Нежелательно употребление местоимения первого лица единственного числа «я». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нежелательно употребление местоимения первого лица единственного числа «я».



В некоторых случаях возможно употребление множественного числа «мы», что формально выражает мнение коллектива ученых или точку зрения определенной научной школы. Однако не следует злоупотреблять этим местоимением. Личность автора в научном сочинении как бы отступает на задний план, а внимание фокусируется на рассматриваемом явлении, факте, процессе.

Еще одним важным признаком научного стиля является объективность изложения. Это достигается, в первую очередь, частым использованием вводных слов и конструкций, подчеркивающих достоверность сообщения. Такие слова, как естественно, разумеется, действительно, видимо, по всей вероятности, предположительно позволяют представить исследуемый объект либо как вполне очевидный, либо как возможный. Обязательным условием объективности изложения служит указание источника сообщения, упоминание о том, кто высказал ту или иную мысль. Синтаксически это реализуется через вводные словосочетания: по мнению, как утверждает, по словам, по результатам и т.д.

С морфологической точки зрения для научного стиля характерно использование большого количества отглагольных существительных и существительных с абстрактным значением (обоснование, изучение, определение, рассмотрение, обобщение). В глагольных формах превалируют причастия и деепричастия (анализируемая проблема, проведенный эксперимент, изложенная точка зрения, доминирующий метод). Для определения и конкретизации объекта предпочтение отдается относительным прилагательным, которые достоверно и точно помогают выполнить описание явления, факта, процесса. Так как нельзя образовать от относительных прилагательных степени сравнения, при необходимости к качественным прилагательным добавляются слова «более», «менее», «наиболее», «наименее». Следует исключить образование степеней сравнения с помощью приставки «по» (получше, побыстрее) и суффиксов -айш-, -ейш- (удобнейший, нижайший).

Лексической особенностью научного текста является использование терминологии. Термин– это общепринятая лексическая единица, позволяющая точно и кратко описать научное понятие или явление. В ходе написания научной работы следует тщательно отбирать термины, чтобы не выходить за рамки терминологической системы данной науки и не смешивать термины с профессионализмами или жаргонизмами (слова, используемые в узкой среде специалистов и не являющиеся языковой нормой). Кроме того, во избежание двусмысленности необходимо соблюдать единство терминологии и не употреблять синонимичные лексемы. Например, если в работе наравне со словосочетанием «научный дискурс» встречается словосочетание «научная речь», на защите следует быть готовым к вопросу, одинаковы ли эти понятия и что подразумевает автор под каждым из них.

Таким образом, в ВКР обязательно нужно уточнять базовые термины и понятия, особенно если они используются либо в глобальном, либо, наоборот, в узкоспециальном значении. Например, «…в данной работе под категорией модальности долженствования понимается следующее…» или «…понимание нами термина «интерактивные методы обучения» сводится к…». Также в ВКР бакалавра не является правомерным применение чрезмерного количества сложных терминов, не соответствующих предмету изучения и глубине проведенного исследования.

Среди основных недостатков, препятствующих написанию успешного научного сочинения, можно указать следующие:

· примитивное, ненаучное изложение материала, преимущественно разговорным или экспрессивным стилем; отсутствие логики и законченности повествования, повтор общеизвестных утверждений, заимствованных из учебников и монографий, доказательство очевидного, несоответствие теоретической базы и практических результатов, неподкрепленные фактами, голословные выводы;

· чрезмерно «наукообразный» стиль изложения, когда для описания хорошо известных понятий или явлений используются слишком сложные наименования и термины, понятные только в узком научном кругу специалистов (например, «постулировать парадигму», «констатировать детерминанту» и т.п.). Если автор ВКР применяет большое количество терминологической лексики, все эти слова должны быть непосредственно связаны с темой квалификационного исследования, и значение абсолютно всех терминов должно быть отражено в тексте;

· научный текст, изобилующий различными формами многословия и речевой избыточности. К последней относится злоупотребление тяжеловесными грамматическими и синтаксическими конструкциями, слишком длинными сложными предложениями, множественными причастными оборотами. Помимо этого, следует избегать ненужных повторов одной и той же мысли, неоправданного использования заимствований из иностранных языков, особенно при наличии подходящего русского эквивалента («диверсификация» вместо «разнообразие»; «трансформация» вместо «изменение»; «коррегировать» вместо «соотносить» и т.д.). Еще одной разновидностью многословия является тавтология – «повторение одних и тех же или близких по смыслу слов» (Большая советская энциклопедия). Для решения подобной стилистической проблемы необходимо пользоваться специальными словарями синонимов, толковыми словарями и словарями иностранных слов. Это позволит найти соответствующий контекстный синоним и сделать научный текст стилистически и лексически более емким и разнообразным.

Согласно научной этике, недопустимо приводить в тексте ВКР бакалавра категоричные комментарии, безапелляционные суждения, критические замечания на другие научные публикации, выражать несогласие с устоявшимся мнением ученых. Необходимо вообще отказаться от самостоятельных оценок чужих работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.005 с.)