Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №3. Психология восприятия.
Ощущение – это психический процесс отражения единичных, элементарных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В зависимости от расположения рецепторов выделяют следующие виды ощущений: Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды и обусловлены воздействием раздражителей непосредственно на рецепторы, находящиеся на поверхности тела (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные). Интерорецептивные ощущения – вызываются воздействием раздражителя на нервные окончания находящиеся на внутренних органах (в стенках дыхательных путей, желудочно–кишечного тракта и других органов). Различают органные и болевые интерорецептивные ощущения. Проприоцептивные ощущения – связаны с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях и суставах, вестибулярном аппарате. К ним относят кинестетические, статические и вибрационные. В ощущениях отражаются свойства предметов и явлений: 1. специфичность – уникальность предмета или явления; 2. интенсивность – особенности воздействия на рецептор; 3. качество – свойства материи, составляющей предмет или явление; 4. продолжительность – время контакта с рецептором; 5. пространственная локализация – место контакта с рецептором в системе пространственных координат. Характеристики ощущений: 1. Порог ощущения – величина раздражителя, способная вызвать ощущение. 2. Адаптация – изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя. 3. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием психических факторов. 4. Синестезия – суммация ощущений, при котором фантомное ощущение сопутствует реальному (вид лимона вызывает ощущение кислого). 5. Контраст ощущений – повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности (одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темнее, а на черном светлее). Порог ощущения. Различают абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущений. Нижним абсолютным порогом ощущений называют минимальную силу воздействия, которая вызывает едва заметное ощущение. Раздражители меньшей силы называются подпороговыми (субсенсорными), и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Верхний абсолютный порог ощущения – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринять анализатор. Воздействия, превышающие эту величину, перестают дифференцированно ощущаться или вызывают боль. Дифференциальный порог ощущения – минимальное различие между двумя раздражителями. Оперативный порог ощущения – наименьшая величина между раздражителями, при которой скорость и точность различения достигают максимума.
Адаптация. Выделяют три разновидности явления адаптации: 1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя; 2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя; 3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Первые два вида адаптации объединяются термином «негативная адаптация», так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов, а третий вид определяется как «позитивная адаптация», поскольку чувствительность анализатора, напротив, повышается. Например, темновая адаптация зрительного анализатора, когда увеличивается чувствительность зрения под влиянием темноты, – это позитивная адаптация. Явление адаптации объясняется либо периферическими изменениями в функционировании рецептора, либо стереотипным и продолжительным воздействием раздражителя. Одни анализаторы обнаруживают высокую скорость адаптации, другие – низкую. Очень быстро, например, адаптируются температурные рецепторы кожи. Гораздо медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация, наиболее медленно – обонятельная и вкусовая. Сенсибилизация может быть вызвана взаимодействием ощущений, физиологическими факторами, упражнением, опытом, ожиданием того или иного воздействия. Десенсибилизация – понижение чувствительности одних анализаторов, за счет сильного возбуждения других. Синестезия является основой особого вида художественного восприятия – эйдетизма. Одним из величайших эйдетиков был русский композитор А.Н. Скрябин, изобретатель цветомузыки и прообраза современного синтезатора – электромузыкального инструмента под названием терминвокс. Скрябин сопоставил музыкальную и цветовую гамму на основе собственных цветомузыкальных ощущений.
Восприятие – психический процесс отражения предмета или явления в целостном виде, в совокупности его свойств и частей, в результате осознания их опознавательных признаков. Восприятие возникает при непосредственном и текущем (в данный момент) воздействии объектов внешнего мира на органы чувств. При этом восприятие не является простой суммой отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, следующий этап переработки сенсорной информации. Классификация восприятия. По целенаправленности (степени проявления волевых усилий) восприятия выделяют организованное и неорганизованное восприятие. Организованное (произвольное) восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система. Неорганизованное (непроизвольное) восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности. По модальности рецепторов восприятие делится на зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и тактильное Характеристики восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция, осмысленность. Предметность – это способность воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг о друга предметов, обладающих свойствами, вызывающих данное ощущение. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до целостной формы на основе небольшого набора элементов. Константность – определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров, независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы относим к определенному классу. Апперцепция – зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности, в соответствии с которой человек избирательно воспринимает различные стороны предметов и явлений. Осмысленность – восприятие связано с отнесение данного предмета к определенной категории. Наиболее простая форма осмысливания – узнавание.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.008 с.) |