Проблема тревожности и ее изучение в психологических исследованиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема тревожности и ее изучение в психологических исследованиях.



 

Тема тревожности стала особенно актуальной в последние десятилетия, поскольку нередко является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Данная тема приобретает в психологии первостепенную важность поскольку резкие качественные изменения, как самого социума, так и механизмов, законов его существования обусловили тенденцию роста, как социальной, так и психодинамич еской тревожности. Увеличение числа людей, пребывающих в константном состоянии беспокойства и напряжения, в изматывающих ожиданиях каких - либо неблагоприятных событий прямо пропорционально числу неудовлетворенных жизнью людей, а также осознанию своей беспомощности перед создавшейся ситуацией. Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.

При оценке состояния проблемы тревожности в психологической литературе отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, не разработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность». 

Склонность человека к частому и интенсивному переживанию тревоги называют тревожностью, которая является одним из основных показателей индивидуальных различий и субъективным проявлением неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Таким образом, основным психологическим показателем, отличающим тревожность от других эмоциональных состояний, выступает оценка ситуации как содержащей опасность, осознание возможности неуспеха.

По мнению ряда авторов, тревожность, как любое устойчивое психологическое образование находит свое выражение на уровне следующих структурных компонентов,

- когнитивном, содержащем отрицательную прогностическую оценку ситуации, возможности удовлетворения актуальной потребности;

 - эмоциональном, выражающемся в более или менее остром переживании дискомфорта, субъективного неблагополучия;

 - операциональном, посредством которого тревожность реализуется в поведении и деятельности через соответствующие формы проявления и / или/ компенсаторные и защитные механизмы, которые рассматриваются как явление неадекватного стереотипного реагирования на личностно значимые ситуации в целях удержания, контроля и сохранения образа «Я»;

 - телесном, выражающемся в переживании трудности дыхания во время заблокированного возбуждения, а также неосознанных аут коммуникативных действиях. Тревога является производной эмоцией, т.е. представляет собой комплексное эмоциональное состояние, которое может сочетать в себе страх, гнев, вину, интерес, возбуждение.

Понятие тревожности впервые было введено С.Кьеркегором, последовательно разводившим конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst). Литературные данные свидетельствуют об общепринятом разделении тревоги и страха. Это разграничение основано на критерии, введенном в психиатрию К.Яснерсом, Оба эти термина обозначают эмоциональные реакции на опасность, которые могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение. Однако между этими явлениями обнаруживается существенная разница: страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность.

В исследованиях В.С.Мерлина, Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханиева, А.И.Захарова и др. проводится мысль, что состояние тревожности переживается в тех случаях, когда объективные условия не являются угрожающими, опасность неизвестна или только возможна, тогда как страх возникает в ответ на конкретную ситуацию-стимул. Таким образом, основным показателем, отличающим тревожность от других состояний, является оценка ситуации, как содержащей определенную угрозу, возможность неуспеха. Ряд авторов указывали на то обстоятельство, что если субъект, переживая страх, испытывает потребность в немедленных действиях (уход от ситуации или попытка ее преодолеть), то тревожность вызывает только недифференцированную, «пассивную» активность.

 В.С.Мерлин говорит о том, что «тревожность характерна для лиц, со слабой, неуравновешенной нервной системой». Она выступает, как «склонность человека переживать самые различные ситуации как чем-то ему угрожающие и испытывать при этом неопределенный страх и беспокойство, не направленные на какой - либо определенный объект или явление».

В.В.Суворова, в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект. П.Д.Левитов, дает следующее определение: «Тревога - это психическое состояние, которое вызывается возможными или невероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой принятого, желательного, и выражаться в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя) и других реакциях.

 Согласно Ч.Д.Спилбергеру, различают тревогу - как состояние, и тревожность - как свойство личности. Концепция Ч.Д.Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора. Различия в оценке, равных практических ситуаций у людей с разной тревожностью, приписывают, прежде всего, влиянию опыта и детства, а так же отношением родителей к ребенку. Высокая личностная тревожность занимает особое место в ряду предневротических расстройств. Между тем, особую остроту проблема невротических расстройств, приобретает в подростковом и юношеском возрасте.

 В исследованиях Альфреда Адлера тревожность напрямую связана с неразвитым чувством общности ребенка, которое уже в раннем возрасте формирует различные невротические комплексы и приводит к отклонениям в развитии личности. Состояние тревожности у ребенка А.Адлер объясняет неполной компенсацией, т.е. специальным механизмом развития внутренних чувств человека. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным, напряженным.

Исследование английского психолога Карла Рэнсома Роджерса показали, что тревожность имеет прямую корреляцию с необходимостью постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира, боязнь изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он считает действительно своей, что приводит к тому, что он вытесняет свои страхи и свои стремления и мнения окружающих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строится очень ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекватность, хотя и не осознается, но вызывает в человеке напряжение, беспокойство.

Физиологически обусловленные механизмы формирования эмоций, в том числе тревоги, представлены в теории Уильяма Джемса. У.Джемс говорит о том, что «мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим, испытываем тревогу, потому что внутренне напряжены» /35/. То есть автор доказывает, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям: сначала физиологический дискомфорт, а затем состояние тревоги.

С физиологической точки зрения, тревога не отличается от страха. Она сопровождается ускоренным ритмом сердца, подъемом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и т.д. Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие. Обычно тревога представляет собой преходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает, однако, и так, что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и организм вынужден тогда затрачивать много энергии для поддержания своей «дееспособности». В результате развивается состояния стресса, при котором организм проходит последовательные этапы синдрома адаптации, описанные Г.Селье.

Тревога, переходящая в тревожность (постоянное психодинамическое состояние) нередко приводит к весьма печальным последствиям в виде различных физиологических нарушений. Чаще всего это головные боли, язва желудка, либо же другие расстройства, обусловленные причинами эмоционального порядка: артериальная гипертония, артрит, астма (не аллергического характера), колиты и даже некоторые формы стенокардии. Такие расстройства называют психосоматическими.

Другие последствия тревожности носят более выраженный характер. Так отмечаются нарушения на уровне личности, что приводит к торможению эмоционально - волевой, психомоторной регуляции. Тревожность проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении, депрессивных, эмоциональных реакциях, состояниях напряжения.

Под личной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предрасполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций, как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии отдельных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Однако наличие тревожности еще не есть патология. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень. Это так называемая полезная тревожность.

Отечественная психология подходит к тревожности с точки зрения функционального подхода. Проведенный нами анализ показал, что тревожность, как правило, выступает субъективным проявлением неблагополучия личности, ее дезадаптации. Повышенная тревожность приводит к дестабилизации ядерных личностных образований, в том числе к нарушениям самооценки, проявляющимся как в снижении ее уровня, так и в отсутствии стабильности данного образования. Тревожность нередко является одним из дериватов разрушения здоровья, что касается не только психоэмоциональных или психических, но и физических нарушений по типу психосоматики. Вместе с тем нельзя отрицать, что нормальный (оптимальный) уровень тревоги является необходимым для эффективного приспособления к действительности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.005 с.)