Мдк. 05. 04. Основы рекламных, коммуникационных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мдк. 05. 04. Основы рекламных, коммуникационных технологий



Омской области

«Сибирский профессиональный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по выполнению практических работ

МДК.05.04. ОСНОВЫ РЕКЛАМНЫХ, КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(2 КУРС 3 семестр)

 

42.02.01 Реклама

                                       

 

    ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

Омск, 2019

Одобрено цикловой методической комиссией дизайна и рекламы   протокол №3 от «10» ноября 2019 г.   Методические рекомендации составлены в соответствии с программой ПМ.05. Выполнение работ по рабочей профессии Агент рекламный    
Председатель ЦМК   ___________ Е.Н.Вдовина  (подпись)   Зам.директора по УМР   __________________ В.В.Граустин        (подпись)

 

 

                                                  

Составитель: Вдовина Е.Н., БПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж»

 

Методические рекомендации по выполнению практических работ являются частью учебно-методического комплекса (УМК). Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.

 

Рекомендованы учебно-методическим советом БПОУ ОО «Си­бир­ский профес­сио­наль­ный кол­ледж» для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» ______________ 201_ г.

                                                                                                                                                                                

© Сибирский профессиональный колледж


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4
Инструкция по технике безопасности 5
Раздел №1. Понятие и сущность социальных и маркетинговых коммуникаций Тема 1.1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникации. Реклама как форма коммуникации Практическая работа № 1(семинар) «Модели коммуникации» Практическая работа № 2 (семинар) «Коммуникационные революции» Практическая работа № 3 (семинар) «Фазы информационного обмена» Практическая работа № 4. Составление сводной таблицы «Историко-коммуникационный аспект смены фаз информационного обмена» Практическая работа № 5. Разработка узелкового алфавита Практическая работа № 6. Разработка пиктографического письма Практическая работа № 7 (семинар) «Устная (невербальная) коммуникация» Практическая работа № 8. Анализ форм коммуникационного действия на примере коммуникативных игр Практическая работа № 9. Разработка устава студенческого сообщества Тема 1.2. Семиотика языка Практическая работа № 10 (семинар) «Семиотический подход к рекламе» Практическая работа № 11 (семинар) «Семиотика рекламных текстов» Практическая работа № 12. Разработка фирменного знака Раздел №2. Рекламные технологии в системе массовых коммуникаций Тема 2.2. Социальная и политическая реклама в СМК Практическая работа № 13. Разработка креолизованного текста Практическая работа № 14. Разработка эскиза инфографики Практическая работа № 15. Апробация современных методик исследования рекламы   6 6 9 10   13 15 17 20   22 24 29 29 31 33 36 36 36 38   40

                                                                                    


Введение

 

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 05.04 Основы рекламных, коммуникационных технологий предназначены для студентов специальности 42.02.01 Реклама.

Цель методическихрекомендаций: оказание помощи студентам в выполнении практических работ по МДК 05.04 Основы рекламных, коммуникационных технологий.

 Настоящие методические рекомендации содержат описание специфики выполнения практических работ, которые позволят студентам:

- сформировать умения:

Ув 6 - использовать современные коммуникационные средства разработки и продвижения рекламы;

- закрепить знания:

Зв12 - современные коммуникационные средства разработки и продвижения рекламы.

Задания направлены также на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Описание каждой практической работы содержит: тему, время на выполнение работы, перечень объектов контроля и оценки, критерии оценки, текст практической работы и образец.


Во время работы:

- расстояние от объекта до глаз должно быть не менее 50 см;

- нож для резки бумаги и пластика должен быть специальным макетным;

- инструмент должен быть исправным;

- резка должна осуществляться на специальном планшете. Движения при резке равномерно-поступательные, нажим несильный. Прорезая пластик, необходимо несколько раз провести резаком по линии отреза с легким нажимом;

- инструменты необходимо передавать закрытыми, ручками вперед;

- к работе приступать - с чистыми руками.

По окончании работы:

Навести порядок на рабочем месте.

Убрать мебель.

Сдать рабочее место преподавателю, сообщить обо всех неполадках.

 


Семестр

Теоретическое обоснование

Модель коммуникации - схема процесса коммуникации, которая показывает наиболее значимые моменты процесса.

Модели коммуникации – способы связи, основанные на взаимодействии источника (коммуникатора) и аудитории (реципиента, пользователя).

Простейшая модель коммуникации включает в себя наличие источника, адресата, канала коммуникации и сообщения. На базе этой модели строятся все остальные – более сложные и точные модели коммуникации.

В соответствии с точками зрения, представленными в научной литературе, разные модели коммуникации появляются на основании различных задач, стоящих перед исследователем. Исследователи разделяют их по разным параметрам:

социологическим;

психологическим;

  семиотическим.

В соответствии с подходом Г. Г. Почепцова выделяют модели коммуникации:

- психологические и социологические модели коммуникации;

- модель коммуникации с точки зрения PR, пропаганды и рекламы;

- семиотические модели коммуникации;

- модели имиджевой коммуникации;

- модели мифологической коммуникации;

- модели психотерапевтической коммуникации;

- модели пропагандистской коммуникации;

- модели аргументирующей коммуникации.

Все модели коммуникаций можно классифицировать по форме, содержанию, функциям, задачам и целям. На сегодняшний день практическое применение в интегративных системах имеют несколько моделей коммуникации.

Авторитарная модель – данная модель базируется на жестком административно-управленческом контроле над деятельностью СМИ и максимальном ограничении свободы информации. Эта модель описана исследователями Д. Маккуэйлом и У. Шраммом.

Двусторонняя асимметричная модель - в данную модель включают обратную связь, при этом сохраняя власть коммуникатора над коммуникацией, что и формирует асимметрию определенного рода. Двусторонняя асимметричная модель - одна из четырех моделей, которые были предложены Т. Хантом и Дж. Груингом, появившаяся в 20-е гг. XX в.

Двусторонняя симметричная модель – в данной модели симметрия формируется посредством сбалансированного отношения между отправителем и получателем сообщений. Появилась в 60-70-е гг. XX в., описана Т. Хантом и Дж. Груингом.

Для подготовки к семинару можно выбрать также следующие модели коммуникации:

- дискурсная модель коммуникации;

- модель коммуникации с обратной связью;

- модель множественного воздействия;

- пропагандистская модель коммуникации;

- процессуальная модель;

- семиотическая модель;

- социетальная модель.

Наиболее часто рассматриваемыми являются:

1. Линейная модель. Предложена американским математиком Клодом Шенноном. Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем она была расширена понятием обратной связи.

2. Функциональная модель Р. Якобсона. В модели коммуникации участвуют адресант и адресат. От первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации.

3. Процессуальная модель. Процесс влияния одного индивида на поведение или эмоциональное состояние другого.

4. Семиотическая модель. Рассматривает коммуникацию как процесс производства и изменения смысла.

Целесообразно в рамках семинарского занятия рассматривать модели в порядке их создания, чтобы проследить влияние более ранних моделей на последующие.

В рамках семинара можно проанализировать:

- модель Аристотеля;

- модель Лассуэлла (1948 г.);

- модель Шеннона–Уивера (1949 г.);

- модель Мелвина де Флера;

- циркулярная (циклическая) модель коммуникации (У. Шрамм и Ч. Осгуд);

- двухканальная модель (В.П. Морозов);

- модель двухступенчатой коммуникации (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и Г. Годэ);

- модель ИСКП (SMCR) (Д. Берло, 1960 г.);

- модель коммуникации по Ф. И. Шаркову;

- модель бихевиоризма;

- «Спираль тишины/молчания» (Э. Ноэль-Нойман)

Можно взять иные модели (не из числа названных).

Задание на практическую работу

1) Распределить материал таким образом, чтобы у каждого студента была индивидуальная модель для ознакомления и анализа.

2) Собрать материал из разных источников. Систематизировать его и выстроить логику изложения.

3) Оформить материал в виде презентации, в которую могут быть включены схемы и/или иной видеоряд, включая ролики. Также можно подготовить мини-инсценировку.

Критерии оценивания:

- четкость изложения, доступность, достоверность (указание достоверных источников в конце презентации);

- ориентирование в материале,

- наглядность.

Возможные источники:

1) https://studfiles.net/preview/4496959/page:2/

2) https://helpiks.org/6-16627.html

3) https://www.zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/modeli-kommunikatsii/

4) https://studme.org/11930124/menedzhment/modeli_kommunikatsii

5) https://studopedia.su/10_95080_osnovnie-modeli-kommunikatsii.html

6) https://studref.com/362144/marketing/teoreticheskie_modeli_kommunikatsii

Теоретическое обоснование

Коммуникативные (коммуникационные) революции -- это качественные скачки в изменении технических способов производства и передачи информации, а также социальных условий ее распространения и потребления.

Первой коммуникативной революцией можно считать появление языка, сделавшее человека собственно человеком разумным (Homo sapiens) и на порядок увеличившее возможности координации совместных действий, хранения и передачи информации, способности к познанию окружающего мира и др.

Вторая коммуникативная революция - это возникновение письменности в IV—III тысячелетиях до н.э. Именно письменность сделала возможным появление цивилизации, возникновение государства, нуждавшегося в хранении объемов информации, которые многократно превышают объем человеческой памяти.

Третью коммуникативную революцию обусловило появление в Европе книгопечатания в середине XV в. (соответствующие технологии в Китае были изобретены раньше, не позднее IX в., но их социальная роль оказалась там куда более ограниченной).

Четвертая коммуникативная революция произошла на рубеже XIX и XX вв. Ее обусловило появление новых средств коммуникации — телеграфа, телефонной связи, радио. Резко возросли объемы передаваемой информации, на порядок сократилось время ее трансляции, расстояние между коммуникантами перестало играть сколько-нибудь значимую роль, а сообщение стало возможным адресовать аудитории, в разы большей, чем та, которая была у создателей печатной продукции.

Задание на практическую работу

1) Распределить итоги коммуникационных революций (конкретные события, продукты исторического развития) таким образом, чтобы у каждого студента был индивидуальный результат для ознакомления и анализа.

2) Собрать материал из разных источников. Систематизировать его и выстроить логику изложения.

3) Оформить материал в виде презентации, в которую могут быть включены схемы и/или иной видеоряд, включая ролики. Также можно подготовить мини-инсценировку.

Критерии оценивания:

- четкость изложения, доступность, достоверность (указание достоверных источников в конце презентации);

- ориентирование в материале,

- наглядность.

Возможные источники:

1) https://studwood.ru/1135993/marketing/kommunikatsionnye_revolyutsii_istoricheskie_etapy

2) https://studme.org/83470/menedzhment/teoriya_kommunikatsii_oblast_znaniya

3) http://www.brain-food.ru/proishozhdenie-yazyikov-chelovecheskogo-obshheniya/

4) https://pikabu.ru/story/problema_proiskhozhdeniya_rechi_u_cheloveka_5990410

5) https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43426709081/vozniknovenie-pismennosti

6) http://www.letopis.info/themes/writing/zarojdenie_pismennosti.html

7) https://linguapedia.info/directory/history-of-writing.html

8) https://history.wikireading.ru/288877

9) http://mirnovogo.ru/knigopechatanie

10) https://studfiles.net/preview/5771748/page:3/

11) https://biography.wikireading.ru/234480

12) https://megapredmet.ru/1-53415.html

13) http://www.poka-otvetov.net/index/istorija_razvitija_radio/0-147

14) https://habr.com/ru/company/megafon/blog/193538/

15) http://fb.ru/article/187546/istoriya-telefonov-vozniknovenie-i-razvitie

16) https://studfiles.net/preview/5826207/page:36/

Теоретическое обоснование

Информация - латинское слово informatio переводится как «разъяснение», «сведения». В быту под информацией обычно подразумеваются любые сведения или данные об окружающем мире и о самом человеке. Однако в каждой области знаний слово «информация» имеет свой смысл. Информация «бестелесна», или нематериальна, она не имеет формы, размеров, массы. С этой точки зрения информация — это то содержание, которое человек с помощью своего сознания «выделяет» из окружающей среды. Информация характеризует разнообразие (неоднородность) в окружающем мире. При получении информации уменьшается неопределённость знания.

Свойства информации

В идеале информация должна быть:

- объективной (не зависящей от чьего-либо мнения);

- понятной для получателя;

- полезной (позволяющей получателю решать свои задачи);

- достоверной (полученной из надёжного источника);

- актуальной (значимой в данный момент);

- полной (достаточной для принятия решения).

Информация не всегда обладает всеми этими свойствами.

Материальный носитель — это объект или среда, которые могут содержать информацию.

Изменения, происходящие с информацией (т. е. изменения свойств носителя), называются информационными процессами. Все эти процессы можно свести к двум основным:

- передача информации (данные передаются с одного носителя на другой);

- обработка информации (данные изменяются).

Информация поступает по каналу связи в виде сигналов (рис.1), которые приёмник может обнаружить с помощью своих органов чувств (или датчиков) и «понять» (раскодировать).

Рис.1. Схема коммуникации

Кодирование

Код — система условных знаков (символов ), предназначенных для представления информации в соответствии с определенными правилами.

Кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её хранения, передачи или обработки.

Декодирование — процесс по восстановлению первоначальной формы представления информации, т. е. операция, обратная кодированию.

Цели кодирования:

1) экономность (сократить запись);

2) надежность (засекретить информацию);

3) удобство обработки или восприятия.

Чаще всего кодированию подвергаются тексты на естественных языках (русском, английском и пр.).

Существуют три основных способа кодирования текста:

1) графический — с помощью специальных рисунков или значков;

2) числовой — с помощью чисел;

3) символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Процесс чтения текста — это обратный по отношению к письму процесс, при котором письменный текст преобразуется в устную речь. Чтение можно назвать декодированием письменного текста.

Для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств.

Фазы информационного обмена

Целостная система характеризуется обменом между элементами(В.Г.Афанасьев).


Типы обменов в обществе:

- материальный;

- энергетический;

- информационный (актуален с середины ХХ века).

Основными фазами информационного обмена являются:

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

Задание на практическую работу

1) Разделить студентов на малые группы. Распределить фазы информационного обмена (информационную емкость фазы, конкретные события) по группам для ознакомления и анализа.

2) Собрать материал из разных источников. Систематизировать его и выстроить логику изложения.

3) Оформить материал в виде презентации, в которую могут быть включены схемы и/или иной видеоряд, включая ролики. Также можно подготовить мини-инсценировку.

Критерии оценивания:

- четкость изложения, доступность, достоверность (указание достоверных источников в конце презентации);

- ориентирование в материале,

- наглядность.

Возможные источники:

1) https://poisk-ru.ru/s3508t6.html

2) https://www.yaklass.ru/p/informatika/10-klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-11955/kodirovanie-informatcii-11899/re-9dab4961-d1c0-4168-b17e-53b36fe80ae2

3) http://algolist.manual.ru/defence/intro.php

4) https://otherreferats.allbest.ru/history/00067936_0.html

5) https://vikidalka.ru/2-101199.html

6) https://studopedia.ru/10_250389_dopismennaya-pismennaya-ekrannaya-kultura-osnovnie-osobennosti.html

 

Теоретическое обоснование

Сводная таблица (англ. Pivot table) — инструмент обработки данных, служащий для их обобщения.

Сводные таблицы — это разновидность реестра, которая содержит конкретную часть данных из источника для анализа и изображена так, чтобы можно было проследить между ними логические связи. Основа для ее проектирования - определенный список значений.

Прежде чем начать работу, стоит подготовить для неё необходимые материалы, которые можно свести для анализа. Формируя подготовительный вариант, необходимо следить за тем, чтобы данные были классифицированы, например, цифры не путались с буквенным обозначением, а все столбцы имели заголовки.

Плюсы использования такого вида группировки данных:

- во время работы не нужны особые познания из сферы программирования,

- возможность комбинировать информацию из других первоисточников,

- можно пополнять базовый экземпляр новой информацией, подкорректировав параметры.

Задание на практическую работу

1) Начертить таблицу, включающую 3 колонки: фазы, революции, рода.

2) Каждую колонку разбить на строки: собственно фазы, революции и рода, а также примеры их содержательного наполнения; строки подписать соответственно; установить параллельное соответствие между колонками.

3) Собрать материал из разных источников. Систематизировать его и разместить в таблице.

Критерии оценивания:

- доступность, достоверность материала;

- ориентирование в материале,

- четкость изложения, наглядность.

Возможные источники:

1) https://windowstips.ru/svodnye-tablicy-v-excel

2) https://studopedia.ru/10_250389_dopismennaya-pismennaya-ekrannaya-kultura-osnovnie-osobennosti.html

3) http://www.letopis.info/themes/writing/zarojdenie_pismennosti.html

4) https://linguapedia.info/directory/history-of-writing.html

5) http://mirnovogo.ru/knigopechatanie

 

Теоретическое обоснование

Выразительные средства композиции: точка, пятно, линия, штрих, тон, цвет, фактура, текстура. Все они являются в то же время элементами композиции, которые могут приобретать в орнаменте или другом виде композиции более сложные формы, превращаться в орнаментальные (композиционные) мотивы.

Характеристики линий:

- конфигурация точек линии (форма линии),

- нажим (толщина),

- расположение в формате (центральное, периферийное, пр.),

- количество линий,

- направление (вертикаль, диагональ, горизонталь).

Узелковое письмо – это древний вид счетной системы. Оно также использовалось для упрощения запоминания большого объема информации, а в некоторых культурах даже переросло в примитивную, но эффективную письменность.

В различных культурах узелковое письмо выглядит и называется по-разному, кроме того, оно может выполнять различные функции. Например, самая развитая система под названием «кипу» принадлежала народам, жившим на территории Анд. Основной культурой, предположительно создавшей кипу, были племена инков. Узелковое письмо индейцев Северной Америки называется «вампум» и имеет несколько иную форму и содержание, чем кипу.

Кроме индейских народов узелковая письменность, как носитель информации, была широко развита в Китае. В Древнем Вавилоне ее использовали для обрядов и других религиозных и мистических целей. Существуют предположения, что узелковое письмо было формой письменности славян, до крещения Руси. Также есть ряд исторических доводов, поддерживающих теорию существования узелкового письма в религиозной системе Индии.

Изначально узелковое письмо древних перуанцев выглядело крайне примитивно и использовалось как система счета и, возможно, как знаковая передача информации. Первые кипу состояли из нескольких нитей с небольшим количеством узлов. С развитием цивилизации инков усложнилось и кипу (рис.2). Информация стала различаться по количеству нитей и узелков, размерам и расположению узелков и даже по цветам нитей.

Инки завязывали узлы на шерстяных или хлопчатобумажных нитях. Одна нить была основой кипу и на нее навязывались другие, которые и являлись носителем информации.

Рис.2. Кипу

Задание на практическую работу

4) Разработать в малых группах по 2-3 человека узелковый алфавит, определив логику построения алфавита (например, согласные одного цвета, гласные – другого; глухие согласные – правосторонние узлы, звонкие – им симметричные левосторонние).

5) Составить текст.

6) Оформить его при помощи разработанного алфавита.

7) Отдать для расшифровки другой группе студентов и получить взамен их разработку для расшифровки.

8) Расшифровать текст, составить и отправить ответ.

Критерии оценивания:

- четкость формы,

- логика построения,

- читаемость,

- аккуратность исполнения.

 


Пример выполнения задания

 

 

Теоретическое обоснование

Пиктогра́мма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде (рис.3).

 В настоящее время пиктограммы имеют узкоспециальную и второстепенную роль (например, дорожные знаки, значки-элементы графического интерфейса пользователя ЭВМ и др.), в отличие от привычного нам алфавитного письма, способного отображать многоуровневый характер естественного языка.

Пиктографи́ческое письмо́ - вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект.

Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской, аргушской (маргианской) и др.

В настоящее время пиктографическое письмо представлено письменностью донгба (дунба), которой владеют до нескольких десятков пожилых представителей народа наси, живущего в предгорьях Тибета.

Пиктографические письменности насчитывают тысячи знаков. Сложность и ограниченность системы (она может описывать только объекты) объясняют движение таких систем в сторону идеографических письменностей. Движение это сопровождается расширением смысла знаков, а также упрощением и канонизацией начертаний каждого знака.

Рис.3. Пиктограмма

«Пляшущие человечки» - алфавит, разработанный Артуром Конан Дойлем в одноименном произведении для тайной переписки героев.

Алфавит русифицирован (рис.4).

 

Рис.4. «Пляшущие человечки», русский вариант

Задание на практическую работу

1) Разработать в малых группах по 2-3 человека пиктографический алфавит по принципу «пляшущих человечков» А. Конан Дойля, определив логику построения алфавита (например, согласные одного цвета, гласные – другого; глухие согласные – фигурки повернуты вправо, звонкие – им симметричные левосторонние фигурки).

2) Составить текст.

3) Оформить его при помощи разработанного алфавита.

4) Отдать для расшифровки другой группе студентов и получить взамен их разработку для расшифровки.

5) Расшифровать текст, составить и отправить ответ.

Критерии оценивания:

- четкость формы,

- логика построения,

- читаемость,

- аккуратность исполнения.

 


Пример выполнения задания

 

Теоретическое обоснование

Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась (подражание, управление, диалог). Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.

Естественные коммуникационные каналы — это каналы, использующие врожденные, естественно присущие хомо сапиенс средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве. Таких каналов два: невербальный (несловесный) и вербальный (словесный).

Потребность в искусственных коммуникационных каналах возникает тогда, когда коммуникант и реципиент лишены непосредственного контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существуют социально-культурные смыслы, нуждающиеся в передаче в социальном времени и пространстве. Эти смыслы связаны, во-первых, с передачей полезного практического опыта, во-вторых, с магическими верованиями первобытных людей. Для удовлетворения этой первичной коммуникационной потребности использовались два искусственных канала:

- канал иконических документов — графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения;

- канал символьных документов — амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный магический смысл, а также языческие идолы и изображения богов.

Невербальный и вербальный каналы в их неразрывном единстве послужили исходной базой для формирования устной коммуникации; иконический и символьный каналы положили начало документной коммуникации. Исходные каналы дали толчок для появления новых искусственных каналов, которые по своему источнику делятся на две группы: художественные, возникшие в сфере искусства, и технические, возникшие в сфере техники.

Род коммуникации — совокупность родственных коммуникационных каналов. Их три: устная коммуникация, документная коммуникация, электронная коммуникация.

Общение – это процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений. Процессы передачи и приёма информации осуществляются с помощью словесной речи и различных несловесных невербальных средств, таких как интонация голоса и жестикуляция, мимика и пантомимика. Цель этих процессов – установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Вербальное общение – это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение посредством слов, речи. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые, сенсорные или телесные контакты.

Невербальные средства общения делятся на 6 групп:

- оптокинетические;

- паралингвистические;

- экстралингвистические;

- проксемические;

- тактильные;

- ольфакторные.

Задание на практическую работу

1) Распределить итоги коммуникативных революций (конкретные события, продукты исторического развития) таким образом, чтобы у каждого студента был индивидуальный результат для ознакомления и анализа.

2) Собрать материал из разных источников. Систематизировать его и выстроить логику изложения.

3) Оформить материал в виде презентации, в которую могут быть включены схемы и/или иной видеоряд, включая ролики. Также можно подготовить мини-инсценировку.

Критерии оценивания:

- четкость изложения, доступность, достоверность (указание достоверных источников в конце презентации);

- ориентирование в материале,

- наглядность.

Возможные источники:

1) https://studfiles.net/preview/1852497/

2) https://studfiles.net/preview/6440348/

Практическая работа № 8. Анализ форм коммуникационного действия на примере коммуникативных игр

Цель работы: формировать коммуникативные умения в группе.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- налаживать продуктивную вербальную и невербальную коммуникацию,

- анализировать проблемы коммуникационного характера по итогам взаимодействия.

Необходимые знания:

- формы коммуникационного действия,

- примеры коммуникационных игр.

Теоретическое обоснование

Коммуникационное действие — завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. Субъектами, вступившими в коммуникацию, могут преследоваться три цели: во-первых, реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы; во-вторых, коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего; в-третьих, и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами. Соответственно возможны три формы коммуникационного действия.

1. Подражание ― одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание — главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.

В общественной жизни посредством подражания происходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем, благодаря подражанию, из поколения к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения. Э. Фромм среди специфически человеческих социально-культурных потребностей отмечал стремление к уподоблению, поиску объекта поклонения, отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым. В детстве дети уподобляют себя родителям, во взрослом состоянии — литературным героям, спортсменам, артистам, воинам. Эту потребность можно назвать потребностью в кумиротворчестве (отыскать или сотворить себе кумира).

Не следует думать, что подражание не соответствует элементарной схеме коммуникационного действия, ибо не обнаруживается явного смыслового сообщения, адресованного реципиенту. На самом деле такое сообщение, обладающее привлекательностью для реципиента, всегда есть. Реципиент целенаправленно выбирает коммуниканта и использует его в качестве источника смыслов, которые он хотел бы усвоить. Коммуникант при этом зачастую не осознает своего участия в коммуникационном действии. Подражание — это такое объект-субъектное отношение, где активную роль играет реципиент, а коммуникант — пассивный объект для подражания.

2. Диалог — форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складывается субъект-субъектное отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «МЫ».

Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников, сменяющих друг друга в роли коммуниканта и реципиента. Высказывание — это не слово, не предложение, не абзац, а единица смысла, дающая возможность ответить на него. Участники диалога совместно создают драматургический текст, обладающий относительной смысловой завершенностью. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться в поведении реципиента спустя много времени. Литература, театр, лекция как раз рассчитаны на ответ замедленного действия. Незавершенный диалог перерастает в коммуникационный дискурс, охватывающий множество субъектов и продолжающийся бесконечно. Проще говоря, дискурс — это мультисубъектный бесконечный диалог.

3. Управление — такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.

Управленческий монолог может быть: в форме приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); в форме внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счёт многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); в форме убеждения, аппелирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.

Особой формой управленческого коммуникационного действия является заражение, которое стихийно возникает в массах людей. Заражение характеризуется эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный экстаз, спортивный азарт, ораторское мастерство. По-видимому, как и в случае внушения, при заражении большую роль играют бессознательные побуждения.

Возможные источники:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.28.70 (0.262 с.)