]: материалы XLV науч. конф.Огарёвские чтения (Национальный исследовательский Мордовский государственныйуниверситет им. Н. П. Огарёва. Саранск, 8–13 дек. 2016 г.) / отв. ред. П. В. Сенин. – Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2017. – С. 190–193.

• Ермилов, А. Е. Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту[Текст] / А. Е. Ермилов. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 110 с.

• Жанровое разнообразие видеоблогинга в России [Текст]: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы (РУДН. Москва, 10 нояб. 2016 г.) / отв. ред. В. В. Барабаш. – М.: Изд-во РУДН, 2016. – С. 292–295.

•  Жолудь, Р. В. Блогинг и профессиональная журналистика в современных массовых коммуникациях: противостояние или симбиоз? [Текст] / Р. В. Жолудь // Вестн. Воронежского государственного ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – 2011. – № 2. –С. 177–180.

•  Ипатьева, В. А. История возникновения и этапы развития видеоблогинга в России [Электронный ресурс] / В. А. Ипатьева // Научное издательство «Сибак». – URL: https://sibac.info/journal/student/33/113475 (дата обращения: 20.04.2020).

•  Ким, М. Н. Репортаж: технология жанра [Текст] / М. Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2016. – 224 с.

• Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика [Текст]: учебник / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 237 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.088 с.)