Виды эмоциональных состояний: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды эмоциональных состояний:



Эмоциональные реакции – отличаются кратковременностью и большой интенсивностью. По окончании эмоционального отреагирования человек снова возвращается к постоянному для него эмоциональному состоянию.

Аффект – кратковре­менное, но чрезвычайно сильное душевное волнение (большой силы эмоциональная реакция), протекающее с двигательным возбуждением, пантомимическими и вегетативными проявлениями. При формально ясном сознании может быть нарушен контроль над своим поведением. Аффект сдвинут к концу действия и отражает суммарную итоговую оценку ситуации.

Собственно эмоции – более длительные, чем аффект, состояния. Представляют собой реакцию не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. В отличие от аффекта смещаются к началу действия и предвосхищают результат.

Чувства – одно из проявлений эмоциональных отношений, имеющее отчетливо выраженный предметный характер, отражающее конкретную содержательную субъективную оценку человеком определенного субъекта или объекта. Другими словами, чувства оценочны. В зависимости от направленности, чувства делятся на:

· моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);

· интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);

· эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, природы);

· практические (связанные с общей деятельностью человека).

Страсть – длительное, выраженное, напряженное эмоциональное состояние с направленностью на определенный объект или вид деятельности (садоводство, рыбалка, вязание и т.п.).

Настроение – длительное, устойчивое эмоциональное состояние, носящее относительно нейтральный характер, но имеющее некоторый оттенок, выражающий наличие комфорта или дискомфорта в окружающей среде. В норме настроение может едва заметно колебаться в сторону его повышения или понижения адекватно соответствующей обстановке, физическому или психическому состоянию человека.

 

Виды аффекта.

По характеру эмоциональных проявлений различают физиологический, неадекватный и патологический аффекты, что является важным для их судебно-психиатрической оценки.

Физиологический – является нормальной реакцией эмоциональной сферы психически здорового человека.

Неадекватный – несоответствующий или противоречащий со­держанию переживания или ситуации, но возникший у психически здорового человека.

Патологический – возникший вследствие болезненной реактивности эмоций при некоторых психических заболеваниях

По влиянию на физическую и психическую активность человека, выделяют астенический и стенический аффект.

Астенический – быстро истощающийся, вызывающий угнетение психической активности.

Стенический – стойкий, мощный, улучшающий самочувствие и психическую активность.

Эмоциональное развитие (эмоциональный онтогенез) в детском и подростковом возрасте находит свое выражение в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик в развитии внешнего выражения эмоционального тона ощущений. Эмоциональный опыт в онтогенезе изменяется и обогащается в результате возникающего общения с другими людьми в процессе расширяющегося диапазона восприятий, навыков, знаний, опыта.

Таблица 6.2

Этапы формирования эмоций.

Возраст Характеристика эмоционального развития
Ранний возраст, до 3-4 лет Эмоции определены воздействием экстеро- и интерорецепторов, обусловлены биологическими потребностями, выражаются соматовегетативным компонентом, направлены на самосохранение с появлением нестойких образных представлений о действительности и переживанием удовлетворения, либо неудовлетворения, приятного – неприятного.
Дошкольный       и младший школьный возраст, от 3-4 до 10-12 лет Биологические потребности сохраняются, постепенно под влиянием внешней среды начинают формироваться высшие эмоции, уменьшается возбудимость эмоций и возрастает устойчивость чувств. Так, под влиянием оценки окружающими поведения дошкольника (хорошо или плохо) возникают нравственные чувства. К 10-12 годам эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение в чувствах.
Младший подростковый возраст, от 10-12 до 15-16 лет Продолжается совершенствование эпикритических (высших) эмоций, чувства становятся более дифференцированными, в эмоциональных реакциях начинает преобладать критическая оценка и коррекция биологических потребностей и влечений.
Старший подростковый      и юношеский возраст, от 15-16 до 20-22 лет К концу возрастного этапа заканчивается формирование основных высших человеческих эмоций (морально-нравственные, этические, эстетические), расширяется и изменяется круг предметов и явлений, вызывающих чувства. К этому периоду они полностью коррегируются интеллектуальной деятельностью, становятся возможным подавление внешних проявлений эмоциональных реакций.

 

Индивидуально-психологические особенности проявления эмоций:

Эмоциональная лабильность - чрезмерная подвижность, облегченность смены эмоций. Является нормальной в детском возрасте. В пожилом возрасте расценивается как признак патологии.

Эмоциональная ригидность (тугоподвижность, вязкость) - длительное сохранение эмоции, несмотря на то, что вызвавшее ее событие давно миновало. Чаще всего такая длительная задержка («застреваемость») возникает на неприятных переживаниях – чувстве вины, обиды, злобы, мести.

Эмоциональная возбудимость - определяется минимальной силой стимула, способного вызвать эмоциональную реакцию. Более выраженная реактивность наблюдается в детском и подростковом возрасте.

Эксплозивность (взрывчатость) – бурные эпизодические взрывы аффектов, неадекватные раздражителям, появляются по ничтожному поводу, иногда с проявлениями агрессии или аутоагрессии. Часто сочетается с тугоподвижностью эмоций.

Эмоциональная монотонность (холодность) – неадекватно монотонное, ровное, почти безразличное отношение ко всем событиям.

Эмоциональный «паралич» - острое кратковременное выключение эмоций в результате шоковой психотравмы.

Эмоциональная неустойчивость – повышенное влияние эмоция на текущую деятельность человека.

Эмоциональная невоздержанность – устойчивая неспособность контролировать и владеть своими эмоциями.

Апатия – полное безразличие к окружающему, другим людям и к самому себе, часто сопровождается бездеятельностью (абулией).

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Определение эмоций.

2. Каковы физиологические основы эмоций?

3. Какие характеристики эмоций вы знаете?

4. Что такое регуляторная и коммуникативная функции эмоций?

5. Чем отличаются приятные и положительные эмоции?

6. Что такое интерес?

7. Какие виды чувств Вам известны?

8. Какова классификация эмоциональных состояний?

9. Какие виды аффекта Вы знаете?

10. Каковы этапы формирования эмоций в онтогенезе?

11. Опишите индивидуально-психологические особенности проявления эмоций.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.006 с.)