Использование логопедического массажа в коррекции речевых расстройств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование логопедического массажа в коррекции речевых расстройств



 

                                                         Выполнил:

                                                         слушатель программы

                                                          профессиональной переподготовки

                                                         специальности Логопедия

                                                          Наталия Анатольевна Терентьева

                                                         Подпись_____________________

                                                

                                                         Научный руководитель:

                                                         К.п.н., доцент

                                                         Оксана Юрьевна Федосова

                                                         Подпись _______________

                                                                                                                    

Допустить к защите:                             Выпускная работа защищена

зав. кафедрой логопедии                           «___»________________2010г.

к.п.н., доцент Е.А. Чаладзе                  Оценка____________________

«___»_________________                    Председатель ГАК

Подпись ______________                    к.п.н., доцент Т.Н. Новожилова

                                                        Подпись ___________________

 

Самара 2010

                                          Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Современное представления о роли массажа в коррекции речевых расстройств……………………………………………………................................7

1.1. История массажа…………………………………………………………. 7

1.2. Комплексный подход к решению проблем коррекции речи с

использованием традиционных и нетрадиционных методов………………..11

1.3. Основы логопедического массажа……………………………………...18

Глава 2. Использование логопедического массажа в коррекционно-логопедической работе………………………………………………………….35

2.1. Специфика выполнения массажа при  дизартрии………………………..35

2.2. Массаж с детьми 1 и 2 уровня доречевого развития  при ДЦП…………41

2.3. Использование массажа при заикании………………………….………...47

2.4. Приемы логопедического массажа при  ринолалии и дислалии………..63

Заключение………………………………………………………………………..74

Библиография……………………………………………………………………..75

Приложение 1……………………………………………………………………..77

Приложение 2……………………………………………………………………..82

Приложение 3……………………………………………………………………..92

           


Введение

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных.

В настоящее время, широко используются такие нетрадиционные методы как массаж, фитотерапия, хромотерепия, звукотерапия, ароматерапия и мн.др. В такой отрасли как логопедия, логопедический массаж является важным средством при коррекции артикуляторных расстройств. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиной (1979), О.В. Правдиной (1980), К.А. Семеновой (1976), С.А.Бортфельд (1986) и мн.другие.

Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемых при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику.

Однако целесообразность использования приемов массажа в логопрактике не у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях, как дизартрия, ринолалия, заикание. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция проприоцептивнйх ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют важное значение в формировании как импрессивной, так и экспрессивной (В.А. Богородицкий, 1930; М.А. Пискунов, 1962 и др.). Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

 В логопедической работе практикуется точечный и линейный массаж. Профессор Заблудовский является основоположником отечественной системы массажа. Им был предложен метод массажа лица, который не утратил своего значения до настоящего времени, который может с успехом применяться в логопедическую практику.

Большой вклад в разработку приемов логомассажа внес И.И. Панченко (1974), он указывает, что при спастико-ригидном синдроме рекомендуется проводить плоскостное поверхностное поглаживание, в отличие от применения плоскостного глубокого и обхватывающего поглаживания при спастическом парезе, т.к. любое силовое давление вызывает в мышце ответное повышение тонуса.

    Е.Ф. Архипова (1989) предложила логопедический массаж, направленный на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата детей раннего возраста. Этот массажный комплекс включает в себя дифференцированные движения.

  Н.А. Белая и И.Б. Петров (1977) являются авторами лечебно-оздоровительного массажа. Комплекс массажных движений проводится при неврите лицевого нерва, но этот комплекс может быть использован и в логопедической практике.

Инициатором проведения точечного массажа при заболеваниях ц.н.с. в нашей стране стала школа профессора Э.Д. Тыкочинской (1969). Ей была предложена, а впоследствии М.Я.Леонтьевой (1975) детально разработана методика сочетания точечного массажа с лечебной гимнастикой при центральных спастический параличах.

    Э.И. Скляренко (1996) были разработаны дизартрические зонды. Они предназначены для восстановления речевых функций у больных с различными видами дизартрии. Зонды употребляются для массажа и легкого поверхностного обкалывания биологически активных точек лица, шейно-воротниковой зоны и полости рта, а также для исправления дефектов речи.

Е.В. Новикова (2000) разработала технологию зондового массажа и набор зондов. Основная цель метода - нормализация речевой моторики.  

В.Н. Шашурина (1963, 1975), Л.А. Данилова с соавторами (1975) привели примеры эффективности сочетания медикаментозного лечения и логопедической работы.

Заслуживает внимание точечная электростимуляция артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой, применяя при дизартрии у детей с дцп.

В книге Е.А. Щербаковой (2003) «логопедический массаж», хорошо проиллюстрированы все приемы логопедического массажа. Указаны методические рекомендации к проведению расслабляющего и укрепляющего массажа. Кроме того, представлены различные комплексы точечного массажа в биологически активных точках.

Для детей, имеющих врожденную патологию челюстно-лицевой области, разработаны рекомендации по миогимнастике и массажу (Пономарева Е.А., Соколова Л.А., 1997); приемы логопедического массажа в после операционный период в связи с уранопластикой подробно описаны в работах Ермаковой И.И (1984), Ипполитовой А.Г. (1983), Вазовской Л.И. (1984).

Логопедический массаж в комплексе мероприятий, направленных на устранение заикания, описан в работах Шевцовой Е.Е (1994, 2003) и др.

С каждым годом ведется активная работа по применению и усовершенствованию приемов логопедического массажа.

Цель нашей работы – на основе изученной специализированной литературы определить специфику и приемы выполнения массажа при раличных речевых нарушениях.

Объект – логопедический массаж.

Предмет – использование массажа в коррекции дизартрии, ринолалии, дислалии, заикании.

Основными задачами нашей работы:

· изучить литературу по данной теме;

· выявить специфику и приемы логопедического массажа;

· разработать методические рекомендации по использованию логомассажа.

Таким образом, использование логопедического массажа определяет ход логопедического воздействия. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – воспитанию человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.011 с.)