Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.1. Понятия и приемы макетированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Практическое занятие 10. Перевод плоскости в барельеф, горельеф и объем. Цель работы: перевести плоскость в барельеф посредством членения и сгиба; перевести плоскость в горельеф посредством членения, надреза, разреза и сгиба; перевести плоскость в объем посредством надрезов и скруток без врезки и склеивания. В результате выполнения работы студент должен уметь: - выполнять геометрическое членение плоскости; - выполнять произвольное членение плоскости; - выполнять перевод плоскости в барельеф, горельеф, объем. Необходимые знания: - определение и свойства комбинаторики, - определение и виды рельефа, - приемы макетирования, - особенности метрических и ритмических рядов, - особенности крупного и мелкого членения. Теоретическое обоснование Рельеф – способ организации фронтальной композиции, при котором часть изображения выступает из плоскости, но обзор все равно остается фронтальным. Макет — это одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования облегчает объемно-пространственное представление учащегося. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношения членений их сомасштабность, помогает найти противоречия в объемно-пространственном решении композиции и определить пути их устранения. Поэтому процесс макетирования способствует развитию творческого мышления и технической интуиции учащегося, развивает его объёмно-пространственное представление, способствует интеллектуальному развитию личности. Картон и бумага удобны и легки в ручной обработке. Кроме того, они обладают достаточной жесткостью и пластичностью, что практически дает возможность воплотить в той или иной форме все творческие идеи автора. Однако рулонный «Ватман» при скручивании не представляет собой ровной гладкой поверхности, пригодной к использованию. То же относится и к свернутой в рулон форматированной бумаге. Чтобы поверхность бумаги стала ровной ее необходимо натянуть на подрамник или доску. Подрамник — это деревянная обрешетка, выполненная из реек, на которую набивается фанера. Для того чтобы натянуть бумагу на подрамник, лист с длинами сторон на 2—3 см выступающими за длины сторон подрамника, мочат в холодной воде с двух сторон в течение 1—2 минут. Затем, слегка встряхнув, кладут на лежащий в горизонтальном положении подрамник или доску и разглаживают, разгоняя воду к углам. Затем осторожно наклеивают, промазав подрамник или доску по торцам клеем, внимательно следя за тем, чтобы клей не попал на плоскость доски. Для наклейки бумаги можно использовать клей ПВА или клейстер. Не натягивая лист, без лишних усилий, аккуратно (изнутри к краям) расправить углы и, свернув припуски «конвертом», обжать лист по краям и закрепить кнопками каждую сторону. Сушить доску надо в горизонтальном положении. При высыхании бумага сама натянется, и поверхность будет ровной. Только после того, как бумага высохнет, на ней можно начать работать: чертить развертки и выполнять другие необходимые операции. Чтобы сделать любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через вал или какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку (рис.23). Рис.23. Скрутка тонкого листа Другой часто применяемый способ — способ закругления листа бумаги, используемый, если нужно сделать цилиндр, конус или другое тело вращения. Для этого достаточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3—5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца (рис.24). Рис.24. Скрутка плотного листа Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке. Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета, вычерченных на натянутом подрамнике, где существует опасность разрыва листа бумаги от сильного надреза. Этот способ придает макету дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности. Если вам необходимо создать структуру или жесткий пространственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм можно использовать П-образные или Г-образные в сечении элементы, т.к. они обладают геометрически предельной жесткостью. Для того, чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше (рис.25). Рис.25. Сгиб по лицевому надрезу После того, как проведены все указанные операции, то есть бумага и картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, остается приступить к сборке и склеиванию. Самый лучший способ склейки — это склейка встык (на ребро), но для этого нужен достаточный опыт работы с макетами. Существует более простой вариант склейки — приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Отвороты также надрезаются в сторону загиба. Этот метод приклеивания наиболее эффективен и необходим при изготовлении достаточно крупных цилиндрических объемов, где требуется иметь закрытыми все поверхности. В этом случае надо очень тщательно по окружности сделать надсечки отворачиваемых треугольничков, чтобы предельно сохранить кривизну круга и избежать образования щелей между кругом и прямоугольной частью развертки цилиндра (рис.26). Рис.26. Детали цилиндра Частный случай ритма - метр, то есть геометрически правильный ритм. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки и представляет простейший способ пропорционирования (деления на равные части). Метр создает впечатление упорядоченности и уравновешенности. Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.
Виды рельефа: - Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма. - Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Наиболее известный пример горельефа — Пергамский алтарь. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены, пейзажи. - Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий. - Койланаглиф (или en ccreux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Ритм - закономерное чередование и повторение соизмеримых и чувственно ощутимых элементов, буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»). Важнейшие признаки ритма — это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. Если ритм — это обязательно изменение, можно сказать, движение, то повторение без изменения — метр. Метричность — это равномерность в движении типа механического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Для метрических композиций характерна статика. В отличие от метра ритм придает композиции динамизм и порождает движение с более сложной характеристикой два типа ритма: активно-динамический и пассивно-динамический. К первому относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определенных временных рамках. Ко второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно, и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов. Воздействие на зрителя активно-динамического ритма во многом зависит от продолжительности его восприятия. В пассивно-динамическом ритме главным становится характер каждого элемента, его пространственное положение, выразительность композиционных фраз. Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами), и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние междy элементами и одновременно уменьшается форма, которая также изменяет свою фактурную характеристику. Вполне возможно использование в композициях сочетания метра и ритма. Поверхности и типы пластической разработки плоскостных композиций крайне разнообразны. Среди них можно выделить типы членений в виде выступающих и западающих борозд, различных очертаний, рельефов, профилей, орнаментов и плоскостей (рис.27).
а) Рис.27. Варианты рельефов
Еще одним способом является такое формообразование, при котором используются все способы трансформации бумажного листа за счет последовательного сгибания составляющих элементов и преобразования их в объем без использования клея. Во всех случаях трансформации плоскости общий вынос полученной фигуры равен сумме промежуточных выносов. Трансформируемые плоскости как прием композиционного моделирования могут использоваться в декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне, например, при оформлении выставок и витрин, как пластический прием проработки стен, книжной графике и т.д. При классификации всех видов трансформируемых плоскостей можно выделить три типа моделей. К первому типу относятся различные виды спиралей — прямолинейные и криволинейные. Наиболее простыми в изготовлении являются прямоугольные спирали, а из криволинейных спиралей — ионическая спираль «волюта», обладающая более интересными композиционными возможностями. В архитектуре такая спираль известна давно, т.к. является деталью капителей колонн ионического ордера. Поскольку в основе спирали лежит пружина, то спираль можно вытянуть и, меняя способы ее закрепления, получить различные варианты композиционного решения. Начало и конец готовой спирали врезается в подмакетник, при определенном композиционном решении отдельные завитки также могут быть врезаны друг в друга. Этот вариант трансформируемых плоскостей наиболее часто и эффективно используется в сочетании с другими объемно-пространственными формами, образуя более сложное композиционное решение (рис.28).
Рис.28. Ионическая спираль К другому виду трансформируемых плоскостей относится вариант с выдвинутыми элементами поверхности. Выдвижка образуется при складывании листа под прямым углом. В стандартных вариантах таких композиций все вертикальные линии прорезаются, а горизонтальные надрезаются с лицевой или изнаночной стороны (рис.29).
Рис.29. Выдвижка
Интересным является вариант использования для создания композиции одной плоскости, которая, изгибаясь, заворачиваясь, и сама в себя врезаясь, может сложиться в интересный объем. Для создания более сложной объемной формы возможно сочетание нескольких перекрученных поверхностей, одна из которых может стать главной. Образующие композицию плоскости могут формироваться вокруг небольшого внутреннего пространства (рис.30).
Рис.30. Сочетание перекрученных поверхностей
Можно взять плоскость в виде правильного или неправильного многоугольника, круга или эллипса, в которой в ритмической закономерности, через равные интервалы, прочертить все уменьшающиеся к центру подобные фигуры. Затем плоскость разрезать по этим линиям, и полученные рамки «развернуть» в трехмерном пространстве. Объединение линейных и плоскостных элементов — еще один вариант решения объемной формы (см. напр., башню Татлина «Памятник третьего Интернационала»). Пространственное построение такой конструкции может представлять собой и врезанные друг в друга или линейные элементы плоскости различной конфигурации. Часто линейные элементы в композициях этого вида могут быть использованы как конструктивный каркас. В этом случае бывает выгодно использование цвета. Разработка макета с помощью цвета может не только подчеркнуть замысел автора, но и повлиять на всю структуру композиционного решения в целом, например, беря разную интенсивность, глубину и плотность в пределах одного цвета или используя контрастные и различные по насыщенности цвета. Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела определяется его формой и линейными размерами. Можно разделить объемные тела на четыре группы: 1) тела, образованные плоскостями, имеющими перпендикулярные 2) тела, образованные наклонными плоскостями (пирамиды, наклонные призмы и др.); 3) тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями (сфера, конус, цилиндр и др.); 4) сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные Задание на практическую работу 1) Разработать эскиз пластического решения поверхности по типу метрического рельефа. 2) Выполнить предварительные упражнения на метрическое членение (Н.Стасюк, Б.Гагарин, Н.Калмыкова, И.Максимова). 3) Выполнить низкий рельеф с метрическим членением поверхности прямолинейного и криволинейного рисунка в соответствии с эскизом (Н.Стасюк) (рис.31-32). 4) Выполнить простые упражнения на ритм в технике углового формообразования (рис.33). 5) Выполнить фронтальную архитектурную композицию по образцу (Н.Стасюк, Н.Калмыкова, И.Максимова) (рис.34). 6) Выполнить эскиз фасада здания. Выполнить на основе эскиза фронтальную композицию (прорези вертикальные, сгибы горизонтальные) (рис.35). 7) Выполнить творческое задание в малых группах на создание серии архитектурных сооружений, (с последующим оформлением экспозиции) с учетом регионального компонента (Н.Стасюк). 8) Выполнить упражнение на перевод плоскости целого листа в объемную форму посредством надрезов и скруток без врезки и склеивания, в т.ч. на стержневой основе (И. Альберс, Н.Калмыкова, И.Максимова и пр.). 9) Выполнить упражнение на перевод плоскости целого листа в объемную форму посредством разрезов и сгибов. 10) Выполнить объемную форму по авторскому эскизу на контраст, нюанс, тождество; на ритм/метр, статику/динамику (рис.36). Критерии оценивания: - аккуратность, - логика членения (чередование «гора»/»долина»), - эстетика, пропорциональность элементов. Пример выполнения задания Рис.31. Прямолинейный и криволинейный рельефы Рис.32. Шаблон прямолинейного рельефа
Рис.33. Упражнения на ритм
Рис.34. Простой архитектурный элемент Рис.35. Архитектурная композиция Рис.36. Авторская конструкция
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.013 с.) |