Тема 6. Семья и порядок рождения. Психологическая характеристика детей в связи с порядком рождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Семья и порядок рождения. Психологическая характеристика детей в связи с порядком рождения.



Семья и порядок рождения.

Психология А.Адлера является скорее психологией использования, чем психологией обладания. Это положение понижает значение вопросов “Как наследственность и окружающая среда формируют личность?” или “Насколько интеллект является наследственным и насколько он обязан окружающей среде?”. Вместо этого функционалист, холистический адлерианец спросит: “Как личность использует наследственность и окружающую среду?”

По А.Адлеру, семейная система устанавливает первичное социальное окружение растущего ребенка, чье положение сравнимо с положением иммигранта в чужой стране – неспособного понять язык и неспособного быть понятым. Несведущий в правилах и обычаях, к своему ужасу обнаруживает, что, до тех пор, пока он не выучит язык и не научится соответственному поведению, он не сможет найти своего пути в этих местах. Родители, братья и сестры, ровесники, общественные институты и культура оказывают влияние на него, способствуют его социализации. Пока он не научится тому, что от него ожидается, он будет относительно беспомощным, некомпетентным и ущербным. Поэтому, наблюдая за своим окружением, он оценивает, и постепенно приходит к различным выводам относительно себя самого, своей ценности, своего окружения, чего оно от него требует, и как он может приобрести “гражданство в новом мире”. Путем наблюдений, исследований, путем проб и ошибок, и получения обратной связи от своего окружения он изучает, что получает одобрение, а что – неодобрение, каким образом он может достичь значимости. Помимо своих восприятий и оценок, ребенок не является пассивным приемником семейного влияния. Он активно и творчески занят изменением своего окружения, “воспитанием” своих братьев и сестер, “повышением” своих родителей (Mosak, 1980). Он хочет принадлежать, быть частью, иметь значимое слово.

В независимости от того является ли эта потребность биологической или приобретенной, каждый ребенок ищет значимости. Он не стесняется в средствах для достижения цели в семейной иерархии, выискивая себе “место под солнцем”. Один из братьев или сестер становится “лучшим” ребенком, другой “самым худшим”. Быть любимчиком, принадлежность к предпочтительному в данной семье полу, идентификация себя с одним из родителей или одним из братьев или сестер или заключение союза с одним из них может дать основу для ощущения своего места. Другими “создателями положения” для некоторых детей являются умственные недостатки, физическая ущербность и т.д.

Крайне важным для ребенка является положение ребенка в семейной иерархии. Скорее всего, первый ребенок обычно консервативен, а второй часто бунтарь. Обычно ребенок является или принцем или тем, который встает на цыпочки, чтобы взглянуть поверх предшествующих братьев или сестер. Если эти общие характеристики хоть в какой-то степени соответствуют действительности, то в самом лучшем случае они представлены в виде статистических вероятностей, а не как определяющие особенности. Порядок рождения сам по себе игнорирует положение ребенка с точки зрения пола. Дети в семьях из двух детей, в которых возможными конфигурациями являются мальчик-мальчик, девочка-девочка, мальчик-девочка и девочка-мальчик не обладают сходными характеристиками, если исходить только из порядкового положения.

Последователи Адлера предпочитают изучать иерархию семьи с точки зрения психологического положения. Эту точку зрения иллюстрирует простой пример. Возьмем двух братьев или сестер с десятью годами разницы в возрасте. Если рассматривать по порядку рождения, то их следует считать первым ребенком и вторым ребенком. С точки зрения последователя Адлера, психологическое положение каждого, скорее всего, было бы положением единственного ребенка, при этом, возможно, что старший ребенок для младшего исполняет функции дополнительной родительской фигуры. Выделенные курсивом термины “скорее всего” и “возможно” использованы специально, чтобы показать, что:

1. Адлерианцы не признают ригидные причинно-следственные связи между семейным расположением и особенностями сиблингов;

2. Связи могут быть понять только из контекста, т.е. когда известен климат в семье и полная конфигурация всех факторов в семейной иерархии. Когда Адлер делал обобщения или отваживался дать предсказание он всегда любил напоминать своим студентам: “К тому же все может оказаться совершенно иначе”.

Поиск значимости и вытекающее из этого сиблинговое соперничество отражает ценности конкурирующего общества, в котором мы живем. Нас поощряют быть первыми, быть выше, быть популярными, быть атлетичными, быть “настоящими” мужчинами, “никогда не терять духа” и т.д. Соответственно, каждый ребенок должен наметить для себя границы “территории”, которая включает в себя те атрибуты или способности, которые, как он надеется, дадут ему чувство значимости. Если при оценке своих возможностей (способностей, мужества и уверенности) он придет к убеждению, что он сможет достичь этого места при помощи приемлемых средств, то он будет добиваться “полезной стороны жизни”. Если же он почувствует, что не сможет таким образом достичь своей цели, то он теряет мужество и в своих усилиях начинает полагаться на деструктивное действие. Для адлерианца “не приспособленный к окружающему миру” ребенок не является “больным” ребенком.

Помимо детско-родительских отношений, о которых часто упоминают различные авторы, А. Адлер обратил внимание, что отношения между братьями и сестрами, положение ребенка в семейной иерархии, способствуют формированию различных типов личности.

При определении порядка рождения какого-либо ребенка в семье следует придерживаться некоторых правил:

1. Важно обращать внимание на психологическое положение ребенка в семье, а не на хронологический порядок появления детей на свет. Так из двух детей, среди которых старший физически не очень здоров или несколько отстает в развитии, а младший вполне соответствует возрасту и здоров, психологически родители могут воспринимать младшего ребенка как старшего и т.п.

2. Если разница между двумя детьми более 5 лет, то их следует рассматривать не как старшего и младшего, а как двух отдельных детей. Происходит это потому, что правила взаимодействия и стиль жизни формируются именно к 5-6 годам, а, следовательно, психологическая позиция старшего ребенка как единственного уже определилась и появление младшего мало повлияет на нее. При этом возможно, что старший ребенок выполняет функцию дополнительной родительской фигуры для младшего.

3. При определении психологической позиции следует также учитывать этнические, религиозные и культурные особенности семьи, а также стиль воспитания, свойственный родителям.

Учитывая эти правила, можно дать наиболее общие характеристики, свойственные детям, в связи с порядком рождения.

· старшие дети: самостоятельны, инициативны, независимы, стремятся заслужить одобрение взрослых и значимых людей, легко адаптируются к взрослому миру, как правило, хорошо учатся; Эти люди любят командовать, управлять, обладают развитой конкурентоспособностью. Часто они становятся: управленцами, учителями, администраторами, директорами школ и т.п. Обычно это когнитивно направленные люди.

· единственные дети: по своим психологическим характеристикам похожи на старших. Отличием является их неумение работать в команде. Эти люди при принятии групповых решений, в том случае, если они противоречат их мнению, стремятся изолироваться. Как правило, их реакция на конфликт - уход, так как отсутствует опыт конструктивного разрешения конфликта. Для них характерен род деятельности, в котором они могут проявить себя в одиночку;

· второй ребенок: радикально отличается от старшего. Часто занимает психологическую позицию бунтаря;

· средние дети: часто они живут под девизом "жизнь ко мне не справедлива". Они могут занимать одну из двух позиций: жалобщика или миротворца. Это люди, которые всю жизнь ищут справедливости. Их профессии, как правило, тоже связаны с восстановлением справедливости: юристы, врачи, мед. сестры, психологи, учителя;

· младшие дети: иногда на всю жизнь остаются "вечными детьми". Часто за маской "малыша" скрывается умелый манипулятор, заставляющий все окружение заниматься только собой. Эти люди, как правило, более творческие, занимают созерцательную позицию, артистичны. Часто их профессии связаны с искусством;

· близнецы: их психологическая позиция определяется родителями, и состоянием здоровья. Семейные рассказы и воспоминания об их рождении и детстве, определяют, кто в паре близнецов старший, кто младший.

Как уже было сказано, психологическая позиция ребенка, является условной конструкцией, Однако, именно она, вкупе с другими составляющими, образует стиль жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.006 с.)