Практическая работа № 3 (семинар) «Фазы информационного обмена» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа № 3 (семинар) «Фазы информационного обмена»



Цель работы: подготовить иллюстрированное сообщение к семинарскому занятию.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- осуществлять поиск, анализ и отбор достоверного и доступного материала в сети Интернет,

- иллюстрировать теорию путем подбора соответствующих тематике картинок, схем, видеороликов;

- иллюстрировать теорию при помощи презентации.

Необходимые знания:

- понятие и специфика информации, фаз информационного обмена,

- содержательное наполнение фаз информационного обмена.

Теоретическое обоснование

Информация - латинское слово informatio переводится как «разъяснение», «сведения». В быту под информацией обычно подразумеваются любые сведения или данные об окружающем мире и о самом человеке. Однако в каждой области знаний слово «информация» имеет свой смысл. Информация «бестелесна», или нематериальна, она не имеет формы, размеров, массы. С этой точки зрения информация — это то содержание, которое человек с помощью своего сознания «выделяет» из окружающей среды. Информация характеризует разнообразие (неоднородность) в окружающем мире. При получении информации уменьшается неопределённость знания.

Способы получения информации

- зрительная информация (визуальная, от англ, visual) — поступает через глаза (по разным оценкам, это 80-90% всей получаемой нами информации);

- звуковая информация (аудиальная, от англ, audio) — поступает через уши;

- вкусовая информация — поступает через язык;

- обонятельная информация (запахи) — поступает через нос;

- тактильная информация — может быть получена с помощью осязания (кожи), «на ощупь».

Способы представления информации

Информация может быть представлена (зафиксирована, закодирована) в различных формах:

- текстовая информация — последовательность символов (букв, цифр, других знаков); в тексте важен порядок их расположения, например КОТ и ТОК — два разных текста, хотя они состоят из одинаковых символов;

- числовая информация;

- графическая информация (рисунки, картины, чертежи, карты, схемы, фотографии и т. п.);

- звуковая информация (звучание голоса, мелодии, шум, стук, шорох и т. п.);

- мультимедийная информация, которая объединяет несколько форм представления информации (например, видеоинформация).

Одна и та же информация может быть представлена по-разному.

Свойства информации

В идеале информация должна быть:

- объективной (не зависящей от чьего-либо мнения);

- понятной для получателя;

- полезной (позволяющей получателю решать свои задачи);

- достоверной (полученной из надёжного источника);

- актуальной (значимой в данный момент);

- полной (достаточной для принятия решения).

Информация не всегда обладает всеми этими свойствами.

Материальный носитель — это объект или среда, которые могут содержать информацию.

Изменения, происходящие с информацией (т. е. изменения свойств носителя), называются информационными процессами. Все эти процессы можно свести к двум основным:

- передача информации (данные передаются с одного носителя на другой);

- обработка информации (данные изменяются).

Информация поступает по каналу связи в виде сигналов (рис.1), которые приёмник может обнаружить с помощью своих органов чувств (или датчиков) и «понять» (раскодировать).

Рис.1. Схема коммуникации

Кодирование

Код — система условных знаков (символов ), предназначенных для представления информации в соответствии с определенными правилами.

Кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её хранения, передачи или обработки.

Декодирование — процесс по восстановлению первоначальной формы представления информации, т. е. операция, обратная кодированию.

Цели кодирования:

1) экономность (сократить запись);

2) надежность (засекретить информацию);

3) удобство обработки или восприятия.

Чаще всего кодированию подвергаются тексты на естественных языках (русском, английском и пр.).

Существуют три основных способа кодирования текста:

1) графический — с помощью специальных рисунков или значков;

2) числовой — с помощью чисел;

3) символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Процесс чтения текста — это обратный по отношению к письму процесс, при котором письменный текст преобразуется в устную речь. Чтение можно назвать декодированием письменного текста.

Для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств.

Фазы информационного обмена

Целостная система характеризуется обменом между элементами(В.Г.Афанасьев).


Типы обменов в обществе:

- материальный;

- энергетический;

- информационный (актуален с середины ХХ века).

Основными фазами информационного обмена являются:

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

Задание на практическую работу

1) Разделить студентов на малые группы. Распределить фазы информационного обмена (информационную емкость фазы, конкретные события) по группам для ознакомления и анализа.

2) Собрать материал из разных источников. Систематизировать его и выстроить логику изложения.

3) Оформить материал в виде презентации, в которую могут быть включены схемы и/или иной видеоряд, включая ролики. Также можно подготовить мини-инсценировку.

Критерии оценивания:

- четкость изложения, доступность, достоверность (указание достоверных источников в конце презентации);

- ориентирование в материале,

- наглядность.

Возможные источники:

1) https://poisk-ru.ru/s3508t6.html

2) https://www.yaklass.ru/p/informatika/10-klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-11955/kodirovanie-informatcii-11899/re-9dab4961-d1c0-4168-b17e-53b36fe80ae2

3) http://algolist.manual.ru/defence/intro.php

4) https://otherreferats.allbest.ru/history/00067936_0.html

5) https://vikidalka.ru/2-101199.html

6) https://studopedia.ru/10_250389_dopismennaya-pismennaya-ekrannaya-kultura-osnovnie-osobennosti.html

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.28.70 (0.009 с.)