Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Моделирование объема и пространства методами композиции

Поиск

Практическая работа 14. Модульное конструирование объема

Цель работы: выполнить перцептивную и аналитическую зарисовку биоформы с натуры; выполнить двухмерную и трехмерную стилизацию биоформы; выполнить зарисовку проектируемого объекта на основе стилизации биоформы; выполнить макет малой архитектурной формы.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- выполнять перцептивный и аналитический рисунок,

- передавать образность через характер линии, пятна, штриха,

- выполнять стилизацию с элементами трансформации под материал, по образ,

- передавать образность через характер выразительных средств, через специфику применения композиционных средств,

- разрабатывать авторский модуль на основе анализа биоформы,

- выполнять трехмерную стилизацию с использованием авторского модуля,

- выполнять макет объемной формы,

- выполнять трансформацию под материал и технологию изготовления,

- выявлять и изображать на плоскости и в объеме существующие пропорциональные отношения, логику построения формы, основные оси, узловые соединения конструкции трансформируемой биоформы,

- выполнять макетирование трехмерных объектов из модулей.

Необходимые знания:

- понятия перцептивного и аналитического рисунка,

- понятие биоформы,

- понятия стилизации и трансформации,

- понятия модульности и комбинаторики,

- понятие малой архитектурной формы.

Теоретическое обоснование

Перцепция — восприятие, непосредственное отображение объективной действительности органами чувств. Апперцепция — восприятие на основе предшествующего индивидуального опыта, осознанное восприятие.

Рассмотрение рисунка как системы не является чем-то новым, не имеющим истории и реальной почвы. Длительная практика деятельности в сфере рисунка выявила и сформировала ряд отдельных элементов данного объекта, раскрыла их внутренние характеристики и содержание. Одним из таких элементов являются основные виды рисунка:

- перцептивный (апперцептивный) (рис.48,49);

- аналитический (рис.48,49);

- знакообразный (рис.49).

Функции перцептивного рисунка связаны с непосредственным восприятием действительности, трансформацией восприятия в графическую форму. Как правило, данная трансформация есть сочетание объективных и субъективных моментов, их некий синтез. Объективной основой служит воспринимаемый и воспроизводимый реальный мир, к субъективной стороне следует отнести предрасположенность и способность субъекта к данному виду деятельности, персональный опыт, особенности моторики и др. Следует сделать оговорку, что в чистом виде перцептивного рисунка не существует, его формы — это в той или иной степени условные модели данного вида рисунка, так как в любом перцептивном рисунке обязательно присутствует хотя бы малый элемент анализа. В перцептивном рисунке, при  всей первичности исследовательского подхода, уже задается смысловой вектор изучения объема. Это выражается в пропорционировании, передаче трехмерности, световых отношений и др. Если попытаться обозначить конкретику перцептивного рисунка, то она выстроится в следующий ряд:

- первобытный рисунок;

- детский рисунок;

- дилетанский рисунок;

- рисунок на основе опыта (той или иной степени);

- профессионально-перцептивный (или концептуально-перцептивный) рисунок.

Жи́зненная фо́рма расте́ний, биологи́ческая фо́рма, биофо́рма — внешний облик растений (габитус), отражающий их приспособленность к условиям среды. Термин предложен датским ботаником Эугениусом Вармингом в 1884 году, понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания». В процессе индивидуального развития (онтогенеза) внешний облик растения меняется. Среди факторов, которые влияют на это изменение, можно выделить как внешние (окружающая среда), так и внутренние, заложенные в геноме. Несмотря на разнообразие жизненных форм растений, можно выделить некоторые общие критерии, на основании которых множество жизненных форм будет разбито на группы. Говоря о растениях, необходимо различать по внешнему облику деревья и травы.

Рис.48. Перцептивный и аналитический рисунок


 

Рис.49. Перцептивный, аналитический и знаковый рисунок

Анализ(разложение, расчленение, разбор) — метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

Аналитический рисунок явление многомерное, многоуровневое, представляющее собой некое системное образование (если соотнести с понятием «рисунок» вообще, то подсистемное). Уровни аналитического рисунка можно определить ориентировочно так:

1) схема;

2) чертеж;

3) соответствующий действительности целостный рисунок.

Малые архитектурные формы (МАФ) — вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки. Некоторые из элементов МАФ не несут утилитарных функций и имеют исключительно художественно-декоративное назначение. Малые архитектурные формы могут играть важную роль в архитектурном ансамбле. В ландшафтном дизайне они являются одними из основных элементов декоративного оформления сада. Также к малым архитектурным формам могут относиться небольшие сооружения, выполненные из облегченных конструкций и установленные временно, без устройства фундамента (торговые павильоны и т.п.).

К МАФ относят лестницы, ограды, скульптуры, фонтаны, светильники наружного освещения (ландшафтные светильники), стенды для афиш и реклам, садово-парковые сооружения (беседки, ротонды, перголы, садово-парковая скульптура, вазоны, парковые скамьи и другую садовую мебель), некрупные формы мемориальной архитектуры (обелиски, мемориальные доски и мемориальные скамьи), городскую уличную мебель, урны, детские игровые комплексы; киоски, павильоны, торговые лотки, торговые автоматы, и т. д. МАФ могут подразделяться на декоративные и утилитарные, а по способу изготовления — на изготовленные по типовым проектам из типовых элементов и конструкций и на изготовленные по специально разработанным проектам.

Задание на практическую работу

1) Выполнить перцептивный рисунок биоформы с натуры (рис.50). Выделить композиционный центр, плановость через тональный контраст, толщину линии, нажим, пр.

2) Выполнить аналитический рисунок биоформы с натуры (рис.51 а,б). Выявить основные направления и размеры осей. Выявить специфику построения формы (углы, наложения, пересечения, сопряжения, пр.). Определить пропорциональные отношения составляющих элементов внутри формы.

3) Выполнить 5 вариантов стилизации на обобщение формы с использованием ранее изученных приемов стилизации: обобщение, упрощение формы, выделение элемента, повтор, изменение оси, декоративное заполнение, пр. (рис.53).

4) Выполнить 5 вариантов стилизации  с элементам трансформации на передачу образности (рис.52).

5) Разработать авторский модуль на основе ранее изученного материала в соответствии со спецификой образа.

6) Изготовить необходимое количество модулей (размер может варьироваться).

7) Выполнить плоскостную модульную стилизацию биоформы.

8) Выполнить трехмерную модель стилизованной биоформы на основе плоскостного модуля, преобразованного в трехмерный (рис.54,55).

9) Выполнить эскиз малой архитектурной формы на основе трехмерной модели стилизованной биоформы (рис.56).

10) Выявить основные направления и размеры осей.

11) Выявить специфику построения формы (углы, наложения, пересечения, сопряжения, пр.).

12) Определить пропорциональные отношения составляющих элементов внутри формы.

13) Выполнить модульный макет МАФ (рис.57,58).

14) Выявить основные направления и размеры осей.

15) Выявить специфику построения формы (углы, наложения, пересечения, сопряжения, пр.).

16) Определить пропорциональные отношения составляющих элементов внутри формы.

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- образность,

- грамотная компоновка в формате,

- соответствие биоформе в пропорциональном, структурно-логическом отношении,

- узнаваемость биоформы в стилизации,

- соответствие используемых приемов стилизации и трансформации образу,

- соответствие модуля и его соединений образу,

- пропорциональность, сбалансированность формы,

- тектоничность конструкции.

Пример выполнения задания

Рис.50. Перцептивный рисунок

Рис.51 (а,б). Аналитический рисунок


 

 

Рис.52 (а,б). Стилизация с элементами трансформации

Рис.53. Приемы стилизации (декоративное заполнение, выделение элементов цветом)

Рис.54. Использование разных модулей в соответствии с характером образа (муравьед)


 

Рис.55. Работа с модулем (разработка, использование на плоскости, использование в объеме)

Рис.56. Трансформация биоформы в архитектурный объект

Рис.57. Трансформация биоформы в МАФ


 

Рис.58 (а,б). Трансформация биоформы муравьеда в МАФ (мост)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.54 (0.009 с.)