Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рубеж эр как время, предопределяющее важнейшие параметры последующей истории европейства и славянстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При возникновении каждой обретающей длительное (в земных масштабах) бытие этнической (суперэтнической), государственной (супергосударственной) или религиозной общности, помимо всех предшествующих и сопутствующих обстоятельств ее рождения (временных, природно‑территориальных, религиозных, экономических и пр.), ей таинственно дается некое задание, некая роль в общечеловеческой драме, которая во многом определяет ее дальнейшую судьбу и характер ее исторической интуиции, иногда имеющей примитивный характер «инстинктета», постепенно и не всегда дорастающего до «менталитета». Зачастую в свидетельствах письменной традиции, подтверждаемых археологией и лингвистикой, можно уловить некую словесную формулу или образ, предвосхищающие многое в дальнейшей истории той или иной общности. Это в полной мере относится к истории славянства и Руси/России. Но бывают такие кратковременные периоды, когда одновременно зарождается целый ряд этнических, государственных и религиозных систем, в дальнейшем играющих ведущую роль в истории человечества. Иногда такие периоды соотносятся с резкими и относительно длительными взаимосвязанными изменениями в интенсивности космического облучения, солнечной активности и напряженности магнитного поля Земли, имеющими глобальный характер (периоды ок. 820–320 гг. до н. э., ок. 1600–1950 гг. н. э. и далее). В других случаях такой взаимосвязи с космосом не прослеживается, и «взрывные» изменения подпитываются какой‑то иной, еще не уловленной нами энергетикой (интересующий нас период середины I в. до н. э. – рубежа I–II вв. н. э.). Историческое бытие и развитие этнических, религиозных и государственных общностей определяется на глубоком уровне не религией, экономикой, политикой, интересами отдельных социальных слоев или волей сильных личностей и т. д., а единым потоком жизненной энергии, с ее приливами и отливами, закономерность коих трудноуловима. Для отдельных эпох наиболее действенным проявлением этой энергии представляется один из перечисленных факторов (религия, экономика и т. д.), что иногда соответствует действительности, а иногда является лишь проекцией в прошлое представлений историков о «движущих силах истории». Интересующее нас время насыщено весьма разнородными «предопределяющими» свершениями, трансформациями и событиями, иногда явно грандиозными, а иногда (как казалось просвещенным современникам) малозначительными, истинный масштаб коих станет ощутим позднее, начиная с IV в. и далее вплоть до наших дней, и, несомненно, будет ощущаться и в дальнейшем. Условно ограничим это «провиденциальное» время 58 г. до н. э. (начало завоевания Галлии Цезарем, его столкновение с германцами Ариовиста и начало римских походов за Рейн, в Германию) и 98 г. н. э. (создание «Германии» Тацита, где германцы названы самым опасным и непобедимым противником Рима за всю его историю и оценены их достоинства по сравнению с римлянами; здесь же впервые в поле зрения античной истории попадают венеты‑славене и зона «обоюдного страха» на восточной границе Германии). В этот временной диапазон укладываются и многие крупные, предопределяющие будущее события внутри Римского государства и на его границах, и не очень заметные для античных писателей сущностные изменения этнополитической ситуации в Европейской Скифии/Сарматии, весьма значимые для последующей истории славян и их соседей, а в конечном счете – для истории России и Европы. Отмечу следующие свершения и события в самом Римском государстве и на его границах. 1. Трансформация Римской республики в Римскую империю, первую настоящую европейскую империю со столицей в Европе, овладевшую западной и южной частями континента. Ее жесткая централизация, замкнутая на фигуру императора, сочеталась с сохранением (иногда лишь номинальным и в сознании лучших граждан) многих институтов республиканского, демократического устройства. Все это закладывало на будущее основы европейского единства, грядущих европейских империй с элементами республиканских институтов, европейских «просвещенных монархий» и европейского отношения к правам личности. 2. При этом Римская империя стала в полной мере воплощением также и средиземноморского единства, и после окончательного включения в состав империи Обетованной земли еврейства все Средиземно‑морье оказалось под властью Рима. В этот же временной промежуток Рим устанавливает контроль над греческим Северным Причерноморьем – над Ольвией, Херсонесом и Боспором Киммерийским. Все это предопределило дальнейшие особо тесные связи собственно европейской цивилизации с Передней Азией (т. е. со Святой землей и позднее – с миром ислама) и с Европейской Скифией/Сарматией (т. е. позднее – с Русью и Россией). Средиземноморский (морской) лик империи предвосхитил будущий океанический лик европейской цивилизации, для которой Средиземноморьем стал Мировой Океан. 3. Одновременно Рим начиная с 58 г. до н. э. переходит к военным действиям против германцев: сначала в Галлии, а затем и в Германии к востоку от Рейна, а когда наступление захлебывается, в начале I в. н. э., Римская империя становится главной политической силой, способствующей социально‑политическому развитию германских этносов (заменяя в этом кельтов, перемолотых между двумя жерновами – Римом и германцами). После ряда войн и договоров устанавливается постоянная граница с германским миром по Рейну и верхнему Дунаю. Около 5–6 гг. до н. э. возникает германское государство во главе с романизированным маркоманном Марободом с центром в отвоеванной у кельтов Богемии – своего рода кратковременный праобраз «германской империи», включающей в себя германские этносы от Дуная до Балтики. В 5–6 гг. н. э. Риму не удается сокрушить это государство и приходится заключать с Марободом выгодный для него договор, после чего римские купцы и товары устремляются вглубь Германии и начинается эпоха «римского влияния» (Kaiserzeit). Разгром легионов Вара в 9 г. н. э. окончательно ставит крест на попытках военного подчинения Германии. Гибель «королевства Маробода» в 19 г. не меняет ситуацию в целом: плодотворный диалог (чаще – мирный, иногда – кровавый) двух главных составляющих будущей европейской цивилизации – романства и германства – продолжается. Не позднее 60‑х гг. прокладывается «янтарный путь» от дунайской границы империи до «янтарного побережья» и активизируется мореплавание свионов на Балтике. В 43 г., при Клавдии, начинается систематическое завоевание Британии, завершенное в 77–83 гг. Агриколой, тестем Тацита, начавшим последовательную ее романизацию. Именно в Британии позднее произойдет наиболее плодотворное и органичное слияние разнообразных достижений, традиций и особенностей германства и романства, давшее в итоге и средневековую Англию, и Британскую колониальную империю, и современную Великобританию, и даже (с определенными оговорками) – США, Канаду и Австралию. Все эти события, описанные и осмысленные Тацитом на рубеже I–II вв., очерчивают территорию и восточные границы будущей собственно европейской цивилизации и предвосхищают многое в ее истории. 4. В означенный временной промежуток происходит и событие, почти не замеченное культурной греко‑римской элитой Средиземноморья, но оказавшее ни с чем не сравнимое воздействие на всю последующую историю человечества. Это рождение и жизнь, учение и проповедь, пыточная смерть на кресте и посмертные проявления Иисуса из Галилеи, а также последовавшие за этим первые записанные собрания его речений и деяний, наметки его биографий, обращение Савла в апостола Павла после встречи со Светом и Голосом, начало трансформации иудеохристианства в христианство для всех народов. В конце «провиденциальной эпохи» происходит восстание евреев против власти Рима, падение Иерусалима в 70 г., разрушение Второго Храма и уход многих евреев Палестины в уже многочисленную диаспору – со всеми вытекающими отсюда разнообразными, трагическими и обнадеживающими последствиями в истории Европы. Параллельно с христианством развивается учение гностиков, предвосхитивших многое в религиозной философии и картине «Живой Вселенной» XIX–XX вв. Слияние трансформированных и приспособленных к социально‑политической реальности традиций раннего христианства с идеологическими и государственными потребностями Римской империи и германских королевств интенсивно начнется лишь с IV в. н. э. Этот диалог светской и духовной власти, пройдя через все перипетии последующих веков, сыграет свою роль в сложении европейской цивилизации Средневековья и Нового времени и в конечном счете с включением иных факторов, в возникновении североатлантической цивилизации и в появлении в конце XX в. Европейского союза. Огромное влияние на эти процессы окажет европейское отношение к обязанностям и правам личности, как в его античном понимании, получившем юридическое оформление на рубеже тысячелетий, так и в христианской трактовке (трансформировавшей ветхозаветные традиции), соотносящей напрямую личность человека через двуприродную личность Иисуса Христа с вневременным Творящим Началом. Далее, опираясь на проанализированные в предшествующих разде‑лах свидетельства письменных источников, археологии, лингвистики и топонимики, я постараюсь дать целостную картину этнополитической и «энергетической» ситуации в Европейской Скифии/Сарматии с середины I в. до н. э. по рубеж I–II вв. н. э. Сжато напомню событийную часть. 1. Исходное событие – это «пассионарный взрыв», превративший культуру ранней штрихованной керамики в культуру поздней штрихованной керамики, создатели коей, венеты‑ст(л)аваны, являются основным энергетическим и демографическим ресурсом, источником языковой традиции и самосознания для словен‑венетов IV–V вв., создателей корчакско‑пражской культуры; а) скачок в середине I в. до н. э. – начале I в. н. э. из «века кости и камня» в «век железа»; трансформация во всех сферах жизни и культуры, преемственность лишь в штриховке сосудов; резкое улучшение вооружения, военизация общества; б) синхронно с этим – мощная миграция на юг в Понеманье, Предполесье, освоение Березины; включение в свой состав родственных потомков «штрихомилоградцев» (части невров‑нервов); прямой контакт с бастарнами Полесья; захват всех днепровско‑неманских речных путей; в) появление не позднее рубежа I–II вв. н. э. этнонима *slavēne/*slavā‑ne и связанного с ним этнического самосознания. 2. Мощное движение степных ираноязычных этносов на запад в середине I в. н. э. (языги, аорсы, сираки), спровоцированное и увенчанное вторжением с востока между 50 и 65 гг. н. э. аланов‑массагетов и связанной с этим активизацией роксоланов; как следствие этого: а) разгром бастарнских группировок на среднем Днепре и в Полесье (зарубинецкая культура); отход части бастарнов, сохраняющих самосознание и язык, в Северо‑Восточное Прикарпатье; б) участие венетов‑ст(л)аванов в вытеснении бастарнов из Полесья, военное взаимодействие с аланами («сарматами»), заимствование элементов их тактики; в) начало доминирования аланов и роксолан над оседлым населением в среднем Поднепровье, Подесенье, на левобережье Березины (невры‑нервы, гольтескифы, потомки бастарнов); г) начало освоения венетами (несущими элементы культуры поздней штрихованной керамики) Полесья и Подляшья, контроль над путем по Припяти; д) активизация (проложенных ранее) речных Днепро‑Неманских путей торговли и разнообразных контактов, на которых центральное место между западными балтами и степняками‑иранцами занимают ст(л)аваны‑венеты; е) смена периода бастарнского германского доминирования на среднем Днепре и в Полесье периодом доминирования аланов‑роксолан и венетов (славен). 3. Активизация движения германцев на юго‑восток: а) появление на южном берегу Балтики, а с начала I в. н. э. – на нижней Висле готов, сыгравших позднее столь важную роль в истории Европы; нападение готов на ругиев и вандалов; б) военная активизация вандалов‑лугиев, проникновение их в верхнее Поднестровье; в) действия военно‑торгового гребного флота свионов на Балтике. 4. Как следствие активизации «сарматов» и германцев возникновение зоны «обоюдного страха» к востоку от Западного Буга, между Ясельдой и Карпатами: а) пассивное поведение в этой зоне певкинов‑германцев, зажатых между другими германцами и сарматами; б) чрезвычайная активность в «зоне страха» венетов, имеющих базовую территорию севернее этой зоны, в «зоне торговых контактов»; их постоянные набеги на соседей и друг на друга, характеризуемые как «разбой»; стремление прорваться и захватить земли в Прикарпатье и на нижнем Дунае. 5. Попадание венетов‑ст(л)аванов в сферу интересов и знаний античного мира: а) впервые проявлен некоторый интерес римлян к ситуации на восточной границе Германии (Плиний, Тацит); впервые римским историком поставлен вопрос: венеты (славене) – это германцы (европейцы) или сарматы (аланы‑роксоланы, выходцы из Азии)? Ответ дан двоякий: по «этнографическим признакам» – германцы, по «политической ориентации» – ближе к сарматам; в итоге к рубежу II–III вв. появляется этноним venadisarmatae; б) появление «сарматских» правителей на Боспоре и в Ольвии (Асандр, Фарзой), активизация отношений с варварским миром и укрепление позиций Рима в Северном Причерноморье; как следствие – сведения грекоязычных Марина и Птолемея о пути через землю ст(л)аванов от «янтарного берега» к низовьям Днепра и Дона; в) отметим, что к концу I в. н. э. относятся первые данные о возможном появлении в Боспорском царстве иудеев и иудеохристиан.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.61 (0.01 с.) |