Тема 1.4. Комбинирование средств и методов композиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.4. Комбинирование средств и методов композиции



Практическое занятие 6. Ритмичная трансформация формы с введением тона и цвета

Цель работы: создать сложный ритмический ряд методом поэтапной трансформации.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

 - выполнять поэтапную равномерную трансформацию формы с сохранением художественной целостности и завершенности каждого этапа трансформации,

- выполнять сложные ритмические ряды с сохранением закономерности.

Необходимые знания:

- определение и приемы трансформации,

- определение, виды и свойства ритма.

Теоретическое обоснование

Ма́уриц Корне́лис Э́шер (нидерл. Maurits Cornelis Escher); 17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Хилверсюм, Нидерланды) — нидерландский художник-график. Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта. Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.

В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства. Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях (рис.12 а,б). Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.

Мауриц Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Во время XII Всемирного Математического Конгресса в Амстердаме в 1954 году была открыта выставка работ Эшера. Математическое описание фракталов было предложено только в 1970-е годы (термин «фрактал» был введён в 1975 году).

На множестве картин Эшера происходит демонстрация упорядоченного сечения плоскости или заполнение её тождественными формами, которые без зазоров, плотно, прилегают друг к другу (навеяно «мавританским» средневековым стилем).

Математически доказано, что регулярное замощение плоскости возможно только тремя правильными многоугольниками: треугольником, квадратом и шестиугольником. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами, изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Интерес к мозаикам проявился в 1936 во время путешествия в Испании под влиянием геометрических орнаментов Альгамбры.

Художник не только интересовался нерегулярным заполнением плоскости, называя это игрой, он совмещал эксперименты с заполнением плоскости с экспериментами с переходами плоскости в объём и наоборот («Рептилии»).

Рис. 12 (а,б). Трансформации М.Эшера

Задание на практическую работу

1) Выполнить упражнение на линейную пульсацию формы (7 этапов) на формате А4. Для выполнения задания необходимо определить контрольные (изменяющиеся) точки формы, провести через них направляющие и отслеживать равномерность изменения формы и размера элемента в каждой такой точке на каждом этапе (рис.13-15).

2) Выполнить пульсацию в цвете на формате А3. Цветовое решение представляет собой переход из родственной гармонии в родственно-контрастную.

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- равноступенность изменений формы на каждом этапе,

- наличие осей и узлов трансформации.


Пример выполнения задания

Рис. 13. Пример упражнения на поэтапную трансформацию

Рис. 14. Пример упражнения на поэтапную трансформацию

Рис. 15. Примеры упражнений на поэтапную трансформацию

Практическое занятие 7. Перевод реалистичного объекта в формальный.

Цель работы: выполнить поэтапный переход от сюжетной композиции к формальной (с сохранением структурного единства), используя прием снятия изобразительности как частный случай трансформации.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- выполнять поэтапное снятие изобразительности,

- создавать линейную клаузуру на объект.

Необходимые знания:

- определение и приемы снятия изобразительности,

- определение клаузуры.

Теоретическое обоснование

Сюжетная композиция – тип композиции, в которой явственно прочитывается сюжет, образ.

Монтажная композиция – тип композиции, для которой характерно объединение разновременных и разнопространственных событий и явлений в рамках одного формата.

Формальная композиция – тип беспредметной, бессюжетной абстрактной композиция.

Клаузура – графическое выражение идеи.

Клаузура — вид проектной деятельности, предназначенный для кратковременной концентрации творческой энергии, выявлении своего отношения к теме, определения в общих чертах архитектурного и композиционного замысла. Цель этой фазы — получить первичное образное представление об объекте.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным.

Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности учащихся. В обучении клаузура служит, прежде всего, для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. В первых Академиях архитектуры и искусства объединялись несколько факультетов, на которых обучались архитекторы, художники, фортификаторы, инженеры, скульпторы.

Несмотря на то, что по каждой из названных профессий читались специальные лекции и проводились практические занятия, обучение рисунку, черчению, живописи, скульптуре осуществлялось по общей программе. Специализация в обучении студентов-архитекторов заключалась в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черчения каждый учащийся получал персональные задания и, кроме того, участвовал в работе над проектными заказами своего профессора. В таких проектных мастерских царил дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших и младших курсов совместно работали над чертежами, эскизами, шаблонами архитектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры. В общей массе студентов профессору было трудно определить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюбивые восполняли своим рвением нерадивость лентяев. В конце семестра возникала настоятельная необходимость проверки истинных границ знаний и умения каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма проверки художественных навыков учащихся в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черчению и т.д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по-итальянски «klouso») и предоставляли возможность в одиночку решить поставленную задачу. В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название «шарабан». Состояние учащегося, исполняющего самостоятельное творческое задание, сравнивается с положением одинокого возницы, управляющего небольшим одноконным экипажем. От умения управлять лошадью и рассчитывать оптимальный темп движения зависит конечный успех путешествия.

После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде «клаузуры» — графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под неусыпным наблюдением специальных служителей академии, которые следили за тем, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи товарищей.

Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись «клаузурные» упражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств.

Задание на практическую работу

1) Выполнить упражнение на снятие изобразительности с использованием кальки (по Чернышову О.) поэтапно: исключение цвета, исключение второстепенных деталей, предельное состояние декомпозиции оригинала, формально-композиционное выражение конфликтной ситуации (рис.16).

2) Выполнить клаузуру на произведение искусства в соответствии с индивидуальными ощущениями. Обосновать специфику изображения.

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- равномерность этапов снятия изобразительности,

- акцент на выразительность.


Пример выполнения задания

Рис. 16. Прием снятия изобразительности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.01 с.)