Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Использование логопедического массажа в коррекционно-логопедической работеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1 Специфика выполнения массажа при дизартрии Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, в результате недостаточной иннервации мышц речевого аппарата вследствие очагового органического поражения ц.н.с. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых – наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным (либо совсем отсутствует). Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем. Для установления истинной причины дизартрии необходима обязательная консультация специалиста (невропатолога, логопеда). Улучшить речь и облегчить общение с окружающими людьми можно, если больному будет обеспечена адекватная логопедическая помощь. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков начинается с логопедического массажа.
Цель массажа – нормализация мышечного тонуса, улучшения питания мышц за счет нормализации кровоснабжении и увеличении поступления нервных импульсов, что способствует повышению подвижности паретичных мышц. Массаж осуществляется дифференцированно в зависимости от мышечного тонуса. При спастичности – расслабляющий массаж. При гипотонии – укрепляющий, стимулирующий массаж. Расслабляющий массаж. Выполняется при высоком мышечном тонусе (корковая, псевдобульбарная, подкорковая дизартрия).Массаж начинается с общего расслабления ребенка, затем осуществляется расслабление плечевого пояса и шеи. Далее массаж лицевой мускулатуры, затем языка. Расслабление лицевой и губной мускулатуры. Расслабление проводится методом разглаживания: · в направлении от висков к середине лба (рис.1); · от бровей к волосистой части головы; · вниз от линии лба через все лицо к шее; · от мочек уха по щекам к крыльям носа (рис.2); · по верхней губе от угла рта к середине (рис.3); · по нижней губе от угла рта к середине (рис.4). Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение должно выполняться 4-7 раз. Массаж по времени не должен превышать 3 минут.
Рис.1 рис.2 рис.3,4 Расслабление губ. · поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ (рис.5); · поглаживание верхней и нижней губы к центру; · постукивание губ; · точечный массаж губ. Каждое массажное движение выполняется 6-8 раз несколько раз в день. Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой и губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Правая рука логопеда подводится под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает голову ребенка в одну и другую сторону, покачивает. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня. Расслабление языка и коррекция его патологической формы. Массаж языка следует проводить после общего расслабления: • точечный массаж в области подчелюстной ямки в течение 5 секунд с вибрирующими движениями указательным пальцем под нижней челюстью (рис.6);
• вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами нижней челюсти (5 секунд); • легкое похлопывание, поглаживание языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка от кончика языка к его корню. Это массажное упражнение выполняется по 15 секунд 3-5 раза в день (рис.7).
Рис.5 рис.6 рис.7 При выраженной вялости – гипотонусе оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепления мышц этой зоны. Укрепление лицевой мускулатуры: · поглаживание лба от середины к вискам; · поглаживание щек от носа к вискам; · поглаживание от подбородка к ушам; · разминание скуловой и щечной мышцы осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук, в направлении от виска по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 движений интенсивность движений усиливается. Движения становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывающими отрицательных реакций у ребенка. Укрепление губной мускулатуры. Проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию губ: · от середины нижней губы к углам; · поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа; · пощипывание губ. Все движения выполняются 8-1О раз, ежедневно по 2-3 раза. Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которую производят ручным методом или при помощи вибратора. Вибрация - передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебаний движений, проводимых ритмично, оказывая глубокое воздействие на мышцы, вызывая их сильное сокращение, что придает мышцам большую упругость. Укрепление языковой мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя: · массируют продольные мышцы языка, при этом шпателем поглаживают язык от его средней части- спинки - к концу языка; · при поглаживании языка из стороны в сторону воздействуют поперечные мышцы; · легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка. Все эти движения выполняются 4-6 раз. При гиперкинезах языка проводится точечный массаж. · Легкое поглаживание языка из стороны в сторону (рис.8); · Проводится массаж в трех точках. (рис.9); · перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине носогубной складки слева, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помещается на носогубную складку справа, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же движения (рис.10, 11); · Указательный палец левой руки располагается в области середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне; • указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при перекрестном массаже, или же в точке под углом губ слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне;
• при резко выраженных гиперкинезах используются следующие точки. Если палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки или под углом губ слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки, и тоже осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение повторяется с противоположной стороны; • при стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой, и точку в области одной из носогубных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта. Особенностью использования этих приемов является то, что движение повторяется 3-4 раза, подбираются они строго индивидуально и осторожно, так как неправильное выполнение может усилить гиперкинезы. Точечный массаж производится ежедневно.
Рис.8 рис.9 рис.10 рис.11 Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает 5 минут. Логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинестезий). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкоррекцией соответствующей стороны - на пораженной стороне большее количество движений (10-12). Кроме приемов ручного массажа используется специальный аппарат – вибромассажор. Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения.
2.2 Массаж с детьми 1 и 2 уровня доречевого развития при ДЦП С детьми I и II уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания: 1) в направлении от середины лба к вискам; 2) от бровей к волосистой части головы; 3) от линии лба вниз через все лицо к шее; 4) от мочек уха по щекам к крыльям носа; 5) по верхней губе от угла рта к середине; 6) по нижней губе от угла рта к середине. Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5-7 раз, по времени массаж не превышает три минут, проводится ежедневно. - Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлексо-запрещающей позиции». Для расслабления языка и его корня используется: 1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 секунд, вибрирующим движением указательного пальца под нижней челюстью (рис. 1);
2) вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 секунд); 3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация языка в течение 15 секунд деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка (рис. 2). Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других - на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка. - Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6-8 раз по нескольку раз в день. - Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений: 1) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; 2) поглаживание верхней и нижней губы к центру; 3) постукивание губ; 4) точечный массаж губ. Каждое движение повторяется 3-8 раз по нескольку раз в день. - Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы.
Рис.3 рис.4 Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз) (рис.3, 4). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. - Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания от средней линии к ушам - к «периферии». - Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений: 1) поглаживание лба от середины к вискам; 2) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к углам (рис. 5); 3) разминание скуловой и щечной мышцы. Поместив указательные средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку (рис. 6,7).
Рис.5 рис.6 рис.7
После 4-5 легких движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными, и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют 8-10 раз по нескольку раз (2-3) в день. - Укрепление губной мускулатуры. С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание губ: 1) от середины верхней губы к углам; 2) от середины нижней губы к углам; 3) поглаживание носогубных складок к крыльям носа; 4) пощипывание губ. Движения повторяют 8-10 раз ежедневно по 2-3 раза. Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которая производится ручным методом или при помощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость. Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насадки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется 2-3 раза, не более двух минут, через день. - Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя: 1) продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику; 2) вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык; 3) на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону. Движения 1, 2, 3 повторяют 4-6 раз. Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка. В клинике детского церебрального паралича отмечается довольно раннее появление гиперкинезов в мимической мускулатуре и особенно в языке. Подавление гиперкинезов производится, когда ребенок находится в одной из поз «рефлексо-запрещающих позиций». Перед массажем проводят упражнения, предложенные К.А. Семеновой: потряхивая руку и ногу ребенка, сближают их в области колена и локтя (правый локоть с левым коленом и наоборот). Несколько движений (2-3 раза) попеременно справа и слева способствуют ослаблению гиперкинезов. В основе логопедического массажа, направленного на уменьшение гиперкинезов, лежит перекрестный точечный массаж, разработанный К.А. Семеновой. - Точечный массаж при гиперкинезах языка: 1) перекрестный точечный массаж в области губ: указательный палец левой руки помешается в середине носогубной складки слева, а указательный палец правой руки под углом губ справа (рис. 8). Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помешается на носогубную складку справа, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те де движения; 2) следующий прием точечного массажа при гиперкинезах. Указательный палец левой руки располагается в области середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне(рис. 9);
Рис.8 рис.9 3) указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при упражнении (1, 2), или же в точке под углом слева, а указательный палец правой руки фиксируется под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне; 4) при резко выраженных гиперкинезах используются следующие точки. Если палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки или под углом губ слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом лопатки справа, осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение повторяется с противоположной стороны; 5) при стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой, и точку в области одной из носогубных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта. Особенностью использования этих приемов является то, что каждое движение повторяется 3-4 раза, подбираются они строго индивидуально и осторожно, так как неправильное выполнение может еще больше усилить гиперкинез. Точечный массаж производится ежедневно. Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает пяти минут. С детьми, находящимися на III и IV уровнях доречевого развития, логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметрии, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкоррекцией соответствующей стороны - на пораженной стороне большее число движений (10-12). Кроме приемов ручного массажа, используется специальный аппарат - вибромассажер, насадки применяются соответственно инструкции. Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения.
2.3 Использование массажа при заикании Заикание – это нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании у ребенка не получается правильно воспроизвести последовательность звуков. Поэтому он старается поправить свои ошибки, начинает запинаться, снова произносить слова и фразы. Патогенез. Выделяют две группы причин: производящие причины: энцефалопатия, травма головного мозга, органические нарушения мозга, соматические хронические заболевания, зрр; психотравмы, перегрузка речевым материалом, подражание заикающимся и др. Предрасполагающие причины: невротическая отягощенность родителей, поражение головного мозга, наследственная отягощенность и т.д. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагонических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсация его дефекта. В последнее время при лечении заикания успешно используются методы альтернативной медицины в комплексе с психотерапевтическими методами и системой логопедических мер воспитания. Особенно хорошие результаты дает точечный массаж. Использование акупрессуры позволяет снять повышенную возбудимость речевых центров и восстановить регуляцию речи нервной системой. При заикании принято использование в основном двух видов массажа: сегментарного и точечного, а также их сочетаний. Наиболее подробно остановимся на методике точечного массажа (массаж биологически активных точек). Основной целью специального точечного массажа при заикании являются: · релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов; · нормализация эмоционального состояния заикающихся. Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующихся органах или мышцах. Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (БАТ). При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, мышцы, сухожилия, кости и пр. Приемы точечного массажа для детей те же, что и для взрослых, но надавливание на точки не должно быть интенсивным. Основными при коррекции заикания являются два приема. 1. Поглаживание - подушечкой указательного, среднего или безымянного пальцев производят круговые движения в области БАТ, при этом прилагаемое усилие не должно вызывать смещения тканей. Движение должно осуществляться медленно и непрерывно, что способствует расслаблению мышц. 2. Разминание - производят вращательное движение с надавливанием, палец не должен смещаться с проекции точки. Частота вращения 30-60 оборотов в минуту Поскольку для заикающихся основной задачей является релаксация мышц участвующих в речевом процессе, то воздействия на точку производятся следующим образом: надавливание на точку подушечкой пальцев осуществляется легко, вращательные движения должны быть медленными, плавными, по часовой стрелке, около 30 сек с постепенным увеличением силы давления. Затем следует слегка ослабить силу давления. Не убирая палец, можно сделать остановку на 1-2 сек и повторять движения 3-4 раза, так что воздействие на одну точку может продолжаться в течение 3-5 мин. После того, как палец снят с точки, на коже не должно быть заметной ямки. Рассмотрим БАТ в комплексе по принципу воздействия: Комплекс БАТ 1 - снятие напряжения с мышц артикуляционной мускулатуры (рис.1). а) одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе; б) одиночная точка в центре подбородочно-губной складки; в) парные точки кнаружи от угла рта на 1см, на вертикальной линии от зрачка; Комплекс БАТ 2 - связан с состоянием мышц глотки и гортани. Способствует снятию напряжения с голосового аппарата (рис.2): а) точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща, б) точка примерно на 0,7см выше верхнего края яремной вырезки грудины Комплекс БА Т 3 - связан с состоянием мышц глотки, гортани и корня языка, способствует расслаблению данных мышц (рис.3). Массировать аккуратно, так как легко возникают неприятные ощущения. Точка располагается на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости. Комплекс БАТ 4 - способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис.4). Точка на середине наиболее выступающей части подбородка. Комплекс БАТ 5 - способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис.5): а) парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти, б) парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха. Комплекс БАТ 6 - направлен на регуляцию ритма дыхания и снятие напряжения с мышц верхнего плечевого пояса (рис.6): а) точка находится на уровне ладони, приложенной к ключицам; б) точка на уровне расположения сосков в центре грудины; в) парные точки находятся в образующемся углублении при положении сведенных плеч. Комплекс БА Т 7 - точки общего действия, воздействуют на мышцы голосового аппарата, повышают работоспособность при умственном утомлении (рис.7): а) парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большебедровой кости на 4 поперечных пальца у переднего края большеберцовой мышцы; б) парные точки между I и 11 пястными костями, ближе к середине 11 пястной кости, в ямке. Комплекс БАТ 8 - "точка жизни". Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на "прямом проборе - там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин (рис.8).
Рис.1 рис.2 рис.3
Рис.4 рис.5
Рис.6 Рис 7 Рис.8
При проведении точечного массажа необходимо учитывать следующее. 1) На первых сеансах массируют не более 3-4-х точек, постепенно увеличивая их количество. 2) Симметричные точки массируют попарно и одновременно. 3) Точечный массаж рекомендуется сочетать с сегментарным. 4) Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию. В редких случаях он может составить заключительный этап занятия 5) Массаж рекомендуется проводить курсом между 1 и 2 курсом перерыв 2 недели; между 2 и 3 перерыв может составлять около 3-х месяцев Курсы повторяются каждые 3-6 месяцев Процедуры следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого курсом, не должен превышать 3х дней. 6) Ребенок во время точечного массажа должен быть расслаблен и спокоен Точечный массаж при заикании полезно проводить на фоне релаксации. Для этой цели можно использовать специально подобранную музыку. а также проводить массаж на фоне аутогенной тренировки. Таблица 1 Анатомо-топографические ориентиры расположения точек, используемых в речевом точечном массаже
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.200 (0.016 с.) |