Практическая работа 15. Модульное конструирование пространства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа 15. Модульное конструирование пространства



Цель работы: разработать концепцию модульного оформления сцены к спектаклю; выполнить варианты пространственных композиций для оформления сцены к спектаклю при помощи плоских модулей, выполнить пространственную сценографию к трем сценам спектакля на поворотном круге при помощи объемных модулей, выполнить деталировку пространственной сценографии к трем сценам спектакля на поворотном круге, выполнить подачу к проекту.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- осуществлять анализ литературного произведения с точки зрения содержания и соответствующим ему ассоциациям (форма, цвет, фактура, конструкция, материал и пр.);

- разрабатывать концепцию к проекту сценографии;

- разрабатывать модули на основе стилизации архитектурных элементов;

- выполнять варианты сценографии из разработанных модулей;

- выполнять трансформацию модульной сценографии;

- разрабатывать функциональные пространственные сценические композиции из модулей;

- устанавливать гармоничные пропорциональные отношения между элементами композиции;

- разрабатывать обыгрываемые детали к необыгрываемым пространственным сценическим композициям из модулей;

- устанавливать гармоничные пропорциональные отношения между элементами композиции;

- выполнять графическую подачу к проекту;

- выполнять макетные конструкции, обрамляющие презентуемые элементы.

Необходимые знания:

- понятие сценографии,

- понятие декораций,

- понятия модульности и комбинаторики,

- специфика устойчивой и неустойчивой композиции.

Теоретическое обоснование

Сценогра́фия (театрально-декорационное искусство) — вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве (рис.59).

Основой сценического решения спектакля являются декорации. Это оформление сцены, воссоздающее обстановку, в которую развивается действие спектакля. Обычная декорация состоит из задника, ряда кулис и объемной части — расставленной по сцене мебели, деталей строений и т. п. Все остальные предметы, которые находятся на сцене и используются походу спектакля, — посуда, настольные лампы — словом, все то, чем пользуются актеры во время действия, называется реквизитом.

Поскольку по ходу спектакля место действия меняется, декорации также должны меняться. Для этого используются различные механизмы. Наиболее распространенным является поворотный круг, вмонтированный в пол сцены. На нем заранее устанавливаются все декорации, необходимые для спектакля, и по ходу действия он просто поворачивается нужной стороной к зрителям.

Рис.59. Сценография к спектаклю «Летучий голландец»

Задание на практическую работу

1) Выбрать литературное произведение (повесть, сказка, поэма, пьеса и пр.). Например, это может быть одно из произведений Г.Х.Андерсена - «Дикие лебеди», «Свинопас», «Огниво», «Новое платье короля» и пр.

2) Выполнить анализ знаковых (в наибольшей степени влияющих на развитие сюжета) сцен в количестве 3 штук. Желательно, чтобы эти сцены реализовывались в принципиально отличных друг от друга пространствах (в деревне, в городе, в саду; или во дворце, в хижине, в пещере).

3) Выбрать исторически значимое архитектурное сооружение, которое по духу и стилистике соответствовало бы выбранному тексту. Например, сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн, где расположен замок Эгесков (рис.60). Таким образом, можно предположить, что при написании своих сказок он мог вдохновляться видом замка.

Рис.60 (а,б,в,г). Замок Эгесков

4) Изучить выбранное архитектурное сооружение с разных сторон по фотографиям. Выполнить силуэтную проекционную стилизацию без учета перспективного сокращения (рис.61).

5) Вычленить из стилизации архитектурной конструкции отдельные элементы для последующего использования в качестве модулей (рис.62).

6) Изготовить некоторое количество модулей (например, три формы трех размеров по три штуки).

7) Выполнить черновые макеты трех выбранных ранее сцен из одних и тех же модулей, варьируя расположение и количество. Можно выполнять макеты в графических редакторах (рис.63), можно выполнять вручную из бумаги, картона, пластилина (рис.64 а,б,в,г).

8) В сценографиях выполняются только необыгрываемые (фоновые) декорации.

9) Изготовить круглый подмакетник диаметром не менее 25 см и толщиной 1-1,5 см с внутренними ребрами жесткости во избежание деформации основы.

10) Выполнить черновую сборку трехкомпонентной сценографии по мотивам разработанных ранее эскизных макетов отдельных сцен из плоских черновых модулей (рис.65).

11) Изготовить необходимое количество объемных модулей в соответствии с разработанными сценографиями.

12) Выполнить чистовую сборку необыгрываемой (фоновой) части сценографии.

13) Выполнить трехмерные модели обыгрываемых декораций (мебель, книги, горшечные растения, прочие мелкие аксессуары, необходимые по сюжету).

14) Выполнить чистовую сборку обыгрываемой (детальной) части сценографии, где необыгрываемые декорации будут модульными, а обыгрываемые – произвольной формы, но соответствующие необыгрываемым по пропорциям (рис.66).

15) Выполнить конструкции сцены и/или зрительного зала для обрамления сменяемых сцен (рис.67).

16) Выполнить графическую подачу проекта, включив в состав оформления изображение архитектурного объекта, текст пояснений к нему, изображение архитектурного макета; два вида (сверху и спереди) и перспективные изображения трех проектируемых сценографий, а также поясняющие тексты к ним.

17) Выровнять элементы композиции подачи по внешнему краю, распечатать на формате А2 в черно-белом варианте (рис.68).

Критерии оценивания:

- соответствие модуля деталям архитектурного сооружения в пропорциональном, структурно-логическом отношении,

- четкость формы,

- соответствие сценических конструкций образу в пропорциональном, структурно-логическом отношении,

- аккуратность изготовления элементов макета и подачи,

- грамотная компоновка сценографии в пространстве.

- уравновешенность композиции в формате подачи,

- грамотное текстовое сопровождение подачи.


Пример выполнения задания

Рис.61. Стилизация

Рис.62. Варианты модулей


 

Рис.63. Пример разработки сценографии

Рис.64 (а,б,в,г). Сценография из пластилина


 

Рис.65. Сценография на поворотном круге

Рис.66. Деталировка


 

Рис.67. Варианты обрамления для сценографии

Рис.68. Графическая подача


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.011 с.)