Перспективы развития финансового контроля в свете реформы бюджетного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития финансового контроля в свете реформы бюджетного процесса



Финансовый контроль в бюджетном процессе представлен такими видами ревизионной и аналитической деятельности:
  1. контроль за выполнением основного финансового плана государства - государственного бюджета и местных бюджетов по доходам и расходам;
2. соблюдения требований налогового законодательства по своевременному и полному выполнению финансовых обязательств юридическими лицами перед бюджетом
сбор и анализ финансовой информации, в том числе результатов налогового контроля, поиск резервов роста финансовых ресурсов и разработка предложений по дополнительному 3. вовлечению их в бюджет;
4. обеспечения эффективного, рационального использования бюджетных средств путем совершенствования нормирования затрат, контроля за соблюдением установленных лимитов, норм и нормативов, разработки и внедрения функционально развитой информационной компьютеризированной системы кассового выполнения государственного и местных бюджетов;
5. выявление и ликвидация диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям народного хозяйства и территориях, определения общественных приоритетов с целью дифференцированного по мере значимости удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах отраслей и регионов;
6. выявления фактов разбазаривания государственных средств, их нецелевого использования, бесхозяйственности, растрат и хищений, проведение профилактических мероприятий по борьбе с коррупцией и хабарництвом.
Полученные в процессе финансового контроля результаты проверок, их анализ является основой для разработки новых прогнозов, планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений и концепции финансовой, в том числе и бюджетной политики.
Финансовый контроль в бюджетном процессе - это контроль государства на макроуровне, который осуществляется соответствующими законодательными органами власти и государственными органами управления при составлении, рассмотрении, утверждении бюджетов, их исполнении и контроле за их выполнением, а также утверждении отчетов об исполнении бюджетов, входящих в бюджетную системы Украины. Он направлен на реализацию финансовой политики государства в сфере бюджетных отношений и по своей сути представляет собой комплекс мероприятий, проводимых государством с целью обеспечения формирования и рационального использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов целевого призначення.

 

 14. Негосударственный финансовый контроль, его развитие

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государ­ственных контролирующих органов.

К негосударственным видам финансового контроля отно­сятся:

1) внутрифирменный (корпоративный);

2) контроль со стороны коммерческих банков за организация­ми-клиентами;

3) аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпо­рации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансо­вого менеджмента и прочими — за финансами своего предприя­тия, его филиалов и дочерних структур.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финан­совые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестиро­вания капитала.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

Основной целью аудиторской деятельности является установле­ние достоверности финансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Рос­сийской Федерации. Под достоверностью финансовой отчетности по­нимается такая степень точности ее данных, которая позволяет ком­петентному пользователю делать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения. [9]

В нормативных документах по аудиторской деятельности различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный ау­дит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с целью оценки достоверности со­стояния бухгалтерского учета и отчетности.

Внешний аудит в государственном секторе, как правило, наряду с проверкой достоверности данных финансовой отчетности предпола­гает (включает в себя) и оценку эффективности использования госу­дарственных средств.

Внутренний аудит осуществляется специальным подразделением аппарата управления экономического субъекта, который, как правило, непосредственно подчиняется высшему руководству. Главной задачей внутреннего аудита является защита имущественных интересов орга­низации и ее собственников; содействие обеспечению эффективности функционирования организации на всех уровнях управления.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами России, а также по поруче­нию государственных органов дознания, следователя при наличии санкций прокурора, прокурора, суда и арбитражного суда, налоговой службы.

Инициативная аудиторская проверка - проводится по решению самого экономического субъекта, когда клиенты аудиторских фирм, почувствовавшие насущную потребность в аудиторской проверке, решали провести проверку по собственной инициативе. Причинами подобных ситуаций чаще всего являлись и по настоящее время являются:

а)- смена учредителей, руководства или главного бухгалтера;

б)- необходимость квалифицированных экономико - правовых консультаций;

в)- потеря управления над финансами в отдельных компаниях по мере их развития и расширения деятельности, а также по мере обрастания филиалами;

г)- тупиковые ситуации, когда компания платит в бюджет из-за запутанного налогового законодательства слишком много;

д)- необходимость обеспечения эффективной системы управления финансами, финансовой безопасности клиента;

е)- боязнь налоговой полиции или инспекции либо потребности в защите своих интересов и др.

 

 

15.Финансовый рынок, его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.

Важнейшей структурой рыночного хозяйства является финансовый рынок, на котором осуществляется перераспределение временно свободных денежных средств между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами.

Стабильное функционирование финансового рынка является обязательной предпосылкой экономического прогресса, политического и социального равновесия в обществе. Сфера его влияния очень высока.

При рассмотрении структуры финансового рынка многие авторы включают разные составные части. Наиболее часто называют такие секторы финансового рынка, как рынок ценных бумаг, кредитный и валютный рынки, для которых общим свойством является перераспределение временно свободных денежных средств. Вместе с тем каждый из этих сегментов имеет свои особенности, что выделяет их в отдельные составные части рынка.

На рынке ценных бумаг совершаются сделки с таким специфическим товаром, как ценные бумаги, путем их купли-продажи или осуществления других гражданско-правовых сделок. Эмитент посредством эмиссии бумаг привлекает дополнительные денежные средства, а инвестор, приобретая эти бумаги, ожидает получить доход или преследует другие цели. При этом инвестор может продать эти ценные бумаги на рынке.

На кредитном рынке не осуществляются акты купли-продажи, и, заключив кредитный договор, ни кредитор, ни заемщик не могут его продать. Кредитные организации привлекают временно свободные денежные средства, а затем выдают их в кредит, осуществляя таким образом их перераспределение. Отличительной особенностью этого рынка является тот факт, что перераспределение в данном случае осуществляется на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности и платности и через посредников, главным образом через банки. Хозяйствующие субъекты могут кредитовать друг друга и напрямую, минуя банки, но в этом случае они должны иметь между собой хозяйственные связи, а кредитование осуществляется при поставке товаров (коммерческий кредит).

На валютном рынке осуществляются операции с валютными ценностями, к которым относятся: иностранная валюта и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте. Это самый ликвидный рынок. Объектом валютного рынка являются любые финансовые требования, выраженные в иностранной валюте, а субъектами – финансовые и инвестиционные институты. Субъекты валютного рынка осуществляют следующие виды операций: хеджирование (страхование открытых валютных позиций), арбитраж процентных ставок, купля-продажа валюты путем осуществления кассовых (спот) и срочных (форвард) сделок, а также свопов (одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения).

Финансовый рынок и особенно рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, являются не только средством перераспределения финансовых ресурсов в хозяйстве, но они в своей совокупности составляют очень важный индикатор состояния всей финансовой системы и экономики в целом. Смысл финансового рынка не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов

 

16. Формы и методы использования финансов в регулировании экономики.

Объективные предпосылки использования финансов в общественном воспроизводстве заключаются в экономической сущности финансов, их распределительной и контрольной функциях. Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве:

- финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства

- финансовое регулирование экономических и социальных процессов

- финансовое стимулирование лучших результатов деятельности

Существуют различные рычаги регулирования:

- на макроуровне – бюджетная, кредитная

- на микроуровне – финансы предприятия

Централизованные фонды – экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств гос-ва, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных правительственных фондах.

Децентрализованные фонды – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий, а так же денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках хозяйствующих субъектов, домохозяйств и граждан.

Необходимость государственного финансового регулирования экономики связана с тем, что рыночные механизмы не способны решать социальные проблемы и обеспечивать стабильный устойчивый экономический рост. Основные инструменты финансового влияния на экономику – это бюджетная и налоговая политика. Они могут быть, как стимулирующими, так и сдерживающими.

Стимулирующая политика предусматривает:

- увеличение государственных расходов – в первую очередь это инфраструктурные проекты, проекты, связанные с развитием регионов (субсидии, субвенции), и инновационные разработки. При этом бюджет государства может иметь небольшой дефицит

- увеличение объема госкредитования и дотирования предприятий

- снижение налогов и предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов

Стимулирующая политика невозможна без смягчения монетарной политики:

- снижение ставки рефинансирования

- снижение норм обязательного банковского резервирования

- покупка ЦБ государственных ценных бумаг

Сдерживающая политика – при «перегреве» экономики:

- снижение госрасходов

- увеличение налогов

- снижение госкредитования

- ужесточение монетарной политики

Автоматическая фискальная политика – действие встроенных стабилизаторов. Это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве»:

- подоходные налоги (все виды налогов на доходы) – изъятия из экономики – прогрессивные налоги автоматически при спаде снижаются, при «перегреве» увеличиваются

- косвенные налоги изъятия из экономики – НДС является частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда падает общий объем продаж, налоговые поступления уменьшаются. При «перегреве» объем продаж растет, вместе с ним поступления от НДС

- пособия по безработице и пособия по бедности – вливания в экономику – в период кризисов сумма их выплат увеличивается и стимулирует потребление, при «перегреве» безработица минимальная, объем пособий низкий – денег вливается меньше

Ф инансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

- налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

- амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

- различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции,

-бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

- с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов.

Бюджетные ограничения — финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете ("денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи. Статья 33 Бюджетного кодекса Принципсбалансированности бюджета - означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита

 

17. Роль финансов в обеспечении устойчивого экономического роста.

 

Финансы, как экономический инструмент, качественно и количественно влияют на общественное производство. В количественном факторе влияния финансы рассматриваться как объем спроса и предложения на новосозданные, эксплуатируемые и распределенные финансовые ресурсы. Качественное влияние выражается через формы организации финансовых отношений (каким образом участники финансового процесса формируют финансовые ресурсы, в каких формах осуществляется их движение и использование, и на каких условиях).

 

Общественное развитие стимулируется направлениями финансового воздействия. Среди основных стоит выделить:

 

1) Непрерывность расширенного производства за счет финансового обеспечения;

2) Регулирование и контроль социально-экономических процессов;

3) Стимулирование повышения общего уровня благосостояния.

 

Непрерывность расширенного производства - это обеспечение расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности за счет финансовых ресурсов, которые аккумулируют субъекты хозяйствования и государство.

 

В современных реалиях субъекты экономики владеют полной экономической и хозяйственной независимостью. Они способны формировать расширенное воспроизводство из различных источников: за счет самофинансирования, за счет привлечения средств акционеров или на долевых началах денежных средств других предприятий, за счет кредитования, бюджетных ассигнований и др. Дополнительными источниками расширенного воспроизводства выступают финансовые ресурсы, которые мобилизуются на финансовых рынках, в том числе за счет иностранных инвесторов.

 

Непрерывность расширенного производства за счет финансового обеспечения происходит в следующих формах:

 

- Предоставление средств из бюджетов различных уровней (федеральный, государственный и др.) на безвозвратной и без оплатной основе.

- Использование средств на принципах возвратности, платности, срочности и обеспеченности, т.е. кредитование;

- Самофинансирования за счет средств, которые формируются в процессе хозяйственной деятельности субъекта.

 

Принцип самофинансирования не исключает использование кредитных ресурсов. В случае самофинансирования допускается:

 

· Аренда (лизинг) - это передача активов в временное пользование на условиях платности и возврата;

· Инвестирования - процесс вложения средств в различные проекты на условиях роста их стоимости, а также ожидание получение дополнительных доходов.

 

Государство, с помощью финансов, может влиять на экономические и социальные процессы. Данное регулирование осуществляется через перераспределение доходов субъектов финансовых отношений (предприятия и населения) через использование налоговых, финансовых и других инструментов. Перераспределённые средства государство направляет в бюджеты и целевые фонды и использует для выполнения своих функций.

 

Экстенсивный и интенсивный рост производства обеспечивается следующими финансовыми стимулами:

- Бюджетные стимулы;

- Приоритетное инвестирование финансовых ресурсов;

- Финансовые льготы и санкции.

Суммируя все вышесказанное, выделим следующие роли финансов в экономике:

· Финансы обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства за счет непрерывности круговорота финансовых ресурсов в экономике.

· Обеспечивают процесс распределение внутреннего валового продукта и национального дохода и тем самым обеспечивают финансовые потребности субъектов экономики;

· Осуществляют перераспределение первичных и вторичных доходов между отраслями, регионами, слоями населения, юридическими и физическими лицами;

· Влияют на интересы субъектов распределительных отношений и регулирующих различные направления социально-экономического развития;

· Являются основой экономического управления государством;

· Финансовые показатели выступают в роли индикаторов экономического и социального уровня развития общества и субъектов хозяйствования;

· Выполняют средство контроля за движением финансовых ресурсов в государстве

 

18.Роль финансов в решении социальных проблем в условиях развития рыночных отношений.

Основная цель экономического развития - обеспечение благосостояния граждан. В условиях рынка повышается личная ответственность граждан за собственное и семейное благополучие. Вместе с тем социальная стабильность выступает одним их условий экономического развития, поэтому обеспечение минимальных социальных гарантий - неотъемлемая функция современного государства.

Финансовыми методами воздействия на социальные процессы в РФ можно назвать следующие:

  1. прямые денежные выплату гражданам, гарантированные государством (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);
  2. льготы отдельным категориям граждан по оплате товаров и услуг;

налоговое регулирование (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы);

3. бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание);

4. государственная поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг;

  1. развитие финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей.

Этими методами обеспечиваются реализация конституционно закрепленных социальных гарантий (право на труд и зашита от безработицы; право на государственную защиту материнства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование); нивелируется разрыв в доходах граждан. Общая оценка эффективности всех в совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов граждан, социального состава общества, продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности).

Следует иметь в виду, что не все социальные гарантии предполагают государственное финансирование для их реализации (например, гарантии в области минимальной заработной платы для работников негосударственных предприятий и организаций).

 

19.Финансы хозяйствующих субъектов – важнейшая сфера финансовой системы.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции, работ и оказании услуг.

Финансы хозяйствующих субъектов выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов. Они применяются для создания, распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства.

Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя финансы:

предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций; отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую (посредническую), торговую, заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных финансовых, кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг в многообразных сферах общественнополезной деятельности.

Основными чертами финансов хозяйствующих субъектов являются:

1) многогранность финансовых отношений, разнообразие их форм и целевого назначения;

2) обязательное наличие производственных фондов и возникновение в связи с этим отношений, связанных с их формированием, постоянным пополнением, увеличением и перераспределением. Производственные фонды — это динамичный элемент производства, их движение непрерывно как само производство; при этом происходит постоянная смена форм стоимости. На любой момент деятельности предприятия производственные фонды могут находиться в материально-вещественной и денежной формах;

3) высокая активность, возможность воздействия на все стороны хозяйственной деятельности предприятия;

4) они представляют исходную основу всей финансовой системы.

К основным функциям финансов хозяйствующего субъекта относятся:

• аккумулирующая (мобилизация доходов, финансовых ресурсов, формирование капитала);

• распределительная (оптимизация финансовых пропорций, надлежащее осуществление расходов, превращение финансовых ресурсов в целевые фонды денежных средств);

• контрольная;

• коммуникационная (финансовые отношения с контрагентами, государством и пр.).

Аккумулирующая функция финансов хозяйствующих субъектов включают в себя отношения, связанные с формированием и движением:

а) фондов собственных средств (уставного, резервного, добавочного капитала, нераспределенной прибыли и пр.);

б) фондов заемных средств (банковских кредитов, ссуд, бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);

в) фондов привлеченных средств (фондов потребления, расчетов по дивидендам).

Распределительная функция финансов хозяйствующих субъектов:

Особенность распределительной функции финансов хозяйствующих субъектов состоит в том, что в процессе индивидуального кругооборота средств стоимость производимого продукта распределяется на основе установленных экономических нормативов (ставок налогов, норм амортизационных отчислений, процентов за кредит), что и определяет участие финансов в распределении и перераспределении стоимости в воспроизводственном процессе. Экономически обоснованное распределение денежных фондов и накоплений является главным условием реализации и воспроизводственной концепции финансов.

Контрольная функция финансов хозяйствующих субъектов:

Контрольная функция финансов хозяйствующих субъектов играет важную роль в экономике предприятия: нельзя хозяйствовать без учета и контроля. Финансы предприятий наряду с другими экономическими рычагами играют важную роль в процессе управления экономикой, стимулирования роста производства и обеспечения необходимого контроля за рациональным использованием трудовых, материальных, природных и денежных ресурсов. Денежный контроль осуществляется не только внутри предприятия, но и при его взаимоотношениях с другими предприятиями, вышестоящими организациями и финансово-кредитными учреждениями. Внутри предприятия контролируется количество и качество труда, образование и использование основных, оборотных и поощрительных фондов. Во взаимоотношениях между предприятиями контроль происходит
при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий. При взаимодействии с финансовыми и кредитными органами контроль осуществляется при выполнении обязательств перед бюджетом, при получении и возврате банковских ссуд.

Коммуникационная функция финансов хозяйствующих субъектов:

Коммуникационная функция выражается через многообразные отношения в сфере финансов хозяйствующих субъектов сводятся в укрупненные группы, эти отношения возникают в процессе расширенного воспроизводства между:

1) государством и его производственными предприятиями при финансировании из государственного бюджета, а также при взносе платежей в государственный бюджет, внебюджетные фонды, формировании валютных фондов и ресурсов;

2) хозяйствующими субъектами и кредитной системой по кредитованию и оплате процентов за предоставление долгосрочных и краткосрочных кредитов;

3) производственными предприятиями и их вышестоящими организациями при перераспределении доходов, фондов, по арендным платежам;

4) разными хозяйствующими субъектами, вступающими между собой в отношения по оплате сырья, материалов, топлива, готовой продукции, работ и услуг, в том числе по посредническим операциям (с биржами, брокерскими конторами и др);

5) хозяйствующими субъектами и страховыми органами по страхованию имущества, персонала;

6) между хозяйствующими субъектами при выпуске и реализации акций и других ценных бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии при создании совместных предприятий;

7) между владельцами и наемными работниками (рабочими и служащими) — по оплате труда, материальному поощрению, санкциям, при выпуске акций и выплате дивидендов по ним;

8) внутри хозяйствующих субъектов в связи с формированием и использованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения — уставного, потребления, накопления, резервного, валютного, ремонтного или возможных их модификаций;

9) основной деятельностью хозяйствующих субъектов и собственным капитальным строительством в процессе обеспечения финансовыми ресурсами затрат на капитальные вложения, а также оплаты работ и услуг, выполненных для собственного капитального строительства.

 

20.Выручка от реализации продукции, ее роль в формировании финансовых ресурсов предприятия.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий постоянно осуществляется кругооборот средств. Инвестирование средств в производство с целью изготовления товаров и получения дохода (выручки) от их продажи характеризует кругооборот средств предприятий.

Обеспечение денежных поступлений, которые нужны для возмещения затрат производства и оборота, своевременное выполнение финансовых обязательств перед государством, банками и другими субъектами хозяйствования, формирование доходов и прибыли является важнейшей стороной деятельности предприятий.

Входящие денежные потоки предприятий по их источникам можно поделить на внутренние и внешние. Если средства поступают из любых источников на самом предприятии, их относят к внутренним. Поступление средств за счет ресурсов, которые мобилизуются на финансовом рынке, свидетельствуют об использовании внешних источников. Структура входящих денежных потоков зависит от сферы деятельности и организационно-правовой формы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой 60-70 % финансовых ресурсов поступает на предприятия за счет внутренних источников.

Внутренние денежные поступления в соответствии с действующей практикой учета и отчетности включали:

1) выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

2) выручку от другой реализации;

3) доходы от финансовых инвестиций;

4) доходы от других внереализационных операций.

При командно-административной экономике, когда еще не было реального финансового рынка, введение в классификацию денежных поступлений дохода от внереализационных операций было целиком оправданно. Тогда предприятия почти не имели доходов от ценных бумаг, кроме государственных облигаций, которые имели совсем незначительный удельный вес в общих денежных поступлениях.

В основном доходы от внереализационных поступлений формировались за счет штрафов и пени, прибыли минувших лет, выявленного в отчетном году, списанной прежде дебиторской задолженности, которая считалась безнадежной, но которую, тем не менее, было погашено в отчетном периоде. Однако при рыночной экономики, когда функционирует и развивается финансовый рынок, а предприятия осуществляют финансовые инвестиции, явилось целесообразным ввести в классификацию денежных поступлений "Доходы от финансово-инвестиционной деятельности", отделив их от "Доходов от внереализационных операций".

Трансформация рыночных отношений требует создание необходимой инфраструктуры. Развивается финансово-кредитная система, создается и функционирует финансовый рынок. При таких условиях много предприятий наряду с основной занимается и финансово-инвестиционной деятельностью: куплей и продажей ценных бумаг, вложением временно свободных средств на депозитные счета, лизингом; валютными и другими операциями с целью получения дополнительных доходов.

Доходы от этой деятельности имеют значительный удельный вес во входящих денежных потоках предприятий и являются мерой развития рыночной инфраструктуры, в особенности финансового рынка. Эти доходы будут возрастать. Доходы от финансовых операций оказывают прямое, непосредственное влияние на формирование общей прибыли.

Денежные поступления предприятий сегодня включают.

· Доходы от основной (операционной) деятельности - выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

· Доходы от другой операционной деятельности (реализация оборотных активов, иностранной валюты; от операционной аренды, операционных курсовых различий; полученные пени, штрафы, неустойки; от списания кредиторской задолженности; полученные гранты, субсидии, другие доходы).

· Доходы от финансовых операций: от общей деятельности, инвестиций в ассоциированные и дочерние предприятия, полученные дивиденды, полученные проценты по облигациям, другие доходы.

· Доходы от другой обычной деятельности: реализации финансовых инвестиций, основных средств, нематериальных активов, других необратимых активов; ликвидации необратимых активов; неоперационных курсовых разниц; безвозмездно полученных оборотных активов; уценки необратимых активов и финансовых инвестиций.

· Доходы от чрезвычайных событий: возмещение убытков от чрезвычайных событий; другие чрезвычайные доходы.

 

21.Инвестиционная деятельность предприятия.

Инвестиционная деятельность это осуществление инвестиций и практических действий чтобы эти вложения приносили прибыли либо добивались того эффекта, который необходим для инвестора.

Понятие и сущность инвестиционной деятельности скрыто во вложениях различного рода и формы (материальных, нематериальных, финансовых), а также в целях этого вложения. Целью может выступать получение прибыли, развитие и повышение капитализации экономического субъекта и т.п.

Цели инвестиционной деятельности деятельности зависят и регулируются инвестиционной политикой и стратегией субъекта. Цели могут иметь стратегический, финансовый, социальные и другие характеры. Каждая цель определяет способы необходимые для её достижения.

Виды инвестиционной деятельности различаются по формам и могут быть материальными и нематериальными

  • Прямая инвестиционная деятельность, это непосредственное вложение капитала в производство, недвижимость, оборудование
  • Финансовая инвестиционная деятельность, это вложения в ценные бумаги
  • Ссудная инвестиционная деятельность, это предоставление займа или кредита.

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

 

Инвестиционная деятельность находится в так называемой инвестиционной сфере. Это область, в которой осуществляются основные процессы и реальные действия субъектов инвестирования с целью получения результата от собственных инвестиций.

 

Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Здесь вы узнаете кто, а главное во что инвестирует.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.142 с.)