Тема №1. Предмет, объект и методы психологии; основные научные школы современной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1. Предмет, объект и методы психологии; основные научные школы современной психологии.



Предметом изучения психологии является психика человека, включающая в себя психические процессы и явления.

Объектом психологии являются:

1. собственно психические процессы и явления, объективно обнаруживаемые при помощи рассказа человека или ответа на вопросы психологического теста;

2. предметы и явления окружающего мира, которые оказывают влияние на психику;

3. предметы и явления окружающего мира, которые являются следствием психической активности;

Метод – это способ познания и исследования явлений природы, позволяющий с помощью специальных приемов (или методик) проникать во внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления.

Субъективный метод заключается в описании психических процессов и явлений в процессе самонаблюдения. Ограниченность субъективного метода вызвана тем, что не все психические процессы протекают сознательно, а также тем, что сам акт самонаблюдения может внести значительные изменения в протекание наблюдаемых психических процессов.

Объективный метод заключается в описании психических процессов и явлений в процессе внешнего наблюдения или эксперимента. Различают прямое и косвенное наблюдение. Примером прямого наблюдения может быть изучение реакции человека на раздражитель, примером косвенного – оценка эмоционального состояния человека в процессе изучения реакции на конкретный раздражитель. Косвенное наблюдение применяется в ситуациях, когда мы хотим с помощью объективных методов изучить психические процессы, не поддающиеся прямому наблюдению.От наблюдения эксперимент отличается тем, что в процессе изучения явления исследователь может произвольно изменять условия, при которых оно совершается, и, наблюдая результаты такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Например, экспериментатор может исследовать скорость реакции в ответ на подаваемые им сигналы разной интенсивности.

В исследовательской практике объективные наблюдения и эксперименты различаются также по целому ряду других признаков.

По условиям осуществления наблюдения – лабораторное, когда субъект или группа наблюдается в искусственных, специально созданных условиях, и полевое наблюдение, которое идет в условиях повседневной жизни. Те же закономерности и у эксперимента. Лабораторный эксперимент осуществляется в специально созданных условиях, а естественный эксперимент позволяет исключить напряжение, которое испытывает человек, знающий, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в условия повседневной жизни.

По характеру контактанепосредственное наблюдение, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии, и опосредованное, когда исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, посредством анкет, биографий, аудио- или видеозаписей и т.д. Эксперимент обычно бывает непосредственным.

По характеру взаимодействия с объектом различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы, и его присутствие и поведение становятся частью наблюдаемой ситуации, и невключенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких–либо контактов с изучаемым лицом или группой. Эксперимент обычно бывает невключенным.

Важнейшим методом объективного психологического исследования является тестирование. Задача психологических тестов – измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. вариантов тестирования великое множество. На наш взгляд, наиболее значимыми из них являются тест-опросы и проективные тесты.

Метод опроса представляет собой способ получения информации об изучаемом явлении в ходе непосредственного (структурированное интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Различают три вида психологических инструментов для обеспечения метода опроса: а) структурированное интервью, б) опросники–анкеты и в) личностные опросники.

Структурированное интервью – представляет собой способ получения заранее определённой информации в процессе устной беседы. Для этого вопросы интервью формируются на основе специальных клише – типичных вариантов поведения, симптомов болезни и т.п. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях. Например, комплексное исследовательское диагностическое интервью (CIDI) для выявления симптомов психического заболевания в соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10.

Опросники–анкеты подобны структурированным интервью, но их вопросы и ответы прошли процедуры математической обработки – стандартизации, валидизации и т.д., поэтому имеют всеобщий характер (могут использоваться для изучения любого человека на Земле). Например, шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера позволяет определить выраженность реактивной и личностной тревожности, и является обязательным инструментом при изучении тревожных расстройств.

Личностные опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. Например, Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММРI) – один из самых известных и употребляемых личностных опросников, состоит из 550 утверждений, ответ на которые («верно» или «не верно») создаёт самую совершенную на сегодняшний день в психологической науке картину данной личности. Кроме десяти основных клинических шкал, на основе ММРI создано около 400 дополнительных шкал, например академических способностей, лидерства, социальной ответственности, впечатлительности, способности к достижению цели и т.д.

Проективные методы представляют собой способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Например, ему предлагают что–либо нарисовать (дом, дерево, несуществующее животное и т.п.) или сделать свободное описание какого–либо объекта, события, вылепить скульптурное изображение и т.п. Главной особенностью проективных методик является то, что заданный вопрос стимулирует испытуемого на неограниченное разнообразие и количество возможных ответов. Чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, дается очень короткая и в самых общих выражениях инструкция. Самым известным из проективных методов является тест Роршаха, для интерпретации которого специалисту-психологу требуется как минимум двухлетнее специальное обучение.

Основные психологические школы. Психология зародилась в недрах педагогики, поэтому все научные течения берут начало от педагогической психологии и психологии развития. Ведущее самостоятельное значение получила общая психология, ставшая на сегодняшний день главным базовым предметом для изучения на психологических факультетах. Развиваются социальная, клиническая, судебная ветви психологической науки. Научные психологические школы в нашей стране сформировались в ведущих университетах.

Московская школа психологии была основана С.Л. Рубинштейном и В.С. Выготским. А.Н. Леонтьев также внес существенный вклад в разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы. Выдающимися представителями московской школы являются Б.В. Зейгарник, Г.Е. Сухарева, П.Я. Гальперин, С.Я. Бернштейн.

Ленинградская школа психологии была заложена Б.Г. Ананьевым, который внес неоценимый вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Важным центром педагогической психологии была Академия педагогических наук СССР, в стенах которой А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А.В.Запорожца, организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания АПН СССР, входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Д.Б. Эльконин известен как автор главного учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и новой концепции обучения детей младшего школьного возраста.

Всемирное значение имеют труды А.Р. Лурия в области нейропсихологии – науки, изучающей анатомо–физиологические основы высших психических функций. Они заложили научно–психологическую базу для современной медицинской психологии, и обеспечили приоритет отечественной науки на десятилетия вперёд. Исследователи США лишь в 21 веке приблизились к открытиям, сделанным А.Р. Лурия во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Методы нейропсихологии широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Широкую мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова. Совместно с сотрудниками он создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти, изучал многие механизмы, объясняющие на нейронном уровне процессы восприятия и памяти. Е.Н.Соколов детально исследовал ориентировочный рефлекс, вошедший в объяснительную структуру нейрофизиологических основ внимания.

В мире развиваются и сосуществуют около 2000 уникальных школ и направлений современной психологии. В целом, все существующие школы мировой психологии могут быть отнесены к трем основным направлениям: психодинамическим, ориентированным на понимание глубинных психических процессов; бихевиорально-когнитивным, ориентированным на обучение определённым моделям поведения; экзистенциально-гуманистическим, ориентированным на изучение смысловых структур человека.

К психодинамическиму направлению, получившему широкое распространение с начала XX века, относятся психоаналитические школы З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К. Юнга и подобные им методы. К бихевиорально-когнитивному направлению, которое начало свое развитие в 20-е годы XX века, относятся бихевиоризм Д. Уотсона, когнитивная психология Н. Винера, поведенческая терапия и другие методы. Экзистенциально-гуманистическое направление в качестве самостоятельного выделилось в 60-х годах XX века как протест против доминирования психоанализа и бихевиоризма, по составу наименее однородно. К данному направлению могут быть отнесены гуманистическая психология А.Маслоу, клиент-центрированная терапия К. Роджерса, логотерапия В. Франкла, работы Р. Мэй, Д. Бьюдженталя и многих других. 

 

Вопросы для контроля знаний:                                                    

1. Что является предметом изучения и объектом психологии?

2. Определение метода.

3. Чем отличаются субъективный и объективный методы в психологии?

4. Чем отличаются наблюдение и эксперимент?

5. Какова классификация наблюдений и экспериментов?

6. Что такое психологическое тестирование?

7. Какие варианты тестирования Вам известны?

8. Что представляют собой проективные методы исследования?

9. Какие учёные являются выдающимися представителями московской и ленинградской школ отечественной психологии?

10. Какие направления современной психологии можно отнести к психодинамическим, а какие – к бихевиорально-когнитивным и экзистенциально-гумманистическим?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.012 с.)