Трансформация стабилизационного фонда и переход к формированию Резервного фонда и фонда национального благосостояния. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансформация стабилизационного фонда и переход к формированию Резервного фонда и фонда национального благосостояния.



 Порядок формирования и использования средств

Фонды не возобновляемых ресурсов начали создаваться в 1970-е- гг. ХХ века в странах, экономика которых в значительной степени зависит от экспорта тех или иных природных ресурсов. Общий принцип их функционирования заключается в планировании доходов и расходов бюджета, исходя из прогноза мировых цен на полезные ископаемые и аккумулирование «сверхплановых» доходов при благоприятной экспортной ценовой политике.

Подобные фонды созданы в различных стран (Австралия, Азербайджан, Венесуэла, Ка­захстан, Канада, Кирибати, Нигерия, Кувейт, Оман, Норвегия и др.), и получили разные названия (фонд будущих поколений, фонд будущего, фонд наследственных сбережений, фонд выравнивания доходов и др.).

Особенностью российской экономики является её экспортно-сырьевая направленность. Наличие среди доходных источников федерального бюджета значительной составляющей от реализации полезных ископаемых (углеводородное сырьё, цветные металлы и т.д.), поставили перед Правительством РФ ряд вопросов, связанных с использованием этих доходов.

1. Создание целевого механизма перераспределения существующих доходов от реализации имеющихся ресурсов между настоящим периодом и будущим, когда полезные ископаемые будут исчерпаны;

2. Обеспечение сохранности доходов полученных от реализации полезных ископаемых для будущих поколений.

3. Выравнивание в краткосрочном периоде государственных расходов и экономического развития страны, при резких колебаниях цен на полезные ископаемые на мировых товарных рынках.

Одним из направлений решения этих задач стало создание сберегательного или стабилизационного фонда, которое было реализовано в виде целевого финансового резерва Министерства финансов РФ. Однако в существующем законодательстве не были чётко и полно прописаны ни основные принципы формирования данного резерва, ни направления использования средств фонда.

Для устранения этого, с 1 января 2004 г. вступила в действие глава 13.1 БК РФ «Стабилизационный фонд», которая явилась основой для замены финансового резерва Министерства финансов РФ.

Стабилизационный фонд РФ - это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счёт превышения цены на нефть над её базовой ценой, и подлежащая обособленному учёту, управлению и использованию в целях сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляло Министерство финансов. Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда были делегированы Банку России по согласованию с Правительством РФ.

Вместе с тем благоприятная конъюнктура на мировых финансовых рынках, стабильный рост цены на нефть, по сравнению с бюджетными прогнозами, проведение налоговой реформы, результатом которой стало повышение ставок на экспорт нефти с августа 2004 г. привели к тому, что установленные критерии формирования Стабилизационного фонда перестали отвечать ситуации сложившейся в национальной экономике.

В результате чего предельный объем Стабилизационного фонда был превышен в несколько раз, и к январю 2008 г. составил почти 4 трлн. руб.

В связи с этим Правительством РФ было принято решение о трансформации с 1 января 2008 года Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния. Одновременно были внесены соответствующие изменения в бюджетное законодательство с указанием порядка формирования и распределения средств данных фондов.

В качестве источников образования и формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния были определены нефтегазовые доходы федерального бюджета, к которым относятся доходы от уплаты:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный и газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе

Резервный фонд формируется за счет:

- дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины, установленной п.2 ст. 96.9 БК РФ,

- доходов от управления средствами Резервного фонда.

За счёт средств Резервного фонда также предусматривается погашение внешнего долга Российской Федерации.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

- долговые обязательства иностранных государств;

- долговые обязательства международных финансовых организаций;

- депозиты в иностранных банках и кредитных организациях;

- депозиты в Центральном банке РФ.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) (первоначально назывался Фондом будущих поколе­ний), представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

ФНБ по своей экономической сущности является суверенным фондом благосостояния, созданным для перераспределения финансовых ресурсов и выравнивания доходов между поколениями граждан нашей страны.

ФНБ формируется за счёт:

- дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает его нормативной величины с учетом положений пункта 4 статьи 199 БК РФ;

- доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

В ФНБ подлежали зачислению нефтегазовые доходы федерального бюджета после обеспечения нефтегазового трансферта на каждый текущий год и достижения размера Резервным фондом РФ предельного размера, равного 10% от прогнозируемого объёма ВВП.

Вместе с тем, повторяющиеся экономические кризисы, колебания цен на рынке углеводородного сырья, невозобновляемость данных природных ископаемых, ускоряет процесс поиска их заменителей и всё большего снижения их удельного потребления, и переход на использование принципиально новых видов получения энергии.

В связи с этим страны, обладающие за­пасами углеводородного сырья, в будущем могут столкнуться с проблемой их реализации на рынке по экономически выгодным ценам.

Всё это приведет к замене основных доходных источников Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ и поиску более эффективных способов по управлению средствами указанных фондов.

27. Финансовый менеджмент как важнейшее звено системы управления финансами хозяйствующих субъектов.
Как прикладная дисциплина финансовый менеджмент – это наука об управлении формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта и эффективным оборотом его денежных средств.
Как управленческая деятельность финансовый менеджмент состоит из двух элементов:
управляющей системы, или субъекта;
управляемой системы, или объекта.
Субъекты финансового менеджмента: модель финансовой инфраструктуры, финансовый менеджер и его роль в предпринимательской деятельности.
Объекты финансового менеджмента: финансовые ресурсы; денежный оборот; цена капитала; финансово-кредитные и прочие взаимоотношения, возникающие в процессе управления финансами.
Цель финансового менеджмента – укрепление финансового положения предприятия с помощью использования научных основ прогнозирования ситуации на рынке, современных методов финансового анализа и инноваций. Повышение уровня рыночной стоимости предприятия обеспечивает максимизацию доходов собственников.
Цель финансового менеджмента для каждого предприятия должна соотноситься с его стратегическими и тактическими планами. Предприятие должно однозначно и четко определить цель своего финансового управления. Пути достижения этой цели расшифровываются в направлениях деятельности и формулируются в задачи финансового менеджмента.
Задачи финансового менеджмента тесно связаны с деятельностью предприятия и включают:
анализ и оценку активов предприятия и источников их финансирования; определение объемов и направлений использования финансовых ресурсов, обеспечение развития экономики предприятия;
разработку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных проектов; оптимизацию структуры основных и оборотных средств; контроль за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Под методологией финансового менеджмента понимают систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
Методика – это совокупность приемов и методов, выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности для достижения поставленной цели. Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Прием представляет собой элементарное действие или несколько элементарных действий, выполняемых по определенным правилам для достижения определенных целей.
Примером методологии как научно обоснованной системы принципов представления и обработки финансовой информации могут служить Международные стандарты учета (GAAP, IAS – стандарты бухгалтерского учета). Основными принципами данных стандартов являются непрерывность, целостность и двойная запись.
Примером методики является анализ инвестиционных проектов, который использует динамический, статистический, графический и другие виды методов и приемов. Существуют различные классификации методов и приемов, используемых в финансовом управлении:
Рассмотрим подробнее по одному формализованному методу из каждой группы: балансовый метод; методы экстраполяции и экономико-математического моделирования.
Балансовый метод заключается в составлении баланса спроса и предложения. На основе данных за предыдущие годы составляют предполагаемый баланс производства и потребления на будущий год. Далее проводят сравнение этих балансов, что дает представление о предполагаемом соотношении между предложением и спросом, а это, в свою очередь, определяет возможные изменения цен в предстоящем периоде. Необходимым условием применения балансового метода являются относительная стабильность потребления и определенность в ресурсном обеспечении.
Метод экстраполяции основан на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространении этих закономерностей на будущее. Предполагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большой степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе. Таким образом, использование метода экстраполяции в целях прогнозирования рыночной конъюнктуры представляет собой учет опыта прошлого как действия объективных законов развития экономики.
Большое распространение получила экстраполяция, предусматривающая корректировку прошлых трендов с учетом изменения силы воздействия факторов, определяющих развитие конъюнктуры в прошлом, возможного появления новых факторов, экспертных оценок и т.д.
Все более заметное место среди методов прогнозирования занимает экономико-математическое моделирование (ЭММ). Применение методов ЭММ дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать качественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктуро образующих факторов. Методы математического моделирования базируются на корреляционной связи между показателями (факторами), характеризующими изучаемое явление. Общепризнано, что именно факторный корреляционно-регрессионный анализ наиболее полно сочетает в себе такие необходимые компоненты, как математическое моделирование, элементы научной экстраполяции и экспертные оценки.
Из приведенных выше определений следует, что предметом финансового менеджмента являются действия:
по приобретению финансовых ресурсов и их использованию; управлению ликвидностью; структурированию капитала и имущества (соотношение основных и оборотных средств); управлению платежными средствами и проведению платежного оборота (по срокам платежей) и т.д.
Предмет финансового менеджмента, его цели и задачи тесно связаны с функциями, которые лежат в основе финансового механизма.
Прогнозирование
– это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния предприятия в целом и его различных подразделений. В отличие от планирования прогнозирование не ставит перед собой задачу непосредственного осуществления разработанных прогнозов. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, вариантность развития финансового состояния предприятия на основе наметившихся тенденций.
Планирование представляет собой процесс разработки конкретных планов финансовых мероприятий, результаты выполнения которых должны находить отражение в бизнес-плане. Планирование охватывает весь комплекс мероприятий, как по выработке стратегии, так и по воплощению ее в жизнь.
Регулирование – это воздействие, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы предприятия в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

Координирование – согласованность работ всех звеньев системы управления. Так, например, система внутреннего контроля сопоставляет фактические и плановые данные для выявления хода выполнения плана. При выявлении отклонений от плана реализуется функция регулирования.
Совокупность функций дает общее представление о финансовом менеджменте как системе управления.
Управление финансами – важнейшая сфера деятельности любого хозяйствующего субъекта. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчетах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов.
Управление предприятием можно условно разделить на ряд сфер: производственный менеджмент; финансовый менеджмент; маркетинг; общее управление.
Эти сферы взаимосвязаны между собой, и от их взаимодействия зависит успех деятельности предприятия в целом. Взаимосвязь с общей системой управления предприятием. Важнейший принцип финансового менеджмента – его жесткая взаимосвязь с общей системой управления предприятием. Любое управленческое решение в какой-либо сфере деятельности фирмы (производственной, хозяйственной, инвестиционной, социальной и др.) прямо или косвенно влияет на движение денежных средств и в конечном итоге на финансовый результат деятельности предприятия. Принцип внутреннего контроля финансовых потоков важен для организации системы управления движением доходов и расходов предприятия. Внутренний контроль является необходимым условием достоверности данных, используемых для формирования финансовой отчетности.
Принцип ориентации на стратегические цели развития предприятия является приоритетным при оценке проектов управленческих решений в области обеспечения финансового развития предприятия.
Реализация принципа многовариантности управленческих решений предполагает предварительный анализ каждого отдельного управленческого решения на предмет эффективности формирования и использования финансовых средств с учетом возможных альтернативных действий.
Многовариантность финасово-правовых условий и форм хозяйствования. Организационные формы хозяйствования оказывают существенное влияние на функционирование системы финансового управления. Именно поэтому многовариантность финансово-правовых условий и форм хозяйствования является одним из принципов финансового менеджмента. Многообразие форм собственности и хозяйствования в условиях рынка, регламентируемых Гражданским кодексом РФ и соответствующими правовыми нормами, вызывает необходимость адаптации финансового механизма к особенностям каждого из них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.012 с.)