зарубежный опыт предупреждения коррупции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

зарубежный опыт предупреждения коррупции



Во второй половине XX столетия, когда борьба с коррупцией в ряде стран была возведена в ранг государственной политики, удалось добиться минимизации ее влияния на все сферы жизнедеятельности общества. В этом отношении представляет интерес опыт тех государств, которые сравнимы с Россией по численности управленческого аппарата. Это, прежде всего, США, Германия, Великобритания, Франция, Китай и ряд других стран.

А. Бинецкий на основе анализа мирового опыта выделяет четыре модели борьбы с коррупцией[89]:

1. тоталитарная модель предполагает всеобъемлющий контроль со стороны государства за поведением должностных лиц и жесткое реагирование на любые отклонения от принятых норм. И хотя недостатком такого подхода является нарушение прав человека, в то же время эта модель борьбы с коррупцией обеспечивает корреляцию между уровнем властных полномочий должностного лица и степенью его ответственности. При этом риск быть привлеченным к уголовной ответственности и понести наказание возрастает для лиц, которые находятся ближе к вершине власти. Такая модель характерна для современного Китая;

2. авторитарная модель предполагает выборочную реализацию уголовной ответственности должностных лиц, так как выход должностного лица на определенный уровень властных полномочий фактически означает для него правовой иммунитет. При этом у денег как таковых в этой модели лишь второстепенное значение, так как мотивация стремления вхождения людей во власть - соображения собственной безопасности и безнаказанности. В этой модели борьбы с коррупцией заложены процессы деградации власти и ее последовательного коррумпирования. Многие элементы этой модели были присущи России в середине 90-х годов прошлого столетия;

3. олигархическая модель предполагает реализацию уголовной ответственности в соответствии с клановым подходом - «свой - чужой», т.е. власть защищает «своих» от привлечения к уголовной ответственности всеми доступными способами, а на «чужих» собирают компрометирующий материал и стремятся дать ему законный ход. При этом в России огромное значение придается деньгам, с помощью которых улаживаются многие проблемы, в том числе в правоохранительной сфере, а сама борьба с коррупцией становится орудием борьбы за власть;

4. либеральная модель, характерными признаками которой выступают полная безответственность, безнаказанность и вседозволенность. Такая модель борьбы с коррупцией складывается в период революционных потрясений, когда новая власть еще не овладела функциями управления или сознательно провоцирует разрушительные процессы. Такая модель борьбы с коррупцией существовала в первые годы становления современной России (1992 - 1998)

В США антикоррупционное законодательство характеризуется чрезвычайной жесткостью. Так, за различные виды коррупции – взятка, кикбэкинг (выплата части незаконных денег участнику сделки) и др. – предусмотрены штрафы в тройном размере взятки или тюремное заключение от 15 лет, либо то и другое одновременно, а при отягчающих обстоятельствах - лишение свободы до 20 лет[90].

Как отмечают Д.В. Бакатин и Т.К. Ковалева, история появления в США Закона о коррупционной деятельности за рубежом связана с тем, что в 1976 году Федеральная комиссия США по ценным бумагам и биржам опубликовала отчет, содержащий информацию о том, что более 450 американских компаний признало факт совершения ими сомнительных платежей иностранным должностным лицам. Данное заявление шокировало американскую общественность[91].

Еще в последнее десятилетие прошлого века коррупция проникла во многие сферы общественной жизни США и составляет характерную черту деловой активности американцев. Коррупция охватила органы власти, полицию, суд, бизнес, средства массовой информации, оказывает сильное влияние на отношения администрации с потребителями, избирателями, профсоюзами и общественными организациями, включая незаконные действия должностных лиц и корыстное манипулирование интересами населения[92].

Термин «коррупция» употребляется в США для обозначения продажности общественных, государственных и политических деятелей, государственных служащих. Как отмечается в литературе, американские исследователи проблемы коррупции определяют это явление как уклонение политических деятелей, сотрудников государственного аппарата, бизнесменов и других лиц от выполнения ими своих официальных обязанностей и государственных функций ради личных, семейных или групповых интересов с целью обогащения и повышения своего социального статуса.

Законодательство США предусматривает наказание за дачу и получение вознаграждения за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения, по американскому праву, чиновник может получить только официально - от правительства. Наказание за нарушение этой нормы - штраф или лишение свободы до 2 лет, или совокупность наказаний.

Коррупционными признаются сделки между любыми лицами по поводу устройства на федеральную государственную службу. Так, уголовно наказуемым является требование денег или имущественных благ, или их получение для содействия в устройстве на государственную службу. Виновный наказывается лишением свободы на один год или штрафом в размере требуемой или полученной суммы, или совмещением обоих видов наказания. Исключение составляет деятельность специальных агентств по найму, имеющих разрешение участвовать в наборе на государственную службу.

Антикоррупционное законодательство США носит системный характер. Оно состоит также из правовых актов, регламентирующих лоббистскую, банковскую, биржевую и иные виды деятельности. И хотя это не является гарантией полного искоренения коррупции, в США ее уровень значительно ниже, чем в других государствах.

Так, США в целях предупреждения и пресечения коррупции принят ряд нормативных правовых актов: Принципы этического поведения правительственных чиновников и служащих от 17 октября 1990 г., Закон «Об этике в правительственных учреждениях» 1978 года; в ФРГ - Федеральный закон «О государственных служащих», Федеральный закон «О дисциплинарном режиме государственной службы» и Закон «О федеральных кадрах»; во Франции - Генеральный статус государственной службы 1946 года, в Мексике имеется Закон от 30 декабря 1982 г. «Об ответственности государственных служащих»[93].

Как отмечает Б.В. Волженкин, в этих актах подчеркивается престижность государственной службы и моральная ответственность лиц, состоящих на службе перед обществом. Кроме этого, государственная служба в некоторых зарубежных государствах рассматривается как особый вид социально полезной деятельности, а корпус государственных служащих обязан подчиняться жестким служебным стандартам[94].

Например, в США и Канаде приняты специальные законы, содержащие этические нормы, в которых закреплены положения, направленные на противодействие коррупции в системе государственной службы. Коррупция в системе государственной службы заставила правительство США сделать борьбу с коррупцией одним из приоритетных направлений своей государственной политики еще в XIX в.[95]. Первой страной, которая в 1977 году ввела уголовную ответственность за коррупцию за рубежом, были США[96].

В США сформирована система контроля за правонарушениями коррупционного характера. Так, с 1946 г. в США действует Закон «О федеральном регулировании лоббистской деятельности», в соответствии с которым любая организация, оказывающая давление на конгресс, обязана регистрировать своих лоббистов и сообщать о своих интересах в законодательной сфере. Каждый лоббист обязан ежеквартально публиковать отчет о своей деятельности в «Ведомостях конгресса». Нарушители закона могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 тыс. долларов или тюремному заключению на срок до пяти лет[97].

Борьба с коррупцией облегчается тем, что в США фактически нет иммунитетов для должностных лиц. Любой чиновник, включая президента, конгрессменов и сенаторов, может быть привлечен к уголовной ответственности, хотя и в особом порядке, после отстранения его от должности.

Другим важнейшим направлением антикоррупционной стратегии США является профилактика коррупции в системе государственной службы. Она основывается на внедрении так называемой «административной морали», представляющей собой этические и дисциплинарные нормы.

С конца 80-х годов XX в. этические начала государственной службы стали объектом еще более жесткой правовой регламентации. В 1989 г. Конгрессом США был принят Закон «О реформе Закона об этике», который внес существенные изменения в нормы, регулирующие этику поведения должностных лиц, и распространил их на все ветви федеральной власти – законодательную, исполнительную и судебную.

В октябре 1990 г. Закон был подкреплен исполнительным приказом президента США № 12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата». Эти принципы были распространены не только на чиновников высшего ранга и на рядовых госслужащих.

Согласно приказу госслужащие:

¾ не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого рода информации в личных целях;

¾ не могут в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие;

¾ принимать подарки от лиц, интересы которых зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных обязанностей;

¾ обязаны докладывать «в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях разрушения собственности, обмана, злоупотребления и коррупции».

¾ Контролем за исполнением этих установлений занимаются специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить служебное расследование.

Для чиновника последствия обнаружения допущенных им нарушений могут выразиться в виде применения к нему одной из следующих мер воздействия:

¾ частичная или полная дисквалификация;

¾ перемещение на низшую должность;

¾ предложение прекратить «конфликтные» финансовые связи.

При серьезных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности.

Кроме того, ограничивается право государственного служащего на побочный (по совместительству) заработок, размер которого не должен превышать 15% оклада по должности. Это ограничение распространяется на должностных лиц всех ветвей власти, за исключением членов Сената США. Чиновники, назначаемые президентом США, вообще не могут получать «какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей».

Что касается бывших государственных служащих, то ограничение их деловой деятельности действует в течение двух лет после выхода в отставку. Им запрещается выполнять представительские функции при разрешении органами исполнительной власти конкретных дел, которые относились к ведению этого государственного служащего в течение года, предшествующего прекращению его службы. Двухлетний запрет распространяется и на бывших «старших чиновников» исполнительной власти. Они не должны поддерживать контакты с прежним местом работы, не могут представлять чьи-либо интересы по любому вопросу перед тем ведомством, в котором они служили, или каким-либо государственным служащим этого ведомства.

Еще одним важнейшим положением антикоррупционной стратегии США являются единые для всех ветвей государственной власти правила, ограничивающие получение должностным лицом подарков от частных лиц и организаций.

Так, сенатор США, а также сотрудники его аппарата не должны принимать подарки от частных физических и юридических лиц, которые могут оказаться заинтересованными в одобрении Сенатом конкретных законов, если стоимость подарков в течение календарного года в совокупности превышает 100 долл. Стоимость подарков, получаемых сенатором из других источников (исключая родственников) в течение календарного года, не должна превышать в совокупности 300 долл. Закон об этике налагает ограничения на оплату частным лицам подарков в форме поездок. Сенат установил лимит в три дня (и две ночи) для поездок внутри страны и в семь дней (и шесть ночей) для поездок за границу. Эти ограничения распространяются также и на членов семей сенаторов.

Член палаты представителей Конгресса США имеет право получать подарки в течение календарного года общей стоимостью не более 250 долл. из одного источника10. Такое ограничение распространяется и на сотрудников его аппарата. При этом каждый подарок, включая подарки супругам должностных лиц, «справедливая рыночная цена» которого превышает 100 долл., должен декларироваться. Эти ограничения распространяются на все подарки, кроме подарков от родственников.

Для остальных категорий государственных служащих также существуют ограничения на получение подарков. Государственный служащий и его супруга (супруг) могут в течение календарного года принять подарки, цена которых в совокупности не превышает 100 долл. Получив подарок выше допустимой стоимости, государственный служащий обязан в течение 60 дней сдать его в соответствующий орган своего ведомства.

Особое внимание уделено правилам, регламентирующим условия получения подарков и наград от представителей иностранных государств. Государственный служащий, например, имеет право принять подарок от представителя иностранного государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве сувенира или знака вежливости и не превышает «минимальной стоимости». Принять подарок выше «минимальной стоимости» должностное лицо вправе, если такой подарок способствует развитию связей США в сфере науки или медицины, а также если отказ принять подарок может обидеть дарителя и каким-то образом повлиять на международные связи.

Как показывает анализ, в США выстроена достаточно  эффективная система, создающая условия для действенной борьбы с коррупцией.

В Великобритании основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) составляет Закон Соединенного Королевства «О взяточничестве» (далее - Закон) вступивший в силу с 1 июля 2011 года. Сфера применения закона распространяется и на бизнес-интересы или деятельность в статусе должностного лица, даже если заинтересованное лицо находится очень далеко от Великобритании, при этом санкции включают лишение свободы и штрафы неограниченных размеров.

Последствием вступления Закона в силу является реформирование института уголовной ответственности за преступления, связанные со взяточничеством и коррупцией, - замена существующего регулирования посредством общего права и отдельных законов на единый закон.

Важная особенность Закона - признание преступлением непредотвращение компаниями коррупционных проявлений, если не будет доказано, что меры предосторожности, принятые ими для предотвращения этих фактов, были достаточны.

Закон также позволяет квалифицировать как коррупционные преступления исключительно частные коммерческие договоренности (если присутствуют другие элементы состава преступления), что свидетельствует о потенциально более широком применении в сравнении с законом США о борьбе с интернациональной коррупцией (FCPA) и соглашением OECD о борьбе с подкупом иностранных государственных чиновников в международных деловых отношениях[98].

Преступления, предусмотренные Законом, - это деяния, совершенные как на территории Великобритании, так и за ее пределами в случае наличия у субъекта близкой связи с этой страной. Для юридических лиц такой связью признается регистрация по закону какой-либо части Великобритании. У физических лиц близкой связью будет считаться наличие права на проживание или британского гражданства во время совершения соответствующих преступлений. Более того, в случаях, когда «полномочия» или «выполняемые действия» совершаются не на территории, находящейся под юрисдикцией Великобритании, учету подлежат любой обычай, судебная или иная практика соответствующей страны.

Составы преступлений изложены в Законе следующим образом.

Два наиболее общих типа преступления: дача взятки и получение взятки, а также дача взятки иностранному государственному должностному лицу и непредотвращение фактов взяточничества на уровне корпорации.

Чтобы гарантировать единообразное применение Закона как к государственным служащим, так и к сотрудникам частных корпораций, на которые может быть оказано влияние взяткой, категории «полномочия» или «действия» охватывают очень широкий диапазон поведения и определяются как деятельность в любой точке земного шара, даже если она не находится под юрисдикцией Великобритании.

Однако Закон применим не ко всем видам полномочий и действий, а только к тем, которые должны были быть выполнены добросовестно, беспристрастно или субъектом в положении оказанного доверия, который должен действовать определенным образом, но нарушает соответствующее обоснованное ожидание.

Антикоррупционное законодательство Франции направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих политико-административные решения, а также противодействие деятельности политических партий, применяющих незаконные методы финансирования и проведения избирательных кампаний.

Государственная служба Франции в настоящее время переживает не лучшие времена. Как отмечает Э.В. Талапина, «государственная служба Франции испытывает моральный кризис, в 2005 - 2010 гг. ушла на пенсию та части кадров, для которой еще важны моральные устои служащих и обязанности перед государством. Администрация и бюрократия становятся понятиями-синонимами»[99].

В целях развития административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы в 60-е годы XX в. было принято решение обязать всех избранных государственных служащих сообщать о своем имуществе и доходах в налоговую службу. Кроме того, было принято решение публиковать сведения о доходах и имуществе высокопоставленных чиновников в средствах массовой информации. Для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы были усовершенствованы механизмы информирования граждан о контрактах и подрядах, которые заключает государственная власть[100].

Для предупреждения и пресечения коррупции в дорожной полиции был наложен запрет на оплату штрафов на месте нарушения правил дорожного движения. Был усовершенствован режим государственного контроля в системе государственной службы, введен антикоррупционный мониторинг актов, которые могут провоцировать коррупцию в системе государственной службы. Кроме совершенствования режима административного контроля, был усовершенствован и режим финансового контроля за целевым расходованием бюджетных средств. Для этих целей Счетная палата была наделена дополнительными полномочиями, Правительство начало стимулировать хозяйствующих субъектов в деле проведения внутренних аудитов для предупреждения и пресечения коррупции среди своих сотрудников. Помимо данных мероприятий, Правительство приняло решение создать в Министерстве юстиции Центральную службу для борьбы с коррупцией.

Общий статут устанавливает несовместимость исполнения госфункций с некоторыми частными интересами с целью соблюдения правила равенства перед лицом госслужбы и ее нейтральности и др. Французский чиновник обязан посвятить себя только государственной службе, обязан отстраниться от частных интересов, обязан молчать, т.е. чиновник должен использовать полученную служебную информацию только в интересах службы, и др. В своем общем поведении государственный служащий подчинен обязательству лояльности и обязательству блюсти достоинство[101].

В 1995 г. правительство Франции приняло решение о создании Комиссии по деонтологии государственной службы, которая призвана оценивать совместимость будущей работы государственного служащего с его функциями на государственной службе. Это вызвало резкое неприятие со стороны чиновников, поскольку переход их на хорошо оплачиваемые должности в частные компании и банки стал своего рода национальной трагедией, оправдываемой тем, что на ответственные посты нужно ставить лучших людей. Как отмечается в научной литературе, комиссия по деонтологии государственной службы играет роль своего рода фильтра, не позволяющего государственным служащим злоупотреблять своим служебным положением в интересах частных или государственных компаний. Следует сказать, что Комиссия по деонтологии государственной службы не занимается делами тех, кто «движется в обратном направлении», т.е. начинает свою карьеру в частных компаниях или банках, а затем поступает на государственную службу».

Предпринимаемые меры по укреплению дисциплины в системе государственной службы Франции дают определенные результаты, в частности, А.В. Оболонский отметил, что французская государственная служба представляет собой продуманную, всесторонне регламентированную систему высоко централизованной администрации, но даже такая модель сталкивается с целым рядом проблем в процессе своего функционирования»[102].

Говоря о практике предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Германии, необходимо отметить, что рост коррупции в этой стране обусловил принятие Закона «О борьбе с коррупцией» (1997). Согласно этому Закону весьма принципиально была ограничена возможность для государственных служащих заниматься дополнительной оплачиваемой деятельностью, ужесточены меры наказания за недекларирование получаемых доходов и подарков.

Административно-правовое регулирование поведения государственных служащих обеспечивается с помощью контроля за их деятельностью, связанной с исполнением должностных обязанностей. О таком контроле знает как сам чиновник, так и общественность. Необходимо сказать, что администрация органа, в котором осуществляется государственная служба, обязана вести непосредственное наблюдение за ситуацией, связанной с предупреждением и пресечением коррупции, определять наиболее реальные в коррупционном плане должности государственной службы, а также проводить мероприятия по предупреждению возможных коррупционных правонарушений. Следует заметить, что набор на такие должности осуществляется целенаправленно, такие служащие должны быть устойчивы в морально-психологическом плане. Таких служащих, как правило, через 5 лет меняют. Названная практика, по нашему мнению, заслуживает внедрения в механизм административно-правового регулирования государственно-служебных отношений РФ[103].

В системе государственной службы Германии установлена система административных запретов, обусловленных режимом государственной службы. Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в Германии соответственным государственным жалованьем и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни. В целях предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Германии государственным служащим запрещено заниматься побочной деятельностью, а также переходить на работу в ранее подконтрольные организации в течение 5 лет после оставления государственной службы.

Опыт административно-правового регулирования государственно-служебных отношений в Японии показывает, что государственным служащим запрещено совместительство в других государственных органах, а также совместительство в качестве консультантов в коммерческих организациях. Однако служащие могут быть акционерами данных предприятий, законодательство Японии проникнуто заботой о чиновниках-акционерах <36>. Данные меры способствуют предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной службы Японии.

Система предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Голландии включает в себя следующие административно-правовые средства:

1. Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции и обсуждение последствий-наказаний за коррупционные действия. Ежегодно министр внутренних дел этой страны представляет доклад Парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.

2. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.

3. Формирование системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушения должностной этики, включая коррупцию. Эта система содержит в себе также механизмы по исправлению допущенных нарушений.

4. Основной мерой наказания за коррупционные действия является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения должностных обязанностей.

5. Во всех органах государственной власти имеются службы внутренней безопасности, обязанностью которых является регистрация и выявление ошибок чиновников, их умышленных или случайных нарушений действующих правил и последствий таких нарушений. Органы государственной власти стремятся поощрять позитивные действия должностных лиц. Система поощрений направлена на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном плане работать честно и эффективно.

6. Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.

7. Все материалы, связанные с коррупцией государственных служащих, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке становятся доступными для общественности.

8. Каждый государственный служащий имеет право ознакомиться с информацией, характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны.

9. Действует специальная система обучения государственных служащих, разъясняющая политический и общественный вред коррупции и возможные последствия участия в ней.

10. Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией (специальная полиция), обладающая значительными полномочиями по выявлению коррупции в системе государственной службы.

11. Государственные служащие обязаны фиксировать все случаи коррупции, и эта информация должна передаваться в министерства внутренних дел и юстиции[104].

В Португалии что одним из эффективных административно-правовых средств, реализуемых правительством в данной сфере, явилось создание в системе прокуратуры специализированного подразделения - Центрального управления по ведению следствия и уголовному преследованию. Данная структура обладает серьезными полномочиями в механизме расследования правонарушений, связанных с коррупционной деятельностью государственных служащих. Одним из основных средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы является взаимодействие правоохранительных органов, функционирующих как внутри страны, так и за рубежом[105].

В соседней Испании в целях создания механизма реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы также образована специализированная прокуратура. Данная прокуратура осуществляет борьбу с экономическими преступлениями, связанными с коррупцией государственных служащих. Основным направлением деятельности данной прокуратуры является пресечение преступлений в сфере экономики и коррупции: незаконного использования служебной информации; растраты государственного имущества; должностного подлога; вымогательства при исполнении служебных полномочий; использования служебного положения для оказания давления на должностных лиц; коммерческих сделок, запрещенных к заключению государственными служащими.

Эталонным считается новый Закон Республики Корея «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу 1 января 2002 г. и получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны. Комитету по аудиту и инспекции (так называется в стране главный антикоррупционный орган) вменено в обязанность начинать расследования соответствующих обвинений по любому заявлению граждан.

Заслуживает внимания и антикоррупционная политика Сингапура. Ее центральным звеном является постоянно действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией – Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Этот независимый орган расследует и стремится предотвращать коррупцию в государственном и частном секторе экономики страны.

Бюро проверяет факты злоупотреблений государственных чиновников и сообщает о них соответствующим органам для принятия дисциплинарных мер, а также изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов для обнаружения слабых звеньев в системе управления.

Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, в частности:

¾ оплата труда государственных служащих согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц;

¾ контролируемая ежегодная отчетность государственных должностных лиц oб их имуществе, активах и долгах, при этом прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчетные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции;

¾ большая строгость в делах о коррупции в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров;

¾ ликвидация излишних административных барьеров для развития экономики.

Таким образом, в трех наиболее динамично развивающихся странах Азии, несмотря на национальную специфику, реализуются комплексные антикоррупционные программы, предусматривающие наряду с репрессивными профилактические меры предупреждения коррупции.

Существенно отличается от рассмотренных выше антикоррупционная стратегия Китая. В ее основе лежит превалирование репрессивных мер воздействия. Система государственного управления в КНР уникальна и эффективна по ряду причин:

¾ она представляет собой своеобразный симбиоз советской социалистической и либерально-капиталистической моделей управления.

Данный дуализм присутствует и в том, что в рамках КНР функционируют два различных подхода к организации и деятельности системы государственной власти. Так, если государственная власть материковой основной части Китая принадлежит народу и осуществляется согласно Конституции КНР Всекитайским собранием народных представителей и местными собраниями народных представителей различных ступеней, то власть в Специальном административном районе Сянган (ранее миру известном как Гонконг) вполне в духе демократических ценностей разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви (в связи с этим был популяризирован лозунг «Один Китай - две системы»). К тому же системе государственного управления в КНР придан китайский национальный и религиозный колорит, замешанный на присущих китайцам упорстве, расчетливости и трудолюбии (так называемый социализм с китайской спецификой).

¾ укрепление властной вертикали позволило в последние годы Китаю продемонстрировать впечатляющий экономический рост, духовное и нравственное обновление страны, опровергая утверждения многих либеральных идеологов, что любой цивилизации присущи стадии становления, развития, подъема, расцвета, кризиса, деградации и упадка.

¾ в рамках исполнительной вертикали власти в КНР построена эффективная система стимулирования активности государственных служащих, ориентирование их на достижение высоких результатов в организации и деятельности государственного аппарата.

Данная система базируется на сложном механизме мотивации, который сочетает в оптимальном соотношении моральные и материальные методы поощрения служащих органов власти[106].

¾ в стране был сформирован многоуровневый контроль эффективности деятельности органов государственной власти (так называемый аудит эффективности), суть которого состоит в сопоставлении и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти и иных организаций по выполнению государственных функций, использованию государственных ресурсов, а также принятие рекомендаций по совершенствованию их работы, причем его главной целью является повышение эффективности управления общественными ресурсами[107].

¾ впечатляющих успехов государственный механизм в КНР добился в осуществлении борьбы с коррупцией, казнокрадством, хищениями социалистической собственности.

В частности, по данным судебных органов Китая, ежегодно выявляются десятки тысяч преступлений, совершенных государственными служащими органов власти различных уровней. В отношении виновных применяются уникально жесткие меры уголовного наказания, связанные с конфискацией имущества осужденных, их пожизненным заключением и расстрелом (причем согласно уголовному законодательству КНР за счет имущества расстрелянного преступника либо имущества его родственников даже оплачивается пуля, используемая для смертной казни)[108].

¾ чрезвычайно жесткий характер носит система взаимных сдержек и противовесов в государственном аппарате КНР, когда деятельность любого органа власти является предметом тщательных перекрестных проверок десятков иных органов власти, причем эти звенья подвержены постоянной ротации, чтобы минимизировать образование коррупционных сообществ в сфере государственного аппарата.

Данные успехи властной вертикали в КНР особенно видны в ряде областей государственного управления.

Прежде всего, значительные достижения имеются в Китае в области планирования развития народного хозяйства. Так, по статистическим данным, средний рост валового внутреннего продукта в КНР в течение последних двух десятилетий составлял более 9,3% в год. В то же время рост доходной части совокупного бюджета страны осуществлялся еще большими темпами, составляя 11,7% ежегодно. Это говорит о том, что системе государственного управления КНР удалось увеличить степень централизации валового дохода и его концентрации в руках государства с последующим плановым инвестированием полученных доходов в экономику страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.06 с.)