Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеи просвещения в западной Европе XVIII В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в XVII в. – ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632 – 1704 гг.), – однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694 – 1778 гг.), Ш. Монтескьё (1689 – 1755 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И. В. Гёте, И. Канта и др., в США - Т. Джефферсона, Б. Франклина и др. По своему содержанию XVIII в. стал продолжением предыдущего и эпохи Возрождения. Он резко противопоставил себя «мрачному» Средневековью, еще более возвысил авторитет и роль разума и науки, сделал исключительно актуальными идеи гуманизма. Однако он вовсе не был простым повторением предыдущего. XVIII в. завершил Новое время и создал все необходимые предпосылки для последующего развития западного мира. Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «природы человека», «общественного договора», разума, прогресса, «светлого будущего» и т. д. Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоившегося на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека». Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т.д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Без них и без права на них человек перестает быть человеком. Руссо рассматривает свободу как саму сущность человека и человечества, а жалость – как естественный фундамент всех общественных добродетелей. Руссо является автором известного изречения: «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми. В конце концов, общество должно было задуматься об их защите и гарантиях. Так возникло государство, а вместе с ним – власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» между людьми. Именно государство должно было гарантировать строгое соблюдение принципов и норм естественного права. Вместе с его возникновением прежнее естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации. По мнению просветителей, последующая эволюция человечества показала, что государство плохо справлялось с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике. Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое, в «золотой век» невозможен. Поэтому предлагаемая ими грандиозная программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в «лучезарное завтра», говоря словами французских просветителей, в котором вновь восторжествуют Свобода, Равенство. Справедливость и т.д. Примечательно, что лидеры Великой французской революции объявили 1793 г. первым годом «новой эры». На пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь. В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный. темный человек, по мнению просветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности. Поэтому просветители возлагают большие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего. Помимо обшей программы переустройства общества просветители выдвинули решения многих конкретных проблем. В частности, ими была разработана классическая концепция политического плюрализма, особый вклад в создание которой принадлежит Монтескье. В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон – из разума. Просветители также разработали целостную и глубокую концепцию человека, его прав и свободы. Основные ее идеи и положения нашли отражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.), с которой начиналась Великая французская революция. Эта Декларация провозгласила неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство прел законом, право на борьбу против угнетения. Она также объявила неприкосновенной частную собственность. Применительно к культуре в исследованиях просветителей вполне отчетливо оформились два основных направления в понимании соотношения между национальной и мировой культурами - культурный релятивизм и универсализм. Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех «природа человека», что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные нравственные, эстетические и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем – благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания – человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру. Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И. Гердер. придерживаются противоположных позиций, утверждая, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями. Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры XVIII в. В весьма трудном положении оказалась религия. Она впервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком выступает Вольтер. Ему принадлежит знаменитый призыв: «Раздавите гадину!», направленный против религии и особенно Церкви. Именно Церковь является для него главным источником бед и несчастий народа. Он изобличает ее как защитницу феодального строя, оплот обскурантизма, фанатизма и нетерпимости, противницу разума, науки и просвещения. В целом XVIII в. отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера. В гораздо более благоприятных условиях развивается философия. Это неудивительно, поскольку вся идеология Просвещения была созданием философов-просветителей. В своих философских исследованиях они продолжают критику религии и средневековой схоластики, начатую предшествующими эпохами. В то же время многие из них, включая Вольтера, не порывают с религией полностью и придерживаются концепции деизма, согласно которому Бог. будучи Мировым Разумом, является Творцом природы, однако после ее сотворения Он не вмешивается в ее существование. Другие философы-просветители, в особенности французские материалисты – Дидро, Гольбах, Гельвеций – занимали более решительную позицию по отношению к религии. Они отвергали деизм и объясняли мир исходя из него самого, опираясь на естественные законы. Философия XVIII в. развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии» в 35 томах (1751 – 1780 гг.), вдохновителями и редакторами которой выступили Дидро и Д'Аламбер. Содержание «Энциклопедии» составили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она явилась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки, искусства и ремесел. XVIII столетие стаю временем бурного развития науки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука – имея в виду естествознание – достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Наука приобретает невиданный общественный престиж. Вместе с философией ома предстает как единственно адекватное воплощение разума. Необычайно возросший авторитет науки приводит к тому, что уже в XVIII в. возникают первые формы сциентизма, который ставит науку на место религии, абсолютизирует и обожествляет роль и значение науки. На его основе формируется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться совершенно «прозрачными», целиком познанными; а политика – основываться на строю научных законах, ничем не отличающихся от законов природы. К таким взглядам, в частности, склонялся Дидро, который смотрел на общество и человека через призму естествознания и законов природы. При таком подходе человек перестает быть субъектом познания и действия, лишается свободы и отождествляется с обычным объектом или машиной. Весьма успешно развивается также художественная культура, где наблюдается гораздо больше преемственности. Искусство XVIII в. выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм. В целом искусство XVIII в. – по сравнению с предыдущим – представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным. В просветительском движении была очень велика роль искусства. Самые актуальные идет Просвещения нередко озвучиваются при рассмотрении проблем искусства. Интерес к голландскому реализму, обозначившийся во Франции в 60 - 80-х гг. ХVIII в., был несомненно вызван влиянием буржуазного мировоззрения. В русле новых эстетических идей творит Ж. Б. Шарден (1699 – 1779 гг.) - представитель бытового жанра, прославивший скромный быт третьего сословия. В противовес аристократическим праздникам и пастушеским идиллиям Шарден изображает размеренность, порядок и уют буржуазного быта. Во всем чувствуется мера, отсутствие патетики, прославление добропорядочности и трудолюбия (например, «Женщина, моющая кастрюли» - 1736 г.). С развитием бытового жанра связано творчество Ж. Б. Греза (1725 -1805 гг.). Его картины пронизаны сентиментальной драмой и близки по смыслу жанру, в котором писал Дидро. Этой духовной близостью Дидро очень гордился и не забывал упоминать в своих работах. «Уже сам жанр мне по душе, - говорит Дидро о картинах Греза, - это нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи смаковались сцены распутства и порока!... Грез, друг мой, смелее прославляй в живописи мораль и не изменяй этому вовеки!» Просветители истолковывали историю людей как естественное продолжение природных процессов, в которых законы механики Ньютона прославляют свое господство в истории государства. Исследование общественной жизни строилось на взглядах о неизменной основе человеческой природы. Последняя включала в себя потребности и стремление к их удовлетворению, право каждого на счастье и равенство всех относительно естественных прав. Идеи общественного устройства в наиболее полном и радикальном виде разработаны в трудах Руссо. Наибольшую известность принесли ему три книги: «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании». В Париже по приговору суда власти сжигают «Эмиля», а автор бежит от преследований в Швейцарию. Умер он в 1778 г. во Франции в одиночестве и нищете. Кстати, сентиментальный драматизм творчества Греза испытал на себе огромное влияние идей Руссо в духе патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Как выходца из третьего сословия, Руссо волновала проблема неравенства. Он различал три типа неравенства: физическое, политическое и имущественное. Физическое неравенство дано от природы и его надо принимать как неизбежность. Политическое неравенство основано на существовании сословий и юридических привилегиях. Экономическое неравенство связано с политическим, т.е. основным неравенством. Кульминацией неравенства является всеобщий разлом культуры, выраженный в популярности вызывающей роскоши и пугающей нищеты. Большой интерес отдельные просветители, в частности Дидро, проявляли к России, внеся особый вклад в русскую культуру. Дидро оказал неоценимую помощь и в приобретении для России нескольких крупных коллекций произведений искусства. С его участием Екатерина II приобрела коллекции картин у Генья и Креза де Тьера. По рекомендации Дидро Екатерина поручила создание памятника Петру I малоизвестному тогда французскому скульптору Этьену Фальконе, близкому другу Дидро. Дидро обсуждал с Фальконе не только идейный замысел памятника, но и его образное воплощение. Итак, просветители оказали разностороннее влияние на становление европейской цивилизации. Эпоха Просвещения выражала уверенность в безграничных возможностях человеческого разума и науки, опираясь на умонастроения и интересы крепнущей буржуазии. Критерием добра в творчестве просветителей становится общественное благо, а высшей добродетелью - патриотизм. Учение просветителей об обществе наиболее полно отражало идеалы третьего сословия в трудах радикальных просветителей. Индивиды, преследуя общественные интересы, заключают между собой соглашение на основе взаимной выгоды. Общая воля сообщества представляет собой неотчуждаемый народный суверенитет, с которым обязана считаться любая власть. Власть должна быть легитимной и признаваемой народом. Правители, не признающие подотчетности народу, должны быть устранены, а суверенитет народа восстановлен. Преодоление стремлений лежит на пути синтеза культуры и природы, в котором культура натурализуется, а природа поднимается до высот разума. Социальный авторитет идей Просвещения достиг небывалой высоты. Они стали знаменем грядущей французской буржуазной революции в борьбе за экономическое благосостояние, политическую свободу, равенство граждан перед законом, гуманность и высокую духовную культуру. Литература Западной Европы Х VIII в. Для европейской литературы ХVIII в. является веком Просвещения. В творчестве виднейших писателей этого периода нашли отражение философские, этические и эстетические концепции просветительского характера. Классицизм продолжает оставаться ведущим направлением в литературе, но в связи с широким распространением идей Просвещения все более значительное место начинает занимать реализм. В ХVIII в. литература классицизма претерпевает изменения под воздействием идей Просвещения. И в его рамках возникает новое художественное явление - просветительский реализм. В произведениях таких писателей, как Гете, Лессинг, Дидро и английских романистов ХVIII в. важное значение приобретают внесословный нравственный идеал (образ «естественного человека») и стремление к конкретно-историческому осмыслению действительности. В Англии Просвещение, как идейное течение, распространилось уже во второй половине ХVII в., и это нашло свое отражение в английской литературе ранее, чем в других странах Западной Европы. Выдающиеся достижения английской литературы связаны с романом, ставшим ведущим жанром литературы Нового времени. Начало этому жанру положили Даниэль Дефо (1660 – 1731 гг.) и Джонатан Свифт (1667 – 1745 гг.). Даниэль Дефо в знаменитом приключенческо-биографическом романе «Робинзон Крузо» (1719 г.) воплотил буржуазный идеал, остававшийся для того времени еще прогрессивным. Секрет сохраняющейся на протяжении столетий популярности этого романа заключается в том, что Дефо создал настоящий гимн упорству и мужеству, с которым герой преодолевает препятствия, посланные ему судьбой. Сатирическо-фантастический роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» (1726 г.) читатели ХVIII в. воспринимали как полемику с «Робинзоном». Свифт осмеивает всю систему ценностей и понятий современного ему общества, тогда как Дефо возвеличивает буржуазную умеренность, предприимчивость и честность. Дальнейшее развитие романа было связано с появлением любовно-психологической и семейно-бытовой прозы. Начало этой линии положил Самюэль Ричардсон (1689 – 1761 гг.), автор романов в письмах «Памела» (1740 г.) и «Кларисса» (1748 г.), получивших в то время невероятную популярность. Продолжил эту линию его ученик Генри Филдинг (1707 – 1754 гг.), сумевший своим романом «История Тома Джонса, найденыша» (1749 г.) намного превзойти своего учителя по значительности проблематики, богатству социального фона, на котором развертываются события. В романе Филдинга его герои борются за свое счастье в обществе, где господствуют сословные предрассудки и эгоистический интерес. Это произведение можно назвать «романом большой дороги» (наподобие «Дон Кихота»), в котором автор отразил проблему разума и чувства, волновавшую людей ХVIII в. Художественное мышление Филдинга подлинно исторично, и этот историзм был важнейшим завоеванием романа как жанра. Сентиментализм как новое направление развития романа сформировался во второй половине ХVIII в. Для него характерны чувствительность, культ природы и идиллической, патриархальной гармонии, будто бы господствующей в тихих сельских уголках. Один из крупнейших английских сентименталистов Лоренс Стерн (1713 – 1768 гг.) в своих произведениях выразил сомнение в безграничных возможностях разума, обожествляемого просветителями. В его книгах наметился кризис всей философии Просвещения и культуры, созданной на ее почве, в связи с чем его можно считать предшественником романтиков. В своих романах «Жизнь и мнение Тристрама Шенди» (1767 г.) и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768 г.) Стерн изобразил мир алогичным, лишенным цельности и завершенности; в основном он тяготеет к философской проблематике, но ему свойственны и сатирические мотивы. Во французской литературе влияние идей Просвещения проявляется значительно позже, чем в Англии, и становится особенно глубоким во второй половине ХVIII в., подготавливая Великую Французскую революцию 1789 г. В этот период классицизм уступает место просветительскому реализму, а затем получает развитие и сентиментализм. Ален-Рене Лесаж (1668 – 1747 гг.) является самым ранним из принципиальных противников классицизма, отвергающих как его эстетические нормы, так и присущую ему узость тематики. Лесаж был наиболее знаменитой фигурой во французской литературе первых десятилетий ХVIII в.; его романы «Хромой бес» (1707 г.) и «История Жиль Блаза из Сантильяны» (1716 – 1735 гг.) принесли ему европейскую известность. Опираясь на испанский материал, в своих произведениях Лесаж создал картину разложения нравов во Франции в последние годы царствования Людовика ХIV. Антуан-Франсуа Прево (1697 – 1763 гг.) был родоначальником психологической французской прозы. Его прославленная повесть «История кавалера Де Грие и Манон Леско» (1731 г.) поразила читателей мастерством изображения «естественных» переживаний к страстей, которые писатели-просветители пытались пробудить в своих персонажах. Незащищенность этой «естественности» и духовной красоты в окружающем мире - главная тема Прево, повлиявшая на творчество прозаиков его времени. Шарль-Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) в своем философском романе «Персидские письма» (1721 г.) бичует пороки современности и противопоставляет ей блаженную страну восторжествовавшего разума. Однако и Монтескье, и Вольтер как художники принадлежали классицизму в его просветительской разновидности. Франсуа Мари Вольтер (1694 – 1778 гг.) писал в различных жанрах, его творчеству присущ антисословный и антиклерикальный пафос, что сыграло большую роль в идейной подготовке революции 1789 г. Трагедии «Заира» (1732 г.) и «Магомет» (1741 г.), в которых обличаются религиозный фанатизм и сословные предрассудки; поэма «Генриада» (1728 г.) - героическая эпопея, задуманная в духе Вергилия и Тассо; философские повести «Кандид» (1759 г.) и «Простодушный» (1767 г.) - таково грандиозное наследие Вольтера, принесшее ему мировую славу. Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) наиболее полно в своем творчестве воплотил просветительский реализм. Его драматургия («Отец семейства», 1756 г.) и проза (роман «Монахиня», 1760 г.; сатирический диалог «Племянник Рамо», 1762 – 1779 гг., «Жан-фаталист и его хозяин», 1773 г.) показывают как уродуют личность современные общественные установления. Дидро достиг синтеза психологизма и философской многоплановости повествования, что характерно и для творчества Руссо. Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) своими философскими идеями оказал большое влияние на общественную мысль и литературу многих стран. В своих философских трактатах он обосновывал неприятие любых сословных разделений, любой социальной иерархии и существующего порядка вещей. Эти идеи были положены в основу его знаменитого романа в письмах («Юлия, или Новая Элоиза», 1761 г.), где переписка философа и педагога Сен-Пре со своей юной ученицей, дочерью барона, раскрывает два типичных характера, созданных духовным климатом просветительской эпохи. Столкновение любящих с сословным окружением осложнено их внутренним конфликтом. Передовые взгляды, проникнутые гуманизмом и демократизмом, выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Роман «Новая Элоиза» и «Исповедь», над которыми Руссо работал до последних дней жизни, способствовали становлению психологизма в европейской литературе, в них были предвосхищены многие коллизии, к которым впоследствии обратятся романтики. Конец ХVIII в. во французской литературе ознаменован сложным взаимодействием тенденций классицизма и новых веяний, подготавливающих эпоху романтизма. Пьер Шадерло де Лакло (1741 – 1803 гг.) своим творчеством обогащает реалистическую традицию. Его «Опасные связи» явились шедевром французской психологической прозы. Пьер-Огюстен Бомарше (1732 – 1799 гг.) также близок к этой традиции. В своих блестящих комедиях, разрушавших эстетические нормы классицизма, Бомарше вывел на сцену человека из народа, положительного героя. «Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.) остаются непревзойденным образцом комедийного жанра и знаменовали собой сближение драматургии с живой действительностью. Немецкая литература вступает в период подъема к концу ХVIII в. В Германии как и в других странах, на протяжении всего ХVIII в. ведущим направлением оставался классицизм, выдвинувший несколько видных драматургов и поэтов. Готхольд Эфраим Лессинг (1729 – 1781 гг.) является литератором, сочетавшим в себе дарования эстетика и писателя. Его произведения «Лаокоон» (1766 г.) и «Гамбургская драматургия» - теоретические труды, в них глубокое обоснование получила просветительская философия искусства. «Эмилия Галотти» (1772 гг.) и «Натан Мудрый» (1779 г.) - реалистические, насыщенные социальной критикой драмы, которые свидетельствуют о просветительских иллюзиях автора и его глубоком демократизме. Идеи Лессинга были подхвачены и развиты писателями, объединившимися в 70 - 80-х гг. ХVIII в. в движение «Буря и натиск», названное по одноименной драме Ф. М. Клингера. Восприняв антифеодальный, гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители «Бури и натиска» отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главным теоретиком этого движения являлся И. Г. Гердер. С писателями «Бури и натиска» (штурмерами) в свои молодые годы были тесно связаны Шиллер и Гете. Фридрих Шиллер (1759 – 1805 гг.) свой путь начинал драмами в прозе «Разбойники» (1781 г.), «Заговор Фиеско в Генуе» (1783 г.), «Коварство и любовь» (1784 г.). В них Шиллер выразил мятежное стремление к свободе, создал образ героя-одиночки, «бурного гения», вступившего в схватку во всем обществом. Эти произведения отличаются радикализмом просветительских идейных концепций; со временем на смену этим устремлениям приходит философская углубленность, тонкий психологизм и историзм. В лирике Шиллера и его трагедии «Дон Карлос» (1783 – 1787 гг.) раскрывается борьба разума с предрассудками, сталкиваются идеи свободы с рабством и суеверием. Переезд Шиллера в Веймар в 1788 г., сближение c Гете способствовали усилению классицистических черт его художественного мышления. Столкновение просветительских идеалов с действительностью, интерес к сильным характерам и социальным потрясениям прошлого определили напряженный драматизм трагедий Шиллера – «Мария Стюарт» (1801 г.), «Орлеанская дева» (1801 г.), «Вильгельм Телль» (1804 г.). Разочарование во французской революции отразилась в трагедии «Валленштейн» (1800 г.), в которой нравственный конфликт развертывается на фоне грозных исторических событий. Творчество Шиллера обусловило создание им теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства. Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832 гг.) начал свой творческий путь в тесном взаимодействии с движением «Буря и натиск». Трагедия «Гец фон Берлихенген» (1773 г.) и роман «Страдания молодого Вертера» (1774 г.), где центральное место занимают «бурные гении», страдающие одиночки, приносят ему славу. В творчестве Гете прошел ряд периодов: веймарского классицизма – «Римские элегии» (1790 г.), «Эгмонт» (1788 г.); реалистического осмысления проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества - автобиографическая книга «Поэзия и правда», романы «Годы учения Вильгельма Мейстера (1795 – 1796 гг.) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1621 – 1829 гг.); наслаждения полнотой жизненных переживаний - сборник лирических стихов «Западно-восточный диван» (1814 – 1819 гг.). Роман о Вильгельме Мейстере положил начало жанру воспитательного романа, который развивается по сей день. В итоговом философском сочинений - трагедии «Фауст» (1808 – 1832 гг.) Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия той эпохи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.018 с.) |