Культура западной европы XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура западной европы XVIII В.



Культура Западной Европы XVIII в.

Литература Западной Европы Х VIII в.

Для европейской литературы ХVIII в. является веком Просвещения. В творчестве виднейших писателей этого периода нашли отражение философские, этические и эстетические концепции просветительского характера.

Классицизм продолжает оставаться ведущим направлением в ли­тературе, но в связи с широким распространением идей Просвещения все более значительное место начинает занимать реализм.

В ХVIII в. литература классицизма претерпевает изменения под воздействием идей Просвещения. И в его рамках возникает новое художественное явление - просветительский реализм. В произведениях таких писателей, как Гете, Лессинг, Дидро и английских романистов ХVIII в. важное значение приобретают внесословный нравственный идеал (образ «естественного человека») и стремление к конкретно-историческому осмыслению действительности.

В Англии Просвещение, как идейное течение, распространилось уже во второй половине ХVII в., и это нашло свое отражение в английской литературе ранее, чем в других странах Западной Европы. Выдающиеся достижения английской литературы связаны с романом, ставшим ведущим жанром литературы Нового времени. Начало этому жанру положили Даниэль Дефо (1660 – 1731 гг.) и Джонатан Свифт (1667 – 1745 гг.).

Даниэль Дефо в знаменитом приключенческо-биографическом романе «Робинзон Крузо» (1719 г.) воплотил буржуазный идеал, остававшийся для того времени еще прогрессивным. Секрет сохраняющейся на протяжении столетий популярности этого романа заключается в том, что Дефо создал настоящий гимн упорству и мужеству, с которым герой преодолевает препятствия, посланные ему судьбой.

Сатирическо-фантастический роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» (1726 г.) читатели ХVIII в. воспринимали как полемику с «Робинзоном». Свифт осмеивает всю систему ценностей и понятий современного ему общества, тогда как Дефо возвеличивает буржуазную умеренность, предприимчивость и честность.

Дальнейшее развитие романа было связано с появлением любовно-психологической и семейно-бытовой прозы. Начало этой линии положил Самюэль Ричардсон (1689 – 1761 гг.), автор романов в письмах «Памела» (1740 г.) и «Кларисса» (1748 г.), получивших в то время невероятную популярность. Продолжил эту линию его ученик Генри Филдинг (1707 – 1754 гг.), сумевший своим романом «История Тома Джонса, найденыша» (1749 г.) намного превзойти своего учителя по значительности проблематики, богатству социального фона, на котором развертываются события. В романе Филдинга его герои борются за свое счастье в обществе, где господствуют сословные предрассудки и эгоистический интерес. Это произведение можно назвать «романом большой дороги» (наподобие «Дон Кихота»), в котором автор отразил проблему разума и чувства, волновавшую людей ХVIII в. Художественное мышление Филдинга подлинно исторично, и этот историзм был важнейшим завоеванием романа как жанра.

Сентиментализм как новое направление развития романа сформировался во второй половине ХVIII в. Для него характерны чувствительность, культ природы и идиллической, патриархальной гармонии, будто бы господствующей в тихих сельских уголках.

Один из крупнейших английских сентименталистов Лоренс Стерн (1713 – 1768 гг.) в своих произведениях выразил сомнение в безграничных возможностях разума, обожествляемого просветителями. В его книгах наметился кризис всей философии Просвещения и культуры, созданной на ее почве, в связи с чем его можно считать предшественником романтиков. В своих романах «Жизнь и мнение Тристрама Шенди» (1767 г.) и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768 г.) Стерн изобразил мир алогичным, лишенным цельности и завершенности; в основном он тяготеет к философской проблематике, но ему свойственны и сатирические мотивы.

Во французской литературе влияние идей Просвещения проявляется значительно позже, чем в Англии, и становится особенно глубоким во второй половине ХVIII в., подготавливая Великую Французскую революцию 1789 г. В этот период классицизм уступает место просветительскому реализму, а затем получает развитие и сентиментализм.

Ален-Рене Лесаж (1668 – 1747 гг.) является самым ранним из прин­ципиальных противников классицизма, отвергающих как его эстетические нормы, так и присущую ему узость тематики. Лесаж был наиболее знаменитой фигурой во французской литературе первых десятилетий ХVIII в.; его романы «Хромой бес» (1707 г.) и «История Жиль Блаза из Сантильяны» (1716 – 1735 гг.) принесли ему европейскую известность. Опираясь на испанский материал, в своих произведениях Лесаж создал картину разложения нравов во Франции в последние годы царствования Людовика ХIV.

Антуан-Франсуа Прево (1697 – 1763 гг.) был родоначальником психологической французской прозы. Его прославленная повесть «История кавалера Де Грие и Манон Леско» (1731 г.) поразила читателей мастерством изображения «естественных» переживаний к страстей, которые писатели-просветители пытались пробудить в своих персонажах. Незащищенность этой «естественности» и духовной красоты в окружающем мире - главная тема Прево, повлиявшая на творчество прозаиков его времени.

Шарль-Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) в своем философском романе «Персидские письма» (1721 г.) бичует пороки современности и противопоставляет ей блаженную страну восторжествовавшего разума. Однако и Монтескье, и Вольтер как художники принадлежали классицизму в его просветительской разновидности.

Франсуа Мари Вольтер (1694 – 1778 гг.) писал в различных жанрах, его творчеству присущ антисословный и антиклерикальный пафос, что сыграло большую роль в идейной подготовке революции 1789 г. Трагедии «Заира» (1732 г.) и «Магомет» (1741 г.), в которых обличаются религиозный фанатизм и сословные предрассудки; поэма «Генриада» (1728 г.) - героическая эпопея, задуманная в духе Вергилия и Тассо; философские повести «Кандид» (1759 г.) и «Простодушный» (1767 г.) - таково грандиозное наследие Вольтера, принесшее ему мировую славу.

Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) наиболее полно в своем творчестве воплотил просветительский реализм. Его драматургия («Отец семейства», 1756 г.) и проза (роман «Монахиня», 1760 г.; сатирический диалог «Племянник Рамо», 1762 – 1779 гг., «Жан-фаталист и его хозяин», 1773 г.) показывают как уродуют личность современные общественные установления. Дидро достиг синтеза психологизма и философской многоплановости повествования, что характерно и для творчества Руссо.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) своими философскими идеями оказал большое влияние на общественную мысль и литературу многих стран. В своих философских трактатах он обосновывал неприятие любых сословных разделений, любой социальной иерархии и существующего порядка вещей. Эти идеи были положены в основу его знаменитого романа в письмах («Юлия, или Новая Элоиза», 1761 г.), где переписка философа и педагога Сен-Пре со своей юной ученицей, дочерью барона, раскрывает два типичных характера, созданных духовным климатом просветительской эпохи. Столкновение любящих с сословным окружением осложнено их внутренним конфликтом. Передовые взгляды, проникнутые гуманизмом и демократизмом, выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Роман «Новая Элоиза» и «Исповедь», над которыми Руссо работал до последних дней жизни, способствовали становлению психологизма в европейской литературе, в них были предвосхищены многие коллизии, к которым впоследствии обратятся романтики.

Конец ХVIII в. во французской литературе ознаменован сложным взаимодействием тенденций классицизма и новых веяний, под­готавливающих эпоху романтизма.

Пьер Шадерло де Лакло (1741 – 1803 гг.) своим творчеством обогащает реалистическую традицию. Его «Опасные связи» явились шедевром французской психологической прозы.

Пьер-Огюстен Бомарше (1732 – 1799 гг.) также близок к этой традиции. В своих блестящих комедиях, разрушавших эстетические нормы классицизма, Бомарше вывел на сцену человека из народа, положительного героя. «Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.) остаются непревзойденным образцом комедийного жанра и знаменовали собой сближение драматургии с живой действительностью.

Немецкая литература вступает в период подъема к концу ХVIII в. В Германии как и в других странах, на протяжении всего ХVIII в. ведущим направлением оставался классицизм, выдвинувший несколько видных драматургов и поэтов.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729 – 1781 гг.) является литератором, сочетавшим в себе дарования эстетика и писателя. Его произведения «Лаокоон» (1766 г.) и «Гамбургская драматургия» - теоретические труды, в них глубокое обоснование получила просветительская философия искусства. «Эмилия Галотти» (1772 гг.) и «Натан Мудрый» (1779 г.) - реалистические, насыщенные социальной критикой драмы, которые свидетельствуют о просветительских иллюзиях автора и его глубоком демократизме.

Идеи Лессинга были подхвачены и развиты писателями, объе­динившимися в 70 - 80-х гг. ХVIII в. в движение «Буря и натиск», названное по одноименной драме Ф. М. Клингера. Восприняв антифеодальный, гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители «Бури и натиска» отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главным теоретиком этого движения являлся И. Г. Гердер. С писателями «Бури и натиска» (штурмерами) в свои молодые годы были тесно связаны Шиллер и Гете.

Фридрих Шиллер (1759 – 1805 гг.) свой путь начинал драмами в прозе «Разбойники» (1781 г.), «Заговор Фиеско в Генуе» (1783 г.), «Коварство и любовь» (1784 г.). В них Шиллер выразил мятежное стремление к свободе, создал образ героя-одиночки, «бурного гения», вступившего в схватку во всем обществом. Эти произведения отличаются радикализмом просветительских идейных концепций; со временем на смену этим устремлениям приходит философская углубленность, тонкий психологизм и историзм. В лирике Шиллера и его трагедии «Дон Карлос» (1783 – 1787 гг.) раскрывается борьба разума с предрассудками, сталкиваются идеи свободы с рабством и суеверием.

Переезд Шиллера в Веймар в 1788 г., сближение c Гете способствовали усилению классицистических черт его художественного мышления. Столкновение просветительских идеалов с действительностью, интерес к сильным характерам и социальным потрясениям прошлого определили напряженный драматизм трагедий Шиллера – «Мария Стюарт» (1801 г.), «Орлеанская дева» (1801 г.), «Вильгельм Телль» (1804 г.). Разочарование во французской революции отразилась в трагедии «Валленштейн» (1800 г.), в которой нравственный конфликт развертывается на фоне грозных исторических событий. Творчество Шиллера обусловило создание им теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства.

Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832 гг.) начал свой творческий путь в тесном взаимодействии с движением «Буря и натиск». Трагедия «Гец фон Берлихенген» (1773 г.) и роман «Страдания молодого Вертера» (1774 г.), где центральное место занимают «бурные гении», страдающие одиночки, приносят ему славу. В творчестве Гете прошел ряд периодов: веймарского классицизма – «Римские элегии» (1790 г.), «Эгмонт» (1788 г.); реалистического осмысления проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества - автобиографическая книга «Поэзия и правда», романы «Годы учения Вильгельма Мейстера (1795 – 1796 гг.) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1621 – 1829 гг.); наслаждения полнотой жизненных переживаний - сборник лирических стихов «Западно-восточный диван» (1814 – 1819 гг.). Роман о Вильгельме Мейстере положил начало жанру воспитательного романа, который развивается по сей день. В итоговом философском сочинений - трагедии «Фауст» (1808 – 1832 гг.) Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия той эпохи.

Культура Западной Европы XVIII в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.013 с.)