Лекции психиатрия. Клиническая психология нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции психиатрия. Клиническая психология нормы.



ЛЕКЦИИ ПСИХИАТРИЯ. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ НОРМЫ.

Вопросы для контроля знаний:                                                    

1. Что является предметом изучения и объектом психологии?

2. Определение метода.

3. Чем отличаются субъективный и объективный методы в психологии?

4. Чем отличаются наблюдение и эксперимент?

5. Какова классификация наблюдений и экспериментов?

6. Что такое психологическое тестирование?

7. Какие варианты тестирования Вам известны?

8. Что представляют собой проективные методы исследования?

9. Какие учёные являются выдающимися представителями московской и ленинградской школ отечественной психологии?

10. Какие направления современной психологии можно отнести к психодинамическим, а какие – к бихевиорально-когнитивным и экзистенциально-гумманистическим?

 

 

Тема № 2. Структура и функции психики

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Психика – субъективное отражение объективной реальности.

Психическое имеет двоякую форму существования:

1) Объективная (первичная) - выражается в жизни и деятельности.

2) Субъективная (вторичная) - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы
2) психические состояния
3) психические свойства.

 

Рис. 2.1. Формы проявления психики человека.

                                  Основные формы проявления психики человека

 

 

 

 

 

 

Процессы

 

Состояния

 

Свойства личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

 

 

Эмоциональные

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

Фрустрация

 

Способности

Ощущение

 

 

Эмоции

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие

 

 

 

 

Аффект

 

Темперамент

     

 

Регуляторные

 

 

 

 

 

 

Представление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Внимание

 

Стресс

 

Характер

 

Память

 

 

 

 

 

 

 

 

   
   

 

Воля

 

 

 

 

Направленность

 

Мышление

 

 

 

Апатия

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

Воображение

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

Речь

 

 

 

 

 

 

 
                                           

 

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.),

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.
2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
4) характер как систему отношений и способов поведения.

Основными функциями психики являются отражение окружающего мира и регулирование поведения и деятельности.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Ломов Б. Ф.: "Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения".

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:

Рис. 2.2. Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях (по В. А. Ганзену):

Кроме этого, выделяют также следующие свойства психического (таинства психики, по Веккеру):

1. Предметность. Заключается в том, что, отражая внешний мир с помощью своих психических структур, мы формулируем этот процесс в терминах предметов внешнего, независимого от нас мира.

Например, мы говорим, что видим, как собака бежит по дороге, тем самым мы выражаемся в терминах внешнего мира.

2. Субъектность. Имея в своей основе физиологический механизм работы органов чувств, человек его не замечает и не осознаёт.

Например, чувствуя поглаживания кожи, человек не осознаёт раздражение тактильных рецепторов.

3. Чувственная недоступность. Субъект – носитель не замечает своего процесса построения психического образа, а видит только конечный результат.

Например, человек слышит голос знакомого человека, но он не замечает то множество процессов, которые предшествовали построению образа "голоса знакомого человека".

4. Спонтанная активность. Умение “поступать вопреки”, поведение, не зависящее от внешних и внутренних факторов.

Например, "Ну и что, что голова болит и мороз на улице, я всё равно пойду в институт".:)

Рис. 2.3. Свойства психики.

Сенсорная

Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).

Перцептивная

Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).

Интеллектуальная

Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

 

Вопросы для контроля знаний.

  1. Дайте определение психики.
  2. Что такое психические состояния?
  3. Что такое психические процессы?
  4. Что такое психические свойства?
  5. Какие основные функции психики вы знаете?
  6. Назовите свойства психики.

 

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Определение ощущений.

2. Какие виды ощущений вам известны?

3. Какие свойства предметов или явлений отражаются в ощущении?

4. Каковы характеристики ощущений?

5. Определение восприятия.

6. Классификация восприятий.

7. Каковы характеристики восприятия?

8. Как воспринимает человека человек?

9. Определение представлений.

10. Классификация представлений.

 

Тема №4. Психология памяти.

Память – способность к запечатлению, сохранению и произвольному воспроизведению сенсорной информации.

Также память есть способность к воспроизведению прошлого опыта, психический процесс отражения, выражающийся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Формами, в которых осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение информации, являются образы и слова. В слове можно сохранять описание, а в представлении – обобщенный образ о том, чего в наличной ситуации нет.

Физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранения, воспроизведение и забывание.

Структуры памяти локализованы в различных участках мозга. Наследственная память локализована в таламо-гипоталамическом комплексе. Здесь находятся центры инстинктивных программ поведения (пищевых, оборонительных и половых) и центры глубинных биологических эмоций (страха, тоски, радости, гнева, удовольствия).

Долговременная поведенческая память индивида (подсознательно-субъективный опыт) локализована в лимбической системе. Здесь хранятся прижизненно приобретенные поведенческие автоматизмы – эмоциональные установки, привычки и психические комплексы.

Словесно-логическая память локализована в лобных долях мозга. Все, что связано с сонательно-производственной деятельностью, хранится в неокортексе, различных зонах мозговой коры.

Характеристики памяти:

Объем – это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и её отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.

Скорость – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенного темпа её обработки и использования.

Точность – это характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.

Длительность – важнейшая характеристика памяти человека в целом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

Виды памяти.

по времени сохранения материала:

1. Мгновенная (иконическая) - связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5сек. Это память - образ.

2. Kpaтковременная - способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. Здесь сохраняется обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала, кратковременная память связана с актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее подается только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека. (20 сек - длительность удержания информации).

3. Оперативная - рассчитана на хранение информации в течении определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации определяется задачей, и рассчитан только на решение данной задачи.

4. Долговременная – предназначена для хранения информации в течении практически неограниченного срока. Эта информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты. Этот вид памяти тесно связан с мышлением и волей.

5. Генетическая - информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На этот вид памяти мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

По преобладающему в процессах памяти анализатору:

1. Зрительная - связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

2. Слуховая - это запоминание и воспроизведение разнообразных звуков. Особенную разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью, логикой.

3. Осязательная, обонятельная и вкусовая - их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру вовлечённых психических процессов:

1. Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

2. Эмоциональная - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала.

По характеру участия воли в процессах памяти:

1. Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной анемической задачи.

2. Произвольная – запоминание и воспроизведение, которое происходит при постановке задач, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Методы мышления.

Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio выведение) ход рассуждений от более общего знания к частному, от множества к единичному, от большого к малому. При этом переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение (от лат. inductio наведение) рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака делается вывод о его принадлежности всем явлениям данного класса.

Типы мышления.

Механически-ассоциативный тип мышления. Ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет и четкой цели мышления, т.е. того особого регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование причинно-следственных ассоциаций. Такое «свободное», хаотически-механическое ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении или болезни).

Логически-ассоциативный тип мышления отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций цель мышления. Гуго Липман (1904) использовал для обозначения этой цели понятие «Руководящие представления». Они направляют ассоциации, что приводит к подсознательному подбору необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Эрнеста Кречмера, тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.

Тема №6. Психология эмоции.

Эмоции –это переживания человеком своего отношения к объективной реальности или к самому себе, обусловленные удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей, и сопровождающиеся субъективно окрашенным чувством.

Анатомо-физиологической основой эмоций служат подкорково-стволовые (лимбико-диэнцефальные) и корковые структуры, участ­вующие в регуляции функций.

Эмоциональные состояния имеют объективные (сомато-вегетативные) и субъективные (психологические) проявления. В вегетативных реакциях при различных эмоциональных состояниях может преобладать тонус то симпатического, то парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Эмоции, как правило, сопровождаются выразительными движениями, адекватными переживаемой эмоции.

Основные свойства эмоций:

Субъективный характер. Одно и то же событие может вызывать у разных людей самые различные, а порой и противоположные эмоции. С другой стороны, даже сходные переживания у разных людей всегда будут в чем-то различаться.

Полярность. Все эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В человеческих переживаниях они часто образуют сложное противоречивое единство – амбивалентность, как, например, страстная любовь может уживаться со жгучей ненавистью.

Фазность характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны. Замечено, что в пределах одного и того же эмоционального процесса обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения — разрядки.

Регуляторные функции эмоций:

  Регуляция гомеостаза. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных эмоций, например, голода или жажды, что способствует поиску необходимого, и устранению дисбаланса.

Регуляция поведения. Совершается через эмоциональное отражение и оценку событий. Эмоции позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет дана когнитивная оценка ситуации..

Регуляция процесса научения заключается в том, что соответствующее эмоциональное подкрепление способствует закреплению нужных знаний и умений, что играет важную роль в процессах обучения.

Коммуникативная функция эмоций. В эволюции эмоционально-выразительные движения (специфические изменения в пантомимике, мимике, тоне голоса), внешние вегетативные проявления эмоций (побледнение, покраснение и другие) развивались и закреплялись и как средства оповещения. У человека эта сигнально-экспрессивная функция эмоций обеспечивает невербальную коммуникацию. Следует, однако, отметить, что не все проявления чувств одинаково легко распознаются. Наибольшую информативность о переживаемых человеком чувствах несет выражение его рта.

Таблица 6.1

Классификация эмоций:

По виду Волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, презрение, страх, стыд, вина и т.д. до 10000 видов эмоций
По чувственному тону Приятные, неприятные, нейтральные
По влиянию на деятельность Стенические (мобилизующие), астенические (демобилизующие, угнетающие)
По качеству Положительные, отрицательные, неопределенные
По содержанию Низшие (протопатические), высшие (эпикритические)
По механизму Экстерорецептивные, интерорецептивные
По длительности Кратковременные, среднесрочные, длительные
По интенсив­ности Слабые, умеренные, сильные, чрезвычайные

Виды аффекта.

По характеру эмоциональных проявлений различают физиологический, неадекватный и патологический аффекты, что является важным для их судебно-психиатрической оценки.

Физиологический – является нормальной реакцией эмоциональной сферы психически здорового человека.

Неадекватный – несоответствующий или противоречащий со­держанию переживания или ситуации, но возникший у психически здорового человека.

Патологический – возникший вследствие болезненной реактивности эмоций при некоторых психических заболеваниях

По влиянию на физическую и психическую активность человека, выделяют астенический и стенический аффект.

Астенический – быстро истощающийся, вызывающий угнетение психической активности.

Стенический – стойкий, мощный, улучшающий самочувствие и психическую активность.

Эмоциональное развитие (эмоциональный онтогенез) в детском и подростковом возрасте находит свое выражение в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик в развитии внешнего выражения эмоционального тона ощущений. Эмоциональный опыт в онтогенезе изменяется и обогащается в результате возникающего общения с другими людьми в процессе расширяющегося диапазона восприятий, навыков, знаний, опыта.

Таблица 6.2

Этапы формирования эмоций.

Возраст Характеристика эмоционального развития
Ранний возраст, до 3-4 лет Эмоции определены воздействием экстеро- и интерорецепторов, обусловлены биологическими потребностями, выражаются соматовегетативным компонентом, направлены на самосохранение с появлением нестойких образных представлений о действительности и переживанием удовлетворения, либо неудовлетворения, приятного – неприятного.
Дошкольный       и младший школьный возраст, от 3-4 до 10-12 лет Биологические потребности сохраняются, постепенно под влиянием внешней среды начинают формироваться высшие эмоции, уменьшается возбудимость эмоций и возрастает устойчивость чувств. Так, под влиянием оценки окружающими поведения дошкольника (хорошо или плохо) возникают нравственные чувства. К 10-12 годам эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение в чувствах.
Младший подростковый возраст, от 10-12 до 15-16 лет Продолжается совершенствование эпикритических (высших) эмоций, чувства становятся более дифференцированными, в эмоциональных реакциях начинает преобладать критическая оценка и коррекция биологических потребностей и влечений.
Старший подростковый      и юношеский возраст, от 15-16 до 20-22 лет К концу возрастного этапа заканчивается формирование основных высших человеческих эмоций (морально-нравственные, этические, эстетические), расширяется и изменяется круг предметов и явлений, вызывающих чувства. К этому периоду они полностью коррегируются интеллектуальной деятельностью, становятся возможным подавление внешних проявлений эмоциональных реакций.

 

Индивидуально-психологические особенности проявления эмоций:

Эмоциональная лабильность - чрезмерная подвижность, облегченность смены эмоций. Является нормальной в детском возрасте. В пожилом возрасте расценивается как признак патологии.

Эмоциональная ригидность (тугоподвижность, вязкость) - длительное сохранение эмоции, несмотря на то, что вызвавшее ее событие давно миновало. Чаще всего такая длительная задержка («застреваемость») возникает на неприятных переживаниях – чувстве вины, обиды, злобы, мести.

Эмоциональная возбудимость - определяется минимальной силой стимула, способного вызвать эмоциональную реакцию. Более выраженная реактивность наблюдается в детском и подростковом возрасте.

Эксплозивность (взрывчатость) – бурные эпизодические взрывы аффектов, неадекватные раздражителям, появляются по ничтожному поводу, иногда с проявлениями агрессии или аутоагрессии. Часто сочетается с тугоподвижностью эмоций.

Эмоциональная монотонность (холодность) – неадекватно монотонное, ровное, почти безразличное отношение ко всем событиям.

Эмоциональный «паралич» - острое кратковременное выключение эмоций в результате шоковой психотравмы.

Эмоциональная неустойчивость – повышенное влияние эмоция на текущую деятельность человека.

Эмоциональная невоздержанность – устойчивая неспособность контролировать и владеть своими эмоциями.

Апатия – полное безразличие к окружающему, другим людям и к самому себе, часто сопровождается бездеятельностью (абулией).

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Определение эмоций.

2. Каковы физиологические основы эмоций?

3. Какие характеристики эмоций вы знаете?

4. Что такое регуляторная и коммуникативная функции эмоций?

5. Чем отличаются приятные и положительные эмоции?

6. Что такое интерес?

7. Какие виды чувств Вам известны?

8. Какова классификация эмоциональных состояний?

9. Какие виды аффекта Вы знаете?

10. Каковы этапы формирования эмоций в онтогенезе?

11. Опишите индивидуально-психологические особенности проявления эмоций.

 

 

Внимание.

Вниманием называется произ­вольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обна­руживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внима­ние к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внима­ние обусловливает избирательность, сознательный или полу­сознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, в движениях. Поза обычно характеризуется торможением движений, направленностью органов чувств на объект, а при сосредоточенности на своих мыслях происходит разведение осей глаз — "отсутствующий взор".

Функции внимания:

1. Отбор значимых, соответствующих данной деятель­ности, воздействий

2. Игнорирование (торможение, устранение) несущественных, побочных, конкурирующих воздей­ствий.

3. Удержа­ние (сохранение) данной деятельности (образов, предметного содержания) до момента завершения деятельности.

4. Регуляция и контроль деятель­ности.

Формы и уровни внимания:

Внимание способствует селективности (избирательности) протекания любых психических процессов. В силу этого можно выделить несколько форм внимания:

а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и другие);

б) моторное (двигательное) внимание;

в) эмоциональное внимание (связано с эмоционально-значимыми стимулами, с процессами запечатления информации);

г) интеллектуальное внимание (связано с процессом обдумывания).

Иногда просто говорят о внешнем внимании (направленность сознания на предметы, явления внешней среды и свои внешние действия) и внутреннем внимании (направленность внимания на явления и состояния внутренней среды организма).

Свойства внимания:

1. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, ко­торые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыс­лу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объе­диненные. У взрослого человека объем внимания равен 5—7 объектам. (закон памяти 7+- 2)

2. Концентрация внимания -  степень сосредоточения созна­ния на объекте. Чем меньше круг объектов или воспринимаемый участок, тем концен­трированнее внимание. Концентрация обеспечивает углубленное изучение.

3. Распределение внимания -  умение одновремен­но выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Очень важно для профессии шофера, летчика, педагога, врача.

4. Устойчивость внимания - об­щая направленность внимания в процессе деятельности. На ус­тойчивость влияет интерес, разнообразие действий (впечатлений), активная деятельность с объектом.

5. Отвлекаемость -  выражается в колебаниях внима­ния, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Противоположна устойчивости. Наблюдается даже при очень сосредоточенной работе, приводит к отвлечению от объекта через 15-20 мин.

6. Переключение внимания - перестройка внимания, перенос его с одного объекта на другой. Различают переключе­ние преднамеренное (произвольное) и непреднамерен­ное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Выделяют ряд показателей переключаемости внимания:

1) время, затрачиваемое на переключение внимания;

2) продуктивность (производительность) работы по сравнению с объемом ее или временем выполнения определенного объема работы без переключения внимания;

3) качество, т.е. точность или наличие ошибок, обусловленных переключением.

В отличие от полного (завершенного) переключения, неполное (незавершенное) переключение не сопровождается возникновением такой степени сосредоточения, которая необходима для нового дела или объекта внимания. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности чаще проявляется в том, что новая работа может выполняться по правилам, отвечающим специфике старой.

Виды внимания:

Различают три вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

1. Непроизвольное внимание - само собой воз­никающее внимание, вызванное действием сильного, контраст­ного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

2. Произвольное внимание -  это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Произвольно со­средоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса дея­тельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Утомление наступает через 15-20 минут. Произвольное сосредоточение облегчается при включении практического действия (конспектирование при чтении). Психическое утомление, эмоциональное возбуждение, вызванные причинами, посторон­ними для выполняемой работы (озабоченность какими-то дру­гими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), тоже значительно ослабляет произвольное внимание чело­века.

3. Послепроизволъное внимание – может продолжаться часами, является самым эффективным идлительным. Вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в резуль­тате длительное время сохраняется целенаправленность, снима­ется напряжение, человек не устает.

При этом существует закономерность циркуляции, флуктуации внимания - через каждые 6—-10 сек мозг человека отключается от приема инфор­мации на доли секунды, в результате какая-то часть информа­ции может быть потеряна.

Расстройства внимания бывают как временные явления у совершенно нормальных людей при утомлении или эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и в этих случаях ее называют "невнимательностью" (в противовес "внимательности").

Типы невнимательности:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.159 с.)