Разноуровневое обучение. Условия организации дифференцированного обучения в начальных классах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разноуровневое обучение. Условия организации дифференцированного обучения в начальных классах.



Разноуровневое обучение – это такая организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерии оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Основная задача:

Увидеть индивидуальность ученик И сохранить её, Помочь ребёнку Поверить в свои силы, Обеспечить Его максимальное развитие.

Дифференциация обучения – это учет индивидуальных и типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в образовавшихся группах

Цель Дифференциации обучения: обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения по­знавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

В понимании дифференци­ации можно выделить три основных аспекта:

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

2. Группирование учеников на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в группах

 Различают дифференциацию:

· По возрастному составу.

· По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);   

· По области интересов (гуманитарные, физико-математические)

· По-психологическим типам (типу мышления, акцентуации Характера, темпераменту и др.);

· По уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

С учетом всего вышесказанного учитель намечает общую структуру урока и те средства, которые ему нужны для управления учебно-воспитательным процессом.

Поурочное планирование — это планирование одного конкретного занятия. Преподаватель по календарно - тематическому плану устанавливает тему, содержание, основную дидактическую цель урока, конкретизирует его задачи. Затем определяется методика работы на занятии. Преподаватель намечает оборудование занятия, продумывает его организацию. Важно продумать, как на занятии создать обстановку общей заинтересованности.

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом.

В 1-е классы принимают детей 7-8-го года жизни. Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов. Для обучающихся 1-х классов - не более 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6- ти дневной учебной недели. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках, но не более одной в день. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся.

На уроках следует проводить физкультминутки. Различные виды учебной деятельности во время урока сменяют друг друга. Непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут. Объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: 1,5 ч- 2 ч. Работа с техническими средствами обучения составляет 10- 15 минут.

Рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю. Плотность занятий должна составлять не менее 70%.

Анализ урока - разбор и оценка учебного занятия в целом или отдельных его сторон, один из видов методической работы в школе. При анализе урока учитывается деятельность учащихся и учителя.

В общем анализе урока обычно учитывается: содержание обучения, структура урока, методы обучения, поведение учащихся, стиль работы учителя, результаты урока.

При анализе урока учитываются личные качества учителя, который давал урок. Замечания, адресуемые учителю во время анализа урока, высказываются в тактичной и доброжелательной форме. Если учитель молод и опыт работы его невелик, особенно важно подчеркнуть всё удачное в уроке.

 

Билет№30.

Тренинг как форма активизации современного обучения. Подготовка и проведение тренинга в начальных классах.

Тренинг – это комплекс групповых методов, применяющийся в процессе воздействия на личность. Его компонент – это влияние коллектива на человека. Тренинги делятся на инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные. В качестве учебной работы, тренинг для младших школьников подразумевает под собой помощь детям в развитии всевозможных навыков и личностных качеств.

Тренинг – это своеобразная форма работы с потенциалами, правилами и ограничениями, в результате которых человеку присваиваются новые навыки и возможности. Во время его проведения, ученик придерживается активной позиции. Такое обучение позволяет ребенку самостоятельно выработать в себе навыки по формированию социальных отношений, а также научиться анализировать сложившиеся жизненные ситуации и уметь находить пути их решения.

Целью данного мероприятия является освоение конкретного вида деятельности.

Существует довольно много вариантов проведения тренингов для школьников младших классов. Из них можно выделить следующие методы: групповая дискуссия, игровые методы, психогимнастические упражнения. Все мероприятия проходят в виде бесед, игр, релаксаций, упражнений по арт-терапии и групповых работ.

Схема-модель урока-тренинга (структура):

1. Постановка цели.

2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

3. Работа в паре (четверке). Поочередное высказывание мнений. Обсуждение. Принятие общего решения.

4. Выслушивание классом различных мнений и доказательств.

5. Экспертная оценка учителя.

6. Самооценка.

7. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.

Требования к учителю начальных классов по проведению уроков тренингов. Учитель должен:

- обладать речевой культурой и, в частности, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией;

- проявлять коммуникабельность, а точнее – коммуникативные умения, позволяющие найти подход к каждому ученику, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

- обладать лидерскими качествами;

- уметь вести диалог, дискуссию;

- обеспечивать быстроту реакции;

- иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в процессе работы, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;

- уметь владеть собой;

- обеспечивать дружескую, доверительную атмосферу для учеников и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

- стимулировать интерес, затрагивая значимые для учеников проблемы;

- обеспечивать активность всех участников группы;

- уметь давать объективную, своевременную оценку, следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его;

- помогать участникам урока тренинга прийти к согласованному мнению, чего

можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений;

- способствовать выработке согласованного группового решения. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов;

- уметь анализировать и оценивать проведенное занятие, подводить итоги, результаты.

- добиваться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех учеников за активную работу

 

Билет №31

 Особенности организации учебной работы в школах полного дня, группы продлённого дня (ГПД).

Группа продленного дня – это объединение учащихся одного или нескольких классов под руководством педагога, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы. Основной принцип организации групп – добровольность. Обязательность режима означает, что все без исключения участники образовательного процесса должны строго следовать режимным требованиям. Основная цель организации групп продленного дня - развитие личности каждого ребенка. В работе группы продлённого следует уделять особое внимание построению взаимодействия воспитателя и воспитанника. Необходимо выработать некоторые принципы работы и строго их придерживаться. Один из них – совместное с учащимися планирование работы группы ГПД, что способствует их заинтересованности и вовлеченности во все мероприятия Группа продлённого дня общеобразовательного учреждения создаётся с целью формирования у обучающихся навыков и умений самостоятельно работать, ответственно выполнять домашние задания, глубоко и осмысленно пополнять свои знания

Основные задачи ГПД:               

- помочь учащимся в усвоении образовательных программ;

- развивать познавательные процессы и интересы личности;

- развивать основные нравственные качества личности ребенка;

- развивать коммуникативные отношения ребенка;

- развивать мыслительные процессы, творческие способности;

- укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены;

- воспитывать чувство коллективизма.

Билет№ 32(после праздников)

Билет№33.

Традиционные системы начального обучения:

1. Школа России (традиционная)

2. Школа 2100 (под ред. А.А. Леонтьева)

3. Начальная школа XXI века (под ред. Н.Ф. Виноградовой)

4. Гармония (под ред. Н.Б. Истоминой)

5. Перспектива

6. Планета знаний (под ред. Петерсон)

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».

1. «Школа России» (традиционная)

это та программа, по которой учились все советские школьники.. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними. Она делает акцент на приобщение детей к традициям и культуре своей страны, духовно-нравственное развитие, формирование интереса к истории России, ее природе и т.д

2. «Школа 2100» (под ред. А.А. Леонтьева)

Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

Ориентирована на развитие личности ребенка, раскрытие его творческих способностей.

3. «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой)

Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. Мягко адаптирует школьников к учебе. Обучение происходит в форме игры. Комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)

4. Гармония (под ред. Н.Б. Истоминой)

Это сочетание традиционных и развивающих методов. Программа направлена на создание гармоничных отношений как между детьми, так и между учителями и учениками. Включает в себя новые перспективные технологии обучения.

5. Перспектива

Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения — приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.

6. Планета знаний (под ред. Петерсон)

Основная особенность этой программы заключается в ее целостности — в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем. Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи и т.д

 

Билет№34

 Развивающие системы начального обучения: 1.Система Л.В. Занкова 2.Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова: развитие эмпирического сознания и мышления.                                                                                        Основная идея: интенсивное общее развитие школьников, которое выражается в появлении психических новообразований, не заданных напрямую обучением. Общее развитие есть появление новообразований во всех сферах психики ребенка. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий, анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. Богатое содержание начального образования дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства. Основные принципы этой системы:

1) обучение на высоком уровне трудности;                                                                     2) ведущая роль теоретических знаний;                                                                           3) продвижение вперед быстрым темпом;                                                                           4) сознательное участие школьников в учебном процессе;                                             5) систематическая работа над развитием всех учащихся;                                                  6) включение в процесс обучения эмоциональной сферы.                          Ограничения в использовании: неподготовленность учителя; отсутствие учебно-методической базы.

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: развитие теоретического сознания и мышления, способов умственных действий.                                                                                                           Основная идея: формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Основным критерием умственного развития ребенка является наличие правильно организованной учебной деятельности с ее компонентами – постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой. Для этого необходимо систематическое решение учебных задач. Значимыми в этой системе обучения являются не столько знания, сколько способы умственных действий, которые достигаются при воспроизводстве логики научного познания в учебной деятельности учащихся. Ребенок рассматривается здесь как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.                                                      Основные принципы этой системы:                                                                      1) дедукция на основе содержательного обобщения;                                                      2) содержательный анализ;                                                                                                   3) содержательное абстрагирование;                                                                                  4) теоретическое содержательное обобщение;                                                                        5) восхождение от абстрактного к конкретному;                                                                  6) содержательная рефлексия.                                                                                   Ограничения в использовании: для применения этой системы обучения необходимы специально подготовленные учителя, готовые работать в постоянном эксперименте; нетрадиционные учебники.

Билет№35

Особенности системы оценки достижения требований стандарта с результатом освоения основных образовательных программ.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. В этом смысле можно говорить о такой особенности предлагаемой системы оценки как ее естественная встроенность в образовательный процесс.

 

Еще одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

 

Билет№ 36.

 Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований стандарта.

Планируемые результаты начального общего образования являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной стороны, и образовательным процессом, и системой оценки с другой.

В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты.

Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника;

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включающих три следующих блока:

· Самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. народ, историю и осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

· Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла (т.е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

· Морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту мотивов, позиций и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

· сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с

учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

· сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

· сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

· сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;

· знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты выпускников начальной школы в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

Оценка этих результатов может осуществляться в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований с привлечением специалистов, не работающих в данном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в подростковом возрасте.

Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах:

«Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование. Контроль и коррекцию.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

· способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

· умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

· логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

· умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Формы.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. (см. методику Долженко Ю.А.)

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

Структура их описания состоит из трёх уровней.

В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ожидаемые результаты изучения данного предмета.

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций.

Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служат основой при определении содержания итоговой оценки выпускников.

Наконец третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

 

Билет№ 37.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.075 с.)