Индивидуальные особенности мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности мышления.



Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов, формируя руководящие представления.

Быстрота мышления это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.

Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.

Самостоятельность мышления выражается в умении человека выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно, без посторонней помощи. Оно лишено податливости внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказываться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Определение мышления.

2. Какие мыслительные операции вам известны?

3. Какие виды мышления вы знаете?

4. Что такое «понятие»?

5. Чем отличаются суждение и умозаключение?

6. Какие методы мышления вы знаете?

7. Какие типы мышления вам известны?

8. Что такое «руководящие представления»?

9. Какие индивидуальные особенности мышления вы знаете?

10. Какие стадии развития мышления выделяет Жан Пиаже?

 

 

Тема №6. Психология эмоции.

Эмоции –это переживания человеком своего отношения к объективной реальности или к самому себе, обусловленные удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей, и сопровождающиеся субъективно окрашенным чувством.

Анатомо-физиологической основой эмоций служат подкорково-стволовые (лимбико-диэнцефальные) и корковые структуры, участ­вующие в регуляции функций.

Эмоциональные состояния имеют объективные (сомато-вегетативные) и субъективные (психологические) проявления. В вегетативных реакциях при различных эмоциональных состояниях может преобладать тонус то симпатического, то парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Эмоции, как правило, сопровождаются выразительными движениями, адекватными переживаемой эмоции.

Основные свойства эмоций:

Субъективный характер. Одно и то же событие может вызывать у разных людей самые различные, а порой и противоположные эмоции. С другой стороны, даже сходные переживания у разных людей всегда будут в чем-то различаться.

Полярность. Все эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В человеческих переживаниях они часто образуют сложное противоречивое единство – амбивалентность, как, например, страстная любовь может уживаться со жгучей ненавистью.

Фазность характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны. Замечено, что в пределах одного и того же эмоционального процесса обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения — разрядки.

Регуляторные функции эмоций:

  Регуляция гомеостаза. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных эмоций, например, голода или жажды, что способствует поиску необходимого, и устранению дисбаланса.

Регуляция поведения. Совершается через эмоциональное отражение и оценку событий. Эмоции позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет дана когнитивная оценка ситуации..

Регуляция процесса научения заключается в том, что соответствующее эмоциональное подкрепление способствует закреплению нужных знаний и умений, что играет важную роль в процессах обучения.

Коммуникативная функция эмоций. В эволюции эмоционально-выразительные движения (специфические изменения в пантомимике, мимике, тоне голоса), внешние вегетативные проявления эмоций (побледнение, покраснение и другие) развивались и закреплялись и как средства оповещения. У человека эта сигнально-экспрессивная функция эмоций обеспечивает невербальную коммуникацию. Следует, однако, отметить, что не все проявления чувств одинаково легко распознаются. Наибольшую информативность о переживаемых человеком чувствах несет выражение его рта.

Таблица 6.1

Классификация эмоций:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.005 с.)