Особенности расходов бюджета в условиях административной реформы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности расходов бюджета в условиях административной реформы



Государственная служба представляет собой специальный институт или подсистему государства, который призван обеспечить рациональность и эффективность последнего. В современной России административная реформа, т.е. реформирование государственной службы - является одной из приоритетных проблем, учитывая значительную роль, которую всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии, делающий её одним из основных участников разработки и осуществления политического курса. В последних своих публичных выступлениях Президент РФ Д.А. Медведев неоднократно указывал на то, что административная реформа в России в части, касающейся государственной службы, осуществляется неэффективно, по сути дела, чиновники крайне медленно переходят к современным формам управления1. Административное реформирование государственной службы в современной России должно опираться на тот опыт, который был накоплен в данной сфере в течение предшествующих периодов развития отечественной государственности. Специфические черты государственной службы в России обусловлены всем ходом её исторического развития, особенностями национальной государственности. Совокупность целого ряда политических, исторических, географических, почвенно-климатических и других факторов, которые оказывали и продолжают оказывать воздействие на эволюцию всей системы государственной власти в России, влияет и на развитие государственной службы. Авторитаризм власти, воспроизводство ее фаворитизма и клановости - вот объективный тормоз демократических процессов в данной сфере. Закладывание основ государственного управления и государственной службы в Древней Руси было нераздельно связно с военной организацией, всё строилось на принципах вассалитета, т.е. подчинённости, зависимости. Вся территория от княжеского дворца до границ княжества находилась Под контролем дружинной администрации. Князь заботился о содержании дружины, которая обеспечивалась за счет военной добычи от войн, отчислений от дани, судебных сборов и т.п. С XII в. дружинники стали обрастать собственностью, им давали колонии в кормление и управление. В состав княжеской администрации входили военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие служивые должностные лица (воеводы, наместники, посадники и др.).

Высшие, наиболее значимые должности занимали бояре, т.е. земельная аристократия, крупнейшие феодалы, позже, в XV - XVII века боярство стало официальным званием вплоть до отмены в XVIII веке Петром I.

Анализ общественно-политического состояния Древней Руси до варягов, принятия христианства и татарского нашествия говорит о том, что в механизмах, приемах и структурах осуществления властных полномочий наблюдалось господство вечевого начала, что создавало условия для своеобразного и во многом уникального распределения власти. После монголо-татарского нашествия вектор развития отечественной государственности оказался повернут в другую сторону - в сторону единовластия и самодержавного правления, что было обусловлено не только татарским влиянием, но и восприятием некоторых византийских традиций.

В период преодоления феодальной раздробленности и возвышения Московского княжества отмечено усиление деспотического начала княжеской власти. В итоге развитие российской государственности пошло по иному, чем в Западной Европе, пути. Подавление личности, доминирование публичного права над частным препятствовало развитию в массовом сознании идей свободы, равенства, индивидуализма. Более того, проявление любого, особенно политического, инакомыслия в российском государстве было объектом запретов и гонений. Всё это сказалось на особенностях процесса формирования государственной службы. Государственная служба возникла в силу объективной необходимости для политической власти иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции. Для этого следовало из общей массы населения выделить специальную группу лиц, подготовить их к профессиональной деятельности, поставить в особо привилегированное положение и сделать надежным орудием осуществления государственной политики. Более развитая государственная служба возникает на такой стадии развития государственности, когда происходит существенное разделение труда между властью и аппаратом управления, между лицами, занимающими политические должности, и теми, кто выполняет свои обязанности в системе государственной службы на профессиональной основе.

В нашей стране после распада Киевской Руси с созданием и укреплением Московского централизованного государства формирование государственной службы было обусловлено рядом объективных предпосылок. В политическом плане необходимо было преодолеть взгляд на государство как на большую вотчину великого князя и его подданных.

Создание государственной службы можно связать с созданием прочной государственности и с наличием правовой базы, прежде всего, государственного права. Данный вид права был известен ещё с периода Киевской Руси и зафиксирован в таком документе XII века, как "Русская правда".

81. Социально-экономическое содержание,состав и структура расходов государсвенного бюджета

Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (культурное, научное и информационное сотрудничество, взносы в международные организации); национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; проведение выборов и референдумов; федеральная инвестиционная программа; финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; официальный статистический учет.

В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на: текущие (на обеспечение текущих потребностей); капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития. К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство.

Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов. Состав затрат на социально-культурные мероприятия включают ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики. Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства. Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов. Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. В составе доходов и расходов федерального бюджета выделены следующие целевые бюджетные фонды: Федеральный дорожный фонд РФ; Фонд развития таможенной системы; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд развития федеральной пограничной службы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Федеральный экологический фонд; Государственный фонд борьбы с преступностью. Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер.

82. Финансирование приоритетных национальных проектов

Появление «национального проекта» как такового - явление вполне закономерное, поскольку, как показывает и отечественная, и зарубежная история, крупные национальные проекты появляются на стыке вех развития общества. Всемирная история помнит опыт реализации множества национальных проектов (проекты модернизации Японии в XIX и XX вв., нынешний китайский проект), и можно утверждать, что не было стран, которые преодолевали тяжелые кризисы и поднимались иначе, как на основе выработки своих особенных национальных проектов. Сегодня Российская Федерация имеет очевидные потребности в качественных социальных преобразованиях. Ввиду наличия денежных ресурсов, требуемых для проведения преобразований, тема реализации национальных проектов актуальна и своевременна.

Исторически, цели национальных проектов заключались не только в решении социально-экономических и научно-технологических задач, а их реализация должна была вести к качественному преобразованию самого общества, сложившегося образа его жизни, присущей ему системы социально-экономических отношений и, как результат, переход к новой восходящей волновой траектории. Сегодня «главная цель проектов - инвестиции в человека, в повышение качества жизни». Международный опыт, равно как и отечественный, свидетельствует о том, что «только вложения в человека способны помочь уйти от экономики «ресурсной и индустриальной» к экономике знаний, к экономике «ежедневной технологической революции», которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан». Здоровое, интеллектуально развитое общество является важнейшим конкурентным преимуществом страны и двигателем научно-технического прогресса. Соответственно, и основной прирост национального богатства определяется сегодня, прежде всего, качеством жизни и условиями, созданными для раскрытия человеческого потенциала. Цели национальных проектов включают улучшение материально-технической базы важнейших для общества отраслей и материального состояния их работников, а также одновременную модернизацию основ функционирования общественных отношений в сферах, охваченных действием проектов.

В соответствии с определением национального проекта, данным Д.Е. Сорокиным, «с одной стороны, проект прямо и непосредственно затрагивает интересы той или иной группы, социальной страты или класса, а осуществляется в общенациональных интересах, в интересах всего государственно-организационного социума (нации), и его плодами, так или иначе, воспользуются все граждане. С другой стороны, осуществление, реализация такого проекта потребуют того или иного участия в нем также всех членов общества». Национальным проектам присущи следующие характеристики.

Национальные проекты являются ориентирами долгосрочного развития социальной сферы, которые смогут обеспечить скачок в уровне и качестве жизни населения, в состоянии его здоровья, образования и культуры. Следующим шагом следует определить потребность в ресурсах по социальным блокам с обоснованием соотношения между долями федерального и территориальных бюджетов в ассигнованиях. На этой основе необходим прогноз соотношения расходов государства, страховых фондов и населения в реализации поставленных целей. При таком подходе трехлетний бюджет становится промежуточным этапом в решении поставленных задач, и можно адекватно оценивать его роль. Правительство же наоборот сразу начало финансирование по заявленным направлениям. Несомненно, реализуемые национальные проекты и федеральные целевые программы (ФЦП) оказывают на экономику страны положительные эффекты. Однако следует отметить, что они не являются частью отработанной поэтапной стратегии развития социальной сферы на-длительную перспективу.

Посланием Президента РФ Федеральному Собранию определены основные приоритетные государственные программы — национальные проекты в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство.

Среди основных направлений развития здравоохранения — развитие первичной медико-санитарной помощи, модернизация системы обязательного медицинского страхования, усиление профилактической направленности здравоохранения и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Например, для финансирования расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, предусмотрена выдача родовых сертификатов, которые оплачиваются из средств Фонда социального страхования.

В рамках проекта в сфере образования предусмотрено повышение заработной платы учителей и молодых ученых, предоставление государственных грантов, создание специальных центров для обучения военнослужащих, переход к нормативно-подушевому финансированию учебного процесса.

 

Основными задачами Совета являются:

• подготовка предложений Президенту РФ по разработке при-оритетных национальных проектов и мер, направленных на их реализацию;

рассмотрение концептуальных основ, целей и задач приоритетных национальных проектов, определение способов, форм и этапов их реализации;

анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и подготовка предложений по ее совершенствованию.

Для решения возложенных на него задач Совет имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;

приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;

направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах по вопросам, связанным с разработкой и реализацией приоритетных национальных проектов, проводимых федеральными органами государственной власти, органами госу-дарственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями;

привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов государственной власти.

В состав Совета входят председатель Совета, его первый заместитель и заместители, секретарь и члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах. Председатель Совета — Президент РФ.

 

83. Финансирование учреждений и организаций, состоящих на бюджете

Финансирование бюджетных учреждений из всех видов бюдже­тов осуществляется на основе смет расходов бюджетных учреж­дений (см. ст. 221 БК РФ).

Смета бюджетного учреждения — это финансово-плановый акт, который имеется у всех бюджетных учреждений. В ней опре­деляются объем, целевое направление и поквартальное распреде­ление ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюд­жетному учреждению. Исходя из того, что смета является финан­сово-плановым актом, который является разновидностью финан­сово-правового акта, она имеет юридическое значение.

Юридическое значение сметы заключается в том, что она опре­деляет права и обязанности руководителя бюджетного учрежде­ния по целевому использованию средств, выделенных из соответ­ствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. «Если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие бюд­жетные ассигнования расходовать запрещено и любой их кассовый расход может быть признан нецелевым».*

Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете — составная часть бюджетного процесса, кото­рая именуется сметным процессом.

Бюджетное учреждение в ходе составления сметы в пределах контрольных цифр, установленных вышестоящей организацией, руководствуется также нормативами расходов по отдельным ста­тьям сметы. Нормативы расходов — это установленные компе­тентными органами размеры затрат на расчетную единицу. Напри­мер, норма расхода хлеба на одного человека в больнице, норма расхода в один год одежды на одного ребенка в детском доме и т.д.

Смета расходов бюджетного учреждения составляется и подпи­сывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где вклю­чается составной частью в сводную смету по министерству, ведом­ству и т.д. Сводные сметы учитываются при составлении расход­ной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ и муниципаль­ных образований) сметы бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. вышестоя­щей организацией.

Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учрежде­ния составляют отчет об исполнении сметы, который направляет­ся в вышестоящую организацию и территориальный орган феде­рального казначейства (в случае, если учреждение финансируется из федерального бюджета). Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Минфина РФ об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состо­ящими на бюджете за соответствующий год.

Для бюджетных учреждений устанавливаются типовые формы смет расходов. Типовая форма сметы разработана на основе эконо­мической классификации расходов бюджета, утвержденной при­казом Минфина России «О бюджетной классификации Россий­ской Федерации» от 6 января 1998 г.* Она включает в себя коды, в которых в соответствии с бюджетной классификацией заложена информация о группе расходов, предметных статьях, подстатьях, элементах расходов бюджетного учреждения. Коды являются шес­тизначными. Например, кодовым номером 100000 охватывается вся группа текущих расходов бюджетного учреждения, а кодовым номером 110000 — такая предметная статья текущих расходов, как «закупка товаров и услуг». В пределах этой предметной статьи текущие расходы бюджетного учреждения подразделяются на подстатьи и элементы расходов, которые также кодируются. На­пример, в пределах предметной статьи «закупки товаров и услуг» кодируются подстатьи: «оплата труда государственных служа­щих», «начисления на зарплату», «приобретение предметов снаб­жения и расходных материалов», «командировки и служебные разъезды, «оплата транспортных услуг», «оплата услуг связи», «оплата коммунальных услуг» и др. В пределах подстатей кодиру­ются элементы затрат. В целом, в шестизначном коде экономичес­кой классификации расходов первой цифрой кодируются группы расходов, второй цифрой — предметные статьи расходов, четвер­той цифрой — подстатьи расходов, а пятой цифрой — элементы расходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.021 с.)