Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ и интерпретация результатов исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Чтобы провести психологическое исследование и выявить средние показатели тех факторов, которые были выделены в качестве показателей психологического здоровья, были отобраны студенты Казанского государственного института культуры в количестве 15 человек в возрасте от 19-23 лет. Для исследования показателей уровня агрессивности, тревожности респондентам были предложены методики Басса - Дарки и Спилбергера, Ю.Л.Ханина. Показатели самочувствия, активности, настроения и самооценки определялись с помощью теста «САН». Методика САН - удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния ребенка в разном возрасте. Разрабатывая эту методику, авторы исходили из того факта, что тремя основными составляющими функционального и психоэмоционального состояния являются самочувствие, и настроение. Целью данной методики является экспресс-оценка состояния человека в момент прохождения теста. Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности, эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН. В опроснике тридцать пар противоположных характеристик. По этим вопросам нужно оценить, как себя чувствуете в момент прохождения теста. Каждая пара – это шкала, где нужно отметить степень выраженности определенной характеристики своего состояния.
Таблица 1.
После прохождения студентами теста “САН” были подведены итоги, средние показатели у испытуемых были в диапазоне от 1.8–4,5 баллов(см. Таблица 1) Оценки ниже 4 свидетельствуют о не благополучном состоянии испытуемых. Нормальное состояние начинается от 5 баллов.
Можем по этой шкале увидеть подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). У испытуемых невысокие показатели всех этих шкал в момент прохождения теста.
Диагностика показателей форм агрессии осуществлялась с помощью методики А.Басса и А. Дарки. По шкалам опросника различных модальностей выявлены следующие средние показатели (см. диагр. 1): 1. Физическая агрессия составляет 3.3 балла. 2. Косвенная агрессия составляет 4,46 балла. 3. Раздражительность 5 балла. 4. Негативизм 3,3 балла. 5. Обида 3,3 балла. 6. Подозрительность 2,9 балла. 7. Вербальная агрессия 4 балла. 8. Чувство вины 4,6 балла.
По результатам диагностики на исследование агрессивности и враждебности с использованием опросника Басса-Дарки можно говорить о том, что в целом из 15 исследуемых учащихся показатели агрессивности находятся в пределах нормы у 13-ти человек — норма, 2-х человек -повышенный показатель агрессивности.
Диаграмма 2.
Для диагностики тревожности использовали методику Спилбергера, Ю.Л.Ханина.
Цель работы: - Исследование уровня тревожности, которая оценивает два параметра ситуативную и личную тревожность.
Задачи: - Определение уровня реактивной тревожности у студентов. - Изучить уровень личностной тревожности. - Сформировать представления о самооценке уровня тревожности. Сумма балов до 30 говорит о низком показателе тревожности, От 31 до 44 умеренном, выше 45 и более высокий показатель тревожности.
Таким образом, в диагностическом обследовании приняли участие 15 обучающийся Казанского государственного института культуры, в возрастной категории 19 -23 года. При обследовании уровня реактивной тревожности было выявлено, что ни у кого из них нет низкого уровня тревожности, у 12 студентов умеренный уровень, у 3-х (20%) высокий Это свидетельствует о присутствии стрессоустойчивых факторов у обучающихся вуза на момент проведения диагностического обследования. По данным диагностического обследования было выявлено, что у 9 чел. обучающихся уровень личностной тревожности (устойчивой характеристики человека) умеренная. У 6 (40%) обучающихся выявлен высокий уровень личностной тревожности.
Высокая степень выраженности личностной тревожности была выявлена у студентов. Особого внимания требуют студенты с высокой тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. Подобную тревожность часто испытывают школьники которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им большой ценой и чревато срывами. Особенно при резком усложнении деятельности. Данные студенты испытывают нервное напряжение в виду лабильности нервной системы (высокая степень переживания происходящего в окружающей действительности) и в виду загруженности различной деятельностью, подготовке к диплому.
Итак, проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Проведенное исследование показало, что для юношеской выборки характерным является повышенная агрессивность, ситуативная и личностная тревожность. 2. Для этой возрастной группы также характерным является нарушение общего функционального состояния, проявляющееся в снижении активности, ухудшении самочувствия и настроения. 3. Поскольку одной из самых важных проблем, связанных с психологическим здоровьем на этапе юношеского возраста является высокий уровень агрессивности, враждебности и тревоги, необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на снижение именно этих показателей психологического здоровья. 4. Технология коррекции нарушений в показателях психологического здоровья, специфичных для юношеского возраста, будет эффективной, если она будет включать два блока, способствующих снижению уровня агрессивности и тревожности, а также оптимизации психологического состояния: спортивный и собственно психокоррекционный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследований психического здоровья на этапе юношества определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьёзную угрозу психическому здоровью личности. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье. В связи с этим, необходимы исследования выявления факторов, влияющих на психическое здоровье студентов. Важнейшими показателями, свидетельствующими о деформирующих изменениях в уровне здоровья, является: рост уровня тревожности и агрессивности, появление депрессивных состояний, падение самооценки, утрата необходимого уровня активности и разрушение психологического здоровья. Наиболее уязвимой категорией населения в данных условиях оказывается юношество, так как в юношеском возрасте личность человека, переживающего этап перехода от детства к взрослости, нестабильна. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу, путь личностного и профессионального развития.
Дипломная работа посвящена: а) изучению феномена здоровья, в том числе факторов, влияющих на психологическое здоровье; б) выявлению на основе теоретического анализа общих и возрастно-специфических показателей психологического здоровья на этапе юношества. в) исследование тревожности и агрессии.
Анализ литературы показал, что показатели психологического здоровья являются возрастно-специфическими и связаны с особенностями формирования личности и психики на разных этапах возрастного развития. Возрастно-специфическими показателями психологического здоровья в юношеском возрасте являются уровень выраженности агрессивности, тревожности, а также общее функциональное состояние психики.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: 1)Для юношеского возраста характерным является повышенная агрессивность, ситуативная и личностная тревожность. 2)Низкая активность, уровень самочувствия, а также характеристики эмоционального состояния.
Технология коррекции нарушений в показателях психологического здоровья, специфичных для юношеского возраста, будет эффективной, если она будет включать два блока, способствующих снижению уровня агрессивности и тревожности, а также оптимизации психологического состояния: спортивный и собственно психокоррекционный. Современное поколение живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности. Для сохранения и укрепления своего психологического здоровья, молодежь должна стараться вести здоровой образ жизни, заниматься спортом, поддерживать экологичные отношения с людьми, которые её окружают, научиться ставить перед собой выполнимые задачи и цели, находить пути их достижения, достойно справляться и переносить трудности, иметь жизнерадостный взгляд на все происходящие вокруг события. Все это поможет в тех трудных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Авворд М., Беккер П. Психокоррекционная работа с тревожными и дерпессивными детьми. М.: Апрель - Пресс. Эксмо - Пресс.2000.312 с. 2. Адлер А. О невротическом характере. ACT «Университетская книга». СПб.: 1997. 388 с 3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №. 5 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Общ. ред. М.С. Мацковского. [Послесл. Л,Г. Ионина, М.С. Мацковского] М.: Прогресс. 1988. 399 с. 23.Бехтерева Н. П., Бондарчук А. П., 5. Богомолова С. И. О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сб-к научных трудов. М.: 1989. 88 с. 6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна М.: Институт практической психологии. Воронеж. 1995.352 с 7. Бойко И. Б. Психологические методики исследования агрессивности преступников //Насильственные преступления: природа, расследование. предупреждение. Сборник научных трудов. М.: 1994. 51 с 8. Брехман И.И. Философско - методические аспекты проблемы здоровья человека. //Вопросы психологии К^. 2. 1982. 9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер. 2003. 124 с. 10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение. 1967.35 с 11. Васильева О.С. Диагностика и коррекция состояния агрессии. Методический материал. Ростов- на-Дону. 1999. 12. Васильева О.С, Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001 г. С. 241-253. 13. Водоньянова П.Е., Кодырева П.В. Психология здоровья. // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6. 1991. Вып. 4. № 27. 5 с. 14. Выготский Л.С. Детская психология М.: Педагогика. 1984. Т.4.433 с 15. Ильин Е.П. Культура как составная часть здорового образа жизни // Психология здоровья. Под. Ред. Г.С. Никифорова. Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 2000 16. Квятковская-Тахович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия // По материалам ПНР Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: 1980. 26 с. 17. Китаев П.М. О некоторых проблемах целостного понимания человека//Вестник Санкт-Петербургского университета. 1992. Сер.6. Вып. 1. JST» 6. 122 с. 84 18. Козлов А.А. Профилактика агрессивного поведения как социологическая проблема//Ценностный мир современной молодежи. М:, 1994.153 с. 19. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб.: 1997. 200 с 20. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии 1969. №1. 21. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. М.: Мысль. 1989. 270 с 22. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло") М.: "Прогресс". "Универс". 1984.272 с. 23. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь.: 1971. 120 с. 24. Механизмы человеческой агрессии //Сборник научных трудов. Отв. ред. Ю.М.Антонян. М.: ВПИИИ МВД России. 2000
25. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: прогресс. 1997. 371 с. 26. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. М.: Медицина. 1996. 464 с: ил 27. Ратинов А. Р., Ситковская О. Д. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально-психологического исследования // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. М.: 1989.4 с. 28. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир. 2004. 320 с. 29. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопросы психологии, 1991, № 1. 82 с, 30. Семенюк Л, М, Психологические особенности агрессивного поведения, М: Прогресс, 2004,341 с, 31. Фурманов И.А., Ильин В.П. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция Минск.: 1996. 228 с 32. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-korrektsii-psihologicheskogo-zdorovya-s-pomoschyu-kompleksnoy-dvuhurovnevoy-programmy/viewer 33. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mehanizmov-psihoemotsionalnogo-sostoyaniya-v-yunosheskom-vozraste/viewer 34. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-agressii-v-yunosheskom-vozraste-na-primere-studentov-tuvgu/viewer 35. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-agressivnogo-povedeniya-sovremennyh-studentov/viewer
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.05 с.) |