Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансформация телевизионного интервью на площадку «YouTube»

Поиск

 

Человек с каждым годом всё активнее использует интернет – сеть, воплощающую виртуальное пространство полноценного социального существования пользователей. С начала 2000-х годов эта тенденция всё укрепляется: статистика говорит о том, что цифровые технологии, мобильные устройства и социальные сети вошли в повседневную жизнь людей во всём мире.                    

По данным на начало 2020 г., количество интернет-пользователей достигло четырёх с половиной миллиардов человек, а социальными сетями стали пользоваться 3,8 миллиарда. По данным глобального отчёта Digital 2020, среднестатистический пользователь сети ежедневно проводит в сети около 6,5 часов, а российский пользователь – более семи часов. Приведённые данные свидетельствуют о том, что практически для каждого из нас   интернет стал инструментом доступа к социальному взаимодействию и самопрезентации в виртуальном информационном пространстве. Социальные сети из просто коммуникативной площадки превращаются в пространственно-временные матрицы самоидентификации, зачастую задавая тактику коммуникации.

Площадка YouTube – один из признанных лидеров таких мини-пространств.Являясь частично видеохостингом и частично социальной сетью, YouTube завоевал немалую долю пользователей на российском рынке – а именно, это порядка 63%. В 2017 г. общее количество пользователей перешагнуло отметку в полтора миллиарда человек. Можно отметить значительное влияние на коммуникативные жанры, ощущение самости и модели поведения пользователей, находящихся в возрасте максимальной социальной активности. Это происходит за счёт алгоритмов и процедуры администрирования хостинга YouTube.

Прежде чем перейти к анализу жанровой трансформации и конкретных коммуникативных тактик каналов YouTube на примерах, можно рассмотреть влияние социальных сетей в целом на картину мира интернет-аудитории.

Социальные сети и медиа в процессе проектирования картины мира воспроизводят матрицы пространственно-временного человеческого бытия, ускоряют или замедляют время, укрупняют или уменьшают пространства, тиражируют локальные пространства смыслов и в конце концов возводят непреодолимые границы разных хронотопов. Дробление медийных хронотопов детерминирует дробление аудитории по жанровым, смысловым, ценностным и идеологическим критериям коммуникации. Хаотичный, не управляемый человеком информационный поток формирует пространственно-временную схему бытия социума, где различные сегменты аудитории живут в различных атомизированных хронотопах.

Специфика продуцируемых хронотопов заключается в том, что запечатлеть время можно лишь через пространственные маркеры, а пространство осмысливается и маркируется временными параметрами. Отражая некоторое событие, масс-медиа демонстрирует фрагменты времен и пространств в единой точке, где эти категории определяют друг друга и порождают смысл. Таким образом, хронотоп связан с процессом смыслообразования. Всякий факт или псевдофакт, попадая во внимание аудитории, принимает определенное хронотопическое выражение. М.М. Бахтин говорил о том, что попадание какого-либо фрагмента реальности в пространство смыслов и идей возможно только через «ворота хронотопов», через взаимодействие хронотопов. Если различные сегменты аудитории отчуждены и обитают в принципиально разных хронотопах, базирующихся на не сопоставимых дискурсивных платформах, коммуникация в ее массовом выражении становится невозможной. Передача информации превращается в игру знаков, а процесс декодирования этих знаков становится все более вероятным. Характер игры пронизывает всю публичную коммуникацию социальных сетей, человек играющий обретает пространство для постоянного воспроизводства коммуникативных актов, параллельных проявлениям прочих социальных ролей. Насколько естественной может быть такая коммуникация для обычного потребителя информационного продукта?

На заре развития радио и телевидения как каналов массовой коммуникации нидерландский философ Йохан Хейзинга задумался о роли технологии ускоренного воспроизводства информации в процессах трансформации общественного сознания: «Кажется почти неизбежным, что когда-нибудь человечество пресытится пустопорожней поверхностностью нынешней машинерии публичности. В конце концов, даже полуобразованные массы устанут от ежедневного сверхизобилия продукции кино и радио». Эта мысль высказана в 1938 г., в год публикации эссе «Человек и культура», и она является свидетельством недооценённости пределов терпимости общества к информационным потокам массовой коммуникационной системы.Философ и историку, хоть и был очень талантлив, но едва ли мог тогда представить масштабы роста потока информации и количество масс-медиа почти век спустя, не говоря о стратегиях производства и потребления. Однако в какой-то степени данная мысль оказалась верной, поскольку она предполагает существование некоего предела развития системы, за которым сам феномен массовой коммуникации начнёт мутировать и трансформироваться.

В информационном пространстве российского телевидения большинство программ в жанре интервью имеют определенную манеру подачи, а также строгую последовательность ведения разговора по запланированному сценарию. Такие шоу не интересны молодому поколению, привыкшему к свободе, динамике, неординарности. Ситуацию решил исправить спортивный журналист, видеоблогер Ю. Дудь, создавший шоу на YouTube-канале «вДудь». В рамках данной программы ведущий беседует с людьми из разных сфер деятельности. Особенность передачи состоит в отсутствие речевых рамок: ведущий не ограничивает ни себя, ни собеседника в словах и выражениях. В результате каждый говорит, что думает, зачастую употребляя бранную лексику. Помимо свободы речи участники программы проявляют поведенческую свободу: одежда, посадка, жесты и т.п. Курение и распитие спиртных напитков тоже вполне естественное проявление некоторых героев программы.

 Ведущий тщательно готовиться к каждому интервью, и задает такие вопросы, которые хотел бы задать каждый зритель, если бы встретился с героем лично. Политика, музыка, кинематограф, духовенство, современное искусство – эти и другие темы обсуждаются в программе. Таким образом, «вДудь» является свежим взглядом на происходящее, с минимизацией дистанции между конкретной личностью и зрителем.

Отметим, что данная передача – это своего рода протест против цензуры, чрезмерной толерантности и стерильности массовой культуры, против чего, как раз таки, выступают многие блогеры. Аудитория все меньше доверяет традиционным СМИ, что укрепляет позиции представителей гражданской журналистики, показывающих реальную картину мира, и усиливает доверие к ним среди молодёжи. Несмотря на то, что род деятельности Ю. Дудя считается блогерством, а сам он себя называет исключительно блогером, его медиапрактики имеютмного общего с профессиональной журналистикой. А именно – это качественные видеосъёмка и монтаж, тщательная подготовка к интервью: проработанные удачные вопросы, эффектный медиаобраз, отличающийся незаурядностью, актуальностью формы и содержания. Можно сделать вывод о постепенном синтезе профессий блогера и журналиста, что, в свою очередь, отражается на коммуникации.

 В начале 2017 г. на видеохостинге YouTube появился первый выпуск интернет-шоу Юрия Дудя под названием «вДудь». Очень скоро проект набрал популярность: через 1,5 года число подписчиков канала приближалось к четырём миллионам, а каждый выпуск набирает по несколько миллионов просмотров. Рекордами являются выпуски с рэпером по прозвищу Face (почти 16 млн просмотров) и интервью с блогером и телеведущей А. Ивлеевой (34,5 млн просмотров).

Юрий Дудь, выступая со своей лекцией в Москве перед школьниками, сделал весьма резкое заявление: «Российская журналистика изнасилована, и теперь она умирает».Разговор шёло том, что современные российские журналисты пребывают в условиях сплошных ограничений и жёсткой цензуры, не говоря о скованности экономическими рычагами. Всё вместе едва ли позволяет реализовывать себя в профессии, беря во внимание немалую долю социальной ответственности.Он также затронул тему стремительного старения аудитории традиционных медиа: а молодёжь перекочевала в многочисленные социальные сети.

Среди подростковой аудитории бунтаря Юрия Дудя смело можно назвать самым популярным представителем медиа. Будучи профессиональным журналистом, он нашёл способ сделать журналистику интересной для молодежи. Как он смог завоевать аудиторию и какие новшества привнёс в журналистский жанр интервью?

В первых выпусках гостями канала «вДудь» стали кумиры молодежи – в основном, представители музыкальной индустрии: Баста, Скриптонит, Гуф, Слава КПСС, Noize MC, Иван Дорн, Шнур и солист группы «Litlle big» Илья Прусикин. В этом обществе свободное, провокационное и допускающего даже порой обсценную лексику интервью было вполне естественным. Однако довольно скоро Ю. Дудь продолжил уже с другого плана людьми, зачастую практически не знакомыми выросшему поколению: Ю. Быков, А. Невзоров, А. Венедиктов, Ю. Шевчук, В. Жириновский, В. Познер. Надо отметить, последний по достоинству оценил журналистскую деятельность Юрия Дудя, назвав его одним из лучших интервьюеров современной России. Парадоксально или закономерно, но аудитория приветствует подход Дудя: просмотры также исчисляются миллионами, а Алексей Венедиктов отметил, что после выхода интервью на канале «вДудь» его стали узнавать подростки на улице.Новый подход нарушил одно из базовых правил медийной работы – работать надо на свою аудиторию, а показывать то, что интересно аудитории.

Нарушение максимального количества норм и правил традиционной журналистики, этики, коммуникации – это ключевой принцип деятельности Ю. Дудя. Он принципиально не соблюдает свод прописанных в учебниках правил проведения интервью. Рассмотрим основные аспекты более детально:

1. Одежда. Традиционно, согласно этикету, имидж интервьюера в целом соотвествует имиджу гостя – или, по меньшей мере, не контрастирует. Юрий же играет на контрасте, привлекает внимание своим неуместным облачением, шокируя внешним видом. Предстать босиком в кадре, одеться в пёструю футболку вместо делового костюма для беседы с депутатом – всё этоего инструменты создания шок-контента, собирающего миллионы просмотров. В большинстве случаев главные атрибуты – джинсы, модные кроссовки и ультрамодная стрижка.

2. Мимика. Юрий отдаёт предпочтение гротескным выражениям лица, в которых можно прочесть высокомерие, упрёк или явное несогласие; громко засмеяться, не сдерживаться в улыбке – всё это есть в каждом выпуске, а порой журналист и вовсе «корчит рожи». Можно сказать, что это надменная позиция мэтра и гуру, с частыми субъективными оценками.

3. Жесты и позы. Часто журналист эмоционирует, не сддерживается в жестах и мимике, активно машет руками; его жесты нарочито открытые, мощные, отводящие ведущему доминирующую позицию. В ходе интервью он не стесняется ёрзать на стуле, принимать расслабленные позы, садиться на краешек стула или сутулиться, а в довершение находит допустимым часто терять зрительный контакт с гостем и подолгу смотреть в экран телефона, читая свои записи.

4. Конфликты. Классическое интервью не предполагает спора (а тем более конфликта) с интервьюируемым, но Юрий провоцирует своих гостей на ответное выражение эмоций, открыто оглашая собственную позицию и оценку. Обострение диалога неизбежно и зачастую приводит к явной конфронтации: так, писатель и радикальный политик Э. Лимонов к финалу беседы не смог скрыть своего раздражения, а рэпер Слава КПСС и его коллеги дошли до оскорблений, речевой агрессии и повышения тона голоса.

5. Этика и этикет. Неоднозначным, с точки зрения этики, является употребление алкогольных напитков в ходе интервью. Заявляя о своей приверженности здоровому образу жизни и спорту, в выпусках с Сергеем Шнуровым и Славой КПСС, тем не менее, Ю. Дудь свободно пил пиво наряду с собеседниками. Заметить алкоголь можно было также в кадрах интервью с бизнесменом Е. Чичваркиным. Культура межличностного общения нарушается и в ходе разговоров про материальный успех гостей. Всилу того, что в российском культурном пространстве вопросы о доходах являются запретными, будучи слишком личными, их присутствиепридаёт коммуникационной стратегии Юрия весьма «жёлтоватый» характер.

6. Язык. Нормы публичной коммуникации нарушаются активным использованием "грязной" лексики, дисфемизмов, жаргонизмов, сленговых выраженийпредставителей различных субкультур; часто используется лексика сетевого "новояза": «донаты», «дисс», «хайп» и пр. Нарушение языковых норм публицистического стиля частично относится и к нарушениям журналистских этических стандартов.

Перечисленные многочисленные нарушения норм журналистской деятельности не мешают, однако, Юрию Дудю быть уважаемым и популярным журналистом, возможно даже одним из лучших интервьюеров современной России. Причина тому — с одной стороны, умение «раскрыть» гостя, заставить его говорить на самые щекотливые, порой болезненные темы, а с другой стороны — способность собрать многомиллионную аудиторию, занимаясь производством не только лишь развлекательного контента(в его беседах затрагиваются и такие "негативные" темы, как война в Чечне, теракты, преступность, наркомания, политические и экономические проблемы). То, чем действительно руководствуется данный журналист, — это собственный нравственные ориентиры. Помимо них нет норм и формальных правил поведения, которым следовал бы он, сдерживая собственную искренность, которая становится в силу этого исключительной и подкупающей. Этотприёмом коммуникации впечатляет и не оставляет равнодушным ни гостя, ни зрителя.

  К главным достижениям журналиста можно отнести создание единого хронотопа (коммуникативной площадки), где произошла встреча двух поколений — телевизионного и сетевого, до этого момента существовавших в параллельных медийных мирах и ориентировавшихся на разных лидеров мнений. Удалось несколько сократить пропасть между поколениями: "отцам и детям" приоткрылась дверь в главные ценности и смыслы друг друга.

    Юрий Дудь далеко не единственный успешный интервьюер, которые удачно перешел с теле-интервью в медиа-пространство, хотелось бы рассмотреть более детально и другие примеры.

Следующим удачным примером будет проект «ВПИСКА»

ВПИСКА — молодой видеопроект на одноименном Youtube-канале, основателями которого стали два челябинца и один москвич. Суть его в том, что два ведущих (Вася Трунов и Коля Редькин), а также один оператор (Теймур Халиков) приезжают в гости к популярным артистам и снимают с ними интервью с хронометражем от 30 минут до часа. В первом сезоне ребята побывали в Киеве у группы «Бумбокс», в Барселоне у KIZARU, в СПБ у основателя рэп-баттлов Versus Ресторатора, в Минске у ЛСП, в Москве у Noize MC и у многих других.

К слову, само название «ВПИСКА» в данном случае очень красноречиво — создатели проекта проживают день-два только там и только так, как того требует история героя. Без постановочных съемок, без заранее оговоренных вопросов, иногда без денег, а порой и без свободы (как в случае с Yung Trappa — культовым рэпером, снимать которого довелось на зоне под Питером).

На канал ВПИСКИ подписано более 908 тысяч пользователей на момент мая 2021 года, а количество просмотров некоторых выпусков хорошо переваливает за 4 миллиона. Сам Юрий Дудь оказывает ребятам консультацию по продвижению формата в массы.

Василий и Николай, ведущие интервью отличаются тем, что ведут интервью совершенно в свободном формате, они не руководствуются никакими правилами, да и вряд ли их знают. Основной задачей перед собой они ставят раскрытие деталей и подробностей личной жизни популярной личности.

На очереди проект «В гостях у Дмитрия Гордона» авторская программа одноимённого журналиста, которая с 1996 года выходит на украинском телевидении. Особенность этого примера в том, что изначально программа выходила на просторах телевидения. К концу 2011 года Дмитрий задумался о перспективах и обнаружил их в медиапространстве.

Формат программы — беседы с известными современниками: деятелями культуры, искусства, науки, спорта и политики. В разные годы её героями были Николай Амосов, Михаил Горбачев, Виктор Ющенко, Владимир Зеленский, Александр Лукашенко, Михаил Саакашвили, Михаил Жванецкий, Евгений Евтушенко, Вячеслав Тихонов, Татьяна Самойлова, Нонна Мордюкова, Леонид Кравчук, Станислав Говорухин, Сергей Бубка, Муслим Магомаев, Ирина Роднина, Эдуард Шеварднадзе, Олег Блохин, Юрий Любимов, Владислав Третьяк, Виктор Черномырдин, Пако Рабан, Ирина Хакамада, Иосиф Кобзон и другие.

Как правило, интервью выходят частями и разбиты на несколько передач. Собеседниками Дмитрия Гордона за время существования программы — 25 лет — сталиоколо 1000 человек из разных стран мира. Вот как сам Гордон рассказывал о том, как ему удаётся договариваться об интервью со звёздами первой величины:

«Дело в том, что есть репутация и у меня, и у программы, которая идет впереди меня. Все гости знают, что будет интересно, хорошо и комфортно. Даже если и будет прессинг, так только для того, чтобы их открыть: гости расскажут о себе с такой стороны, что стыдно потом не будет. К примеру, Юрий Яковлев не хотел давать интервью, но ему позвонил Роман Виктюк и сказал: «Юра! Это класс, ты получишь удовольствие!» Яковлев пришел — и не пожалел».

Относительно трансформации программы на YouTube, в 2012 году Дмитрий Гордон основал свой канал. В 2021 году в мае на канале «В гостях у Гордона» 1,77 миллионов подписчиков. В среднем выпуски набирают порядка полумиллиона просмотров. Активно развивать свой канал Дмитрий начал уже в 2015 году, что намного раньше представителей этой же индустрии, которых мы перечисляли выше. Дмитрий, скажем так, представитель классической школы интервьюирования. С переходом в медиа-пространство сам формат никак не изменился и не адаптировался под другую целевую аудиторию, этим обуславливаются такие низкие показатели просмотров по отношению к своим коллегам.

Таким образом, произошла трансформация жанра телевизионного интервью в медиа-пространство. В свою очередь, в начале в 2019 года пользователи интернета нередко стали прибегать к интервью в формате «подкаста». По форме подкасты похожи на радиопередачи, но существуют в виде файлов или потокового мультимедиа, которые можно проигрывать в удобное для слушателя время и в любом месте с помощью интернета. Появилось большое количество проектов под названиями «Сережа и микрофон». Сергей Мезенцев, один из тех, кто показал миру эпохальное Реутов ТВ, запустил свой подкаст. Сейчас на каждом подкасте набирается порядка 1,5 – 2,5 млн слушателей. К Сергею приходят люди разных категорий и профессий и обсуждают актуальные проблемы, от мировых эпидемий до неожиданного взлета платформы «TikTok».

Объяснить популярность подкастов можно определить следующими тендциями. Во-первых, в наши дни, мы всегда находимся в потоке, движемся, совершаем большое количество дел и задач за день, в процессе этого не составит труда воткнуть наушники в уши и параллельно узнавать что-то новое. Во-вторых, время человека в пути от дома до работы\учебы и обратно, на сегодняшний день, составляет в среднем 2 часа по данным специалистов компании «Яндекс» в обычном крупном городе, в дороге не всегда есть возможность сосредоточиться на видео, а радио по большей части, начинает изживать себя.

В итоге, телеинтервью удачно интегрировалась на видео-хостинговые площадки, по типу «YouTube», а радиоинтервью в подкасты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.014 с.)