Анализ и интерпретация результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и интерпретация результатов исследования



 

 

Чтобы провести психологическое исследование и выявить средние показатели тех факторов, которые были выделены в качестве показателей психологического здоровья, были отобраны студенты Казанского государственного института культуры в количестве 15 человек в возрасте от 19-23 лет.

Для исследования показателей уровня агрессивности, тревожности респондентам были предложены методики Басса - Дарки и Спилбергера, Ю.Л.Ханина.

Показатели самочувствия, активности, настроения и самооценки определялись с помощью теста «САН».

Методика САН - удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния ребенка в разном возрасте. Разрабатывая эту методику, авторы исходили из того факта, что тремя основными составляющими функционального и психоэмоционального состояния являются самочувствие, и настроение.

Целью данной методики является экспресс-оценка состояния человека в момент прохождения теста. Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности, эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН.

В опроснике тридцать пар противоположных характеристик. По этим вопросам нужно оценить, как себя чувствуете в момент прохождения теста. Каждая пара – это шкала, где нужно отметить степень выраженности определенной характеристики своего состояния.

 

 

Таблица 1.

 

  Самочувствие активность настроение Общее кол-во
1. 1.8 2.2 1.8 5.8
2. 2 2.5 2 6.5
3. 2.5 3.5 3 9
4. 1.8 2.2 1.8 5.8
5. 3 3 2.5 8.5
6. 2.5 3.5 3 9
7. 2.8 3.8 3.5 10.1
8. 3 3.5 3 9.5
9. 3.5 3.8 3.5 10.8
10. 3.8 4 3.8 11.6
11. 3 2.2 3 8.2
12. 4.5 3 4.8 12.3
13. 3.8 3.5 4.5 11.8
14. 3.5 2.5 3 9
15. 4 4.5 4.5 13.8

 

 

После прохождения студентами теста “САН” были подведены итоги, средние показатели у испытуемых были в диапазоне от 1.8–4,5 баллов(см. Таблица 1)

Оценки ниже 4 свидетельствуют о не благополучном состоянии испытуемых. Нормальное состояние начинается от 5 баллов.

Можем по этой шкале увидеть подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). У испытуемых невысокие показатели всех этих шкал в момент прохождения теста.

 

 

 

Диагностика показателей форм агрессии осуществлялась с помощью методики А.Басса и А. Дарки.

По шкалам опросника различных модальностей выявлены следующие средние показатели (см. диагр. 1):

1. Физическая агрессия составляет 3.3 балла.

2. Косвенная агрессия составляет 4,46 балла.

3. Раздражительность 5 балла.

4. Негативизм 3,3 балла.

5. Обида 3,3 балла.

6. Подозрительность 2,9 балла.

7. Вербальная агрессия 4 балла.

8. Чувство вины 4,6 балла.

 

 По результатам диагностики на исследование агрессивности и враждебности с использованием опросника Басса-Дарки можно говорить о том, что в целом из 15 исследуемых учащихся показатели агрессивности находятся в пределах нормы у 13-ти человек — норма, 2-х человек -повышенный показатель агрессивности.

 

 

Диаграмма 2.

 

Для диагностики тревожности использовали методику Спилбергера, Ю.Л.Ханина.

 

Цель работы: - Исследование уровня тревожности, которая оценивает два параметра

ситуативную и личную тревожность.

 

Задачи:

- Определение уровня реактивной тревожности у студентов.

- Изучить уровень личностной тревожности.

- Сформировать представления о самооценке уровня тревожности.

Сумма балов до 30 говорит о низком показателе тревожности,

От 31 до 44 умеренном, выше 45 и более высокий показатель тревожности.

 

Таким образом, в диагностическом обследовании приняли участие 15 обучающийся Казанского государственного института культуры, в возрастной категории 19 -23 года.

При обследовании уровня реактивной тревожности было выявлено, что ни у кого из них нет низкого уровня тревожности, у 12 студентов умеренный уровень, у 3-х (20%) высокий Это свидетельствует о присутствии стрессоустойчивых факторов у обучающихся вуза на момент проведения диагностического обследования.

По данным диагностического обследования было выявлено, что у 9 чел. обучающихся уровень личностной тревожности (устойчивой характеристики человека) умеренная. У 6 (40%) обучающихся выявлен высокий уровень личностной тревожности.

Высокая степень выраженности личностной тревожности была выявлена у студентов.

Особого внимания требуют студенты с высокой тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. Подобную тревожность часто испытывают школьники которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им большой ценой и чревато срывами. Особенно при резком усложнении деятельности.

Данные студенты испытывают нервное напряжение в виду лабильности нервной системы (высокая степень переживания происходящего в окружающей действительности) и в виду загруженности различной деятельностью, подготовке к диплому.

 

 

Итак, проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:

 

1. Проведенное исследование показало, что для юношеской выборки характерным является повышенная агрессивность, ситуативная и личностная тревожность.

 2. Для этой возрастной группы также характерным является нарушение общего функционального состояния, проявляющееся в снижении активности, ухудшении самочувствия и настроения.

3. Поскольку одной из самых важных проблем, связанных с психологическим здоровьем на этапе юношеского возраста является высокий уровень агрессивности, враждебности и тревоги, необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на снижение именно этих показателей психологического здоровья.

4. Технология коррекции нарушений в показателях психологического здоровья, специфичных для юношеского возраста, будет эффективной, если она будет включать два блока, способствующих снижению уровня агрессивности и тревожности, а также оптимизации психологического состояния: спортивный и собственно психокоррекционный.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность исследований психического здоровья на этапе юношества определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьёзную угрозу психическому здоровью личности. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье.

В связи с этим, необходимы исследования выявления факторов, влияющих на психическое здоровье студентов.

 Важнейшими показателями, свидетельствующими о деформирующих изменениях в уровне здоровья, является: рост уровня тревожности и агрессивности, появление депрессивных состояний, падение самооценки, утрата необходимого уровня активности и разрушение психологического здоровья.

Наиболее уязвимой категорией населения в данных условиях оказывается юношество, так как в юношеском возрасте личность человека, переживающего этап перехода от детства к взрослости, нестабильна. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу, путь личностного и профессионального развития.

 

Дипломная работа посвящена:

а) изучению феномена здоровья, в том числе факторов, влияющих на психологическое здоровье;

б) выявлению на основе теоретического анализа общих и возрастно-специфических показателей психологического здоровья на этапе юношества.

в) исследование тревожности и агрессии.

 

Анализ литературы показал, что показатели психологического здоровья являются возрастно-специфическими и связаны с особенностями формирования личности и психики на разных этапах возрастного развития. Возрастно-специфическими показателями психологического здоровья в юношеском возрасте являются уровень выраженности агрессивности, тревожности, а также общее функциональное состояние психики.

 

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1)Для  юношеского возраста характерным является повышенная агрессивность, ситуативная и личностная тревожность.

2)Низкая активность, уровень самочувствия, а также характеристики эмоционального состояния.

 

Технология коррекции нарушений в показателях психологического здоровья, специфичных для юношеского возраста, будет эффективной, если она будет включать два блока, способствующих снижению уровня агрессивности и тревожности, а также оптимизации психологического состояния: спортивный и собственно психокоррекционный.

Современное поколение живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности.

Для сохранения и укрепления своего психологического здоровья, молодежь должна стараться вести здоровой образ жизни, заниматься спортом, поддерживать экологичные отношения с людьми, которые её окружают, научиться ставить перед собой выполнимые задачи и цели, находить пути их достижения, достойно справляться и переносить трудности, иметь жизнерадостный взгляд на все происходящие вокруг события. Все это поможет в тех трудных ситуациях.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Авворд М., Беккер П. Психокоррекционная работа с тревожными и дерпессивными детьми. М.: Апрель - Пресс. Эксмо - Пресс.2000.312 с.

2. Адлер А. О невротическом характере. ACT «Университетская книга». СПб.: 1997. 388 с

3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №. 5

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Общ. ред. М.С. Мацковского. [Послесл. Л,Г. Ионина, М.С. Мацковского] М.: Прогресс. 1988. 399 с. 23.Бехтерева Н. П., Бондарчук А. П.,

5. Богомолова С. И. О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сб-к научных трудов. М.: 1989. 88 с.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна М.: Институт практической психологии. Воронеж. 1995.352 с

7. Бойко И. Б. Психологические методики исследования агрессивности преступников //Насильственные преступления: природа, расследование. предупреждение. Сборник научных трудов. М.: 1994. 51 с

8. Брехман И.И. Философско - методические аспекты проблемы здоровья человека. //Вопросы психологии К^. 2. 1982.

9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер. 2003. 124 с.

10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение. 1967.35 с

11. Васильева О.С. Диагностика и коррекция состояния агрессии. Методический материал. Ростов- на-Дону. 1999.

12. Васильева О.С, Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001 г. С. 241-253.

13. Водоньянова П.Е., Кодырева П.В. Психология здоровья. // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6. 1991. Вып. 4. № 27. 5 с.

14. Выготский Л.С. Детская психология М.: Педагогика. 1984. Т.4.433 с

15. Ильин Е.П. Культура как составная часть здорового образа жизни // Психология здоровья. Под. Ред. Г.С. Никифорова. Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 2000

16. Квятковская-Тахович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия // По материалам ПНР Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: 1980. 26 с.

17. Китаев П.М. О некоторых проблемах целостного понимания человека//Вестник Санкт-Петербургского университета. 1992. Сер.6. Вып. 1. JST» 6. 122 с. 84

18. Козлов А.А. Профилактика агрессивного поведения как социологическая проблема//Ценностный мир современной молодежи. М:, 1994.153 с.

19. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб.: 1997. 200 с

20. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии 1969. №1.

21. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. М.: Мысль. 1989. 270 с

22. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло") М.: "Прогресс". "Универс". 1984.272 с.

23. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь.: 1971. 120 с.

24. Механизмы человеческой агрессии //Сборник научных трудов. Отв. ред. Ю.М.Антонян. М.: ВПИИИ МВД России. 2000

25. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: прогресс. 1997. 371 с.

26. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. М.: Медицина. 1996. 464 с: ил

27. Ратинов А. Р., Ситковская О. Д. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально-психологического исследования // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. М.: 1989.4 с.

28. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир. 2004. 320 с.

29. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопросы психологии, 1991, № 1. 82 с,

30. Семенюк Л, М, Психологические особенности агрессивного поведения, М: Прогресс, 2004,341 с,

31. Фурманов И.А., Ильин В.П. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция Минск.: 1996. 228 с

32. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-korrektsii-psihologicheskogo-zdorovya-s-pomoschyu-kompleksnoy-dvuhurovnevoy-programmy/viewer

33. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mehanizmov-psihoemotsionalnogo-sostoyaniya-v-yunosheskom-vozraste/viewer

34. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-agressii-v-yunosheskom-vozraste-na-primere-studentov-tuvgu/viewer

35. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-agressivnogo-povedeniya-sovremennyh-studentov/viewer

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.05 с.)