Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность темы исследования.

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1. Исторический аспект интервью

Типология интервью

 

Прежде всего, стоит классифицировать интервью, назвать некоторые виды и разновидности подвидов. Понимать принципы, лежащие в основе разделения, довольно важно для понимания структуры интервью как жанра. Существуют разнообразные стандарты собеседования, соответствующие различным ситуациям, и выбор каждого из них должен быть обоснован. Каждый стандарт имеет свои элементы, образующие уникальную форму.

Так, формализованное интервью строго регламентировано и предполагает стандартизацию плана интервью: последовательность и формулировка вопросов определены заранее, и интервьюер не может не придерживаться инструкции (текста обстоятельно проработанного вопросника) и отступать от плана. Общение интервьюера и респондента не может носить спонтанный характер.

Итак, говоря о стандартизации, методологи считают необходимым изложить определённые требования к ситуации и процедуре собеседования, а под формализацией они имеют в виду определение внешнего вида инструмента, формулировки вопросов и ответов на них. Структурирование — это установление устойчивых связей и стилевого соответствия между элементами собеседования, их упорядочение. Последним важным критерием формирования подвида является недирективность, то есть навык нейтрального опроса, направленного на минимизацию «эффекта интервьюера». В определённом смысле недирективнисть является стандартом любого интервью, включая формализованное, и касается только зондирования вопросов.

Обобщая все возможные типологии, мы приходим к выводу, что типы собеседований различают по трём основным критериям — степени стандартизованости вопросов, количеству обсуждаемых тем и количеству респондентов. Большинство подвидов можно различить по первому критерию, а именно степени стандартизованности беседы, то есть жёсткостью и детализацией разработанных правил установления контакта с респондентом, последовательностью вопросов и их формулировкой, способностью к осуществлению собственных методических решений во время беседы.

Выделяются такие виды как:

1. Формализованное (строго стандартизироанное) интервью (беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открытыми вопросами. В таком интервью вопросы могут направляться интервьюируемому заранее

Также его применяют для опроса группы людей, но эта практика относится скорее не к жанру интервью, а к методу сбора информации.

2. Полуформализованное (полустандартизованное) интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Список вопросов составляется заранее, но в ходе беседы интервьюер может их изменять, что дает ему больше инициативы, и помогает получать как сведения о личности, так и по определенной проблеме.

3. Неформализованное интервью (длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера). Оно характеризуется минимальным уровнем стандартизации.

По второму критерию — числу обсуждаемых тем — виды интервью подразделяются на:

1. Фокусированное, или направленное, интервью (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен, может быть формализованным и неформализованным). На воображаемой шкале стандартизации этот вид занял бы промежуточное положение, поскольку представляет собой следующую ступень к уменьшению предписанности и несвободы во взаимодействии интервьюера и опрашиваемого.

2. Нефокусированное (ненаправленное) интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Здесь царствует тематическая солянка, вопросы на самые разные темы перемежают друг друга, не образуя логической последовательности.

Фокусированным, на взгляд авторов учебника «Методы социологического исследования», является лишь такое интервью, которое посвящено одной теме и позволяет ее рассматривать с разных сторон.

Фокусированное интервью обычно используется при опросе экспертов и специалистов в какой-либо сфере, когда нужны высказывания с наибольшей полнотой.

По третьему главному критерию виды интервью подразделяются на:

1. Индивидуальное, или личное, интервью (беседа один на один интервьюера с опрашиваемым, без наблюдателей).

2. Групповое интервью (беседа одного интервьюера с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Существуют такие его разновидности как фокус-группа и мозговая атака.

Виды в зависимости от типа получаемой информации:

1. Информационное интервью - этот вид применяется при сборе материала для новостей, отличается жесткими временными стандартами и динамичным темпом. Несмотря на временные ограничения, подразумевает дух диалога и уважительного отношения к собеседнику.

2. Оперативное интервью – еще более сжатая разновидность. Обычно это фокусированное интервью с экспертами и специалистами в определенных областях. Является обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

3. Блиц-опрос - ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному вопросу. Характерная особенность таких интервью - постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

4. Интервью-расследование - проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Большое внимание должно быть уделено постановке целей и предварительной работе с материалами, изучению письменных источников и устных свидетельств, стратегии беседы. Помимо вопросов нужно - такие элементы коммуникации, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. Могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями.

5. Интервью-портрет (или интервью-знакомство по Шостак) — сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чём-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Интервью-портрет — один из самых популярных жанров в газетной периодике. Популярность вызвана следующим: интересом читателя к той или иной личности, возможностями данного жанра проникать во внутренний мир публикации, биографической достоверностью. Главная отличительная черта данного жанра - это его биографическая основа, которая лежит во всех разновидностях портретного интервью. Итак, портретное интервью бывает следующих разновидностей:

1) Событийное портретное интервью - основано на каком-либо факте или эпизоде из жизни героя; целью данного интервью является информирование общественности о тех или иных деяниях человека; обычно подобного рода публикации строятся вокруг освещения жизненного эпизода, который добавляет новые краски в палитру портрета известного человека. В силу того, что подобные материалы по объёму невелики, обязательным элементом остаются биографические данные, которые с одной стороны могут напомнить читателям основные вехи из судьбы героя, с другой - быть удачно обыграны под основную идею материала.

2) Биографическое портретное интервью, основной задачей которого является создание целостного образа человека через выяснения наиболее значимых фактов и эпизодов биографии; оно обладает очень сложной структурой, так как требует глубокого проникновения во внутренний мир героя и обращение к его биографическим сведениям.

3) Юбилейное портретное интервью, поводом, для написания которого является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д.;

4) Политическое портретное интервью, основанное на признаниях и высказываниях известных политиков по поводу их политических пристрастий и взглядов, а также осмысления ими собственной политической карьеры.

Виды в зависимости от поведения собеседника:

1. С охотно сотрудничающим опрашиваемым – такое интервью, в процессе которого респондент готов поделиться с интервьюером максимально подробной информацией и заинтересован в максимальном качестве конечного материала. Часто опрашиваемый сам становится инициатором беседы.

2. С «равнодушным» — интервью с человеком, который не пытается уходить от вопросов и не препятствует журналисту, но и помощи тоже не оказывает. Очень часто такое происходит во время интервью с экспертами, которым собеседник не интересен.

3. С «сопротивляющимся» — интервью с респондентом, который негативно относится к журналисту и всячески препятствует ходу беседы, либо вообще отказывается давать интервью. Однажды в такую ситуацию попал Валерий Аграновский, когда пытался взять интервью у ученого-физика Г. Флерова. Тогда академик раздавал всем журналистам распечатку с готовым текстом, отказываясь вести беседу. Однако Аграновский сумел заинтересовать Флерова интересным вопросом и повернуть ситуацию в выгодную для себя сторону.

Мы можем сделать вывод о том, что видов и типов интервью очень много, и каждый применяется в зависимости от конкретной ситуации. Например, если журналиста интересует только фактологическая информация, то он прибегает к формализированному интервью. С другой стороны, интервьюер не должен отказываться от изначальных целей, а значит необходимо научиться устранять препятствия, мешающие работать с выбранным видом интервью.

 

1.2 Телевизионное интервью как информационно-аналитический жанр и основа самостоятельных рубрик

 

Жанры телевизионной журналистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством является слово, живая человеческая речь, а формой существования-диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, который выражается в основном языком с добавлением мимики и пантомимики, является одной из основ телевидения как социальной системы, непосредственно соответствующей природе экрана.

Интервью — (от англ. Interview - обмен мнениями) — жанр информационной журналистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной программы "в лицах" — диалог, Полилог, конфронтационное интервью, контрвью и др. Это также неотъемлемая часть (метод) журналистской работы в разных жанрах, которая позволяет сделать эффектный материал об интересном или выдающемся человеке, или подготовить эпатажный "экспромт", чтобы увеличить зрелищность телевизионной игры, или получить информацию, недостижимую другими способами, менее травматичную для эстетического восприятия, в сюжете для развлечения. Это также элементарный источник (порождающий жанр пучка жанров), трансформация которого приводит к более сложным узким жанрам, таким как пресс-конференция или теледебаты. Также психологический прием выявления личностных черт - интервью по раскрытию личности для обучения работников телевидения, иногда используемое в жанре телевизионных игр. Это также неотъемлемая часть жанра "журналистских расследований". И так далее.

В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации является не только речь, которая звучит со всем богатством ее риторики, интонации и эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жесты, поведение собеседников, а часто и их окружение (интерьер комнаты, пейзаж, окружающие люди и т.д.). Именно зрелищностью объясняется особая надежность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.

Современные телевизионные интервью относятся к категории "народных форм", легко воспринимаемых людьми из разных социальных сред. Конструкция "вопрос-ответ" в интервью снимает напряжение. Вы всегда можете спрятаться за спину интервьюера, "ответить" коротким вопросом на ответ и дождаться реакции собеседника.

Естественно, журналисту также приходится иметь дело с теми формами интервью, которые формально выходят за рамки журналистики: психологические интервью, психиатрические интервью, следственные интервью, интервью для трудоустройства или обучения. Основа интервью — вопросы, которые делятся на программные и экранные (микрофонные), закрытые и открытые, проективные (в соответствии с ожидаемой ситуации) и конкретные (фактические), прямые и косвенные, фильтрующие (для проверки степени осведомленности источника) и контрольные (для проверки подлинности), буферные и шоковые, контактные и ситуационные и т. д.

Независимо от предпочитаемого жанра, журналист должен уметь работать в качестве интервьюера и должен знать, как подготовить вопрос, какого типа они бывают, как выстроить «драматургию» интервью и чего не делать, поскольку современные телевизионные интервью построены в манере вопросов и ответов, в асимметричном разговорном стиле, с взлетами и падениями, с паузами между вопросами и ответами, для которых аудитория может понять информацию и двигаться дальше.

Телевизионное интервью должно носить ярко выраженный личный характер. Однако правила постановки вопросов, принятые в конкретных социологических исследованиях, можно рассматривать как общую методологическую и техническую основу для журналиста-интервьюера.

Вот некоторые из них, сформированные применительно для телевидения: задавая вопрос, нужно избегать многозначных понятий; основные вопросы должны быть сформулированы в сжатой, чёткой фразе, так как собеседник может не запомнить длинный вопрос и в результате ответить на часть вопроса (обычно последнюю); вопрос лучше сформулировать, не называя альтернативы, чтобы собеседнику не пришлось ограничиваться выбором между двумя вариантами ответа.

Некоторые эксперты делят сами вопросы на контактные, адресные, программные и экранные. Что это значит? Прежде всего собеседникам надо войти в контакт, узнать друг друга. Опытный журналист постарается сразу же создать непринужденную атмосферу общения, успокоить собеседника. Есть много способов сделать это: шутка, соответствующий анекдот, рассказ о себе, выяснение каких-то косвенных деталей, связанных со встречей журналиста со своим героем. «Привет, рад тебя видеть! Это именно то, чем я тебя представлял... Кстати, вы не родственник того Иванова, который... Но однажды мне пришлось брать интервью у другого Иванова, поэтому он...».

Адресные (или анкетные) вопросы позволят журналисту узнать биографические данные собеседника, узнать о нем то, что полезно в телешоу. Эта часть разговора никогда не должна превращаться в своего рода допрос. При сухом перечислении персональных данных между собеседниками может возникнуть холодок, который потом будет не так-то просто развеять на экране.

Вопрос программы — это уже разговор по теме экранного интервью. Однако следует избегать дублирования вопросов, предназначенных для экранной части беседы. В противном случае интервьюируемый, как говорится, будет высказываться, и в результате во время трансляции ни он, ни зрители не будут заинтересованы.

Основой успешного интервью является тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо разбираться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, сколько и о предмете самого интервью. Подготовка к интервью означает, что в какой-то мере репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос.

В идеале репортёр, который готовится к интервью, часами сидит в библиотеке, читая книги, справочники, подборки газет, архивные записи, а также проводит предварительные интервью и интервью для сбора информации. Но в реальной жизни, с её стрессами и гонками, всё происходит по-другому. Тем не менее, коллеги рядом с вами, которые, возможно, уже написали материал на эту тему, знают о человеке, с которым вы собираетесь встретиться. Все издания сегодня имеют доступ в интернет, где можно найти множество материалов на любую тему. Однако слишком большая подготовка может быть вредной. Журналист может оказаться в плену собранного им материала. Чужое восприятие реальности или человека, о котором идёт речь, часто переносится с одного портрета на другой. Неточности, легенды, ложные факты повторяются и со временем все больше усиливаются в статьях и передачах. Журналист рискует попасть под влияние предрассудков. Одно из важнейших правил при работе с интервью — готовиться к нему без каких-либо предубеждений.

Прежде всего, журналист должен иметь четкое представление о ключевой информации, которую он хочет получить от собеседника. Прежде чем задавать вопросы, представьте, как будет выглядеть готовый материал и, следовательно, какая информация вам нужна.

Организация интервью включает в себя следующие задачи:

- организовать, по возможности, согласованную (не спонтанную) и личную встречу,

- сделать встречу удобной для собеседника,

- представить собеседнику предмет разговора (реже идею),

- позаботьтесь о пунктуальности, своей внешности и манерах. Вы должны скорректировать свое поведение и внешний вид. Совсем не обязательно бегать к парикмахеру и портному и внутренне перестраиваться перед каждым собеседованием - просто не забывайте о собеседнике. И внешний вид, и поведение журналиста следует приравнять к той социальной прослойке населения, с которой происходит общение.

Как построить вопрос таким образом, чтобы он был интересен зрителю, держать его в напряжении, при этом достойно вести себя с собеседником, и не пугать его? Практика работы журналистов и их опыт позволяют сделать некоторые обобщения и выводы при подготовке к интервью. Используя эти правила, вы можете сформулировать интересные вопросы и успешно построить диалог.

Если журналист окончательно решил для себя, какое интервью он собирается взять, о чем и с какой целью, то пришло время сформулировать и записать свои вопросы. В этом процессе вы должны руководствоваться собственным любопытством — "вот что я хотел бы знать, это может быть интересно моим слушателям, зрителям, читателям".

Каждый вопрос должен учитывать только один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете другому человеку "уклониться" от ответа на неудобный вопрос.

Вопрос следует задавать в вопросительной, а не утвердительной форме.

Вам следует избегать вопросов, допускающих односложные ответы "да" или "нет", и стараться сделать их как можно более открытыми.

Первые вопросы должны быть общими и простыми для ответа.

Во время интервью вам не нужно слепо следовать заранее подготовленным записям. Проект должен только дать вам чувство уверенности.

Вопросы должны быть простыми, нейтральными и открытыми, говорит Джон Савотски, канадский репортер, писатель и преподаватель журналистики, который уже много лет разрабатывает методы интервью. В таких случаях можно не только получить объяснение, но и услышать точку зрения респондента. Вопросы должны быть нейтральными. Только тогда собеседник может высказаться и оказаться в центре разговора. Вопросы, окрашенные личным мнением репортера, ставят самого журналиста в центр разговора.

Жанр интервью используется только тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или, когда интервьюируемый поддерживает своей речью определенную общественную кампанию, если этот вопрос находится в центре внимания многих людей и необходимо выяснить их мнение. Опрошенные традиционно делятся на три категории:

1) политики и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие конкретными знаниями в определенной области; они проходят собеседование, чтобы узнать о чем-то;

2) знаменитости, у которых берут интервью, чтобы сделать подробности их жизни и деятельности доступными для широкой общественности;

3) обычные люди, которых мы встречаем дома, на улице, на работе; у них берут интервью, чтобы узнать общественное мнение о том или ином событии.

Цели собеседований первой и второй категорий в некоторой степени совпадают, многие выдающиеся личности являются экспертами в своей области. Например, известный политический деятель, выступая в качестве официального лица по некоторым аспектам политики своей партии, может четко раскрыть себя как личность в процессе собеседования.

В идеале интервью на экране (за исключением официальной ситуации) должно выглядеть как случайный разговор между двумя людьми, один из которых более информирован об обсуждаемой теме. Но эти люди могли просто разговаривать, а не в павильоне студии, без камер и осветительного оборудования. Поэтому в самой природе телевизионного диалога есть некая двойственность. Чтобы понять это, приведем примерную типологию интервью в зависимости от их цели (а вместе с целью меняется и способ ее достижения, то есть тактика поведения журналиста).

В рамках отечественного информационного и зарубежного подходов к пирамиде типология интервью строится на основе шести классических вопросов:

- на уровне сбора информации 1) когда? - поводом для встречи; 2) что? - целевой установкой общения; 3) как? - технологией общения;

- на уровне презентации итогов: 4) почему? - уровень достигнутого откровения, 5) кто? - реальное и необходимое для отражения количество участников общения, 6) где? - необходимость передачи в интервью обстановки, создания "декораций".

Классические отечественные подходы разделили интервью на метод и жанр. Однако, если быть осторожным, сам метод интервью далек от единообразия. Итак, с точки зрения процесса и результата его можно разделить на два подвида:

- интервью как метод отображения действительности (или, как его называли ранее, метод сбора информации);

- интервью как метод представления исходного материала (или, как мы уже говорили, метод отображения материала на полосе).

Интервью как метод отражения действительности (процесс общения) на основе классических вопросов новости можно разделить еще на четыре типа: беседа, опрос, беседа и само интервью.

Интервью как способ представления исходного материала (результата коммуникации) можно разделить на монолог, диалог и полилог. От доли "моно" - один, "Ди" - два, "Поли" - много. Один, два и многосоставная текстовая конструкция.

На пересечении методов сбора информации и представления исходного материала интервью рождается "поле происхождения" типов интервью, благодаря которому можно отслеживать появление новых разновидностей интервью и быстро определять место существующей разновидности.

Вообще существует несколько видов интервью: протокольное, информационное (в связи с конкретным событием, как только что произошло, так и давно, но вызвал общественный резонанс именно сейчас), портретное (личное) и проблемное (показывает компетентное мнение о той или иной проблеме или социально значимое явление живыми словами от первого лица). Что, однако, не исчерпывает всех видов интервью. Обычно в учебниках по журналистике выделяют только три типа интервью (событийное, проблемное и портретное), приписывая им различные цели и, соответственно, описывая три формы работы журналиста с человеком.

Хотелось бы отметить яркого представителя телевизионного интервью Владимира Познера с его программой «Познер». «Познер» — еженедельно выходит в эфир на «Первом канале» в ночь с понедельника на вторник. «Познер» — это программа-интервью: Владимир Познер задаёт вопросы политикам, общественным деятелям, деятелям культуры, искусства, науки, спорта. Беседа может быть как привязана к актуальным событиям недели, так и не связана с последними событиями. Передача идёт в прямом эфире на Дальний Восток России (в случае занятости ведущего или его гостя программа может быть записана за несколько дней до эфира). Как правило, выходит в эфир с конца сентября — начала октября по конец июня (с перерывами в январе и мае ежегодно, а также в периоды транслируемых «Первым каналом» крупных спортивных соревнований, таких как зимние Олимпийские игры, чемпионат Европы по футболу, чемпионат мира по футболу).

Первоначально, по задумке Владимира Познера, после каждых трёх программ-интервью должен был следовать выпуск, проходящий в формате ток-шоу, с гостем и зрителями в студии. В настоящее время в таком формате вышли две передачи, обе являющиеся заключительными по отношению к тому или иному телевизионному сезону:

29 июня 2009 года — последний выпуск первого сезона, на который по результатам голосования зрителей был приглашён Михаил Горбачёв.

26 июня 2011 года — последний выпуск третьего сезона. Гостем студии был Михаил Прохоров.

Вплоть до выпуска от 31 октября 2011 года, в котором участвовал Константин Райкин, постоянной частью каждого выпуска являлась рубрика «Vox populi» (глас народа), в которой вопросы гостю программы задавали случайные люди на улице (место проведения опроса специально не анонсировалось) и/или посетители сайта «Первого канала».

Также постоянным элементом в программе является применение опросника Марселя Пруста, на 10 вопросов из которого, выбранных ведущим, предлагается кратко ответить гостю в заключение интервью. При этом некоторых вопросов у Пруста нет, они сформулированы самим Познером.

По традиции, программа заканчивается «прощалкой» — мини-эссе в исполнении Познера на произвольную тему, схожим, по его словам, с заключительным словом журналиста Энди Руни, завершающим программу «60 минут» на канале CBS. Выпуск от 24 декабря 2018 года стал первым в истории программы, в котором «прощалка» была отменена. Большинство «прощалок» первого сезона программы (2008-2009 гг.) заканчивались фразой «Вот такая история» (по аналогии с программой «Времена», которая заканчивалась словами «Вот такие времена»). В дальнейшем они, как правило, заканчивались риторическим вопросом, обращённым к зрителю и призывающим подумать о теме, затронутой ведущим, а также словами «Удачи вам и приятных сновидений» (вольный перевод фирменной фразы американского журналиста Эдварда Мароу «Good night and good luck»).

19 июля 2010 года, завершая программу, Познер сам дал ответы на некоторые вопросы из опросника Марселя Пруста, в частности, на последний традиционный вопрос «Представ перед Богом, что вы ему скажете?», он ответил: «Как тебе не стыдно?».

Одиннадцать раз Владимир Познер проводил интервью за пределами останкинской телестудии. 25 мая 2015 года, выступая на совместной конференции президентского Совета по правам человека и общественной коллегии по жалобам на прессу, Владимир Познер заявил о наличии строгой цензуры при отборе гостей для его передачи. В качестве примера он привёл российского политика Бориса Немцова.

Дважды за всю историю передачи случалось, что был снят с эфира её полный выпуск. Оба случая произошли в 2018 году. Интервью с Эдуардом Лимоновым, записанное в мае, планировалось к показу 18 июня, но не вышло в эфир в этот день. Официальная причина — переверстание сетки вещания канала из-за чемпионата мира по футболу, однако, по заявлению Константина Эрнста, это произошло по другим, не зависящим от него и Познера причинам. В итоге программа с Лимоновым вышла в эфир 30 марта 2020 года и была посвящена памяти писателя, скончавшегося 17 марта того же года. Второй такой случай произошёл осенью 2018 года, когда был снят с эфира выпуск с депутатом Тамарой Плетнёвой, запланированный на 19 ноября, в связи с проблемами со здоровьем гостя. Программа с ней вышла в эфир 5 марта 2019 года.

Визуальный почерк «картинки» программы характерен обилием крупных планов с акцентами на глазах, руках, жестах гостя и ведущего.

На данный момент насчитывается порядка 361 интервью, взятых Владимиром Познером в рамках телепередачи. Отметить профессионализм было бы очевидно, но наблюдать за интервьюированием сплошное удовольствие. Выдержка, тактичность, этика общения, подготовка к гостю – все аспекты и правила соблюдаются в лучших традициях.

Интересный факт, в конце 2018 года журналист Владимир Кара-Мурза-старший высказался в одной из своих работ касательно Познера. Высказывание было следующим: «По его поведению в кадре, кстати, сразу видно, был ли гость ему навязан или он сам его выбирал. Как правило, он, мне кажется, не выбирает. И получаются стандартные интервью, каких много — что у Устиновой («ТВ Центр»), что у Корчевникова («Россия-1»). Нет той изюминки, той остроты, которая была у Познера раньше. Ему нужен или особенный человек, или право свободно задавать любые вопросы. Ни первого, ни второго в его программах не вижу. Познер стал зависимой фигурой, хотя и храбрится»

Владимир Познер не единожды положительно отзывался о проекте «ВДудь» и о его ведущем Юрии Дуде, с которым более детально мы ознакомимся ниже. По моему мнению, было бы замечательно, если бы сам Владимир последовал опыту и примеру Юрия и подался в медиапространство. Познер не раз упоминал о своей обиде на поздний выход программы и о том, что количество просмотров в ночь, к тому же понедельника, оставляет желать лучшего. Кроме этого, он так же и переживает за своего коллегу Ивана Урганта, который тоже выходит в эфир в поздний час. В медиа-пространстве было бы куда проще контролировать выход программы.

 

Социальные сети и медиа в процессе проектирования картины мира воспроизводят матрицы пространственно-временного человеческого бытия, ускоряют или замедляют время, укрупняют или уменьшают пространства, тиражируют локальные пространства смыслов и в конце концов возводят непреодолимые границы разных хронотопов. Дробление медийных хронотопов детерминирует дробление аудитории по жанровым, смысловым, ценностным и идеологическим критериям коммуникации. Хаотичный, не управляемый человеком информационный поток формирует пространственно-временную схему бытия социума, где различные сегменты аудитории живут в различных атомизированных хронотопах.

Специфика продуцируемых хронотопов заключается в том, что запечатлеть время можно лишь через пространственные маркеры, а пространство осмысливается и маркируется временными параметрами. Отражая некоторое событие, масс-медиа демонстрирует фрагменты времен и пространств в единой точке, где эти категории определяют друг друга и порождают смысл. Таким образом, хронотоп связан с процессом смыслообразования. Всякий факт или псевдофакт, попадая во внимание аудитории, принимает определенное хронотопическое выражение. М.М. Бахтин говорил о том, что попадание какого-либо фрагмента реальности в пространство смыслов и идей возможно только через «ворота хронотопов», через взаимодействие хронотопов. Если различные сегменты аудитории отчуждены и обитают в принципиально разных хронотопах, базирующихся на не сопоставимых дискурсивных платформах, коммуникация в ее массовом выражении становится невозможной. Передача информации превращается в игру знаков, а процесс декодирования этих знаков становится все более вероятным. Характер игры пронизывает всю публичную коммуникацию социальных сетей, человек играющий обретает пространство для постоянного воспроизводства коммуникативных актов, параллельных проявлениям прочих социальных ролей. Насколько естественной может быть такая коммуникация для обычного потребителя информационного продукта?

На заре развития радио и телевидения как каналов массовой коммуникации нидерландский философ Йохан Хейзинга задумался о роли технологии ускоренного воспроизводства информации в процессах трансформации общественного сознания: «Кажется почти неизбежным, что когда-нибудь человечество пресытится пустопорожней поверхностностью нынешней машинерии публичности. В конце концов, даже полуобразованные массы устанут от ежедневного сверхизобилия продукции кино и радио». Эта мысль высказана в 1938 г., в год публикации эссе «Человек и культура», и она является свидетельством недооценённости пределов терпимости общества к информационным потокам массовой коммуникационной системы.Философ и историку, хоть и был очень талантлив, но едва ли мог тогда представить масштабы роста потока информации и количество масс-медиа почти век спустя, не говоря о стратегиях производства и потребления. Однако в какой-то степени данная мысль оказалась верной, поскольку она предполагает существование некоего предела развития системы, за которым сам феномен массовой коммуникации начнёт мутировать и трансформироваться.

В информационном пространстве российского телевидения большинство программ в жанре интервью имеют определенную манеру подачи, а также строгую последовательность ведения разговора по запланированному сценарию. Такие шоу не интересны молодому поколению, привыкшему к свободе, динамике, неординарности. Ситуацию решил исправить спортивный журналист, видеоблогер Ю. Дудь, создавший шоу на YouTube-канале «вДудь». В рамках данной программы ведущий беседует с людьми из разных сфер деятельности. Особенность передачи состоит в отсутствие речевых рамок: ведущий не ограничивает ни себя, ни собеседника в словах и выражениях. В результате каждый говорит, что думает, зачастую употребляя бранную лексику. Помимо свободы речи участники программы проявляют поведенческую свободу: одежда, посадка, жесты и т.п. Курение и распитие спиртных напитков тоже вполне естественное проявление некоторых героев программы.

 Ведущий тщательно готовиться к каждому интервью, и задает такие вопросы, которые хотел бы задать каждый зритель, если бы встретился с героем лично. Политика, музыка, кинематограф, духовенство, современное искусство – эти и другие темы обсуждаются в программе. Таким образом, «вДудь» является свежим взглядом на происходящее, с минимизацией дистанции между конкретной личностью и зрителем.

Отметим, что данная передача – это своего рода протест против цензуры, чрезмерной толерантности и стерильности массовой культуры, против чего, как раз таки, выступают многие блогеры. Аудитория все меньше доверяет традиционным СМИ, что укрепляет позиции представителей гражданской журналистики, показывающих реальную картину мира, и усиливает доверие к ним среди молодёжи. Несмотря на то, что род деятельности Ю. Дудя считается блогерством, а сам он себя называет исключительно блогером, его медиапрактики имеютмного общего с профессиональной журналистикой. А именно – это качественные видеосъёмка и монтаж, тщательная подготовка к интервью: проработанные удачные вопросы, эффектный медиаобраз, отличающийся незаурядностью, актуальностью формы и содержания. Можно сделать вывод о постепенном синтезе профессий блогера и журналиста, что, в свою очередь, отражается на коммуникации.

 В начале 2017 г. на видеохостинге YouTube появился первый выпуск интернет-шоу Юрия Дудя под названием «вДудь». Очень скоро проект набрал популярность: через 1,5 года число подписчиков канала приближалось к четырём миллионам, а каждый выпуск набирает по несколько миллионов просмотров. Рекордами являются выпуски с рэпером по прозвищу Face (почти 16 млн просмотров) и интервью с блогером и телеведущей А. Ивлеевой (34,5 млн просмотров).

Юрий Дудь, выступая со своей лекцией в Москве перед школьниками, сделал весьма резкое заявление: «Российская журналистика изнасилована, и теперь она умирает».Разговор шёло том, что современные российские журналисты пребывают в условиях сплошных ограничений и жёсткой цензуры, не говоря о скованности экономическими рычагами. Всё вместе едва ли позволяет реал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.188.152 (0.022 с.)