Игровые методы обучения в начальной школе: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровые методы обучения в начальной школе:



По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Дети младшего школьного возраста любознательны. При восприятии учебного материала учащиеся склонны обращать внимание на его яркую передачу, эмоциональную окраску.

Для учителя игра - педагогический приём обучения, выполняющий следующие функции:

1.Обучающая - получение новых знаний в процессе игры.

2.Развивающая - гармоническое развитие личностных качеств, активизация резервных возможностей личности, развитие регулятивных умений, снятие эмоционального напряжения.

3.Воспитывающая - воспитание ценностных качеств личности, коммуника-тивной культуры.

Каждый учитель начальных классов имеет в своём арсенале набор игр, игровых приёмов, занимательных заданий по предметам, виды деятельности для организации отдыха своих учащихся, которые активно применяет в учебном процессе. Ученик будет играть, а учитель через игру обучать его, развивать, воспитывать. Но занимательность учебного материала должна быть не «внешняя», а «внутренняя», тесно связанная с изучаемым материалом. Она и вызывает дополнительное напряжение мысли ребёнка.

В 1-2 классе на уроке присутствуют герои детских сказок, мультфиль-мов, которые задают «хитрые» вопросы или ребята помогают этим героям выбраться из проблемных ситуаций, решая учебную задачу.

На всех предметах можно использовать дидактическую игру.

Используются игры с элементами соревновательности, типа «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?»; на развитие внимания: «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Чего не хватает?».

Использование вопросов - шуток: «Сколько хвостов у трёх котов?», «Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?», «Сколько лап у трёх котят?», «А сколько лап у трёх гусят?»

Билет№22

 Метод проектов. Типология проектов. Их структурирование. Проект в системе уроков.                                                     

 МЕТОД ПРОЕКТОВ - совокупность определенных действий, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, создания разного рода теоретического продукта. Ориентирован на применение и приобретение новых знаний. Задача проекта- исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. В основе метода проектов лежит умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, творческих областей.                                                                                                          ТИПОЛОГИЯ                                                                                                1.Доминирующий в проекте метод(исследовательский, творческий, информационный и тп);                                                                                                   2. Доминирующий в проекте содержательный аспект(литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, языковые, географические, исторические, музыкальные).                                                       3.Характер контактов: (среди участников одной школы,класса, города, региона, страны, разных стран мира)                                                                   4.Количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые                               5.Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).                                                                                      СТРУКТУИРОВАНИЕ                                                                                           Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:          1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.                                                                                                                       2. Далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются детьми с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем т.д.).                      3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.                        4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.    5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Необходимый этап – защита. Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.                                                                                                                          Проект в системе уроков. Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы«Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой.Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя.Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу ребенка.Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом. Т.о. проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

Билет№23.

Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе.

Виды и современных ТСО.

В понятие ТСО входят следующие компоненты: носители учебной информации и технические устройства (аппаратура), с помощью которых эта информация воспринимается учащимися. Аппаратура бывает двух видов:

1) информационная (магнитофон, кинопроектор, радио, телевизор, видеомагнитофон);

2) универсальная (локальные телевизионные системы, компьютерные системы, тренажеры).

Информационные носители можно разделить на экранные, звуковые, экранно- звуковые и компьютерные средства обучения. Экранные средства создают иллюзию действительности с помощью изображения на экране. К ним относятся беззвучное кино, кинофрагменты, транспаранты, эппиобъекты, диафильмы, диапозитивы.

 

Использование ТСО в педагогическом процессе

способствует реализации принципов его организации.

Целенаправленность заключается в том, что педагогическим процесс

взаимодействия учителя с воспитанниками становится только в том случае, если есть четко осознаваемая обеими сторонами цель.

Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса - обращенность к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем.

Культуросообразность, суть которой состоит в том, что в процессе обучения и воспитания необходимо прежде всего знакомить подрастающее поколение с богатством культуры и самобытностью того народа и общности

Природосообразность заключается в том, что воспитание и обучение должны строиться в соответствии с природой и спецификой каждого возрастного этапа развития человека и в соответствии с природой и индивидуальными возможностями каждого воспитанника

Научность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип научности реализуется, когда с помощью ТСО передаются прочно установившиеся в науке знания и показываются самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме.

Принцип сознательности, активности и самодеятельности с их помощью учащиеся лучше разбираются в фактах и явлениях, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые в школе знания.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, единства знаний и поведения побудил к разработке контрольных ТСО, всевозможных тренажеров, а с момента начала использования компьютерных технологий к разработке соответствующих программ

Билет№24

 Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся. Педагогическая эффективность интерактивного обучения в начальных классах.

В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение. В педагогической литературе оно пока еще недостаточно описано. ИНТЕРАКЦИЯ (в педагогике) - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, в ходе которого все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия собеседников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Задачи педагога в интерактивной технологии:

- направление и помощь процессу обмена информацией;

- выявление многообразия точек зрения;

- обращение к личному опыту учащихся;

- поддержка активности участников;

- соединение теории и практики;

- взаимообогащение опыта учащихся;

- облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников процессе обучения;

- поощрение творчества и самостоятельности учащихся.

Ориентированность на интерактивное обучение обусловлена необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых.

Принципами интерактивного обучения являются:

- диалогическое взаимодействие;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевая (игровая) деятельность;

- тренинговая организация обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Интерактивное обучение одновременно решает следующие задачи:

-учебно-познавательную (предельно конкретную);

-коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

-социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).

Педагогическая эффективность интерактивного обучения в начальных классах.

Что дает интерактивное обучение?

Конкретному обучающемуся:

-опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

-развитие личностной рефлексии;

-освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

-развитие толерантности.

Учебной группе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Системе «учитель - класс»:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- многомерное освоение учебного материала;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.

Приемы интерактивного обучения: (примеры)

· Мозговой штурм

· Общая дискуссия

· Сходства/различия

· Ранжирование

· Поиск соответствий

· Рейтинг

· Классификация

· Обобщение

· Верно/неверно

· Правильно или требует изменений

· Преимущества и недостатки

· Выявление последствий

· Как вы думаете?

· Исследование и отчет

· Ролевая игра

· Один – вдвоём – все вместе

· Дерево решений

· Незаконченное предложение

 

Билет№ 25.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.023 с.)