Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура западной европы XVIII В.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Культура Западной Европы XVIII в. Литература Западной Европы Х VIII в. Для европейской литературы ХVIII в. является веком Просвещения. В творчестве виднейших писателей этого периода нашли отражение философские, этические и эстетические концепции просветительского характера. Классицизм продолжает оставаться ведущим направлением в литературе, но в связи с широким распространением идей Просвещения все более значительное место начинает занимать реализм. В ХVIII в. литература классицизма претерпевает изменения под воздействием идей Просвещения. И в его рамках возникает новое художественное явление - просветительский реализм. В произведениях таких писателей, как Гете, Лессинг, Дидро и английских романистов ХVIII в. важное значение приобретают внесословный нравственный идеал (образ «естественного человека») и стремление к конкретно-историческому осмыслению действительности. В Англии Просвещение, как идейное течение, распространилось уже во второй половине ХVII в., и это нашло свое отражение в английской литературе ранее, чем в других странах Западной Европы. Выдающиеся достижения английской литературы связаны с романом, ставшим ведущим жанром литературы Нового времени. Начало этому жанру положили Даниэль Дефо (1660 – 1731 гг.) и Джонатан Свифт (1667 – 1745 гг.). Даниэль Дефо в знаменитом приключенческо-биографическом романе «Робинзон Крузо» (1719 г.) воплотил буржуазный идеал, остававшийся для того времени еще прогрессивным. Секрет сохраняющейся на протяжении столетий популярности этого романа заключается в том, что Дефо создал настоящий гимн упорству и мужеству, с которым герой преодолевает препятствия, посланные ему судьбой. Сатирическо-фантастический роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» (1726 г.) читатели ХVIII в. воспринимали как полемику с «Робинзоном». Свифт осмеивает всю систему ценностей и понятий современного ему общества, тогда как Дефо возвеличивает буржуазную умеренность, предприимчивость и честность. Дальнейшее развитие романа было связано с появлением любовно-психологической и семейно-бытовой прозы. Начало этой линии положил Самюэль Ричардсон (1689 – 1761 гг.), автор романов в письмах «Памела» (1740 г.) и «Кларисса» (1748 г.), получивших в то время невероятную популярность. Продолжил эту линию его ученик Генри Филдинг (1707 – 1754 гг.), сумевший своим романом «История Тома Джонса, найденыша» (1749 г.) намного превзойти своего учителя по значительности проблематики, богатству социального фона, на котором развертываются события. В романе Филдинга его герои борются за свое счастье в обществе, где господствуют сословные предрассудки и эгоистический интерес. Это произведение можно назвать «романом большой дороги» (наподобие «Дон Кихота»), в котором автор отразил проблему разума и чувства, волновавшую людей ХVIII в. Художественное мышление Филдинга подлинно исторично, и этот историзм был важнейшим завоеванием романа как жанра.
Сентиментализм как новое направление развития романа сформировался во второй половине ХVIII в. Для него характерны чувствительность, культ природы и идиллической, патриархальной гармонии, будто бы господствующей в тихих сельских уголках. Один из крупнейших английских сентименталистов Лоренс Стерн (1713 – 1768 гг.) в своих произведениях выразил сомнение в безграничных возможностях разума, обожествляемого просветителями. В его книгах наметился кризис всей философии Просвещения и культуры, созданной на ее почве, в связи с чем его можно считать предшественником романтиков. В своих романах «Жизнь и мнение Тристрама Шенди» (1767 г.) и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768 г.) Стерн изобразил мир алогичным, лишенным цельности и завершенности; в основном он тяготеет к философской проблематике, но ему свойственны и сатирические мотивы. Во французской литературе влияние идей Просвещения проявляется значительно позже, чем в Англии, и становится особенно глубоким во второй половине ХVIII в., подготавливая Великую Французскую революцию 1789 г. В этот период классицизм уступает место просветительскому реализму, а затем получает развитие и сентиментализм. Ален-Рене Лесаж (1668 – 1747 гг.) является самым ранним из принципиальных противников классицизма, отвергающих как его эстетические нормы, так и присущую ему узость тематики. Лесаж был наиболее знаменитой фигурой во французской литературе первых десятилетий ХVIII в.; его романы «Хромой бес» (1707 г.) и «История Жиль Блаза из Сантильяны» (1716 – 1735 гг.) принесли ему европейскую известность. Опираясь на испанский материал, в своих произведениях Лесаж создал картину разложения нравов во Франции в последние годы царствования Людовика ХIV.
Антуан-Франсуа Прево (1697 – 1763 гг.) был родоначальником психологической французской прозы. Его прославленная повесть «История кавалера Де Грие и Манон Леско» (1731 г.) поразила читателей мастерством изображения «естественных» переживаний к страстей, которые писатели-просветители пытались пробудить в своих персонажах. Незащищенность этой «естественности» и духовной красоты в окружающем мире - главная тема Прево, повлиявшая на творчество прозаиков его времени. Шарль-Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) в своем философском романе «Персидские письма» (1721 г.) бичует пороки современности и противопоставляет ей блаженную страну восторжествовавшего разума. Однако и Монтескье, и Вольтер как художники принадлежали классицизму в его просветительской разновидности. Франсуа Мари Вольтер (1694 – 1778 гг.) писал в различных жанрах, его творчеству присущ антисословный и антиклерикальный пафос, что сыграло большую роль в идейной подготовке революции 1789 г. Трагедии «Заира» (1732 г.) и «Магомет» (1741 г.), в которых обличаются религиозный фанатизм и сословные предрассудки; поэма «Генриада» (1728 г.) - героическая эпопея, задуманная в духе Вергилия и Тассо; философские повести «Кандид» (1759 г.) и «Простодушный» (1767 г.) - таково грандиозное наследие Вольтера, принесшее ему мировую славу. Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) наиболее полно в своем творчестве воплотил просветительский реализм. Его драматургия («Отец семейства», 1756 г.) и проза (роман «Монахиня», 1760 г.; сатирический диалог «Племянник Рамо», 1762 – 1779 гг., «Жан-фаталист и его хозяин», 1773 г.) показывают как уродуют личность современные общественные установления. Дидро достиг синтеза психологизма и философской многоплановости повествования, что характерно и для творчества Руссо. Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) своими философскими идеями оказал большое влияние на общественную мысль и литературу многих стран. В своих философских трактатах он обосновывал неприятие любых сословных разделений, любой социальной иерархии и существующего порядка вещей. Эти идеи были положены в основу его знаменитого романа в письмах («Юлия, или Новая Элоиза», 1761 г.), где переписка философа и педагога Сен-Пре со своей юной ученицей, дочерью барона, раскрывает два типичных характера, созданных духовным климатом просветительской эпохи. Столкновение любящих с сословным окружением осложнено их внутренним конфликтом. Передовые взгляды, проникнутые гуманизмом и демократизмом, выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Роман «Новая Элоиза» и «Исповедь», над которыми Руссо работал до последних дней жизни, способствовали становлению психологизма в европейской литературе, в них были предвосхищены многие коллизии, к которым впоследствии обратятся романтики. Конец ХVIII в. во французской литературе ознаменован сложным взаимодействием тенденций классицизма и новых веяний, подготавливающих эпоху романтизма. Пьер Шадерло де Лакло (1741 – 1803 гг.) своим творчеством обогащает реалистическую традицию. Его «Опасные связи» явились шедевром французской психологической прозы.
Пьер-Огюстен Бомарше (1732 – 1799 гг.) также близок к этой традиции. В своих блестящих комедиях, разрушавших эстетические нормы классицизма, Бомарше вывел на сцену человека из народа, положительного героя. «Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.) остаются непревзойденным образцом комедийного жанра и знаменовали собой сближение драматургии с живой действительностью. Немецкая литература вступает в период подъема к концу ХVIII в. В Германии как и в других странах, на протяжении всего ХVIII в. ведущим направлением оставался классицизм, выдвинувший несколько видных драматургов и поэтов. Готхольд Эфраим Лессинг (1729 – 1781 гг.) является литератором, сочетавшим в себе дарования эстетика и писателя. Его произведения «Лаокоон» (1766 г.) и «Гамбургская драматургия» - теоретические труды, в них глубокое обоснование получила просветительская философия искусства. «Эмилия Галотти» (1772 гг.) и «Натан Мудрый» (1779 г.) - реалистические, насыщенные социальной критикой драмы, которые свидетельствуют о просветительских иллюзиях автора и его глубоком демократизме. Идеи Лессинга были подхвачены и развиты писателями, объединившимися в 70 - 80-х гг. ХVIII в. в движение «Буря и натиск», названное по одноименной драме Ф. М. Клингера. Восприняв антифеодальный, гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители «Бури и натиска» отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главным теоретиком этого движения являлся И. Г. Гердер. С писателями «Бури и натиска» (штурмерами) в свои молодые годы были тесно связаны Шиллер и Гете. Фридрих Шиллер (1759 – 1805 гг.) свой путь начинал драмами в прозе «Разбойники» (1781 г.), «Заговор Фиеско в Генуе» (1783 г.), «Коварство и любовь» (1784 г.). В них Шиллер выразил мятежное стремление к свободе, создал образ героя-одиночки, «бурного гения», вступившего в схватку во всем обществом. Эти произведения отличаются радикализмом просветительских идейных концепций; со временем на смену этим устремлениям приходит философская углубленность, тонкий психологизм и историзм. В лирике Шиллера и его трагедии «Дон Карлос» (1783 – 1787 гг.) раскрывается борьба разума с предрассудками, сталкиваются идеи свободы с рабством и суеверием.
Переезд Шиллера в Веймар в 1788 г., сближение c Гете способствовали усилению классицистических черт его художественного мышления. Столкновение просветительских идеалов с действительностью, интерес к сильным характерам и социальным потрясениям прошлого определили напряженный драматизм трагедий Шиллера – «Мария Стюарт» (1801 г.), «Орлеанская дева» (1801 г.), «Вильгельм Телль» (1804 г.). Разочарование во французской революции отразилась в трагедии «Валленштейн» (1800 г.), в которой нравственный конфликт развертывается на фоне грозных исторических событий. Творчество Шиллера обусловило создание им теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства. Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832 гг.) начал свой творческий путь в тесном взаимодействии с движением «Буря и натиск». Трагедия «Гец фон Берлихенген» (1773 г.) и роман «Страдания молодого Вертера» (1774 г.), где центральное место занимают «бурные гении», страдающие одиночки, приносят ему славу. В творчестве Гете прошел ряд периодов: веймарского классицизма – «Римские элегии» (1790 г.), «Эгмонт» (1788 г.); реалистического осмысления проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества - автобиографическая книга «Поэзия и правда», романы «Годы учения Вильгельма Мейстера (1795 – 1796 гг.) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1621 – 1829 гг.); наслаждения полнотой жизненных переживаний - сборник лирических стихов «Западно-восточный диван» (1814 – 1819 гг.). Роман о Вильгельме Мейстере положил начало жанру воспитательного романа, который развивается по сей день. В итоговом философском сочинений - трагедии «Фауст» (1808 – 1832 гг.) Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия той эпохи. Культура Западной Европы XVIII в.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.013 с.) |