Выпускная квалификационная работа. Факультет коррекционной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа. Факультет коррекционной педагогики



Факультет коррекционной педагогики

Кафедра Логопедии

 

 

Выпускная квалификационная работа

Использование логопедического массажа в коррекции речевых расстройств

 

                                                         Выполнил:

                                                         слушатель программы

                                                          профессиональной переподготовки

                                                         специальности Логопедия

                                                          Наталия Анатольевна Терентьева

                                                         Подпись_____________________

                                                

                                                         Научный руководитель:

                                                         К.п.н., доцент

                                                         Оксана Юрьевна Федосова

                                                         Подпись _______________

                                                                                                                    

Допустить к защите:                             Выпускная работа защищена

зав. кафедрой логопедии                           «___»________________2010г.

к.п.н., доцент Е.А. Чаладзе                  Оценка____________________

«___»_________________                    Председатель ГАК

Подпись ______________                    к.п.н., доцент Т.Н. Новожилова

                                                        Подпись ___________________

 

Самара 2010

                                          Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Современное представления о роли массажа в коррекции речевых расстройств……………………………………………………................................7

1.1. История массажа…………………………………………………………. 7

1.2. Комплексный подход к решению проблем коррекции речи с

использованием традиционных и нетрадиционных методов………………..11

1.3. Основы логопедического массажа……………………………………...18

Глава 2. Использование логопедического массажа в коррекционно-логопедической работе………………………………………………………….35

2.1. Специфика выполнения массажа при  дизартрии………………………..35

2.2. Массаж с детьми 1 и 2 уровня доречевого развития  при ДЦП…………41

2.3. Использование массажа при заикании………………………….………...47

2.4. Приемы логопедического массажа при  ринолалии и дислалии………..63

Заключение………………………………………………………………………..74

Библиография……………………………………………………………………..75

Приложение 1……………………………………………………………………..77

Приложение 2……………………………………………………………………..82

Приложение 3……………………………………………………………………..92

           


Введение

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных.

В настоящее время, широко используются такие нетрадиционные методы как массаж, фитотерапия, хромотерепия, звукотерапия, ароматерапия и мн.др. В такой отрасли как логопедия, логопедический массаж является важным средством при коррекции артикуляторных расстройств. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиной (1979), О.В. Правдиной (1980), К.А. Семеновой (1976), С.А.Бортфельд (1986) и мн.другие.

Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемых при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику.

Однако целесообразность использования приемов массажа в логопрактике не у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях, как дизартрия, ринолалия, заикание. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция проприоцептивнйх ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют важное значение в формировании как импрессивной, так и экспрессивной (В.А. Богородицкий, 1930; М.А. Пискунов, 1962 и др.). Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

 В логопедической работе практикуется точечный и линейный массаж. Профессор Заблудовский является основоположником отечественной системы массажа. Им был предложен метод массажа лица, который не утратил своего значения до настоящего времени, который может с успехом применяться в логопедическую практику.

Большой вклад в разработку приемов логомассажа внес И.И. Панченко (1974), он указывает, что при спастико-ригидном синдроме рекомендуется проводить плоскостное поверхностное поглаживание, в отличие от применения плоскостного глубокого и обхватывающего поглаживания при спастическом парезе, т.к. любое силовое давление вызывает в мышце ответное повышение тонуса.

    Е.Ф. Архипова (1989) предложила логопедический массаж, направленный на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата детей раннего возраста. Этот массажный комплекс включает в себя дифференцированные движения.

  Н.А. Белая и И.Б. Петров (1977) являются авторами лечебно-оздоровительного массажа. Комплекс массажных движений проводится при неврите лицевого нерва, но этот комплекс может быть использован и в логопедической практике.

Инициатором проведения точечного массажа при заболеваниях ц.н.с. в нашей стране стала школа профессора Э.Д. Тыкочинской (1969). Ей была предложена, а впоследствии М.Я.Леонтьевой (1975) детально разработана методика сочетания точечного массажа с лечебной гимнастикой при центральных спастический параличах.

    Э.И. Скляренко (1996) были разработаны дизартрические зонды. Они предназначены для восстановления речевых функций у больных с различными видами дизартрии. Зонды употребляются для массажа и легкого поверхностного обкалывания биологически активных точек лица, шейно-воротниковой зоны и полости рта, а также для исправления дефектов речи.

Е.В. Новикова (2000) разработала технологию зондового массажа и набор зондов. Основная цель метода - нормализация речевой моторики.  

В.Н. Шашурина (1963, 1975), Л.А. Данилова с соавторами (1975) привели примеры эффективности сочетания медикаментозного лечения и логопедической работы.

Заслуживает внимание точечная электростимуляция артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой, применяя при дизартрии у детей с дцп.

В книге Е.А. Щербаковой (2003) «логопедический массаж», хорошо проиллюстрированы все приемы логопедического массажа. Указаны методические рекомендации к проведению расслабляющего и укрепляющего массажа. Кроме того, представлены различные комплексы точечного массажа в биологически активных точках.

Для детей, имеющих врожденную патологию челюстно-лицевой области, разработаны рекомендации по миогимнастике и массажу (Пономарева Е.А., Соколова Л.А., 1997); приемы логопедического массажа в после операционный период в связи с уранопластикой подробно описаны в работах Ермаковой И.И (1984), Ипполитовой А.Г. (1983), Вазовской Л.И. (1984).

Логопедический массаж в комплексе мероприятий, направленных на устранение заикания, описан в работах Шевцовой Е.Е (1994, 2003) и др.

С каждым годом ведется активная работа по применению и усовершенствованию приемов логопедического массажа.

Цель нашей работы – на основе изученной специализированной литературы определить специфику и приемы выполнения массажа при раличных речевых нарушениях.

Объект – логопедический массаж.

Предмет – использование массажа в коррекции дизартрии, ринолалии, дислалии, заикании.

Основными задачами нашей работы:

· изучить литературу по данной теме;

· выявить специфику и приемы логопедического массажа;

· разработать методические рекомендации по использованию логомассажа.

Таким образом, использование логопедического массажа определяет ход логопедического воздействия. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – воспитанию человека.

 

Подготовка к массажу.

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

· удобное кресло или стул для ребенка с высокой спинкой, необходимой для опоры головы;

· стул для массажиста;

· настенное или достаточно большое настольное зеркало для осуществления контроля хода массажа лица специалистом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения ребенком артикуляционных упражнений;

· аудиомагнитофон и кассеты с приятной музыкой;

· грелка для прогревания мышц перед массажем;

· стерильные марлевые салфетки;

· резиновые напальчники;

· индивидуальная для каждого массируемого зубная щетка;

· одноразовые шпатели;

· логопедические зонды различных конфигураций;

· электрический вибромассажер;

· медицинский спирт для дезинфекции зондов, насадок;

· несколько полотенец    или влажные одноразовые салфетки.

Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда - чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с ко­ротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки можно слегка смазать детс­ким маслом или использовать детскую присыпку. При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

Положения тела при массаже.

Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу- ­позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Основные приемы массажа.

· Поглаживание: поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное.

· Растирание.

· Вибрация и поколачивание.

· Плотное нажатие.

· Разминание.

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание.

А. Поверхностное поглажuванuе. (рис. 1)

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуля- ционной мускулатуры.

Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движе­ние, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выпол­нять медленно и ритмично.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание. (рис.2)

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на ре­цепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.

Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.

В. Граблеобразное поглажuванuе. (рис.3)

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы. Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко

разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью мас­сируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограни­ченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с изменением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в  тканях, повышается тонус мышц. (рис.4)

Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками ука­зательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.

    3. Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в об­ласти отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдав­ливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, потому что он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.

Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между поду­шечками большого и других четырех пальцев. Перетирающие движения паль­цев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключа­ется в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

4. Вибрация и поколачивание. Вибрация, изменяет внутритканевый об­мен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает то­нус мышц, а легкая, слабая - снижает их тонус. Поколачивание применя­ется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движе­ния различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выг­лядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

5. Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообра­щение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах вы­хода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически актив­ные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, лю­бое поглаживание.

 

Рис.1                                                              рис.2                               

 

 

Рис.3                                                                 рис.4

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, дви­гательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусеречевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание..

При повышенном тонусе(спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные при­емы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

    Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнас­тики, самомассажем.

Примерный комплекс точечного массажа на один курс,

состоящий из десяти сеансов [4]

 

№ сеанса

 

Точки

1 О О О          
2 О О Л          
3 О О Л Л        
4 О О Л Л Л Л    
5 О О Л Л Л Л Л Л
6 О О Л Л Л Л Л Л
7 О О Л Л Л Л    
8 О О Л Л        
9 О О Л          
10 О О О          

 

О — точка общего действия.

Л — точка локального действия.


2.4 Приемы логопедического массажа при ринолалии и дислалии

Ринолалия (от греч. rhiпos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.

При нормальной фонации во время произнесения всех зву­ков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.

Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки, которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыка­ние наблюдается при согласном в, самое сильное - при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а.

При нормальном произнесении назальных звуков м, м', п, п' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно­-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. При откры­той рuнолалuu струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанав­ливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов.

Ринолалия закрытая - расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса, причинами чего являются изменения в носовой или носоглоточных областях или функциональные расстройства носоглоточного затвора.

При закрытой рuнолалuuзакрыт проход воздуха в нос. При­чиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Дан­ные дефекты также устранимы с помощью операции.

Задняя закрытая ринолалия может быть следствием сращения мягкого неба с зад­ней стенкой глотки после специфических воспалений (главным образом сифилити­ческих).

Ринолалия закрытая передняя - нарушение звукопроизношения, которое вызы­вается резким искривлением носовой перегородки, полипами вносу, сильным на­сморком и др.; закрытая передняя ринолалия может быть приходящей (при воспали­тельном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искривлении перегородки носа, опухоли носовой полости).

Открытая ринолалия - патологическое изменение тембра голоса и искажен­ное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба, параличи и парезы мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в но­совую полость. Открытая ринолалия может быть приобретенной (травмы неба, па· резы, параличи, опухоли) и врожденной (расщелины мягкого и твердого неба, уко­рочение мягкого неба).

Функциональная открытая ринолалия - недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции:

· после удаления аденоидов («ривычная»);

· после перенесенной дифтерии.

Смешанная ринолалия - состояние, когда при носовой непроходимости имеется недостаточный небно-глоточный затвор; на произношении это отражается пониже­нием {юсового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных звуков, тембр которых становится как при открытой ринола­лии, различают смешанную ринолалию переднюю и заднюю. Обе формы могут быть как органическими, так и функциональными.

Ринофония - носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного на· правления голосовыдыхаемой струи вследствие либо механических дефектов носо­глотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мяг­кого неба.

Расщелина губы - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), воз­никающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба.

Расщелина неба - врожденная аномалия строения твердого или мягкого неба, возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости, причина ринолалии.

Расщелина неба закрытая - расщелина неба, при которой дефект мышечного слоя мягкого неба, а также дефект твердого неба закрыт слизистой оболочкой.

Расщелина неба открытая - расщелина неба, при которой дефект мышечного слоя мягкого неба, а также дефект твердого неба не прикрыт слизистой оболочкой.

Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим направлениям:

· активизация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния рожденного дефекта);

· формирование артикуляции звуков;

· устранение назального оттенка голоса;

· дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа;

· нормализация просодики;

· автоматизация приобретенных навыков.

Рассмотри наиболее подробно один из приемов коррекционной работы – массаж мягкого неба.

Основная цель массажа мягкого нёба - разминание рубцовой ткани, а также массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повы­шение небно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба.

Общие рекомендации при проведении массажа следующие:

1) массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягко­го нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки;

2) массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц;

3) массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.

Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.

1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчи­вающие движения в направлении от твердого нёба к увули по всей поверх­ности мягкого нёба (рис.1).

2. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа на­лево, захватывающие язычно-нёбные дужки (рис.2).

3. Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях.

По мере нормализации состояния мышечного тонуса массаж можно соединять с активными движениями мягкого нёба.

4. Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спира­лeвидныe движения в поперечном и продольном направлениях (рис. 3).

5. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения боль­шим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг.

В послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и попе­речном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям.

Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с актив­ными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлек­торное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стен­ки глотки.

 

 Рис.1                             рис.2                                   рис.3

Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц

С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлек­торное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Имитировать жевание.

Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движе­ния (следующие друг за другом многократные глотательные движения при­водят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении).

Покашливать - это движение совершается многократно на одном вы-

дохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца).

Позевывать - это движение имитируется ребенком вслед за логопедом.

Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса. Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.

Кроме этого полезно использовать упражнения с преодолением сопротивления.    Эти упражнения активизируют работу нёбно-гортанно-глоточных мышц, усиливают нёбно-глоточное смыкание. 

Логопед кладет руку на лоб ребенка и дает инструкцию опустить го­лову вниз. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.

Логопед держит руку на затылке ребенка и просит его запрокинуть голову назад. Ребенок запрокидывает голову с преодолением сопротивле­ния. Логопед, расположив руку под челюстью ребенка, просит его открыть рот..Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.

Ребенку предлагается высунуть язык, а затем постараться втянуть его внутрь. Логопед пытается удержать язык ребенка вне полости рта.

Массаж рекомендуют выполнять после пластики губ.

В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка дляее пла­стичности, подвижности, развития объема движений. Пред­лагается рядупражнений, которые родители должны про­водить с ребенком ежедневно:

- поднимать и опускать верхнюю губу;

- стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;

- ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая губу вперед;

- вибрировать пальцем верхнюю губу;

- постукивать около рубцов подушечками пальцев;

- щипать пальцами;

   - взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разми­нать пальцами рубец.

Движения губ усиливаются путем обучения малыша губ­ным звукам. Для этого при общении с ребенком мама произ­носит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и раз­мыкаются: а - п, п - а, б - а, па - па, ба - ба, ма - л,zа.

Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные зву­ки: а, э, о, ы, у, и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.

Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении «лежа на спине», при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя, голова на подлокотнике».

Используемые приемы массажа: поглаживание, вибра­ция, слабый «пальцевой душ».

Поглаживание лба осуществляется концами 2-3-го паль­цев, направление движения - от средней линии лба к вис­кам.

Поглаживание носа осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от кончика носа к переносице.

Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей.

Приемы вибрации и «пальцевой душ» осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании.

Массажные движения необходимо сочетать с артикуля­ционной гимнастикой:

- круговые движения языком в преддверии полости рта;

- набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая

воду под губами;

- «пальцевой душ» - постукивание около рубцов поду­шечками пальцев;

- «щипки пальцами» - легкое пощипывание около руб­цовых областей.

Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцвет­ных бумажек и т. п.

    Массаж при дислалии

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннерва­ции речевого аппарата.

Если нарушается одна rpуппа звуков (например, шипящие) - это мономорфное на­рушение произношения.

Если нарушается одновременно 2 или несколько rpупп звуков (например, шипя­щие и соноры) - это полиморфное (сложное, диффузное) нарушение произношения.

Причина искаженного произношения - недостаточная сформированность или на­рушения артикуляционной моторики (например, движений языка).

Причина замены звуков - недостаточная сформированность фонематического слу­ха или его нарушения. Дети не слышат различия между звуком и его заменителем (на­пример, [л] - [р]) фонематические (фонологические, сенсорные) нарушения. При заме­не одной фонемы другой может меняться смысл слова (ЛАК-РАК).

Причина отсутствия звуков - могут быть и та, и другая.

Одной из причин нарушения речи может быть укороченная подъязычная уздечка. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки Ш-Ж-Щ-Ч-Л-ЛЬ-Р-РЬ.

Современные логопеды уже не стремятся сразу же при­менять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консерва­тивное лечение).

Однако если уздечка значительно укорочена, возмож­но, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ор­тодонтом.

Если уздечка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и артикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.

1) Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик зыка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх (рис. 1).

 

 

Вывод: логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств.

Целью логопедического массажа при дизартрии – нормализация мышечного тонуса, улучшение питания мышц за счет нормализации кровоснабжении и увеличении поступления нервных импульсов.

Целью логопедического массажа при заикании – релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового аппарата, а также нормализация эмоционального состояния заикающегося.

Целью логопедического массажа при ринолалии – разминание рубцовой ткани, а также массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого неба и повышение небно-глоточного рефлекса.

Целью логопедического массажа при дислалии (при укороченной подъязычной связки) – увеличение длины подъязычной связки.

    Целью логопедического массажа с детьми 1 и 2 уровня доречевого развития является нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или мед.работник, который владеет техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений.

В представленной ниже таблице, мы кратко охарактеризовали виды и приемы массажа, которые можно использовать при данных нарушениях.

Заключение

Каждый логопед знает о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.122 с.)