Цыклер елизавета геннадьевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цыклер елизавета геннадьевна



ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

  Институт педагогики и психологии

Кафедра возрастной и

Педагогической психологии

 

Руководитель:

Боброва Дарья Владимировна,

Старший преподаватель

_________ ____________

 

 

ЦЫКЛЕР ЕЛИЗАВЕТА ГЕННАДЬЕВНА

 

ВЫПУСКНАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАМЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

“ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ”

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2021 г.

 

 

Содержание

 

Предисловие...........................................................................................................................

 

Глава 1. Теоретические основы понятия «психологическое здоровье» и его особенности в раннем юношеском возрасте… ………………….……………………….

 

1.1. Понятие здоровья в медицине, философии, психологии и выделение критериев психологического здоровья...................................................................................................

 

1.2. Проблема агрессивного поведения и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………………………

 

1.3. Социальные предпосылки и особенности тревожности в психологических исследованиях…………………………………………………………………… ……….

 

1.4. Особенности агрессивности в юношеском возрасте.....................................................

 

1.5. Особенности тревожности в юношеском возрасте.....................................................

 

 

Глава 2. Исследование отклонений психологического здоровья в юношеском возрасте………………………………………….......................................................................

 

2.1.Гипотезы, задачи, методы и объект исследования………………………………………..

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования...................………………………….

 

 

Заключение……………………………………................................................

Список литературы………………..…………………………………………

Приложение.........................................

 

Предисловие

 

В ситуации глобальных кризисов - экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного, а также беспрецедентных темпов общественных изменений, значительно усложняющихся условий жизни людей, наблюдается воздействие на человека разных факторов, вызывающих психические напряжения, стрессы, эмоциональную дестабилизацию, что разрушающе сказывается как на физическом, так и на психологическом здоровье. Важнейшими показателями, свидетельствующими о деформирующих изменениях в уровне здоровья, является: рост уровня тревожности и агрессивности, появление депрессивных состояний, падение самооценки, утрата необходимого уровня активности и разрушение психологического здоровья (Б.С.Братусь, О.И. Мотков, Г.С. Никифоров, A.M. Прихожан).

Наиболее уязвимой категорией населения в данных условиях оказывается юношество, так как в юношеском возрасте личность человека, переживающего этап перехода от детства к взрослости, нестабильна. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу, путь личностного и профессионального развития. Специалисты, занимающиеся исследованием личности в юношеском возрасте (Р. Берне, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.M. Прихожан, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн) утверждают, что юность - один из сложных, важных и ответственных в плане формирования личности этапов.

Здоровье общества, в том числе психологическое здоровье, зависит от здоровья его граждан, поэтому проблема формирования здоровой личности стала выходить с индивидуального уровня на государственный. В данных условиях важно определить те возрастные периоды, когда психологическое здоровье личности оказывается наиболее уязвимым. Мы полагаем, что одним из таких возрастных периодов является именно юношеский возраст.

Особую актуальность на современном этапе развития российского общества приобретает разработка, изучение эффективности, а также продвижение целостных технологий, направленных на поддержание, сохранение и коррекцию отклонений психологического здоровья в юношеском возрасте (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, Д.Б. Эльконин).

Конечной, стратегической целью технологий, направленных на коррекцию психологического здоровья юношества, является формирование поколения здоровых людей, стоящих на пороге взрослой ответственной жизни. Разработка и популяризация таких целостных технологий, ценность которых подтверждена научно, может стать наиболее перспективным практическим вкладом психологии в развитие потенциала нового молодого поколения взрослых.

Не одно десятилетие внимание исследователей привлекают проблемы поддержания и сохранения здоровья, однако практически отсутствуют работы, посвященные разработке и научному обоснованию целостных технологий, направленных на поддержание психологического здоровья в юношеском возрасте. Поскольку с развитием цивилизации, усложнением форм деятельности здоровье каждого конкретного человека стало весьма уязвимым, то оснащение специалистов психологическим инструментарием, помогающим в решении указанной проблемы, является острой общественной потребностью.

 

Цель исследования: изучение особенностей нарушений психологического здоровья в юношеском возрасте.

Объект исследования: юноши и девушки, обучающиеся в высшем учебном заведении (19-23 года).

Предмет исследования: общие и возрастные нарушения психологического здоровья, специфичные для юношеского возраста.

Методы и конкретные методики исследования:

1.Теоретические: анализ и интерпретация психологических, философских и медицинских исследований по проблеме здоровья; анализ и интерпретация исследований по проблемам психологического здоровья юношеского возраста.

2.В эмпирической части исследования использовалась совокупность методов, направленных на решение поставленных задач, среди которых были использованы следующие диагностические методики: методика диагностики показателей форм агрессии А.Басса и А. Дарки; методика ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина; методика дифференцированной самооценки функционального состояния (САН).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность исследований психического здоровья на этапе юношества определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьёзную угрозу психическому здоровью личности. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье.

В связи с этим, необходимы исследования выявления факторов, влияющих на психическое здоровье студентов.

 Важнейшими показателями, свидетельствующими о деформирующих изменениях в уровне здоровья, является: рост уровня тревожности и агрессивности, появление депрессивных состояний, падение самооценки, утрата необходимого уровня активности и разрушение психологического здоровья.

Наиболее уязвимой категорией населения в данных условиях оказывается юношество, так как в юношеском возрасте личность человека, переживающего этап перехода от детства к взрослости, нестабильна. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу, путь личностного и профессионального развития.

 

Дипломная работа посвящена:

а) изучению феномена здоровья, в том числе факторов, влияющих на психологическое здоровье;

б) выявлению на основе теоретического анализа общих и возрастно-специфических показателей психологического здоровья на этапе юношества.

в) исследование тревожности и агрессии.

 

Анализ литературы показал, что показатели психологического здоровья являются возрастно-специфическими и связаны с особенностями формирования личности и психики на разных этапах возрастного развития. Возрастно-специфическими показателями психологического здоровья в юношеском возрасте являются уровень выраженности агрессивности, тревожности, а также общее функциональное состояние психики.

 

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1)Для  юношеского возраста характерным является повышенная агрессивность, ситуативная и личностная тревожность.

2)Низкая активность, уровень самочувствия, а также характеристики эмоционального состояния.

 

Технология коррекции нарушений в показателях психологического здоровья, специфичных для юношеского возраста, будет эффективной, если она будет включать два блока, способствующих снижению уровня агрессивности и тревожности, а также оптимизации психологического состояния: спортивный и собственно психокоррекционный.

Современное поколение живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности.

Для сохранения и укрепления своего психологического здоровья, молодежь должна стараться вести здоровой образ жизни, заниматься спортом, поддерживать экологичные отношения с людьми, которые её окружают, научиться ставить перед собой выполнимые задачи и цели, находить пути их достижения, достойно справляться и переносить трудности, иметь жизнерадостный взгляд на все происходящие вокруг события. Все это поможет в тех трудных ситуациях.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Авворд М., Беккер П. Психокоррекционная работа с тревожными и дерпессивными детьми. М.: Апрель - Пресс. Эксмо - Пресс.2000.312 с.

2. Адлер А. О невротическом характере. ACT «Университетская книга». СПб.: 1997. 388 с

3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №. 5

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Общ. ред. М.С. Мацковского. [Послесл. Л,Г. Ионина, М.С. Мацковского] М.: Прогресс. 1988. 399 с. 23.Бехтерева Н. П., Бондарчук А. П.,

5. Богомолова С. И. О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сб-к научных трудов. М.: 1989. 88 с.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна М.: Институт практической психологии. Воронеж. 1995.352 с

7. Бойко И. Б. Психологические методики исследования агрессивности преступников //Насильственные преступления: природа, расследование. предупреждение. Сборник научных трудов. М.: 1994. 51 с

8. Брехман И.И. Философско - методические аспекты проблемы здоровья человека. //Вопросы психологии К^. 2. 1982.

9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер. 2003. 124 с.

10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение. 1967.35 с

11. Васильева О.С. Диагностика и коррекция состояния агрессии. Методический материал. Ростов- на-Дону. 1999.

12. Васильева О.С, Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001 г. С. 241-253.

13. Водоньянова П.Е., Кодырева П.В. Психология здоровья. // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6. 1991. Вып. 4. № 27. 5 с.

14. Выготский Л.С. Детская психология М.: Педагогика. 1984. Т.4.433 с

15. Ильин Е.П. Культура как составная часть здорового образа жизни // Психология здоровья. Под. Ред. Г.С. Никифорова. Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 2000

16. Квятковская-Тахович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия // По материалам ПНР Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: 1980. 26 с.

17. Китаев П.М. О некоторых проблемах целостного понимания человека//Вестник Санкт-Петербургского университета. 1992. Сер.6. Вып. 1. JST» 6. 122 с. 84

18. Козлов А.А. Профилактика агрессивного поведения как социологическая проблема//Ценностный мир современной молодежи. М:, 1994.153 с.

19. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб.: 1997. 200 с

20. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии 1969. №1.

21. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. М.: Мысль. 1989. 270 с

22. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло") М.: "Прогресс". "Универс". 1984.272 с.

23. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь.: 1971. 120 с.

24. Механизмы человеческой агрессии //Сборник научных трудов. Отв. ред. Ю.М.Антонян. М.: ВПИИИ МВД России. 2000

25. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: прогресс. 1997. 371 с.

26. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. М.: Медицина. 1996. 464 с: ил

27. Ратинов А. Р., Ситковская О. Д. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально-психологического исследования // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. М.: 1989.4 с.

28. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир. 2004. 320 с.

29. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопросы психологии, 1991, № 1. 82 с,

30. Семенюк Л, М, Психологические особенности агрессивного поведения, М: Прогресс, 2004,341 с,

31. Фурманов И.А., Ильин В.П. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция Минск.: 1996. 228 с

32. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-korrektsii-psihologicheskogo-zdorovya-s-pomoschyu-kompleksnoy-dvuhurovnevoy-programmy/viewer

33. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mehanizmov-psihoemotsionalnogo-sostoyaniya-v-yunosheskom-vozraste/viewer

34. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-agressii-v-yunosheskom-vozraste-na-primere-studentov-tuvgu/viewer

35. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-agressivnogo-povedeniya-sovremennyh-studentov/viewer

 

 

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

  Институт педагогики и психологии

Кафедра возрастной и

Педагогической психологии

 

Руководитель:

Боброва Дарья Владимировна,

Старший преподаватель

_________ ____________

 

 

ЦЫКЛЕР ЕЛИЗАВЕТА ГЕННАДЬЕВНА

 

ВЫПУСКНАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАМЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

“ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ”



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.06 с.)