Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

«ИНДИВИДУЛЬНАЯ ПСИХология»

Специальность 030301 «Психология»

 

 

 

Автор УМК - Муханова Надежда Александровна, к. псх. н., Первый проректор ВЕИП.

 

 

Санкт – Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

1.2. Содержание дисциплины.. 3

В. По времени проведения курса. 4

Г. Текст лекций. 4

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 4

1.3.1. Литература. 4

1.3.2. Перечень фильмов, диафильмов, мультимедиапрограмм, используемых в преподавании курса. 5

1.3.3. Активные методы обучения. 5

1.3.4. Материально-техническое обеспечение курса. 5

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ... 5

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 5

3.1. Вопросы для самостоятельной подготовки. 6

3. Требования к содержанию и формам текущего, промежуточного и итогового контроля.. 6

3.1 Вопросы к зачету (экзамену) 7

Приложение. Индивидуальная психология (тексты лекций). 7

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Цель: ознакомление с историей возникновения, основными теоретическими аспектами и элементами психологического консультирования в рамках индивидуальной психологии.

Начиная изучать курс «История психоаналитического движения» студент должен знать «Основы зарубежной и российской истории ХХ века», изучить курс «Введение в профессию», владеть основными понятиями и персоналиями психоаналитической школы.

Задачи курса

· Формирование у студентов общего представления об истории психоаналитического движения и школы индивидуальной психологии.

· Информирование о концептуальных теоретических и клинических основах индивидуальной психологии.

· Выработка навыка анализа бессознательного содержания ранних воспоминаний и техники работы с ними.

 

Форма контроля.

  

По окончании изучения данной дисциплины предусмотрен экзамен в рамках дисциплины «История психоаналитического движения».

1.2. Содержание дисциплины

А. По видам учебных занятий.

Наименование разделов и тем Лекции Практ. занятия Сам. работа Всего
 

Раздел 1. История развития направления.

1 Индивидуальная психология. Характеристика направления. 1   3 4
2 Основные расхождения во взглядах между З. Фрейдом и А. Адлером. 1   3 4
 

Раздел 2. Основные теоретические положения.

3 Основополагающие концепции. 1   1 2
4 Стремление к превосходству. 4   4 8
5 Социальный интерес 1   1 2
6 Семья и порядок рождения. 1   1 2
7 Стиль жизни. 2 2 4 8
8 Ранние воспоминания. 2 4 4 10
 

Раздел 3. Адлерианская психотерапия.

9 Основы адлерианской психотерапии. 6 2 6 14
10 Цели деструктивного поведения ребенка. 1   1 2
11 КСР 6     6
  ИТОГО 26 8 28 62

 

Б. По разделам и темам курса.

Раздел 1. История развития направления.

 

  1. Индивидуальная психология. Характеристика направления. Биография А. Адлера.
  2. Основные расхождения во взглядах между З. Фрейдом и А. Адлером. Причины раскола.

Раздел 2. Основные теоретические положения.

 

  1. Основополагающие концепции.
  2. Стремление к превосходству. Мужской протест и формы его проявления. Неполноценность и компенсация, виды компенсации. Позиции «верха» и «низа». Три неблагоприятных ситуации детства.
  3. Социальный интерес, определение, этапы развития. Определение социального интереса как процесса и по объектной направленности.
  4. Семья и порядок рождения. Психологическая характеристика детей в связи с порядком рождения.
  5. Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е.В.
  6. Ранние воспоминания. Место техники в адлерианской психотерапии. Преимущества и недостатки метода. Техники анализа ранних воспоминаний.

Раздел 3 Адлерианская психотерапия.

9. Основы адлерианской психотерапии. Виды, этапы, методологические принципы, основные подходы, техники.

  1. Цели деструктивного поведения ребенка.

Г. Текст лекций

Представлен в приложении 1 и на диске.

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

I. Основная

1. Адлер А.О природе нервического характера. М., 1997. 588 с.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., Академический проект, 2007.

3. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия. Учебник для вузов. Изд. Питер, 2009.

4.  Сидоренко Е. В. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в индивидуальной психологии А. Адлера. СПб, Речь, 2000 г. 152 с.

5. Моусак Г. Адлерианская психотерапия ЖППиП №4 декабрь 2000г. Стр. 1-47.

6. Фрейдимен Дж., Фрейджер Р. Аналитическая и индивидуальная психология. М., Прайм-Еврознак, 2008.

II. Дополнительная:

1. Ansbacher H.L. Individual psychology/ In R.J. Corsini & A. J. Marsella (Eds.) Personality theories, reseach and assessment. Itasca,Ill.: Peacocr,1983/

2. А. Адлер «Наука жить». Киев, «Port-royal», 1997, 287 с.

3. Адлер А. Влечение к превосходству// Знаменитые случаи из практики психоанализа М: Refl-book, 1995.- С. 196-200.

4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998,- 448 с.

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

6. Дрейкурс Р., Зольц Ф. Дети: вызов. М., «Прогресс», 1992,

7. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, Вышэйшая школа, 1997, С.154-166.

8. Файн М., (ред). Помощь родителям в воспитании детей. М.,«Прогресс», 1992,

9. Фрейдимен Дж, Фрейгер Р. теория и практика личностно-ориентированной психотерапии. М., 1996, Т.12. С.94-115.

Активные методы обучения

К активным методам обучения относится анализ конкретных ситуаций, используемый для обучения анализу ранних воспоминаний, ролевая игра, используемая при обучении техникам адлерианской психотерапии, подготовка эссе по стилям жизни.

Требования к содержанию и формам текущего, промежуточного и итогового контроля

По окончании проработки всех разделов курса и выполнении самостоятельной работы студент должен пройти итоговый тест. Выполнение всех форм самостоятельной работы и правильный ответ на все вопросы теста являются допуском к экзамену.

По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

· историю развития направления,

· основные концепции,

· основные психотерапевтические подходы,

уметь:

· проводить сравнительный анализ между адлерианством и другими направлениями,

· дать определение основным понятиям индивидуальной психологии,

владеть:

  • навыком анализа жизненного стиля,
  • техниками анализа ранних воспоминаний.

Вопросы к зачету (экзамену)

 

  1. А. Адлер биография.
  2. Причины и содержание разногласий с классическим психоанализом.
  3. Основные теоретические положения индивидуальной психологии.
  4. Стремление к превосходству.
  5. Социальный интерес.
  6. Семья и порядок рождения.
  7. Стиль жизни.
  8. Три неблагоприятных ситуации детства и формирование невроза.
  9. Основы адлерианской психотерапии. Методологические принципы, формы терапии.
  10. Этапы, цели адлерианской психотерапии.
  11. Основные техники адлерианской психотерапии
  12. Цели деструктивного поведения ребенка.
  13.  Ранние воспоминания как специфическая техника адлерианской психотерапии. Обоснование метода, его сильные и слабые стороны.
  14. Техники анализа ранних воспоминаний.

Приложение. Индивидуальная психология (тексты лекций).

БИОГРАФИЯ.

 

АДЛЕР, АЛЬФРЕД (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926, когда получил приглашение в Колумбийский университет в Нью-Йорке.

Альфред Адлер был вторым из шести детей небогатого семейства. Детство его не было безоблачным. Цитируя его собственные воспоминания, это было "беспризорное детство на улицах Вены". А. Адлер был довольно болезненным ребенком, в частности, страдал тяжелым рахитом. Из-за этого он долгое время плохо ходил и неоднократно попадал в уличные происшествия. Несколько раз он был "на волосок от смерти". В пятилетнем возрасте во время одного из тяжелейших воспалений легких, когда домашний врач давал неблагоприятный прогноз, вся семья уже была готова опустить руки и смириться с утратой еще одного ребенка. (Брат А. Адлера умер в их общей постели, когда Альфреду было около трех лет). Однако Адлера спас другой врач и, выздоровев, он решил тоже заняться медициной. Возможно поэтому, его ранние детские воспоминания изобилуют картинами болезней, смерти, похорон. Более того, позднее А.Адлер, обнаружил, что такие картины ранних воспоминаний вообще характерны для врачей.

В семье А. Адлер, по свидетельствам биографов, был больше привязан к матери. В гимназии учился неровно, по одним предметам успевал блестяще, по другим сталкивался с трудностями.

В восемнадцать лет А. Адлер поступает на медицинский факультет Венского университета и одновременно с этим его заинтересовывает социалистическое движение. В 1896 году А.Адлер блестяще заканчивает университет и становится врачом-офтальмологом. Идея социализма продолжает увлекать его, он участвует во многих политических митингах и на одном из них встречает свою будущую жену Раису Эпштейн.

В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу Учебник здоровья для портных (Gesundheitsbuch für das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждал риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагал меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов «индивидуальной психологии».

С 1900-х годов Адлер начал заниматься психопатологией в контексте общей медицины. Он был среди тех немногих психологов, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, поскольку в то время интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности, однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение (1902).

А. Адлер был одним из четырех его первых участников (другими были В. Штекель, М. Кагане, Р. Рейтлер). Позднее кружок трансформировался в Венское психоаналитическое общество, а А.Адлер в 1910 году становится его президентом. Несмотря на видимость согласия и сотрудничество, взгляды А.Адлера уже в то время серьезно отличаются от классической психоаналитической теории. В 1907 году он публикует статью «Исследование недостаточности органов и ее психическая компенсации» В ней впервые вводятся два базисных понятия индивидуальной психологии:

- компенсация (восполнение недостаточной функции органа или системы, благодаря усилению деятельности других органов);

- гиперкомпенсация (усиленная «тренировка» недостаточно функционирующего органа).

А. Адлер, в то время бывший врачом, постепенно приходит к выводу о том, что эти два механизма свойственны и телесной и психической жизни человека, как страдающего какими-либо расстройствами, так и вполне здорового. Основой подталкивающей их развитие является присущий всем в детстве комплекс недостаточности.

В отличие от Фрейда, Адлер не считал, что причины психической болезни следует искать в какой-то сексуальной травме, полученной в раннем детстве, оспаривал он и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после того, как Адлер в 1907 опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов.

К 1911 году расхождения во взглядах на природу и движущие силы развития человеческой психики между А. Адлером и З. Фрейдом достигают своего пика. А. Адлер выступает перед членами психоаналитического общества с четырьмя лекциями под общим названием "Критика фрейдовской сексуальной теории эмоциональной жизни". К четвертой лекции дискуссия между членами общества достигла кульминации и А.Адлеру было предложено покинуть общество, с главой которого у него полное расхождение. З.Фрейд отказался вместе с ним редактировать журнал и объявил, что невозможно быть одновременно членом его кружка и группы А.Адлера. Так произошел окончательный раскол.

В 1911 А. Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований», однако с 1912 начал применять термин «индивидуальная психология»; в том же году был опубликован труд А. Адлера О нервном характере (Über den nervösen Charakter), где обобщались основные концепции ученого. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров во главе с Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который считал, что этот труд относится к области философии, а не медицины. А. Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, поэтому он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, Человекознание (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию из записей этих лекций одним из слушателей.

А. Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, А. Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной человеку от рождения, А. Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Реакцией на чувство неполноценности является т.н. «маскулинный протест». Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

В 1912 Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии»(«Zeitschrift für Individualpsychologie»), публикация которого была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил на русском фронте; вернувшись в 1916 в Вену, стал главным врачом военного госпиталя.

В 1914 г. А.Адлер добровольцем уходит в армию, где служит врачом и занимается лечением военных психозов. Эта страница его биографии дала богатую почву для будущих теоретических размышлений ученого. Именно в это время зарождается его представления о социальном интересе, как одной из ведущих сил, помогающих здоровому развитию и адаптации человека.

После войны А.Адлер продолжает активно разрабатывать и внедрять в практику свою концепцию. Он участвует в реформе образования, предпринятой в то время в Австрии. Одновременно с этим в Австрии и других странах открывается сеть адлерианских консультационных центров, которые занимаются терапией детей, родителей, консультируют педагогов.

В 1921 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики А. Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность А. Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже – в США (где они продолжают функционировать и в настоящее время в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 был возрожден «Журнал индивидуальной психологии», получивший название «Международного журнала индивидуальной психологии». В 1938–1946 его публикация вновь приостановилась, а затем была возобновлена в 1946–1948. С 1935 под редакцией Адлера выходил журнал на английском языке (с 1957 – «Journal of Individual Psychology»).

Став приглашенным профессором Колумбийского университета в 1927, А. Адлер проводил летние месяцы в Вене, продолжая здесь преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов деятельность А. Адлера и его учеников в Германии была прекращена, а в 1934 были закрыты все детские реабилитационные клиники в Австрии. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, основанная в 1931 Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса в 1938 (возобновила деятельность в 1946).

Адлер читал лекции во многих учебных заведениях США и Европы; в последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии в апреле 1937 он, вероятно, перенес сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, А. Адлер неожиданно скончался от сердечного приступа.

В течение всей жизни А.Адлер активно выступал с научными и популярными лекциями. Одной из важнейших своих задач он считал создание воспитательской системы, основанной на любви к ребенку, подчеркивании его безусловной ценности, воспитании независимости и уверенности в своих силах. Он говорил о том, что важнейшая задача врача - воспитание родителей и самих воспитателей, чтобы, благодаря им, предвосхищать отклонения в физическом и душевном развитии ребенка.

К Теме 1.

Адлер, Альфред (1870-1937)

(7.2.1870, Вена-Рудольфсхайм – 28.5.1937, Aberdeen)

А. Адлер родился в еврейской семье, принадлежащей к мелкобуржуазному слою обществу, и посещал Леопольдштадтскую коммунально-реальную и высшую гимназию, правда, много лет спустя после З. Фрейда. Находилась она на Таборштрасе в Вене-Леопольдштадте, куда переехала семья. После получения аттестата зрелости в Хернальзерской гимназии в 1888 г. А. Адлер начал изучение медицины в Венском университете. В 1895 г. А. Адлер получил степень доктора медицины.

В 1999 он открыл частную практику по общей медицине на Пратерштрасе. В 1897 г. женился на Раисе Т. Эпштейн, в 1901 г. родилась дочь Александра, которая стала продолжателем дела отца. В 1902 г. А. Адлер стал участником фрейдовского Психоаналитического общества сред.

В 1904 г. А. Адлер крестился и стал протестантом. В том же году вышла его книга «Врач как воспитатель».

В 1907 г. А. Адлер написал «Исследование неполноценности органов». В результате создания концепции о врождённой неполноценности органов и интерпретации невротических симптомов как сверхкомпенсации, А. Адлер начал развивать свои собственные научные идеи, придавая иное значение биологическому фундаменту неврозов. Постепенно это всё больше удаляло А. Адлера от психоанализа З. Фрейда, пока не произошёл окончательный разрыв.

Когда 3.4.1908 г. на собрании Венского психоаналитического общества А. Адлер прочитал доклад, называющийся «Садизм и невроз» (позднее он был напечатан в журнале Fortschritte der Medizin под именем «Агрессивное влечение в жизни и в неврозе»), в котором постулировал существование влечения к агрессии, то З.Фрейд действительно этого не одобрил. Пауль Федерн был единственным, кто отреагировал на эту статью: «Адлер неправ, столь быстро отказываясь от большой роли, первоначально приписываемой сексуальному влечению». De facto А. Адлер уже тогда высказывался против теории либидо и сексуальной этиологии неврозов.

Во введении к работе «О нервозном характере» (1912) А. Адлер явно указывал на Пьера Жане как на своего предшественника потому, что даже концепция чувства неполноценности соответствовала sentiment d’incomplétitude П. Жане.

Всё возрастающее отхождение А.Адлера долгое время переносилось З. Фрейдом (правда, они вообще-то никогда не имели близких, сердечных отношений) с равнодушием и без прямой критики его отклоняющихся взглядов. Очевидно, что З. Фрейд надеялся на то, что А. Адлер, в конце концов, опять полностью примкнёт к психоанализу, рассматривая его, как ту персону, которую не стоит терять.

Когда на Международном Психоаналитическом конгрессе (1910) была основана Международная Психоаналитическая ассоциация, президентом которой стал К.-Г.Юнг, возмущены были, прежде всего, венские психоаналитики, почувствовавшие себя униженными; ведь именно они были первой психоаналитической группой в мире. При переоформлении Венского Психоаналитического общества в новый статус «национальной группы» Международного общества 12.10.1910 З.Фройд предложил выбрать председателем Альфреда Адлера, а заместителем – Вильгельма Штекеля. Оба стали ответственными за издание нового журнала «Вестник психоанализа» (Zentralblatt fuer Psychoanalyse).

В письме З.Фрейда к Ш. Ференци (3.4.1910) мы читаем: «Я предоставил руководство обществом Адлеру, не из-за симпатии или значимости, а потому, что это единственная личность в нашем обществе, к тому же возможно это побудит его защищать общую платформу». Но эта надежда не оправдалась.

4.1.1911 А. Адлер в докладе «Некоторые проблемы психоанализа» представил свои взгляды, отклоняющиеся от основных позиций фройдовского психоанализа, хотя расхождение было заметно ещё в 1909 г. А.Адлер считал, что вряд ли стоит говорить о наличии либидо у невротиков, оспаривал значение эдипова комплекса и считал, что сексуальность невротиков преждевременно пробуждается неполноценностью органов, а при повышенном мужском протесте сексуальность ощущается просто гигантской. З.Фройд в последующей дискуссии никак не показал своё отношение, так как доклад скорее всего не вызвал у него интереса. 1.2. 1911 А. Адлер говорил о «Мужском протесте как ядерной проблеме невротиков». В своём докладе А.Адлер поставил под сомнение понятие вытеснения; на его взгляд, активация психики (то есть, вытеснение) происходит в результате культурных воздействий. На этот раз З.Фрейд сам открыл дискуссию. С субъективной точки зрения, как выразился З.Фрейд, очень плохо то, что Адлер говорит о традиционных явлениях, не называя вещи своими именами, которыми они уже обладают, не пытаясь сопоставить придуманные им новые названия со старыми (мужской протест – вытеснение, психический гермафродитизм – бисексуальность и т. д.). А ещё З.Фрейд сказал о том, что в создаваемом А.Адлером фундаменте (неполноценность органов) и, далее, последующих теоретических выводах, А. Адлер уходит к поверхностной психологии (к Я, к социальной психологии). «То, что теоретические выводы должны объяснять как поверхностные, так и к глубинные феномены, я знал всегда, только намеренно сводил объяснения к психологии бессознательной сферы. Так что фактически работа А. Адлера не является ни теоретическим объяснением поверхностных феноменов, ни фундаментом глубинных процессов, а чем-то совершенно иным: это вовсе не психоанализ».

Вот так З. Фрейд высказал своё решающее и ясное слово, то, что каждый уже знал. И, несмотря на это ещё не было официального разрыва. 8.2.1911 дискуссия была продолжена. Розенштайн и Хичманн критически противостояли А. Адлеру, а Фуртмюллер пытался посредничать, не желая верить в то, что «исследования Адлера как в техническом, так и в тактическом отношениях являются опасностью для психоанализа». После заседания 15.2.1911, в котором участвовали А. Адлер и Ханнс Закс, сделавший доклад «О применимости психоанализа к творениям поэтического искусства», 22.2.1911 завершилась дискуссия о «мужском протесте» А. Адлера. Комментарий Штайнера, который можно прочитать в протоколе заседания, хорошо показывает, насколько эмоционально накалённой была ситуация: «Штайнер обратил внимание на бурные аффекты, спровоцированные дискуссией, на то, что они требуют психологического понимания. По-видимому, аффекты связаны с тем, что тема разговора соприкоснулась с нашими самыми тайными комплексами. Начинание А.Адлера он расценил ошибочным и опасным. Потому и ведут своё дело приверженцы Адлера из рук плохо. Даже З. Фрейда не пощадили от упрёка, что он слишком долго скрывал своё истинное отношение».

В дискуссии З. Фрейд обратил внимание на повышенную ранимость А. Адлера. Тот попросил после высказываемой критики не говорить о его прежних заслугах. Вряд ли такое поведение А. Адлера стоит считать справедливым, так как признание его заслуг вполне могло быть искренним. «Проф. З.Фрейд считал Адлеровское учение ошибочным и опасным для развития психоанализа из-за научной ошибки, допущенной А.Адлером (опорой на социальные и биологические точки зрения). Хотя бывают и ошибки другого рода, которые делают честь их виновникам. Но, даже с учётом отвержения содержания адлеровских взглядов, всеми было признано, что его учение логически последовательно и имеет свой смысл».

За А. Адлера заступились Фуртмюллер и Клемперер, промежуточную позицию занял В. Штекель. В заключительном слове А. Адлер сказал о том, что он твёрдо придерживается своих взглядов, подчёркивая единство неврозов, особую структуру влечений и мужской протест.

«На следующем заседании, исключавшем А.Адлера, он оставил место председателя Венского общества из-за своих расходящихся научных взглядов. В.Штекель проявил по отношению к А. Адлеру солидарность, отказавшись от места заместителя».

На следующем внеплановом общем собрании 1.3.1911 аккламационно (под восторженное одобрение всех) председателем был выбран З. Фрейд. На собрании присутствовали также А. Адлер и его друзья! По желанию Фуртмюллера было проведено голосование о том, расходится ли научная позиция А. Адлера с идеями венцев, хотя о расхождении говорил и сам А. Адлер. Несмотря на очевидность, большинство проголосовало за отсутствие расхождений. Просто никто не хотел видеть разрыв. Об этом говорит также то, что А. Адлер и его группа продолжали участвовать в делах общества и присутствовали на заседаниях. Поражающее отрицание реальности со стороны целой группы людей!

24.5.1911 А. Адлер в последний раз участвовал в заседаниях Венского Психоаналитического общества. После требования З. Фрейда уйти из руководства «Центрального вестника» (Zentralblatt), А. Адлер оставляет Психоаналитическое общество. А вместе с ним ушли Давид Бах, Мадай и Барон Хуе. На заседании общества 11.10.1911 обсуждался вопрос, можно ли одновременно быть членами двух обществ: Венского и основанного А. Адлером «Общества свободных психоаналитических исследований» (Verein fuer Freie Psychoanalytische Forschung). После голосования из Венской ассоциации вышли Карл Фуртмюллер, Оппенхайм, Хильфердинг, Франц и Густав Грюнер, Клемперер. Из покинувших Венское общество членов восемь человек были членами только с осени 1909 г. (или даже с 1910 г.). Только А. Адлера можно отнести к старой гвардии, да ещё Давид Бах участвовал в заседаниях с 1906 г. С Оппенхаймом З. Фрейду в 1911 г. ещё удалось совместно написать манускрипт «Сновидения в фольклоре», опубликованному десятилетия спустя.

26.2.1911 З. Фрейд пишет Оскару Пфистеру: «Теории Адлера слишком сильно отклонились от истинного пути. Пришло время противостоять им. Адлер забыл слова апостола Павла, точные слова которого Вы знаете лучше меня: «Вы не были захвачены любовью». А.Адлер создал мировую систему без любви. Я был избран для того, чтобы отомстить ему за оскорблённую богиню либидо. Конечно, я всегда стремился быть толерантным и не использовать свой авторитет. Хотя в реальности, избежать его влияния не удаётся».

В имеющихся документах трудно обнаружить огромную эмоциональную включённость контрагентов. Сегодня эмоциональная включённость осуждается в равной степени, как в психоанализе, так и в индивидуальной психологии. А в Вене времён национал-социализма психоаналитики и глубинные психологи объединились под руководством Аугуста Айххорна. Удалось принять различающиеся подходы, обе группы никак не ощущали опасность для своей научной позиции со стороны другой группы.

«Общество Свободных Психоаналитических исследований» (конечно, название отражает первый период борьбы) вскоре было переименовано в «Ассоциацию индивидуальной психологии». В книге «О нервозном характере. Основные черты индивидуальной-психологии и психотерапии» А. Адлер чуть ли не в программной форме изложил свои взгляды: «Такой подход приводит нас к тому, что навязанность развития и патологического формирования рассматривается как результат борьбы, разгорающейся в органической области ради сохранения равновесия, увеличения способности к достижениям и доместикации (окультуривания). Подобного рода борьба в области психики осуществляется под воздействием фиктивной личностной идеи, действенность которой может простираться вплоть до формирования нервозного характера и нервозных симптомов».

Каузально-детерминистический подход З. Фрейда и психоанализа смягчается у А. Адлера введениемфиналистической точки зрения. «На таком пути автору книги удаётся показать, что мельчайшая черта психической жизни пронизана планомерной динамикой. Индивидуальная психология усматривает в каждом психическом явлении отражение, так сказать символ единого плана жизни, особенно отчётливо выступающего в психологии неврозов и психозов». Книга заканчивается обобщающим предложением, которое убеждает в огромной дистанцированности А. Адлера от всех фрейдовских подходов: «Таким образом, в качестве конечного результате, помогающего одновременно понять и наши исходные взгляды, мы можем представить следующее: Неполноценные органы и невротические феномены являются символами формирующих сил, стремящихся посредством больших усилий и искусности реализовать свой план жизни».

В предисловии ко 2-му изданию этой книги (1919) А. Адлер делает особенно большой акцент на «чувстве общности», имеющего физиологические и социальные корни. Спровоцированное чувством неполноценности из далёкого детства неумеренное стремление к власти необходимо снижать посредством воспитания чувства общности. «Человеческая психическая жизнь понимается как выработка определённой установки к требованиям социальной жизни», а индивидуальная психология (как «психология позиции») в глубочайшем смысле оказывается противостоящей «психологии диспозиции (предрасположения, влечений)».

В 1914 появляется книга «Исцелять и образовывать» (сборник статей Адлера и его сотрудников). Вместе с Карлом Фуртмюллером А. Адлер издаёт «Журнал индивидуальной психологии» (Zeitschrift fuer Individualpsychologie”.

В 1915 г. провалилась попытка А. Адлера защитить докторскую диссертацию, так как медицинский факультет Венского университета, отклонил его работы как «продукты фантазии». В 1922 г. в предисловии к 3-му изданию «Нервозного характера» А. Адлер говорит о том, какой это был для него удар: «Я хотел бы сделать признание, которое надолго лишит меня симпатии моих читателей», так начинает А. Адлер свою исповедь. А. Адлер был лишён возможности читать лекции. «Знатоки понимают, насколько трудно было мне распространять мои взгляды. Скорее всего, здесь немножко помогло следующее обстоятельство: Идеи нашей индивидуальной психологии требовали безусловного снижения стремления к власти и развития чувства общности. Нашей целью является человек-гуманист, отношение к окружающим людям как к близким, обусловливающееся имманентными требованиями человеческого общества.

Возможно, существуют более достойные учения в прежних традиционных науках. Возможно, будут созданы новые, более умные. Но, несомненно, ни одно из них не может принести людям больше пользы».

А. Адлер мог с уверенность говорить об этом. Ведь в социально-демократической Вене он хорошо вписался в новую школьную реформу Глёккеля: было создано много индивидуально-психологических консультационных кабинетов и детских садов, а под руководством Оскара Шпиля и Бирнбаума до 1934 г. существовала индивидуально-психологическая экспериментальная школа. Правда, всё это было разрушено после политического переворота, происшедшего в Австрии в1934 г. А. Адлер, начавший уже в 1921 г. активную лекторскую деятельность в Европе, был приглашён гостевым профессором в Columbia University (NY), а с 1932 г. А. Адлер заведует кафедрой клинической психологии Long Island Medical College. В 1934 г. А. Адлер окончательно переехал в Америку.

После Первого Международного Конгресса по индивидуальной психологии (Мюнхен, 1922) состоялись ещё четыре конгресса, последний в Берлине (1930). В 16 странах имелось 33 индивидуально-психологических групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.072 с.)