Сотрудничество двух стран на международной арене 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сотрудничество двух стран на международной арене



Страны продолжали развивать взаимовыгодное сотрудничество, которое отразилось в разных сферах.

Стороны успешно решали Иракскую проблему, которая на момент вступления Блэра в должность в середине 1997 года заключалась в нежелании иракских властей сотрудничать с ЮНСКОМ (Специальная комиссия ООН, осуществлявшая мандат, которым предусматривалась ликвидация иракского оружия массового уничтожения, а также обеспечивавшая наблюдение за выполнением этих процессов. Несмотря на разногласия между Блэром и Ельциным в вопросах применения силы по отношению к Ираку[89], обе стороны политически давили на тогдашнего лидера Ирака Саддама Хусейна с целью заставить его подчиниться мандату ООН, что в конечном счёте, и было достигнуто путём кропотливой дипломатической работы. 6 ноября 1997 года вице-премьер Республики Ирак Т. Азиз направил послание Генеральному секретарю ООН К. Аннану, в котором указал свои условия продолжения сотрудничества Ирака с ЮНСКОМ. К тому же Багдад выслал из страны американцев и британцев, сотрудников ЮНСКОМ, что привело к уступкам со стороны ООН. Правительства Великобритании и США начали подготовку к интенсивному военному удару по территории Ирака, дабы заставить Хуссейна согласиться на все условия ООН. И только дипломатические шаги, предпринятые Россией в контакте с другими постоянными членами СовБеза ООН, в том числе и на конференции в Женеве в ноябре 1997 года смогли предотвратить применение военной силы против иракского режима[90].

Принятие России в «Группу 7» (G7), ставшей по количеству членов «Группой 8» (G8) не без влияния Энтони Блэра также стало серьёзным улучшением двусторонних отношений. К началу XXI в. Россия сумела оправиться от последствий кризиса 1998 года, темпы инфляции снизились, в России появился стабильный экономический рост, соответственно и изменилась роль РФ в мировом сообществе. В целом участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, поиску новых путей по выводу российских товаров на международный рынок, признанию России в качестве состоявшейся страны с рыночной экономикой. Главной целью Президента РФ было восстановить положение России в мире, отыгравшись за унижение 1990-х гг., и быть принятым в «высшее общество», в том числе обрести высший престиж и попасть в привилегированную «Группу 7». Другой ключевой целью российской элиты являлась более основательная и интенсивная интеграция в мировую экономику, которой можно было бы достичь, присоединившись к Всемирной торговой организации (ВТО).

Первыми шагами к установлению взаимоотношений между Россией и «семёркой» и последующему постепенному формированию «восьмёрки» стали состоявшиеся в Мюнхене (1992 г.) и в Токио (1993 г.) встречи Президента России с лидерами ведущих индустриальных держав в рамках ежегодных саммитов G7.

Начало оформлению «Группы 8» было положено в 1994 г. на саммите в Неаполе. Его первая часть прошла в «семёрочном» формате, а вторая - в формате «восьмёрки» с участием российского президента в качестве равноправного партнера.

Саммит в Лионе в июне 1996 г. прошел в три этапа: первый (в формате G7) был посвящен рассмотрению ряда международных экономических вопросов, второй и третий - обсуждению с участием России всего комплекса глобальных и внешнеполитических проблем[91].

Дальнейшим укреплением положения России в G8 был отмечен саммит в Денвере (июнь 1997 г.), от начала и до конца проходивший как встреча «группы 8» полноправных участников. Показательно, что хозяева встречи попросили именно Президента Российской Федерации открыть дискуссию лидеров. В Денвере западные партнеры признали, что Россия «завершает историческую трансформацию в демократическое государство с рыночной экономикой»[92]. И наконец, в 1998 году в Бирмингеме (Англия) «Большая семёрка» официально стала «Большой восьмёркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав[93].

18-20 июня 1999 года в Кельне состоялся очередной саммит «Большой восьмёрки». Обсуждались преимущественно темы глобализации: состояние мировых торговли и финансов, социальной сферы, здравоохранения и образования, Глава российского государства Б. Ельцин выдвинул на саммите ряд крупномасштабных инициатив: о разработке к саммиту 2000 года «Концепции мира в XXI веке», о выступлении «большой восьмерки» с идеей обсуждения на ооновском Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года вопроса «О правовых аспектах применения силы в международных отношениях в условиях глобализации» и о создании глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. В заключительное коммюнике были включены положения, содержащие две принципиально важные для России темы: о реструктуризации долгов, включая проблему задолженности советского периода, и отмывания денег, включая те аспекты, которые связаны с бегством капиталов. Подготовка и проведение саммита на всех его этапах проходили при полноправном участии российской стороны[94]. А осенью того же года по инициативе России в Москве прошла конференция на уровне министров по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

А при президенте Путине на его первом саммите «Группы восьми» 21-23 июля 2000 года на Окинаве (Япония) был рассмотрен весь комплекс глобальных международных проблем. В выступлениях президента Российской Федерации на саммите особое внимание уделялось, в частности, темам стратегической стабильности, борьбы с международным терроризмом (акцент был сделан на террористической угрозе, исходящей из контролируемого талибами Афганистана), информационной безопасности, интеграции России в мировую экономику[95].

По данным Форин-Офиса, «Россия высоко ценила свое участие в «Большой восьмерке»[96]. Участие в G8 являлось, прежде всего, сильным имиджевым событием для России и ее национального бизнеса. Российские компании получили хорошую возможность улучшить свой образ за рубежом, проявить себя в качестве лидеров в своих секторах, осуществить проникновение в закрытые зарубежные бизнес-элиты и получить в них авторитет.

Несмотря на некоторое нежелание, в прошлом, принять Россию в G7 (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада), G7 формально стала G8 (G7 плюс Россия) только когда все члены G7 согласились принять Россию в свой элитный клуб. На саммите в Денвере Россия была допущена к обсуждению лишь политических вопросов, а участие Москвы в обсуждении финансово-экономических проблем в рамках G8 ограничивалось переговорами по энергетике. В последующих саммитах Россия была допущена на все заседания, кроме тех, которые касаются финансов. Также клуб G8 сыграл важную роль в прекращении кризиса в Косово. Произошли две важные встречи министров иностранных дел «большой восьмёрки»: первая состоялась 6 мая, когда были согласованы принципы урегулирования кризиса, а вторая - 7 июня, когда был достигнут «существенный прогресс» в достижении согласия по проекту резолюции Совета Безопасности. «Группа восьми» предоставляет возможность вовлекать Россию по политическим вопросам и таким вопросам, как сотрудничество в борьбе с организованной преступностью, сохраняя при этом возможность обсуждать финансовые вопросы, в том числе вопрос о многосторонней поддержке России, среди ведущих поставщиков финансовых средств, которые будут международными финансовые институты.

Россия также была принята в Совет Европы в 1997 году, что также рассматривалось российским правительством как акт признания важности российской державы. Президент Ельцин в своей приветственной речи отметил, что «Европа без России не Европа» и призвал европейских политиков строить великую Европу без разделяющих её границ[97].

Также шла работа по другим фронтам сотрудничества. Великобритания открыто содействовала российским коллегам в борьбе против наркотиков. Более того, в британском посольстве в Москве начал работу новый член команды, который тесно сотрудничает с российскими коллегами. В конце 1997 года, в частности, совместными усилиями была проведена весьма успешная операция. Как заявил посол Великобритании Сэр Вуд: «Мы нашли 200 кг кокаина, и некоторые люди из-за этого сейчас находятся в тюрьме. Так что это можно назвать успехом. Но это и постоянная борьба»[98]. Также есть еще одна сфера, где очень тесно стали сотрудничать английские и российские правоохранительные органы — это в борьбе с терроризмом и захватом заложников. В частности, была проведена совместная работа по спасению 2 граждан Великобритании, захваченных в плен в Чечне.

В сфере ядерной безопасности и Лондон, и Москва обладали общими интересами, и Лондон продолжал выделять средства на утилизацию устаревшего ядерного оружия. Данное направление в период пребывания Блэра у власти оставалось приоритетным в плане финансовой поддержки со стороны Великобритании[99].

Министерство Обороны Великобритании продолжило оказывать поддержку по специальной программе переселения, которая с момента её начала в 1995 году помогла более чем 7 тысячам офицеров приспособиться к обычной гражданской жизни. Стоимость затрат составила 1 млн. ф. ежегодно. Большинство офицеров были среднего возраста: от 35 до 45 лет и были либо уволены со службы, либо истёк срок их армейского контракта. По оценкам британских специалистов, в1999 году российскую армию покинули от 30 до 40 тысяч человек, поэтому программа по переобучению военных на гражданские должности продолжилась и в 2000 году[100].

К сожалению, после начала конфликта в Косово все НАТОвские программы, включавшие в себя контакты между российским правительством и НАТО, были заморожены с российской стороны. Программа научного и технологического сотрудничества между странами НАТО и Россией была разработана в соответствии с “Меморандумом о взаимопонимании между Министерством науки и технологий Российской Федерации и Организацией Североатлантического договора в области науки и технологий”. Меморандум был подписан в мае 1998 года в развитие договоренностей, зафиксированных в рамках Основополагающего Акта между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 1997 года. Руководство программой осуществлял Совместный Комитет НАТО-Россия по сотрудничеству в области науки и технологий (СКНТС). Но из-за политических осложнений научные семинары по этой программе были также свёрнуты. Однако российские учёные продолжили работать в совместных исследованиях, финансируемые НАТО совместно с другими странами. Из 627 проектов, на которые были выданы гранты в 1999 году. 45 % были связаны с российским участием. Однако данные контакты шли не через официальные каналы, и только поэтому были возможны в сложившейся ситуации. Британская статистика даёт больше данных по вовлечённости российских учёных в совместные исследования. Так, из 95 наград, выданных Королевским обществом, 51 отправились в Россию[101].

Продолжалось сотрудничество через Британский совет, организацию, финансирующуюся МИДом Великобритании, однако относительно независимой и продвигающей сотрудничество в области культуры, образования и искусства между Соединённым королевством и другими странами. Профессор Алекс Правда, один из современных британских специалистов по современной России утверждал, что «Британский совет продолжает выполнять крайне ценную работу с очень ограниченным финансированием… Культурные отношения остаются наиболее недооценённым и плохо использующимся измерением британской внешней политики»[102]. С Правдой согласился Дэвид Кант из Российско-британской торговой палаты, добавив, что Совет делает свою работу «очень хорошо». Отмечался повышенный интерес россиян к культуре Великобритании, а также образовательным услугам, предоставляемыми «Туманным Альбионом». По специальным российско-британским образовательным программам финансирование в 1999 году составило 226443 фунтов стерлингов. Этого достаточно, чтобы обучить 15 специалистов. Ещё 10 российских учёных учились в Великобритании по стипендии Chevening Scholarships, финансируемой Министерством Иностранных Дел Великобритании, различными британскими университетами, а также частными спонсорами. На 2000 год стипендия Chevening для России была увеличена до 400 тыс. фунтов стерлингов, так как Россия рассматривалась как идеальный плацдарм для расширения влияния через эту программу как часть плана Энтони Блэра по привлечению большего числа иностранных студентов на «Туманный Альбион». Участники стипендии отбирались британскими посольствами и другими комиссиями на основе своих интеллектуальных способностей и личных качеств[103].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.009 с.)