Эвристические методы и методы активизации мышления при работе с детьми в ДОЛ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эвристические методы и методы активизации мышления при работе с детьми в ДОЛ.



Психологическая инерция

Психологическая инерция (инерция мышления) — привычка к стандартным реакциям в стандартных ситуациях, противоположность фантазии и воображению.

«Плюс» в том, что психологическая инерция помогает выполнять, не задумываясь, привычные действия, она полезна и необходима в повседневной жизни. «Минус» в том, что она часто мешает при решении задач, является серьезной помехой изобретательству, действиям в нестандартных ситуациях, так как выражается в стремлении идти по проторенной дорожке, действовать привычным образом.

При организации игр, мероприятий или занятий с детьми, в качестве разминки или на подготовительном этапе, желательно отдавать предпочтение задачам и вопросам на смекалку, в решении которых надо сделать усилие и преодолеть врага – психологическую инерцию.

Примеры вопросов: Все рыбы плавают? Днем всегда светло? Если закаляться, то никогда не заболеешь? Голова - как у кошки, ноги - как у кошки, туловище - как у кошки, хвост - как у кошки, но не кошка а кто?

Варианты ответов: рыбу можно нарисовать, она может быть жареная или это вообще может быть созвездие; во время грозы или солнечного затмения — темно, днем можно находиться в комнате без окон и т. д.; к болезням относится не только простуды, даже закаленный человек может сломать руку или отравиться, а это тоже болезни; не кошка, а кот.

Примечание. Если какое-то упражнение заранее известно детям, лучше его не давать. Задачи с ПИ - «одноразовые». Для усиления эффекта лучше использовать хоровой ответ.

Метод рисунков

В работе со школьниками очень важен метод рисования. С него начинается знакомство с методами и приёмами мышления. Метод рисунков - это практический и действенный способ тренировки мышления.     

Рисование заставляет каждого детально обдумывать решение поставленной задачи, в отличие от письменного описания он наглядно видит, чего достиг. Словарный запас детей часто ограничен, а, рисуя, они не ограничены ничем. Рисунок является и хорошей основой для обсуждения в группе, упорядочивания собственных мыслей. Задания на применение этого метода должны всегда ставить какую-либо задачу.

Рисунки должны быть простыми и схематичными, возможно их сопровождение устным или письменным пояснением. Можно в любой момент попросить ребенка уточнить что-либо или объяснить, привлечь внимание к недостаткам, указать на ценные стороны идеи. В мышлении ребёнка идея и способ её воплощения иногда существуют как единое целое. Поэтому полезно привлечь внимание к идее и попытаться её выделить, а затем поискать другое пути осуществления этой идеи: «Что мы пытаемся здесь сделать? Как ещё мы могли бы это сделать? Как насчет того, чтобы сделать это так?».

Открытые задачи

Задачи, преимущественно используемые в школьных предметах – закрытые задачи, имеющие однозначную трактовку условия и, как правило, только один правильный ответ. Задания данного типа не дают возможности раскрыть творческий потенциал детей.

В жизни мы чаще сталкиваемся с открытыми задачами: «Как найти работу?», «Что лучше приготовить?» и т.д. У них размытое условие, нет однозначного решения.

Творческая (открытая) задача – это задача:

1. с нечётко заданным, размытым условием, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат;

2. содержащая противоречие; противоречие – это когда к решению проблемы или объекту ставятся противоположные требования, и нужно выполнить их одновременно, например, «У многих насекомых усики очень длинные. С одной стороны это хорошо – они эффективно выполняют свои функции. А с другой – плохо, так как усики могут выдать спрятавшееся насекомое. Как замаскировать длинные усики?»;

3. допускающая разные пути решения, которые не являются прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие препятствия;

4. имеющая несколько ответов, а не единственно правильный; вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет.

5. Например, задача «Ёж в яблоках». С детства знакомая картинка: еж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несет? Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят – они насекомоядные! Тем более, что на зиму никакое пропитание им не требуется – в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что они выбирают наиболее кислые яблоки.

Анализ задачи. Задача имеет размытое условие, не ясно, чем пользоваться при ее решении. Контрольных вариантов решений достаточно много:

1.С помощью кислот, которые есть в кислых яблоках, ежи борются с паразитами, которые находятся на их иголках.

2.Ежи не едят яблоки, они едят насекомых. Но, может быть, яблоки служат хорошим кормом для насекомых, которые на яблоках размножаются? Ежи, таким образом, запасают еду для насекомых, а потом их едят.

3.Ежи выбирают кислые яблоки. Может быть, им нужна кислота для нейтрализации щелочей, которая, возможно, выделяется через колючки.

4.Яблоки гниют, при этом выделяют энергию. Возможно, ежи используют энергию гниения, чтобы во время спячки, когда температура тела животных понижается, в норке зимой поддерживалась плюсовая температура.

5.Ежи с помощью яблок подчеркивают свое превосходство для привлечения партнера. Подобно тому, как это делают петухи с помощью гребня или павлины с помощью хвоста.

Противоречия

Противоречия подстерегают нас на каждом шагу. Любая система – «сгусток» противоречий, где есть плохие и хорошие стороны, полезные и бесполезные, красивые и безобразные.

Многие русские народные пословицы построены на противоречиях, например, «Молодость летает вольной пташкой, а старость ползет черепашкой. Добрые дети – дому венец, а плохие – дому конец».

Этапы решения противоречий:

1. умение увидеть, выявить противоречие;

2. формулирование противоречия: «Если действие есть «х», то имеем «+», и «-»;

3. преодоление противоречия.

Учимся видеть и преодолевать противоречия с помощью игр и упражнений.

«Наоборотка». Например: мир – война, горько – сладко, глубокий – мелкий, расцветает – увядает.

«Хорошо - плохо». Например: Идет дождь. Что в этом «хорошо»? Что в этом «плохо»?

«Перевертыш» (для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство с меняющимся объектом). Например: тает снег. Это хорошо. Почему? И т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.007 с.)