Понятие здоровья в медицине, философии, психологии и выделение критериев психологического здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие здоровья в медицине, философии, психологии и выделение критериев психологического здоровья



 

 В настоящее время не приходится говорить о наличии общепринятой трактовки понятия здоровья. Многообразие взглядов на сущность понятия здоровья и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление.

Мы остановимся на некоторых определениях. Так, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это сочетание отсутствия болезней с состоянием полного физического, психического и социального благополучия. Большая Советская Энциклопедия даёт определение, опираясь на общемедицинское его понимание. Здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов.

С нашей точки зрения это определение не является исчерпывающим и удовлетворительным. Во-первых, потому, что оно слишком обобщено и основывается на имеющем относительный характер понятии, как «благополучие». Во-вторых, в рамках данного определения здоровый человек рассматривается по существу как статичная система. Между тем, человеческий организм находится в постоянном изменении и развитии, причем эта динамика — одно из необходимых условий физического и душевного здоровья.

В отечественных исследованиях преобладает либо определение здоровья как отсутствие объективной болезни, прямо вытекающее из биомедицинской модели, либо ориентация на определение ВОЗ, в центре которого находится понятие субъективного благополучия, т.е. отсутствие субъективной болезни.

Ю.П.Лисицин считает, что здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта. Он рассматривает здоровье как состояние, которое позволяет человеку вести естественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое социальное благополучие».

Подход к здоровью как состоянию, не сводящемуся к отсутствию болезни, получил название, позитивной концепции здоровья. Данную концепцию развивают ряд авторов. Концепция А.В.Сахно характеризуется выделением наряду с психическим здоровьем, здоровья морального. Последнее, определяется как иммунитет к различным видам социального зла, нравственная чистота поступков и помыслов и т.п.

О.П.Даниленко рассматривает душевное здоровье не как медицинское, а как философско-психологическое понятие. Обе концепции содержат культурально-историческую «ось» рассмотрения здоровья, а концепция О.И.Даниленко - ещё и «ось» жизненного цикла.

Внимание к проблемам здоровья человека возросло в связи с философским осмыслением ценности человеческой жизни, концепции жизнедеятельности человека. "Здоровье человека должно рассматриваться как социальная проблема, а в основе ее решения неизбежно лежит философский подход к тому, каким образом добиться гармонии в существовании человека или каким образом обеспечить развитие всесторонне гармоничной и целостной личности". Целостность личности во многом определяется здоровьем. В итоге речь идет о повышении значимости и ответственности общественных наук в разработке проблемы здоровья.

Медицина продолжает оставаться на прежней научно-философской парадигме, рассматривающей человека только на соматическом уровне. Здоровье и благополучие индивидуумов в огромной мере зависят от внешних и внутренних факторов. Всякая болезнь является, прежде всего, психологической защитой, бегством человека от травмирующей стрессовой ситуации, то есть подсознательно или сознательно желанна, и, конечно, избавлять от нее человека воздействием на телесность нельзя без предварительной психологической и мировозренческой корректировки сознания, так как в этом случае оставшаяся "причина" обязательно вызовет новую, еще более тяжелую болезнь.

Следует отметить, что передовые умы человечества всегда понимали факт зависимости здоровья от образа жизни и поведения человека. Немецкий философ В.Гумбольдт в прошлом столетии высказал мысль о том, что с течением времени болезни будут расцениваться как следствие бескультурья, отсталости и потому болеть будет считаться позорным.

Согласно точке зрения И.И.Брехмана "больными могут быть люди различного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры". Под культурой понимается особого рода отношение - отношение к самому себе, свойственное только человеку. И на фоне общей грамотности люди не знают или не следуют правилам здоровой жизни. "Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием".

В науке все больше утверждается принцип гармоничного единства Человека и Вселенной и становится все более очевидным, что "здоровье личности, семьи, государства, планеты - неразделимы, и начинается оно с повышения грамотности и ответственности личности, за самого себя, с познания самого себя".

И.Н.Смирнов в данном контексте высказывает следующую мысль: "когда мы говорим о здоровье человека, то неизбежно констатируем, зачастую не задумываясь и не сознавая этого, совпадение и единство мозга и сознания, тела и разума. На протяжении всей человеческой истории затруднения с определением здоровья человека были связаны с многообразием проявлений духовной и материальной жизни людей.

Последователи Спинозы одну из привлекательных сторон его философии находили в том, что она затрагивала вопросы душевного здоровья. Рецепт Спинозы кажется очень доступным: тем, кем руководит разум, всегда находятся под влиянием только одного добра.

Проведённый нами анализ показал, что в медицине и философии обнаруживаются общие положения, характеризующие феномен здоровья. Среди них выделяются следующие:

а) здоровье характеризуется как состояние;

б) подчеркивается обусловленность здоровья внутренними и внешними факторами и в первую очередь, социальными;

в) отмечается качественно количественная степень здоровья как состояние уравновешенности организма со средой.

Вместе с тем философский и медицинский взгляд на здоровье существенно отличаются. Понятие здоровья в медицине отражает особенности приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных, социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. 

Проблема здоровья в философии определяется той или иной ценностной моделью миропонимания. Здоровье тесно связывается с самосознанием человека, с его стремлением понять свою судьбу, осмыслить собственное предназначение.

Пониманию здоровья в психологии в настоящее время уделяется значительное внимание. Оно исследуется не только в контексте физиологического и психофизиологического пространства, но воспринимается как сложный феномен, включающий новые смыслы и значения, сформированные в процессе социальной эволюции.

Здоровье изменило свой статус в обществе. Оно стало восприниматься как явление социальное. Данное изменение глубинно и комплексно отражается как в индивидном понимании, так и в оценке всего человечества. Здоровье сохраняет свое значение для индивида как определенная ценность и соответствующее состояние (отсутствие боли, недуга), обеспечивающее возможность работать. Оно приобретает новые измерения: формируется новое отношение к нему как особому социальному феномену. Меняются содержание, емкость, смысловые показатели физического, психического, духовного здоровья человека и изменяются требования к здоровью.

Понятием, противоположным здоровью, является понятие «болезнь», которое определяется как «процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующееся понижением приспособленности живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, снижением на время болезни трудоспособности человека и выражается в возникновении побочных (неадекватных) реакций.

Для понимания всех градаций физического и психического состояния человека - от цветущего здоровья до тяжелой болезни, важно иметь четкие понятия о норме. Медицина рассматривает норму как меру вероятности возникновения болезни, а психология с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье.

 В.С.Иванюшкин рассматривает категории "здоровье" и "болезнь" с точки зрения научного их содержания и ценностного смысла. Он предлагает три уровня описания этой ценности: соматический, социальный, личностный. - Соматический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и как следствие максимум адаптации. - Социальный - здоровье является мерой трудоспособности, социальной активности, деятельного отношения человека к миру. - Личностный (психологический) - здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее отрицание ее, в смысле преодоления (здоровье - не только состояние организма, но и "стратегия жизни человека").

 Для философско-психологического рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Современная же медицина занимается в основном случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, которое является закономерным и необходимым. Таким образом, здоровье в психологии приобретает статус сложного и многогранного феномена, полное исследование которого требует интеграции различных направлений и разделов психологии,

В психологии понятие «здоровье», прежде всего, рассматривается в контексте «психологического здоровья». Термин «психологическое здоровье», предложила И.В. Дубровина, она высказала идею о том, что психологическое здоровье относится к личности в целом. Данный подход опирается на понимание психологического здоровья не негативным образом, как отсутствие недостатков, а как присутствие определенных достоинств в структуре личности.

Психологическое здоровье заключается в осознании своего Я как свободно текущего процесса, суть которого - в принятии и осознании себя таким, каков человек есть на самом деле.

 Мы придерживаемся понимания психологического здоровья, сложившегося в русле феноменологического, гуманистического и экзистенциального направлений и созвучного с ними толкования этого явления представителями российской психологической школы — Б.С.Братусем, И.В.Дубровиной, О.И.Мотковым, А.М.Прихожан и др. Вышеуказанные ученые приходят к следующим выводам:

1. Психологическое здоровье - это идеальное понятие, основанное на принципах свободы, духовности, индивидуальности. Это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе. А самая сущность природы человека конструктивна, разумна, активна и заслуживает доверия.

2. Нарушения психологического здоровья — это лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития.

3.Причиной нарушений психологического здоровья является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительным из них является напряжение между тем, что человек собой представляет, и тем, чем ему, по его мнению, следует быть.

С позиции психологии здоровья существует много показателей психологического здоровья, например, особенности эмоциональной сферы, в частности, эмоциональная устойчивость, толерантность к стрессовым факторам, преобладающее эмоциональное состояние человека, уравновешенность в отношениях с другими людьми. Если говорить о факторах, которые влияют на уровень психологического здоровья, то, прежде всего, нужно отметить систему отношений человека, например, в качестве фактора, повышающего уровень психологического здоровья, можно отметить позитивное отношение к себе, адекватную самооценку.

В отечественной психологии исследователи ориентируются на системный подход в рассмотрении здоровья. Так, Г.С.Никифоров среди свойств психологически здоровой личности называет: сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, оптимизм, адекватный уровень притязаний, чувство долга, уверенность в себе, не обидчивость, независимость, естественность, ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль. В сфере психических состояний, по анализу автора, в число критериев психологического здоровья обычно включают: зрелость чувств соответственно возрасту, эмоциональную устойчивость, свободное и естественное проявление чувств и эмоций, совладание с негативными эмоциями, способность радоваться, сохранность привычного самочувствия. Опираясь на подходы различных теоретических исследований и собственную концепцию, Г.С.Никифоров рассматривает здоровую личность также с позиции самоуправления, включая следующие критерии: выраженная целеустремленность, энергичность, активность, адекватная самооценка, самоконтроль.

С позиции психического развития самосознания человека существует целый ряд критериев психологического здоровья: способность человека контролировать свое психическое состояние, мышление и поведение; устойчивость к психогенным воздействиям, способность преодолевать жизненный стресс; безопасность поведения для самого человека и окружающих; жизнеспособность; готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть; чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанным на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единения с миром; ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее; стремление понять природу и жить в гармонии с ней и т.п.

Показателями психологического здоровья выступают принятие ответственности за свою жизнь, принятие себя, осмысленность и способность к пониманию и принятию других.

К важнейшим факторам психологического здоровья также принято относить следующие: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту, умение справляться с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Особое значение придается таким критериям психологического здоровья личности как степень ее интегрированности, гармоничности, консолидации, уравновешенности, а также составляющим ее направленности, под которыми понимаются духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость и др.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

При отклонениях и деформациях психологического здоровья будет, в первую очередь, снижаться настроение, активность и самочувствие. Отклонения в психологическом здоровье также негативно будут влиять на самооценку личности. Все эти параметры можно считать наиболее общими показателями психологического здоровья. Мы придерживаемся точки зрения О.С.Васильевой, Л.Р.Правдиной, С.Н.Литвиненко, согласно которой важнейшими факторами психического здоровья являются показатели агрессивности и тревожности. Высокие агрессивность и тревожность лишают личность ощущения душевной гармонии, существенно ограничивают способность адаптироваться в меняющейся социальной обстановке, и как следствие выступают показателями нездоровья. Агрессивность и тревожность выступают факторами, препятствующими личностному развитию, поддерживающими функционирование организма за счет развитой системы психологических защит, снижающими толерантность к стрессовым воздействиям и, как следствие, разрушающими здоровье.

Снижение показателей агрессивности и тревожности является необходимым условием для повышения уровня толерантности к стрессовым воздействиям. Признавая тот факт, что здоровье является интегральной характеристикой личности, к которому необходим системный подход, перед исследователями встает вопрос о методах его измерения. По мнению О.С.Васильевой методами измерения характеристик психологического здоровья могут служить различные психологические тесты, которые определяют личностные черты человека, особенности эмоциональной сферы, уровень тревожности, уровень самооценки. Однако, нарушения психологического здоровья не всегда сопровождаются повышением агрессии и тревоги. В этой связи можно считать, что нарушения в уровне выраженности тревоги и агрессии являются частными показателями психологического здоровья, по сравнению с показателями функционального состояния, такими как настроение, депрессия, активность и самочувствие.

К важнейшим показателям психологического здоровья исследователи относят систему отношений личности к себе и миру, личностные качества, в том числе эмоциональную и волевую сферу личности, умение поддерживать ощущение субъективного благополучия, сохранять оптимальный фон функциональных состояний. Кроме того, мы согласны со всеми теми авторами, которые в качестве важнейшего фактора психологического здоровья выделяют адекватную и при этом высокую самооценку.

Помимо этого, в качестве значимых факторов исследования психологического здоровья выступают такие показатели субъективного благополучия и признаки функциональных оптимальных состояний как настроение, самочувствие и активность. В связи с тем, что некоторые авторы выделяют в качестве факторов, определяющих психологическое здоровье человека, показатели агрессивности, враждебности и тревожности,следующие разделы работы посвящены анализу названных качеств личности.

 

 

  1.2. Проблема агрессивного поведения и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии.

 

    Изучением агрессии заняты представители различных наук: биологии, социологии, психологии, психиатрии и др., каждая из которых выявляет в этом феномене специфичные для данной науки факторы. Термин "агрессия" происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать".

Агрессивное поведение относится к классу явлений, которые могут быть изучены только при помощи объединенных усилий естественных и социальных дисциплин. Так в рамках ряда естественных наук (биологии, биохимии, нейрофизиологии, генетики и т.д.) были сделаны открытия, позволившие начать систематическое изучение глубинных причин агрессивного поведения: его биологических субстратов и их влияния на поведение людей. Значительные успехи, были получены в нахождении локализации центров, оказывающих влияние и управляющих агрессивными реакциями. Выявлена связь агрессивного поведения с функционированием эндокринной системы. В нейрофизиологии и психофизиологии изучаются нервные механизмы, нарушения в их функционировании, лежащие в основе агрессивного поведения. В психиатрии собираются данные об агрессии у людей с серьезным нарушением психики. В социологии, социальной и политической психологии, исследуются общественные условия, порождающие и поддерживающие агрессивность.

 Психологическая наука играет роль интегрирующего центра в исследованиях по агрессии. В психологии под агрессией понимается целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояния напряженности. Агрессия это также способ выражения гнева, протеста и т.д. Считается, что гнев — это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной, потребности в любви и необходимости другому человеку». В отечественной литературе агрессию рассматривают как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.

Вопросы человеческой агрессивности, затрагиваются во многих психологических работах. Существует множество точек зрения на возникновение агрессии, ее природу и факторы, влияющих на ее проявление. Но все эти теоретические обоснования подпадают под следующие четыре категории.

Агрессия относится к:

• врожденным побуждениям и задаткам;

• потребностям, активизируемым внешними стимулами;

• познавательным и эмоциональным процессам;

• актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Роль эмоционального компонента в агрессии отражена В.В.Бойко. Он отмечает, что разные избыточные эмоциональные состояния, прежде всего, могут трансформироваться в агрессию и негативные эмоции. По его мнению, можно говорить об агрессии ревности, агрессии ненависти, агрессии соперничества, агрессии ничтожества и т.д. В жизни также имеет место агрессия, обусловленная избытком положительных эмоций. Такова, например, агрессия любви и ее разновидность - садизм. Случается, что в агрессивное действие переходит дружеское чувство и даже состояние радости. Ликование толпы может перерасти в агрессию.

В.В.Бойко считает, что агрессия в настоящее время стала необходимым средством воздействия на окружение, т.е. агрессия приобрела социогенный характер. Среди ее современных форм он обращает внимание на следующие: - "экстрапунитивность" - тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда себя; - "поиск мишени" - стремление выместить агрессию на невинном субъекте или непричастном объекте; - "оправдание через нападение" - механизм агрессии, основанный на подмене объекта порицания - вместо себя агрессор подставляет другого; - "праведный гнев" - оправдание собственной агрессии возвышенным мотивом; - "проекция негативных качеств" - приписывание своих недостатков партнеру; - "самоутверждение путем унижения другого" - понижение значимости, ценности того, что (кто) вызывает досаду; - "деликатное хамство" - изощренное оскорбление человеческого достоинства; - различные экспрессивные средства агрессии.

Существует достаточно большое количество видов агрессии и способов ее проявления. Достаточно всеобъемлющее определение агрессии предлагает Л.М.Семенюк. Автор считает, что агрессию целесообразно понимать как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания). Это не что иное, как нападение по собственной инициативе с целью захвата, а также состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

Агрессивное состояние может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, "задиристости", а может быть более "затаенным", имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное агрессивное состояние характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, и, в ряде случаев, желанием на ком-то или чем-то "сорвать зло". Нередко агрессивное поведение выражается в форме грубости.

 А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю, как: «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. «Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии, враждебности, авторы выделили следующие виды реакций: 1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. 2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через определенную форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (проклятия, угрозы, ругань) 3. Косвенная агрессия - использование окольным путем направленных, против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топанье ногами и т. п.). 4. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 5. Негативизм - оппозиционная манера в поведении, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 6. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или вымышленные страдания. 7. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности, но отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Чувство вины или аутоагрессия - отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает нехорошо, злобно или бессовестно, а также ощущаемые им угрызения совести.

 Доктор H.Parens, посвятивший свою научную деятельность изучению агрессии у детей, считает безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Таким образом, он практически идентифицирует агрессию с активностью, считая, что при нормальном развитии личности агрессия трансформируется в активность. H.Parens также отмечает, что агрессия может проявляться в разных формах, однако все эти формы имеют одну, общую черту - они представляют собой попытку субъектов контролировать, воздействовать и справляться с самим собой и окружающим миром.

Обзор различного рода теоретических исследований феномена агрессивного поведения обнаружил существенную разницу в понимании ее источников и механизмов, огромное разнообразие видов и форм проявления агрессии, что указывает на сложность, многогранность и неоднозначность изучаемого нами явления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.03 с.)