Особенности жанра интервью в современной российской журналистике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности жанра интервью в современной российской журналистике



 

Современное определение понятия «интервью» несколько шире самых первых определений, в которых интервью как жанр понимался в качестве предназначенной для печати беседы «какого-либо известного деятеля с корреспондентом по вопросу, имеющему общественный интерес». Современные авторы отмечают расширение групп интервьюируемых. В качестве респондентов могут выступать любые лица, которые представляют интерес для аудитории. При этом личностная информация является значимой, т.к. зачастую аудитория оценивает полученные сведения исходя из персональных качеств носителя информации.

Пичугин А.В. указывает: «Еще совсем недавно читателя интересовали факты, события, происшествия и достижения. Сегодня акценты смешаются: становится важен человек – творец этих событий, личность. Читателю интересны мнения, подробности и комментарии из уст людей, которым в силу их общественного положения можно доверять».

Помимо выхода на первый план личности интервьюируемого, его способности донести важную информацию до других людей, Т.Н. Исакова отмечает еще две причины, по которым интервью не теряет своей актуальности: во-первых, это популярность информационных жанров, а во-вторых, метод интервью чаще других методов дает материал для публикаций. Также популярность интервью связана со сменой роли самой аудитории в обществе: «от пассивного потребления медийного продукта к равноправному участию, соучастию, в обмене информации. Все это отражает тенденцию перехода от процесса информирования к коммуникации как взаимодействию. И здесь интервью является незаменимым помощником в работе любого журналиста». Ряд исследователей трансформации интервью отмечают и другие изменения. Например, Н.Д. Хусаинова выделяет такие признаки, как частотность, динамичный темп ведения беседы, обращение к новым, интересным фактам. Е.Б. Сахнова отмечает следующие признаки:

- объемное пространное предисловие вместо традиционной довольно жестко структурированной врезки, как правило, отвечающей на вопросы о чем интервью? с кем? иногда где? когда? в каких условиях?;

- вопросы интервьюера могут быть в форме объемной, структурно-семантически сложной реплики;

- журналистский текст занимает более 30% общего объема текста;

- кроме прямых вопросов, реплики журналиста могут выражать согласие или несогласие с позицией собеседника, собственное мнение как реплику-стимул; возможны «лирические отступления» журналистов; возможны реплики - сообщения вместо традиционных для интервью реплик-вопросов.

Расширение видового разнообразия интервью связано с социальными изменениями, а трансформация жанра отражается в жанрообразующих признаках. А.Г. Пастухов выделяет следующие факторы, которые определяют жанровую специфику интервью: степень политематичности; продолжительность (объем); степень структурированности; объем обсуждаемой личностной информации; уровень конфликтосодержащей информации; степень национальной ориентированности интервью; степень прямолинейности трактовки информации; склонность к доминированию в общении; условия смены ролей коммуникантов.

Для российского интервью характерны:

• пространность;

• высокая речевая активность журналиста;

• преобладающая политематичность интервью;

• большой объем;

• умеренная структурированность;

• выраженная склонность к доминированию в общении, проявляемая в объеме реплик коммуникантов, мене ролей говорящих, в комментариях журналистами высказываний интервьюируемых, варьировании реплик коммуникантов в зависимости от значимости информации;

• наличие большого количества личностной информации об интервьюируемом;

• склонность коммуникантов к озвучиванию «конфликтосодержащей» информации в ходе интервью.

Как замечают исследователи, в современном мире масс-медиа интервьюер стал активным участником коммуникации, а интервью превратилось из способа получения интересующей его и аудиторию информации, также и в способ самопрезентации и возможность выразить собственную точку зрения на проблему. Поэтому сейчас можно говорить о возросшей социальной значимости интервьюера и его роли в формировании общественного мнения.

 Е.А. Голанова выделяет две основные речевые позиции современного интервьюера:

- интервьюер традиционно вежлив, корректен, деликатен придерживается норм этики и публичного общения, вопросы, как правило, приготовлены заранее;

- интервьюер – представитель «новой волны» журналистов, обладает своей «языковой маской», психологической раскованностью и свободой в выборе языковых средств, вопросы часто не готовятся вовсе.

В целом речевая структура интервью ориентирована на нормы устной публичной речи, но в настоящее время наблюдается тенденция к большей речевой свободе, проникновению в тексты интервью не только литературноразговорных, но и нелитературных элементов. Такое послабление официальности, снижение этикетных норм, как замечает И.В. Иванова, «подчас является катализатором острой коммуникативной ситуации, порожденной демонстрацией ведущим неприятия позиции собеседника или желанием вызвать его на живой диалог». Поэтому конфликт в ходе интервью не всегда имеет деструктивный характер, в некоторых случаях он направлен на создание динамичного естественного взаимоотношения партнеров по общению.

Интервью – один из наиболее активно развивающихся жанров телевидения, о чём свидетельствует появление множества программ в форме интервью или использующих его фрагментарно. В настоящее время наблюдается обновление телевизионных интервью, появление новых жанровых форм, например, «прямая линия», «интервью одного журналиста с несколькими общественными деятелями, интервью двух ведущих с одним интервьюируемым, ежегодные пресс-конференции В. Путина для российских и иностранных журналистов.

 В связи с модификацией жанра интервью Е.Б. Сахнова выделяет традиционное интервью и «околоклассические» интервью. В традиционном интервью журналист является посредником между аудиторией и интервьюируемым, поэтому его вмешательство в ответ собеседника, комментарии и высказывание собственного мнения является неуместным. Опытный журналист успешно использует определенное самоограничение для достижения более важной цели – максимального самораскрытия интервьюируемого лица. В традиционном интервью на ответ гостя отводится 70-90% текста. При этом тональность общения напрямую зависит от речевых позиций участников интервью. «Околоклассические» интервью отличаются от традиционных ролью интервьюера: журналист уже не интервьюер, а ведущий передачи. «Формат передачи предполагает не только вопросы представителя СМИ и ответы интервьюируемого, но и обмен мнениями. Поэтому ведущие «околоклассических» интервью – это обязательно авторитетные журналисты, мнение которых интересно массовому адресату так же, как и мнение гостей передач. Журналист может дополнять ответ интервьюируемого, комментировать, уточнять его. Однако ведущий и гость передачи не равноправны. Основным говорящим, как и в классическом интервью, все же остается приглашенный собеседник». Подобного мнения придерживается С.В. Штырева: социальные роли интервьюера и интервьюируемого равны, но их речевые роли ассиметричны. При этом главную организационную роль играет интервьюер, а главную содержательную роль – интервьюируемый.

Как справедливо отмечает А.Г. Пастухов, «важно иметь в виду, что на тип и концептуальную направленность интервью оказывают влияние реальное функционирование того или иного медиа». По мнению многих исследователей в 2017 году произошла настоящая медиареволюция, которая привела к радикальным изменениям существующей системы средств масовой информации, что в свою очередь внесло изменения в практику медиапотребления, динамику доверия к СМИ, организацию социального пространства. Веб-ресурсы (материалы Youtube-каналов, посты в социальных сетях и т.д.) становятся всё более популярными среди населения. «Несмотря на то, что телевидение пока остаётся наиболее распространенным СМИ (в первую очередь, по причине широкого охвата своим сигналом – на 98% территории страны), Интернет продолжает отвоевывать позиции у некогда безальтернативного ТВ (особенно в крупных городах). Усиливает темпы миграция аудитории в Интернет и явление «кризиса доверия» к «традиционным» медиа». Как результат, упрочняется позиция представителей гражданской журналистики – блогеров и обычных пользоватлей социальных сетей. При этом блогеры не ограничиваются постами на различные темы, они ведут свои видеоблоги, а одна из самых известных Интернет-персон 2017 года Ю. Дудь на своем Youtube-канале берёт интервью у известных людей. Безусловно, в интернет-среде жанр интервью приобретает свои специфические особенности, характерные для данного медиапространства.

Таким образом, видоизменение современного интервью проявляется в поиске вариантов и способов подачи информации, трансформации языка и стиля текстов СМИ, коррекции принципов взаимоотношений коммуникаторов, поиске новых форм, формировании эффективных приёмов и методов представления фактов и мнений, степени участия аудитории, установке, в большей степени, на разговорную речь, спонтанность коммуникации и т.п. К основным причинам, повлиявшим на эти процессы, относятся изменения в общественно-политической жизни общества, медиареволюция, изменение потребительских предпочтений, персонификация и персонализация журналистского текста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.007 с.)