Музыкальное искусство западной европы XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное искусство западной европы XVIII В.



В начале ХVIII в. в Италии возник новый жанр - опера-буфф, в которой нашли отражение передовые реалистические тенденции той эпохи. Не мифологические, не историко-легендарные, как в опере-сериа, а бытовые комедийные сюжеты легли в основу оперы-буфф. Интрига стала простой и бесхитростной, но занимательной, действие развертывалось живо. В опере-сериа все было рассчитано на певца-солиста, здесь же растет интерес к ансамблю певцов. Там царил богатый, пышный постановочный стиль, здесь - скромное сценичес­кое оформление. Первым образцом этого жанра считается опера Дж.Б. Перголези «Служанка-госпожа».

Итальянская опера быстро завоевала Европу. В Англии, Франции, Германии возникают национальные оперные театры. Французские просветители, пересмотревшие многие научные и эстетические концепции, сложившиеся при старом феодальном порядке, отдавали предпочтение опере-буфф с ее демократизмом и реалистичностью. Интересно, что Ж. Ж. Руссо попробовал себя и в оперном искусстве, причем весьма успешно. Его перу принадлежат текст и музыка оперы «Деревенский колдун». Руссо избрал несложный бесхитростный сюжет и развил его в духе собственных убеждений о добродетели людей, близких к природе и не испорченных цивилизацией, о чистоте и искренности их чувств. В музыке «Деревенского колдуна» Руссо стремился выдержать популярный народно-бытовой характер. Она простодушна, близка ярмарочным мелодиям. Успех оперы был всеобщим. При дворе опера воспринималась как сельская идиллия, пастораль, в городской среде - как декларация нового направления в оперном театре.

Различные оперные жанры (опера-сериа и опера-буфф), четко дифференцированные в первой половине ХVIII в., в ходе исторического развития сближались, границы между ними часто становились условными и относительными. Содержание комической оперы углубилось, в нее вносились элементы драматизма, а иногда и героики. С другой стороны, серьезная опера приобретала большую простоту и естественность, освобождалась от присущей ей напыщенной риторики. Коренная реформа оперы была осуществлена немецким композитором К. Глюком (1714 – 1787 гг.), художественные принципы которого сложились под влиянием немецкого и французского Просвещения. В античных темах и сюжетах, в творениях древнегреческих драматургов Глюк видел для себя идеальные образцы благородной красоты, их он воплотил в операх «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Тавриде». Четкие, яркие краски, простые, крупные линии драмы, цельные образы - основа драматургии реформаторских опер Глюка.

Вершиной развития оперы ХVIII в. было творчество Вольфанга Амадея Моцарта (1756 – 1791 гг.). Безупречная, сияющая красота царит во всем, что он писал, сочетается с глубокой правдой жизни, в которой сплетаются серьезное и комическое, веселое и трагическое, повседневное и фантастическое. Для каждого сюжета он находил особую форму музыкально-драматического воплощения и соответствующие выразительные средства. В «Свадьбе Фигаро» раскрыто в формах итальянской оперы-буфф глубокое и остросовременное реалистическое содержание, в «Дон Жуане» комедия соединена с высокой трагедией, в «Волшебной флейте» в сказочной форме выражены идеалы добра, дружбы, стойкости чувств.

Высшего расцвета инструментальная музыка достигла во второй половине ХVIII в. При дворах немецких и австрийских князей существовали капеллы-ансамбли музыкантов, нередко они составляли уже настоящий оркестр. Руководители оркестра – капельмейстеры, писавшие для них уже музыку, состояли на службе у князей. Из музыки для танцев, услаждения слуха постепенно выросла симфония - самый сложный и богатый вид музыкального искусства.

Симфония, как правило, состоит из нескольких контрастных частей: энергичное действие сменяется размышлением, выражение печальных или светлых чувств - праздником, глубокая серьезность - веселой шуткой. Колыбелью классической симфонии стала Вена, а ее создателей И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена стали называть венскими классиками.

На протяжении ХVII – ХVIII вв. музыкальное искусство Западной Европы прошло большой и блистательный путь, достигнув подлинно классических вершин. Именно в этот период музыка не только встала на уровень других искусств, опережавших ее с эпохи Возрождения, но и в некоторых отношениях превзошла их к концу ХVIII в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.004 с.)