Стремление к превосходству и его формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стремление к превосходству и его формы.



 Центральное стремление человеческого существования описывалось А. Адлером различными терминами: завершенность, совершенство, превосходство, власть. Однако автор всегда подчеркивал, что важное значение имеет смысл, цель, для исполнения которой человек борется. В том случае, если стремления направлены на достижение фиктивной цели, на увеличение торжества личности, на стремление любой ценой оказаться на верху, то Адлер рассматривал это как социально бессмысленные стремления или даже патологические проявления. Если же эти стремления направлены на преодоление своих жизненных проблем на достижение гармонии с окружающими, на раскрытие собственных способностей и потенциалов, то это есть проявление здоровой, развивающейся личности. 

Немалая роль в реализации борьбы за превосходство принадлежит агрессии. В своих ранних работах А.Адлер утверждал, что борьба за превосходство и агрессивные тенденции человека являются важным фактом в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоутверждение. Агрессия есть инициатива к преодолению препятствий, а стремление в превосходству - побуждение улучшить себя, развить свои способности, потенциальные возможности. Это стремление коренится в эволюционном пути человечества, т.к. все виды животных, не исключая и человека, развиваются в направлении более эффективной адаптации или погибают.

Осмысливая процесс развития ребенка, Адлер ввел термин "мужской протест". Это одна из форм борьбы с собственной слабостью. Этот вид неполноценности А. Адлер обсуждал, когда он еще был в Фрейдистском Обществе, и которое привело к размолвке между А.Адлером и З. Фрейдом. В определенных кругах оно сейчас принимает грандиозное значение. В культуре, которая ценит больше маскулинность, некоторые женщины чувствуют неполноценность, потому что им не предоставляют прерогативы или привилегии мужчин (“Я – женщина; Я должна быть равна с мужчиной”). Но мужчины тоже страдают от маскулинного протеста, потому что некоторым из них для того, чтобы обеспечить себе “место” недостаточно быть мужчиной (“Я – мужчина; но мне следует быть настоящим мужчиной”). Так как Адлер верил в равноправие полов, он не мог принять такие допущения (Mosak & Schneider, 1977). Поскольку и ныне продолжается битва между полами за равноправие, то можно наблюдать подтверждение предсказания Вексберга (1929), что “в своей нынешней форме семья определенно исчезнет при постоянно нарастающем процессе женской экономической эмансипации”.

 

По-мнению А. Адлера, мужской протест - реакция любого пола на бытующие предрассудки о мужественности и женственности. Поведение мужчины может представлять собой протест против требований, налагаемых мифом о превосходстве мужчины; поведение женщины может быть протестом против пренебрежительного отношения к женственности и ограничений, налагаемых на женщин.

 Для того чтобы более точно раскрыть семантику этого понятия, следует описать позиции "верха и низа", от которых отталкивался А. Адлер. Эти понятия тесно связаны с развитием человеческой культуры и возникли, по-мнению Адлера, с началом прямохождения. Образно говоря, в процессе своего развития ребенок поднимается снизу вверх, более того, воспитание подталкивает его к предпочтению «верха» (из гигиенических соображений). В культуре и религии тоже есть верх и низ – Ад и Рай.

Традиционно позиция верха (активности, силы, власти, компетентности, победы) принадлежит мужчине, а позиция «низа» (подчинения, пассивности и т.п.) - женщине. Следовательно, самой культурой женщине предписывается вторичная, менее выигрышная роль.

Для невротиков дихотомия верха и низа становится более острой, так как к ней примешивается антагонизм победы и поражения, а также триумфа и неполноценности. (А. Адлер «О природе нервического характера»). Защитная тенденция и мужской протест использует ориентацию "хочу быть наверху", так как в ощущении своей слабости есть нечто женственное. Эта тенденция выражается и девочкой и мальчиком выплескивается в псевдомаскулинном поведении.

На основании ложных суждений, навязанных и усиленно поддерживаемых социумом, у ребенка развивается так называемый " психический гермафродитизм". Изначально Адлер считал, что он свойственен в основном мальчикам, обладающим от рождения некоторой органической неполноценностью. Далее он изменил свою точку зрения, говоря о том, что психический гермафродитизм свойственен детям, которые не вполне понимают равноценность обоих полов, и, как следствие, долгое время могут не знать, к какому полу они относятся, при этом идеализируя мужественность.

А. Адлер писал, что «при внимательном изучении неврозов в связи с гермафродитизмом» можно наблюдать следующие признаки:

Часто встречающийся симбиоз физических особенностей противоположных полов. Женские черты у мужчины-невротика, и мужские черты у женщины. В некоторых случаях могут встречаться вторичные признаки противоположного пола.

 Субъективное чувство собственной неполноценности, которое подрывает независимость ребенка и, как следствие, у него растет потребность в поддержке. Это чувство сохраняется на протяжении всей жизни. Особенно ярко оно выражено по отношению к отцу.

 Некоторое время такой ребенок играет "двойную роль". С одной стороны он выказывает склонность к послушанию и подчинению, с другой - некоторые из его желаний, фантазий, действий выражают стремление к независимости.

Таким образом, как отмечал А. Адлер, в структуре невроза присутствуют следующие компоненты:

· наличие женских черт;

· гипертрофированный мужской протест;

· попытка достигнуть компромисса между первым и вторым.

Термин (психический гермафродитизм) оказался не вполне удачным, и Адлер пытался заменить его на стремление к превосходству и стремление к совершенствованию.

Психотерапевтическая практика А.Адлера показала, что стремление к совершенствованию может быть заблокировано в том случае, если детство протекает в неблагоприятной ситуации.

А. Адлер выделил три неблагоприятных ситуации детства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.006 с.)