На маршруте «Сказочные тропы Кузбасса» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На маршруте «Сказочные тропы Кузбасса»



На маршруте «Сказочные тропы Кузбасса»

 

Пояснительная записка

Методическая разработка познавательной игры «Тропинка» адресована, прежде всего, тем, кто непосредственно занимается организацией воспитательной деятельности детей в оздоровительных лагерях.

    Анализируя собственный опыт подобной деятельности, авторы отобрали те идеи, которые имели устойчивый результат и показали свою жизнеспособность на практике. Базой для их разработки и апробации с целью последующего внедрения в различных детских оздоровительных центрах, профильных и палаточных лагерях, стал областной детский оздоровительно-образовательный центр «Сибирская сказка».

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления и развития различного творчества ребенка. Развитие и оздоровление детей во многом зависят от знаний, умений и подготовленности к работе вожатых, т.е. тех, кто  организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.

Опыт показывает, что большую трудность для педагогов и вожатых в детском оздоровительном лагере представляет организация различных тематических игр на местности (не спортивные игры на игровом поле, а игры с использованием объектов природы). Это объясняется некоторыми особенностями игровых ситуаций, среди которых можно выделить следующие:

    - во-первых, игры на местности требуют от вожатых знаний об окружающем мире определённого детского лагеря (рельеф, почвы, деревья, кустарники, растительный покров и др.), соответственно их порой сложно организовать и провести;

    - во-вторых, игры на местности порой не имеют твердых правил и проводятся на больших по площади участках открытой или закрытой местности с различным рельефом. Поэтому их организация для одного вожатого представляется трудоемкой.

Авторы данной разработки предлагают методику организации и проведения познавательной игры «Тропинка», которую можно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

    Игра может проводиться с любой возрастной категорией ребят в определенном временном режиме.

       В данной игре, помимо вышеперечисленного, присутствует также соревновательный характер, который позволяет активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Каждому ребенку предоставляется возможность посоревноваться со сверстниками не только в сообразительности и находчивости, но и в быстроте, ловкости, силе (если игра проводится на природе - для этого на территории «Сибирской сказки сделан «Веревочный лабиринт»).

        При выполнении заданий каждый участник может убедиться в преимуществах общих дружных усилий, направленных на преодоление различных препятствий и достижение общей цели - победы своей команды. Особенностью данной игры является то, что в ней используют как методы активизации мышления, открытые задачи, так и элементы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), которые включены в задания. С их помощью решаются многие задачи на маршруте игры. Чтобы проложить любой маршрут, нужно кое-что уметь: знать местность, по которой пролагаешь маршрут (на языке ТРИЗ – это ресурсы), научиться преодолевать препятствия и трудности (это противоречия и приемы их разрешения).

    Цель игры: сплочение детей и повышение их мотивации к изучению природы родного края через игру и творческие задачи.

    Задачи:

1. формировать умение выявлять и решать противоречия, проблемные ситуации и творческие задачи во время преодоления препятствий на маршруте путешествия;

2. развивать наблюдательность, внимательность, системное видение мира через творческие задания.

Игра – отрядная (командная), состав команды – от 3 до 15 человек. Необходимо наличие в команде ведущего (провожатого), у которого имеется полный комплект карточек (заданий), необходимых материалов и инструментов для прохождения игры «Тропинка». Команды могут быть разновозрастными. Предварительной подготовки участников не требуется. Дети, выполняя игровые задания, могут показать свою эрудицию, в игровой форме получить новые знания по теме. Тематика игровых заданий «Тропинки» может быть из любой области знаний. В данном случае выбор темы игры учитывал знаменательную дату - «70-летие Кемеровской области», а также наработанный совместно с детьми материал по проекту «Сказочные тропы Кузбасса» на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Сибирская сказка».

Предварительная подготовка мероприятия организаторами игры

1. вожатыми заранее разрабатывается игровая карта (размер поля: лист формата А3, А2 или А1, в зависимости от возрастных особенностей участников и имеющихся ресурсов). Игровое поле игры «Тропинка» имитирует часть территории ДОЛ «Сибирская сказка» с информационными баннерами, сказочными персонажами, домиком «Бабы Яги» и др.;

2. готовятся различные игровые фишки, фиксирующие результаты прохождения детьми маршрута «Тропинки»;

3. создается комплект творческих (открытых) задач и заданий, раздаточный материал для различных этапов «Тропинки» (задания готовятся вожатыми «с избытком» для того, чтобы решение всех задач одной командой за отведенное время было практически невозможным);

4. готовится лист бумаги (формат А4) и карандаши на каждую команду для написания «Путевых заметок»;

5. в определенном кабинете размещается мультимедийное оборудование, для презентации слайдов по теме игры, а также мультипликационных фильмов и видеосюжетов.

6. Если игра проводится на улице – игровые задания печатаются на бумаге, ламинируются и размещаются на определенных природных объектах (см. приложение «Игра «Лабиринт»).

7. Игровое поле «Тропинки» (рис.1), для удобства играющих, необходимо разделить на несколько тематических участков (этапов):

8. «Старт» (ребята решают задачи на смекалку, в качестве разминки перед началом путешествия);

9. «Природная кладовая» (ребята разбираются с вопросами о хвойных деревьях, их использовании человеком и т.п.);

10. «Гора самоцветов» (ребята отвечают на вопросы и задания по теме «Полезные ископаемые Кузбасса»);

11. «Грибное лукошко» (ребята пробуют вспомнить все о грибах, решить задачи на воображение);

12. «На неведомых дорожках» (ребята выполняют творческие задания по теме «Животный мир Кузбасса»);

13. «Удивительные насекомые» (дети выполняют упражнения, игровые задания по теме «Насекомые Кузбасса»);

14. «Избушка Бабы Яги» (выполняются задания от сказочного персонажа – хозяйки зверей).

15.

Рис.1 Карта для игры «Тропинка»

Ход игры

Этап1 «Старт»

Ведущий делает небольшое вступление.

- Мы начинаем путешествие, в котором надо проявить смекалку, ведь в любом путешествии встречаются трудности и препятствия, привычные и необычные ситуации. В жизни нам часто в этом помогает психологическая инерция – привычка к стандартным реакциям в стандартных ситуациях (мы не учимся каждый день завязывать шнурки, а делаем это по инерции, рука с ложкой сама находит рот, если вы смотрите в этот момент телевизор и т.п.).

Психологическая инерция (приложение 1) облегчает человеку жизнь, но при этом она может ему и мешать. Если условия изменяются, то человеку требуется оценить ситуацию с другой, непривычной точки зрения, а она мешает ему придумать что-то новое, «предлагая» старые ответы или быстро сдаваясь: «Этого не может быть!».

Поэтому, в путешествии нужно учитывать, что психологическая инерция существует, но нам надо учиться её преодолевать. Для этого мы сейчас попробуем коллективно ответить на «хитрые» вопросы «Верите ли вы?» (можно использовать загадки на смекалку, вопросы «Правда или нет?» и т.п.).

Правильный ответ на вопрос дает возможность команде перейти на следующий кружок по карте. Количество правильных ответов соответствует количеству кружков-препятствий на карте «Тропинки». Ведущий принимает от детей ответы с пояснениями, почему они так думают, а не просто однозначные «Да», «Нет».

Варианты вопросов «Верите ли вы?»

1. Верите ли вы, что перья не нужны птице для того, чтобы летать? (Нет, перья нужны, чтобы летать, придают телу и крыльям обтекаемую форму, лучше приспособленную для полётов, кроме этого, сохраняют тепло, привлекают подруг и т.д.).

2. Верите ли вы, что белка, бросая шишки в человека, метит попасть в своего постоянного врага и конкурента? (Нет. Всё это веселые придумки. Роняет зверек добычу на землю от испуга, не обязательно заметив человека. Так что может достаться и тигру, и медведю).

3. Верите ли вы, что вместо собак японцы заводят насекомых в качестве охраны? (Да, это сверчки, которые резко умолкают, если ночью возле дома кто-то проходит и становится необычайно тихо).

4. Верите ли вы, что кукушку учёные считают очень ценной птицей? (Да, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают из гнезд других птенцов. Кукушка – единственная птица, которая поедает мохнатых ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами, гусениц. Ни одна другая птица к ним не прикасается).

5. Верите ли вы, что дрова, заготовленные летом ценятся больше заготовленных зимой? (Нет, зимой деревья не впитывают влагу из почвы и дрова, заготовленные зимой, суше, горят лучше и не дымят).

Этап 2

«Природная кладовая»

Ведущим необходимо подготовить плакат о хвойных деревьях Кемеровской (или другой) области (приложение 2), карточки-задания с вопросами, лист «Путевые заметки» размером А3, простые или цветные карандаши.

На данном этапе игры детям предлагается выполнить задание, используя метод рисунков (приложение 1).

Викторина о хвойном лесе

Командам для работы выдается лист «Путевые заметки», на котором они будут выполнять задания, делать определённые заметки по ходу путешествия.

Ребята отвечают на вопросы о хвойном лесе. За каждый правильный ответ получают возможность схематично зарисовать одну елочку на бумаге.

1. Какие леса называют тайгой? (Густые, хвойные).

2. Какое особое хвойное дерево растёт в нашей тайге? (Лиственница. Она на зиму сбрасывает хвою, т. к. растёт в Сибири, где сильно промерзает земля, и ей не хватает тепла и влаги зимой. Древесина лиственницы плотная, смолистая, тяжёлая, в воде тонет, но почти не гниёт).

3. Какое дерево наших лесов самое музыкальное? (Ель).

4. У какого хвойного растения Кемеровской области самое длинное детство? (У пихты, т.к. она зацветает через 50 – 70 лет).

5. В каком лесу всегда темно и сыро, много лишайников? (Еловый лес).

6. В какое время года у ели опадает хвоя? (Ранней весной).

Ведущий предлагает команде в течение пяти минут познакомиться с плакатом о хвойных деревьях края и схематично изобразить их на путевом листе, но так, чтобы они были узнаваемы. Капитан должен обратить внимание команды на характерные черты каждого дерева.

Игра «Теремок»

На пути команды встречается препятствие - перегороженная копьями тропинка. Сказочный житель предлагает сыграть в игру «Теремок», чтобы преодолеть его.

Цель игры «Теремок»: тренировка аналитического мышления, выделение общих признаков предметов путем сравнения.

Реквизит: карточки с изображением на одной стороне теремка (рис.2), а на другой стороне различных предметов (рис.3).

Рис. 2 Теремок

         

Рис. 3 Варианты изображений на карточках

Проведение игры

Каждому игроку раздается по одной карточке с изображениями различных предметов (гитара, человечек из берёзового полена, собака, перо, корона и др.). Один из игроков назначается хозяином условного теремка, а другие дети просятся к нему в гости, но смогут попасть туда только тогда, когда найдут какие-либо общие признаки с предыдущим гостем (на примере сказки «Теремок»):

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, Гитара. А ты кто?

- А я - Берёзовичок. Пусти меня в теремок, ведь я на тебя похож – тоже сделан из дерева (есть и другие возможные варианты, например, у гитары и у человечка есть струны и шнурки как веревочки).

Гость заходит в домик. После этого участник команды вытягивает из колоды другую карточку. И так до тех пор, пока все карточки не окажутся в теремке. Повторять названные «похожести» нельзя.

Игра «Хорошо – плохо»

    В жизни человека постоянно встречаются противоречия (приложение 1), т.к. абсолютно хорошего в жизни не существует, также как и абсолютно плохого. Противоречия необходимо научиться преодолевать с помощью специальных упражнений.

    Команде предстоит переправиться через мостик, возле которого расположился «Необычный кот» (рис.4). Ребята по очереди должны сказать - хорошо быть таким котом или плохо. Один участник команды говорит, какая польза коту от того, что он такой большой, следующий участник говорит – почему это вредно и т.д.

 

Рис.4 «Необычный кот»

    После того, как ребята потренировались с «Необычным котом», они пробуют составить следующую цепочку противоречий (начальную фразу говорит вожатый):

- Лето было дождливое, а это хорошо, потому что, после дождя быстрее растут деревья.

Продолжают участники команды.

- Если деревья растут быстрее - это плохо, потому что, в лесу можно заблудиться.

- Заблудиться - это хорошо, потому, что тогда не нужно делать уроки и в приключение попадёшь.

- Если не нужно делать уроки - это плохо, потому что тогда меньше знаешь.

- Меньше знать - это хорошо, потому что...

Так и продолжают «это хорошо, потому что..., а это плохо, потому что...» пока не ответят все участники команды. Каждый правильный ответ дает возможность команде передвигаться вперед по следам на карте.

Этап 3

«Гора самоцветов»

Необходимое оборудование: карточки-«камни» с вопросами по теме (рис.5). Если игра рассчитана на довольно продолжительное время, то можно включить небольшие творческие практические задания, например, раскрасить камни или сложить их них мозаику, сделать в память о путешествии сувениры.

Рис.5 «Камни» с вопросами

Правильный ответ на вопросы даёт команде возможность получить этот «камень» в свою копилку. Вопросов – 10-12 («с избытком»). Контур камней уже есть на листе «Путевые заметки».

Вопросы викторины

1. Что обозначает усеченный черный треугольник в центре герба? (Много угля – черного золота).

2. Где в области имеются большие запасы железных руд? (Горная Шория).

3. Есть ли моря в Кемеровской области? (Подземное пресное горячее море, рукотворное Беловское озеро – море).

4. Что особенного нашли ученые на севере области у Щербаковских болот? (Кладбище динозавров).

5. Какие подземные богатства применяются при лечении желудочно – кишечного тракта? (Минеральная вода, уголь, угольные таблетки).

6. Какой металл ценится во много раз дороже золота? (Радий).

Письмо команде

    Построив гору из камней, команда получает конверт с письмом. В письме Васи Двоечникова ребята должны найти ошибки. Они должны исправить их в тексте и объяснить.

«С трудом перевалив через самые высокие горы Кемеровской области – Салаирский кряж, я оказался на огромной плоской равнине – Кузнецкой котловине. Равнина покрыта непроходимыми лесами. Ни одной деревушки или города здесь не встретишь. Только встречаются на моем пути вековые дубы, высокие березы, бурные реки. А от встреч с животными страшно становится: здесь и кабаны, и лоси, и волки».  

Творческие работы

На данном этапе, если позволяет время, отведенное на игру, можно выполнить различные творческие задания, например, рисунки на камнях, мини-сочинение «Если бы я был камешком…» и др.

Для выполнения рисунков необходимо подготовить: небольшие гладкие камни, гуашь, тонкие кисточки. Готовые работы (рис.6) в последующем желательно покрыть лаком для прочности.

 

Рис.6 Варианты детских работ «Рисунки на камнях»

Этап 4

«Грибное лукошко»

    Необходимое оборудование: цветные карандаши, бумага, ножницы.

Визуальный ряд

Команде предлагается рассмотреть плакат «Царство грибов Кемеровской области» (приложение 3), отметить их разнообразие по внешнему виду, обсудить их полезные и вредные свойства и т.п.

Обсуждение внешнего вида, строения грибов позволяет детям активно использовать метод морфологического анализа (приложение 1), что способствует развитию подвижности их мышления, формированию умения находить множество вариантов решения поставленной проблемы.

Командам выдается лист с таблицей, в которой они, в первом столбике должны написать известные им основные части гриба, а затем их зарисовать в соответствующих колонках, используя различную форму. Например, часть гриба – шляпка; форма – вогнутая, круглая, плоская и др.

Система – ГРИБ

Части гриба

                                        Форма

               
               
               

Выбирая из таблицы различные элементы (части грибов), участники игры придумывают и рисуют собственные сказочные грибы, вырезают их и вставляют в «лукошко» - плоское изображение лукошка с прорезями для грибов (рис.7). Наполнив «лукошко», команда продолжает путь.

Рис.7 Лукошко

Этап 5

«На неведомых дорожках»

    В пути, попав на неведомые дорожки, можно встретить следы невиданных зверей. Команде предлагается составить коллективный творческий рассказ по картинке в игровой форме.

Всем участникам предлагается написать совместный творческий рассказ по иллюстрации (рис.8).

Рис.8 Иллюстрация для составления рассказа

Картинку необходимо расположить на значительном расстоянии от команды, чтобы участники игры могли рассмотреть иллюстрацию, только подойдя ближе к ней. Ребята по очереди подбегают к картинке, смотрят на неё и стараются запомнить все, что на ней изображено. Возвратившись к своей команде - они записывают то, что запомнили (1-2 предложения). К картинке команда бежит не вся, а по одному (по типу эстафеты - бежит один - возвращается – записывает сюжет – передает ручку - бежит следующий и т.д.). Каждый участник может несколько раз подойти (подбежать) к картинке. Вожатый поясняет, что картинку можно не только увидеть, но и услышать, почувствовать запахи и т.д. Необходимо обратить внимание на особую роль капитана: он организует работу команды так, чтобы на составление всего рассказа ушло как можно меньше времени, а участникам не пришлось долго ожидать друг друга, кроме того - рассказ должен получиться интересным.

После прочтения рассказа командой вслух ведущий (вожатый) принимает решение - продолжит команда свой путь по «Тропинке» или будет выполнять еще одно творческое задание.

Мудрые мысли

    Вожатый обращается к детям:

- Ребята, вы все знаете, что такое пословица (приводит примеры, просит детей сказать, какие пословицы они знают).

    Командам предлагается рассмотреть картинки (рис.24) и вспомнить подходящие к ним крылатые выражения, пословицы, поговорки или придумать их сами.

Рис.9 Иллюстрации для задания «Мудрые мысли»

Варианты ответов участников:«Волк в овечьей шкуре», «Бесплатный сыр только в мышеловке», «С милым рай и в шалаше», «Волка ноги кормят», «Плох тот воробей, который не мечтает стать орлом».

«Чудесный экран» («девятиэкранка»)

Следующее задание «Чудесный экран» тренирует системное мышление детей.

 Команде выдается набор картинок (карточки с изображением какого-либо животного, например, лисы, места её обитания, линии её развития/прошлое-настоящее-будущее/, различных частей тела и т.п.). Надо расположить картинки в определенном порядке, заполнив ими таблицу:

Где обитал объект в прошлом? Где обитает объект? Где будет обитать объект в будущем?
Кем он был в прошлом? ОБЪЕКТ: лисёнок (детеныш) Кем будет в будущем?
Из каких частей состоял объект в прошлом? Из каких частей состоит объект? Из каких частей объект будет состоять в будущем?

Ответ:

Мама-лиса в норе Нора с лисятами Место обитания лисы – лес
Зародыш Лисенок (детеныш) Взрослая лиса
След или (части зародыша) Части тела слабого неумелого лисенка Части тела взрослой лисы

Примеры картинок – объект «ЛИСЁНОК»:

 

Этап 6

«Удивительные насекомые»

Вожатый показывает ребятам плакат «Насекомые Кемеровской области» (приложение 3), предлагает внимательно его рассмотреть и ответить на вопросы.

Викторина о насекомых

1. Почему насекомых так называют? (Они имеют характерные насечки на брюшке).

2. Как муравьи через ручей перебираются? (Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи).

3. Куда осенью исчезают бабочки? (Многие бабочки гибнут с первыми холодами. Зимуют только отложенные ими яйца. Некоторые бабочки забираются под кору, в щели построек и там зимуют).

4. На основании приведенных ниже данных сделайте вывод о характере питание муравьев: «В течение лета рабочие муравьи приносят в гнездо 3-8 млн. различных насекомых, около 20 ведер сладкого сока в основном выделяемого тлями, 40-60 тысяч семян разных растений».

5. Как муравьи помогают узнать о приближающемся дожде? (Они закупоривают входы в муравейник).

Упражнение «Паучок»

    Когда ребята приближаются на карте к новому объекту – пауку, они должны посмотреть на него внимательно и постараться найти ошибку в его изображении. Кроме этого, они должны объяснить её (нарисовано 6 лапок, а не 8), рассказать, что знают о пауках интересного.

Упражнение «Паучок» используется вожатым в игре для развития системного мышления детей. Командам выдается карточка-схема «паучка» (рис.10), на «лапках» которого записаны краткие особенности задуманного объекта. Команде необходимо как можно быстрее догадаться, о каком объекте идет речь. В данном случае, задуманный объект - муравей. Таким образом, используя «паучка», можно работать с любым одушевленным или неодушевленным предметом.

 

Никогда не живут в одиночестве,  а только большими семьями.
?
У них самый большой мозг по отношению к телу.
Они едят только богатую углеводами пищу, но не толстеют.
У них очень сложное социальное поведение.
Самые долгожители на земле.
Первую часть жизни они живут в своё удовольствие, а вторую – посвящают семье.
Только они разводят домашнюю скотину.
Могут 4 дня пролежать под водой, а потом спокойно выйти и вести себя, как ни в чём не бывало.
У них хорошо развита профориентация.
В течение лета приносят в хлебный амбар 60 тысяч семян.
Если они возвращаются домой без добычи, их самих пускают на фураж. Но если они теряют трудоспособность в результате увечья, их кормят до тех пор, пока они в состоянии принимать пищу.
Сообщают о дожде.
Они – отличное средство дезинфекции.

Рис. 10. Карточка-схема для упражнения «Паучок»

Мультзадачи

    Вожатый предлагает всем участникам команды связаться одной верёвкой и пройти в таком виде через небольшие препятствия (вокруг столов, стульев, по лестнице и т.п.) в другое помещение для выполнения следующего задания - просмотра мультфильмов о насекомых (режиссёр Томас Жабо «Сон улитки», «Катапульта», «Лентяй», «Яблоко согласия», «Осиный патруль» и др. из серии «Букашки – невероятные приключения в микромире»).

Во всех предлагаемых мультфильмах должна быть нестандартная ситуация, решить которую можно различными путями. Поэтому мультфильмы необходимо просматривать не до конца, а сделать паузу за 1 минуту до их окончания, дав ребятам время на рассуждение: «Чем бы это могло закончиться? Как решил задачу режиссёр? И т.п.». После высказанных детьми мнений, мультфильм досматривается, и дети проводят рефлексию о том, чье решение интересней, а выбор лучше – их или автора.

Этап 7

«Избушка Бабы Яги»

    Перед сказочной избушкой Бабы Яги команде детей необходимо решить предложенную изобретательскую задачку.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Вожатый раздает детям листы бумаги и фломастеры. Включает музыку и говорит:

- Ребята, закройте глаза. Послушайте приятную музыку. Под звуки музыки вы должны нарисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. Покажите свои рисунки вожатому, объясните, что на них изображено, подарите лучшие Бабе Яге.

Подведение итогов игры

В игре «Тропинка» побеждает та команда, которая быстрее прошла все игровое поле.

Чтобы не обидеть детей им необходимо сказать, что по большому счету – победителей нет. Они сегодня много узнали о природе родного края, многому научились, стали дружнее. Можно спросить ребят, что им больше всего понравилось и хотят ли они продолжить свое путешествие дальше.

Вожатый благодарит всех детей, предлагает выпить оздоравливающий травяной чай от Бабы Яги с пирогом или раздает конфеты («молодильные» яблочки).

 

Заключение

Грамотно спланированная и организованная игра «Тропинка» с включением разнообразных интеллектуальных, творческих, командных заданий позволит раскрыть индивидуальные способности детей, будет способствовать их личностному и творческому росту, поможет сформировать навыки коллективной работы, развить чувство ответственности за коллектив, умение сотрудничать. Поможет удовлетворить потребности детей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Игровые технологии, используемые в своей работе вожатыми, позволят им получить множество положительных детских эмоций, проверить свои силы в возможности проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться.

Познавательная игра «Тропинка» поможет развить в детях такие ценные качества, как уверенность в своих силах, ответственность за общий результат, чувство единства со всей командой, уважение к каждому члену коллектива, готовность к риску, творческий подход к решению задач и способность быстро принимать решения.

Игру в закрытом помещении «Тропинка» или её аналог на местности «Веревочный лабиринт» можно делать увлекательной и доступной для детей различных возрастов, уменьшая или увеличивая количество заданий, упрощая или усложняя задания на этапах, применяя различный инвентарь.

Если игра проводится в помещении – достаточно одного организатора и его помощника. Если на местности - лучше взять дополнительно детей или вожатых для работы на этапах (раздавать задания и слушать ответы команд, определяя их правильность).

Для проведения игры нет особых затрат. Можно напечатать карту на бумаге и заламинировать её. Купить или изготовить из подручного материала фишки. Придумать задания и напечатать их на бумаге. Все это оборудование укладывается в сумму 500-1000 руб.

Согласованная деятельность организаторов игры позволит им успешно провести мероприятие. Главное, продумывая мероприятие, сделайте так, чтобы было интересно мальчикам и девочкам разных возрастных категорий, чтобы те, кто не участвовал, потом им позавидовали! И тогда игра всегда будет интересной и привлекательной для всех ее участников.

 

Приложения

Приложение 1

Психологическая инерция

Психологическая инерция (инерция мышления) — привычка к стандартным реакциям в стандартных ситуациях, противоположность фантазии и воображению.

«Плюс» в том, что психологическая инерция помогает выполнять, не задумываясь, привычные действия, она полезна и необходима в повседневной жизни. «Минус» в том, что она часто мешает при решении задач, является серьезной помехой изобретательству, действиям в нестандартных ситуациях, так как выражается в стремлении идти по проторенной дорожке, действовать привычным образом.

При организации игр, мероприятий или занятий с детьми, в качестве разминки или на подготовительном этапе, желательно отдавать предпочтение задачам и вопросам на смекалку, в решении которых надо сделать усилие и преодолеть врага – психологическую инерцию.

Примеры вопросов: Все рыбы плавают? Днем всегда светло? Если закаляться, то никогда не заболеешь? Голова - как у кошки, ноги - как у кошки, туловище - как у кошки, хвост - как у кошки, но не кошка а кто?

Варианты ответов: рыбу можно нарисовать, она может быть жареная или это вообще может быть созвездие; во время грозы или солнечного затмения — темно, днем можно находиться в комнате без окон и т. д.; к болезням относится не только простуды, даже закаленный человек может сломать руку или отравиться, а это тоже болезни; не кошка, а кот.

Примечание. Если какое-то упражнение заранее известно детям, лучше его не давать. Задачи с ПИ - «одноразовые». Для усиления эффекта лучше использовать хоровой ответ.

Метод рисунков

В работе со школьниками очень важен метод рисования. С него начинается знакомство с методами и приёмами мышления. Метод рисунков - это практический и действенный способ тренировки мышления.     

Рисование заставляет каждого детально обдумывать решение поставленной задачи, в отличие от письменного описания он наглядно видит, чего достиг. Словарный запас детей часто ограничен, а, рисуя, они не ограничены ничем. Рисунок является и хорошей основой для обсуждения в группе, упорядочивания собственных мыслей. Задания на применение этого метода должны всегда ставить какую-либо задачу.

Рисунки должны быть простыми и схематичными, возможно их сопровождение устным или письменным пояснением. Можно в любой момент попросить ребенка уточнить что-либо или объяснить, привлечь внимание к недостаткам, указать на ценные стороны идеи. В мышлении ребёнка идея и способ её воплощения иногда существуют как единое целое. Поэтому полезно привлечь внимание к идее и попытаться её выделить, а затем поискать другое пути осуществления этой идеи: «Что мы пытаемся здесь сделать? Как ещё мы могли бы это сделать? Как насчет того, чтобы сделать это так?».

Открытые задачи

Задачи, преимущественно используемые в школьных предметах – закрытые задачи, имеющие однозначную трактовку условия и, как правило, только один правильный ответ. Задания данного типа не дают возможности раскрыть творческий потенциал детей.

В жизни мы чаще сталкиваемся с открытыми задачами: «Как найти работу?», «Что лучше приготовить?» и т.д. У них размытое условие, нет однозначного решения.

Творческая (открытая) задача – это задача:

1. с нечётко заданным, размытым условием, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат;

2. содержащая противоречие; противоречие – это когда к решению проблемы или объекту ставятся противоположные требования, и нужно выполнить их одновременно, например, «У многих насекомых усики очень длинные. С одной стороны это хорошо – они эффективно выполняют свои функции. А с другой – плохо, так как усики могут выдать спрятавшееся насекомое. Как замаскировать длинные усики?»;

3. допускающая разные пути решения, которые не являются прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие препятствия;

4. имеющая несколько ответов, а не единственно правильный; вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет.

5. Например, задача «Ёж в яблоках». С детства знакомая картинка: еж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несет? Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят – они насекомоядные! Тем более, что на зиму никакое пропитание им не требуется – в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что они выбирают наиболее кислые яблоки.

Анализ задачи. Задача имеет размытое условие, не ясно, чем пользоваться при ее решении. Контрольных вариантов решений достаточно много:

1.С помощью кислот, которые есть в кислых яблоках, ежи борются с паразитами, которые находятся на их иголках.

2.Ежи не едят яблоки, они едят насекомых. Но, может быть, яблоки служат хорошим кормом для насекомых, которые на яблоках размножаются? Ежи, таким образом, запасают еду для насекомых, а потом их едят.

3.Ежи выбирают кислые яблоки. Может быть, им нужна кислота для нейтрализации щелочей, которая, возможно, выделяется через колючки.

4.Яблоки гниют, при этом выделяют энергию. Возможно, ежи используют энергию гниения, чтобы во время спячки, когда температура тела животных понижается, в норке зимой поддерживалась плюсовая температура.

5.Ежи с помощью яблок подчеркивают свое превосходство для привлечения партнера. Подобно тому, как это делают петухи с помощью гребня или павлины с помощью хвоста.

Противоречия

Противоречия подстерегают нас на каждом шагу. Любая система – «сгусток» противоречий, где есть плохие и хорошие стороны, полезные и бесполезные, красивые и безобразные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.122 с.)