Научный руководитель выпускной квалификационной работы осуществляет следующие функции: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный руководитель выпускной квалификационной работы осуществляет следующие функции:



· формулирует и/ или корректирует тему ВКР;

· формирует задание на выполнение дипломной работы;

· утверждает совместно с соискателем календарный план и контролирует личный график выполнения составных частей работы согласно данному плану;

· помогает разработать структуру ВКР, направляет соискателя в его исследовании и проводит систематические консультации в процессе написания работы; оказывает необходимую научную и методическую помощь;

· рекомендует необходимую литературу, справочные материалы и другие источники для самостоятельного поиска по теме исследования;

· консультирует по вопросам составления плана исследования, формулировки объекта и предмета, целей и задач работы, определения объекта и предмета исследования;

· консультирует по вопросам оформления работы и библиографического списка;

· предоставляет отзыв на готовую дипломную работу и допускает работу к защите.

Для первой встречи с научным руководителем соискатель должен составить перечень основных вопросов для обсуждения и примерный список литературы. После изучения обсужденной с руководителем литературы соискатель составляет простой или сложный план квалификационной работы. Простой план представляет собой перечень основных разделов, сложный – предусматривает наличие разделов, каждый из которых содержит несколько подразделов и т.д. План ВКР согласовывается с научным руководителем.

Соискатель обязан регулярно посещать консультации научного руководителя, предоставлять ему обработанные материалы своего исследования, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане этапов, устранять указанные руководителем недостатки. Для проверки дипломной работы научным руководителем ее можно отдавать для ознакомления по главам или отдельным частям. Проверенная часть возвращается студенту для устранения замечаний. Соискатель может работать над их устранением сразу либо по окончании всего исследования, в зависимости от характера замечаний, их значения для последующих разделов работы и договоренности с научным руководителем.

На основании положительного отзыва научного руководителя решается вопрос о допуске дипломной работы к защите. Допущенные в процессе написания работы опечатки и другие погрешности должны быть устранены автором до представления окончательного текста работы научному руководителю. В противном случае дипломная работа не допускается к защите или может быть снята с защиты.

1.3 Планирование работы. Календарный план выполнения ВКР.

Студент готовит свой выпускной дипломный проект самостоятельно под руководством научного руководителя из числа профессоров, доцентов и ведущих преподавателей структурного подразделения. Во избежание ошибок и лишней работы соискателю необходимо регулярно обращаться к научному руководителю для обсуждения всех возникающих вопросов и предложений по тем или иным аспектам исследуемой проблемы.

Качество выпускной квалификационной работы в немалой степени зависит от четко спланированного хода ее выполнения. С научным руководителем выпускник согласовывает календарный план на весь период подготовки дипломной работы, обсуждает основные проблемы исследования, необходимую литературу и другие источники и т.п.

В календарном плане определяются этапы подготовки дипломной работы:

· составление библиографии;

· изучение научной литературы и других теоретических и практических материалов по теме исследования;

· разработка плана дипломной работы;

· сбор, изучение и обобщение практического материала;

· представление первого варианта дипломной работы научному руководителю для проверки (по главам и в целом);

· повторное представление работы научному руководителю, окончательная правка текста проекта;

· представление дипломной работы на рецензирование;

· подготовка к защите и презентация дипломной работы.

Также в календарном плане указывается очередность выполнения отдельных этапов работы над исследованием и сроки выполнения обозначенных этапов. Календарный план учитывает характер темы, накопление и переработку научно-исследовательской литературы и практического материала, а также время, необходимое научному руководителю для ознакомления с результатами этапов исследования.

Календарный план утверждается научным руководителем; составляется в 2-х экземплярах, подписывается соискателем и руководителем ВКР. Один экземпляр хранится в Дирекции института, второй – на руках у студента.

Точное выполнение плана – одно из важных условий предоставления дипломной работы в установленный срок. Соискатель и его научный руководитель предоставляют отчетыпо результатам выполнения ВКР:

При невыполнении и/ или систематических нарушениях календарного плана подготовки выпускной квалификационной работы научный руководитель вправе выносить на заседание структурного подразделения вопрос о прекращении выполнения работы.

1.4 Работа с литературой по теме ВКР

     Поиск научной информации и составление библиографии - это неотъемлемые составные части научной деятельности. Источниками научной информации являются:

· нормативные и законодательные акты;

· учебники и учебные пособия;

· словари;

· монографии;

· научные сборники и журналы по профилю специальности;

· диссертационные исследования;

· публикации в глобальных компьютерных сетях и др.

Выполнение дипломной работы начинается с подбора и изучения научной литературы по теме исследования. Дипломное исследование предполагает изучение и обобщение как можно большего количества литературы по избранной теме. Поэтому, чем больше сносок на используемые источники помещается в дипломной работе, тем выше исследовательский уровень работы.

Научный руководитель знакомит студента с наименованиями базовых научных источников по теме исследования, объясняет порядок и методику информационного поиска. Далее начинается самостоятельная работа соискателя по подбору литературы и составлению библиографии.

Рекомендуется обратиться: к каталогам университетской и городской/ областной библиотек, к научно-методическим публикациям, докторским и кандидатским диссертационным исследованиям, авторефератам, монографиям, статьям в сборниках научных трудов, тезисам конференций, публикациям в сети Интернет и др. При ознакомлении с материалами по теме исследования необходимо учитывать приводимые в них ссылки (для ознакомления и пополнения списка литературы). Все сведения о прочитанных и приведенных в ВКР источниках и материалах необходимо собирать в одной папке, которая после написания окончательного текста работы оформляется как библиографический список.

2. Основные требования к выпускной квалификационной работе.

Выпускная квалификационная работа бакалавра, являясь самостоятельным научным и/ или научно-реферативным исследованием, выполняется в рамках требований, предъявляемых к подобного рода научно-исследовательским работам, включая дипломные проекты и магистерские диссертации. Написанная научным языком, дипломная работа должна обладать следующими качествами:

· целенаправленностью: четко сформулированная цель работы должна быть достигнута в ходе решения конкретных задач;

· прочной теоретической базой как результат глубокого освоения научной литературы;

· грамотным и уместным применением научной и исследовательской терминологии;

· достаточностью фактического материала;

· самостоятельностью исследования;

· логичностью изложения, доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций;

· правильным и грамотным оформлением всех структурных частей текста ВКР;

· соблюдением правил орфографии и пунктуации русского языка.

Как уже указывалось, ВКР носит исследовательский характер с представленным в ней критическим анализом научных и литературных источников, отражающих взгляды отечественных и зарубежных ученых и практиков по теме исследования. Работа не должна сводиться к перечислению различных точек зрения, ограничиваясь утверждением о согласии или несогласии с той или иной из них. Полемика должна быть основана на сопоставлении доводов различных авторов, анализе разных точек зрения, на поиске и анализе практического применения основных теоретических положений. В необходимых случаях приводятся статистические данные, материалы анкетирования, интервью, примеры из практики переводческой/ учебной/ методической деятельности.

Должна быть ясно высказана позиция автора, подкрепляемая соответствующими аргументами. Кроме того, соискателю рекомендуется представить в выпускной работе результаты собственных наблюдений/ рассуждений по данному вопросу, а также попытаться сформулировать практическое применение результатов исследования. Обязательным требованием к работе является четкость методологической позиции ее автора.

Автор бакалаврской работы несет ответственность за все изложенные в ней сведения, обоснованность выводов и защищаемых положений, достоверность фактического материала и другой информации.

Дипломная работа, являющаяся результатом механического переписывания текста из опубликованных источников и специальной литературы, оценивается отрицательно и к защите не допускается.

2.1. Актуальность темы исследования

Одним из ключевых требований, предъявляемых к ВКР, является актуальность рассматриваемой научной проблемы либо комплекса проблем.

Под научной проблемой следует понимать противоречивую ситуацию, которая требует своего разрешения. Такая ситуация возникает, как правило, когда появившееся новое знание не укладывается в рамки прежних научных представлений. В самом широком смысле актуальность – это интерес к данной теме/ проблеме/ вопросу со стороны общества, государства, научного сообщества, конкретного учебного заведения и т.д. Актуальность определяется потребностями общества в решении конкретной проблемы, достижении определенных практических целей, развитии определенной сферы науки; устранении противоречий, выполнении государственного заказа, представленного в образовательных стандартах и других нормативных документах.

Актуальность темы исследования ВКР должна быть подробно аргументирована с точки зрения научного состояния изучаемой проблемы на сегодняшний день и необходимости ее дальнейшей разработки. Для этого следует глубоко и всесторонне изучить научные материалы по истории данного вопроса, проанализировать отечественные и зарубежные источники на предмет определения направлений исследования проблемы. Правильно обоснованная актуальность позволяет четко сформулировать цели и задачи исследования, определить его объект и предмет.

2.2. Определение предмета и объекта исследования

Формулировка объекта и предмета – важный этап научной деятельности. Объект и предмет исследования должны быть четко определены соискателем до начала выполнения квалификационной работы; игнорирование данной ступени или небрежное отношение к ней может привести к грубым методологическим ошибкам, например, когда начинает исследоваться объект какой-либо другой науки.

Под объектом исследования понимается область знаний, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и выбранные для изучения; при этом объект не должен выходить за рамки данной науки.

Например, если в работе по языкознанию объектом является языковая личность, то последняя должна рассматриваться как лингвистическая категория, а не категория истории, психологии, социологии и т.д.

Предметом исследования является тот аспект или признак объекта, который находит свое отражение в данном выпускном проекте. По отношению к объекту предмет выступает как частное к общему. Предмет – это то, на что направлено основное внимание автора квалификационной работы, что определяет ее тему, поэтому часто формулировка предмета исследования совпадает с темой исследования или созвучна с ней.

Например, если объект исследования – английский сленг, то предметом исследования может стать игровой компьютерный сленг и его влияние на современный литературный английский язык.

Другой пример: когда объектом выступает процесс иноязычной подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования, исследуемым предметом может быть интеграция интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку с целью организации самостоятельной работы студентов технического вуза.

2.3 Формулирование цели и задач исследования.

В любой научной публикации должны присутствовать цель и задачи, именно они определяют конечный результат исследования. В структуре ВКР бакалавра цель и задачи формулируются во введении, а в заключении, как правило, указывается, что полученный результат соответствует поставленным цели и задачам.

Одним из самых серьезных замечаний считается несоответствие выводов и результатов исследования заявленным цели и задачам. В первую очередь, это может свидетельствовать о том, что автор либо не разбирается в проблеме, которую предстояло разрешить, либо изучает проблему слишком поверхностно, либо не в состоянии следовать логике изложения материала.

Таким образом, перед тем, как приступить к написанию ВКР, необходимо ответить на вопрос: «Что я собираюсь исследовать?» или «Что я хочу доказать?». Это и есть цель исследования - то, ради чего производится изучение объекта. Исследование, целью работы которого является расширение научного знания как такового, относится к фундаментальным; цель работы, выраженная в поиске возможностей использования уже полученного научного знания в практической деятельности человека, отражает прикладной характер исследования. В квалификационной работе бакалавра обычно указывается только одна цель, что объясняется ограниченным объемом исследования и тесными временными рамками.

Если цель предполагает общее определение проблемы, то задачи, которых в среднем в бакалаврской работе от трех до шести, носят частный характер и затрагивают конкретные стороны проблемы. Необходимо помнить, что поставленные задачи должны быть непосредственно связаны с целью исследования. Ознакомление с научной литературой по теме ВКР помогает соискателю сформулировать задачи своего исследования, которые, как правило, связаны:

· с решением общих теоретических вопросов (например, определение природы, сути, законов развития и т.п. изучаемого объекта);

· с выявлением и изучением конкретной проблемы (ее содержание, структура, предлагаемые пути решения);

· с конкретным вариантом решения проблемы либо конкретизацией/ уточнением уже имеющихся ранее предложенных вариантов ее решения.

Традиционно задачи указываются в виде списка и могут рассматриваться как план достижения конечного результата, где каждая задача – отдельный этап приближения к цели исследования.

Например, если целью работы является выявление и анализ стилистических приемов, используемых английским писателем С. Моэмом в романе «Театр», то задачи для достижения данной цели могут быть сформулированы следующим образом:

· Кратко охарактеризовать творчество выдающегося английского писателя первой половины XX в. Уильяма Сомерсета Моэма, остановившись на одном из наиболее известных его произведений – романе «Театр»;

· Рассмотреть основные стилистические приемы, характерные для произведений английской художественной литературы;

· Выделить стилистические приемы, используемые в отрывке из романа У. С. Моэма «Театр»;

· Провести количественный анализ выявленных приемов, определить их частотность;

· Проанализировать функции стилистических приемов, используемых в отрывке из романа «Театр».

Для исследования, целью которого является теоретическое обоснование и анализ методических возможностей активного обучения иноязычной речевой деятельности студентов технических вузов, может быть предложена следующая формулировка задач для достижения этих целей:

1. Произвести теоретический анализ существующей литературы по данной теме.

2. Определить место и роль активных методов при обучении иностранным языкам.

3. Разработать упражнения, основанные на активных методах обучения и нацеленные на обучение иноязычной речевой деятельности.

4. Провести анкетирование студентов с целью выявления возможности использования игр в процессе обучения иноязычному общению.

 2.4. Требования к языку и стилю изложения материала

Так как ВКР бакалавра является научной работой, следует уделить особое внимание языку и стилю изложения материала.

В работе должен быть соблюден научный стиль с использованием специальной терминологии в соответствии с нормами русского языка. При этом неукоснительно должно соблюдаться единство стиля, нельзя допускать, чтобы приведенные в тексте цитаты стилистически отличались от собственного текста автора. Также в ВКР необходимо избегать канцелярских штампов, разговорных оборотов, исключается употребление образных сравнений, метафор, ярких эпитетов, риторических вопросов и других выразительных средств художественной литературы.

В целом научный текст характеризуют следующие признаки:

· законченность;

· целостность;

· связность;

· объективность;

· четкость и лаконичность формулировок.

Для того чтобы привести текст ВКР бакалавра в соответствие с требованиями научного стиля, необходимо использовать специальные функционально-синтаксические слова/словосочетания, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, в итоге, в заключение следует отметить), противоречивые отношения (однако, тем не менее, с другой стороны, между тем), причинно-следственные связи (поэтому, так как, следовательно, вследствие этого, кроме того, таким образом), переход от одной мысли к другой (обратимся к…, рассмотрим…, перейдем к…, необходимо остановиться на …).

 В синтаксическом плане в научной письменной речи преобладают сложноподчиненные предложения, более точно передающие временные, причинные, следственные, условные отношения, что позволяет излагать материал более логично и последовательно. Помимо этого, в тексте научных работ доминируют безличные и неопределенно-личные предложения, которые используются для описания явлений, фактов, процессов. Повествование обычно ведется либо безлично, либо от третьего лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.03 с.)