Идеи просвещения в западной Европе XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеи просвещения в западной Европе XVIII В.



XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в XVII в. – ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632 – 1704 гг.), – однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694 – 1778 гг.), Ш. Монтескьё (1689 – 1755 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И. В. Гёте, И. Канта и др., в США - Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.

По своему содержанию XVIII в. стал продолжением предыдущего и эпохи Возрождения. Он резко противопоставил себя «мрачному» Средневековью, еще более возвысил авторитет и роль разума и науки, сделал исключительно актуальными идеи гуманизма. Однако он вовсе не был простым повторением предыдущего. XVIII в. завершил Новое время и создал все необходимые предпосылки для последующего развития западного мира.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «природы человека», «общественного договора», разума, прогресса, «светлого будущего» и т. д.

Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоившегося на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека».

Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т.д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Без них и без права на них человек перестает быть человеком. Руссо рассматривает свободу как саму сущность человека и человечества, а жалость – как естественный фундамент всех общественных добродетелей. Руссо является автором известного изречения: «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах».

Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми.

В конце концов, общество должно было задуматься об их защите и гарантиях. Так возникло государство, а вместе с ним – власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» между людьми. Именно государство должно было гарантировать строгое соблюдение принципов и норм естественного права. Вместе с его возникновением прежнее естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации.

По мнению просветителей, последующая эволюция человечества показала, что государство плохо справлялось с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике.

Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое, в «золотой век» невозможен. Поэтому предлагаемая ими грандиозная программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в «лучезарное завтра», говоря словами французских просветителей, в котором вновь восторжествуют Свобода, Равенство. Справедливость и т.д. Примечательно, что лидеры Великой французской революции объявили 1793 г. первым годом «новой эры».

На пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь.

В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный. темный человек, по мнению просветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности.

Поэтому просветители возлагают большие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.

Помимо обшей программы переустройства общества просветители выдвинули решения многих конкретных проблем. В частности, ими была разработана классическая концепция политического плюрализма, особый вклад в создание которой принадлежит Монтескье. В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон – из разума.

Просветители также разработали целостную и глубокую концепцию человека, его прав и свободы. Основные ее идеи и положения нашли отражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.), с которой начиналась Великая французская революция. Эта Декларация провозгласила неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство прел законом, право на борьбу против угнетения. Она также объявила неприкосновенной частную собственность.

Применительно к культуре в исследованиях просветителей вполне отчетливо оформились два основных направления в понимании соотношения между национальной и мировой культурами - культурный релятивизм и универсализм. Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех «природа человека», что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные нравственные, эстетические и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем – благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания – человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру.

Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И. Гердер. придерживаются противоположных позиций, утверждая, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями.

Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры XVIII в. В весьма трудном положении оказалась религия. Она впервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком выступает Вольтер. Ему принадлежит знаменитый призыв: «Раздавите гадину!», направленный против религии и особенно Церкви. Именно Церковь является для него главным источником бед и несчастий народа. Он изобличает ее как защитницу феодального строя, оплот обскурантизма, фанатизма и нетерпимости, противницу разума, науки и просвещения. В целом XVIII в. отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера.

В гораздо более благоприятных условиях развивается философия. Это неудивительно, поскольку вся идеология Просвещения была созданием философов-просветителей. В своих философских исследованиях они продолжают критику религии и средневековой схоластики, начатую предшествующими эпохами. В то же время многие из них, включая Вольтера, не порывают с религией полностью и придерживаются концепции деизма, согласно которому Бог. будучи Мировым Разумом, является Творцом природы, однако после ее сотворения Он не вмешивается в ее существование.

Другие философы-просветители, в особенности французские материалисты – Дидро, Гольбах, Гельвеций – занимали более решительную позицию по отношению к религии. Они отвергали деизм и объясняли мир исходя из него самого, опираясь на естественные законы.

Философия XVIII в. развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии» в 35 томах (1751 – 1780 гг.), вдохновителями и редакторами которой выступили Дидро и Д'Аламбер. Содержание «Энциклопедии» составили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она явилась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки, искусства и ремесел.

XVIII столетие стаю временем бурного развития науки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука – имея в виду естествознание – достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Наука приобретает невиданный общественный престиж. Вместе с философией ома предстает как единственно адекватное воплощение разума.

Необычайно возросший авторитет науки приводит к тому, что уже в XVIII в. возникают первые формы сциентизма, который ставит науку на место религии, абсолютизирует и обожествляет роль и значение науки. На его основе формируется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться совершенно «прозрачными», целиком познанными; а политика – основываться на строю научных законах, ничем не отличающихся от законов природы. К таким взглядам, в частности, склонялся Дидро, который смотрел на общество и человека через призму естествознания и законов природы. При таком подходе человек перестает быть субъектом познания и действия, лишается свободы и отождествляется с обычным объектом или машиной.

Весьма успешно развивается также художественная культура, где наблюдается гораздо больше преемственности. Искусство XVIII в. выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В целом искусство XVIII в. – по сравнению с предыдущим – представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

В просветительском движении была очень велика роль искусства. Самые актуальные идет Просвещения нередко озвучиваются при рассмотрении проблем искусства. Интерес к голландскому реализму, обозначившийся во Франции в 60 - 80-х гг. ХVIII в., был несомненно вызван влиянием буржуазного мировоззрения. В русле новых эстетических идей творит Ж. Б. Шарден (1699 – 1779 гг.) - представитель бытового жанра, прославивший скромный быт третьего сословия. В противовес аристократическим праздникам и пастушеским идиллиям Шарден изображает размеренность, порядок и уют буржуазного быта. Во всем чувствуется мера, отсутствие патетики, прославление добропорядочности и трудолюбия (например, «Женщина, моющая кастрюли» - 1736 г.).

С развитием бытового жанра связано творчество Ж. Б. Греза (1725 -1805 гг.). Его картины пронизаны сентиментальной драмой и близки по смыслу жанру, в котором писал Дидро. Этой духовной близостью Дидро очень гордился и не забывал упоминать в своих работах. «Уже сам жанр мне по душе, - говорит Дидро о картинах Греза, - это нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи смаковались сцены распутства и порока!... Грез, друг мой, смелее прославляй в живописи мораль и не изменяй этому вовеки!»

Просветители истолковывали историю людей как естественное продолжение природных процессов, в которых законы механики Ньютона прославляют свое господство в истории государства. Исследование общественной жизни строилось на взглядах о неизменной основе человеческой природы. Последняя включала в себя потребности и стремление к их удовлетворению, право каждого на счастье и равенство всех относительно естественных прав. Идеи общественного устройства в наиболее полном и радикальном виде разработаны в трудах Руссо. Наибольшую известность принесли ему три книги: «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании». В Париже по приговору суда власти сжигают «Эмиля», а автор бежит от преследований в Швейцарию. Умер он в 1778 г. во Франции в одиночестве и нищете. Кстати, сентиментальный драматизм творчества Греза испытал на себе огромное влияние идей Руссо в духе патриархальной идиллии и семейных добродетелей.

Как выходца из третьего сословия, Руссо волновала проблема неравенства. Он различал три типа неравенства: физическое, политическое и имущественное. Физическое неравенство дано от природы и его надо принимать как неизбежность. Политическое неравенство основано на существовании сословий и юридических привилегиях. Экономическое неравенство связано с политическим, т.е. основным неравенством. Кульминацией неравенства является всеобщий разлом культуры, выраженный в популярности вызывающей роскоши и пугающей нищеты.

Большой интерес отдельные просветители, в частности Дидро, проявляли к России, внеся особый вклад в русскую культуру. Дидро оказал неоценимую помощь и в приобретении для России нескольких крупных коллекций произведений искусства. С его участием Екатерина II приобрела коллекции картин у Генья и Креза де Тьера. По рекомендации Дидро Екатерина поручила создание памятника Петру I малоизвестному тогда французскому скульптору Этьену Фальконе, близкому другу Дидро. Дидро обсуждал с Фальконе не только идейный замысел памятника, но и его образное воплощение.

Итак, просветители оказали разностороннее влияние на становление европейской цивилизации. Эпоха Просвещения выражала уверенность в безграничных возможностях человеческого разума и науки, опираясь на умонастроения и интересы крепнущей буржуазии. Критерием добра в творчестве просветителей становится общественное благо, а высшей добродетелью - патриотизм.

Учение просветителей об обществе наиболее полно отражало идеалы третьего сословия в трудах радикальных просветителей. Индивиды, преследуя общественные интересы, заключают между собой соглашение на основе взаимной выгоды. Общая воля сообщества представляет собой неотчуждаемый народный суверенитет, с которым обязана считаться любая власть. Власть должна быть легитимной и признаваемой народом. Правители, не признающие подотчетности народу, должны быть устранены, а суверенитет народа восстановлен. Преодоление стремлений лежит на пути синтеза культуры и природы, в котором культура натурализуется, а природа поднимается до высот разума. Социальный авторитет идей Просвещения достиг небывалой высоты. Они стали знаменем грядущей французской буржуазной революции в борьбе за экономическое благосостояние, политическую свободу, равенство граждан перед законом, гуманность и высокую духовную культуру.

Литература Западной Европы Х VIII в.

Для европейской литературы ХVIII в. является веком Просвещения. В творчестве виднейших писателей этого периода нашли отражение философские, этические и эстетические концепции просветительского характера.

Классицизм продолжает оставаться ведущим направлением в ли­тературе, но в связи с широким распространением идей Просвещения все более значительное место начинает занимать реализм.

В ХVIII в. литература классицизма претерпевает изменения под воздействием идей Просвещения. И в его рамках возникает новое художественное явление - просветительский реализм. В произведениях таких писателей, как Гете, Лессинг, Дидро и английских романистов ХVIII в. важное значение приобретают внесословный нравственный идеал (образ «естественного человека») и стремление к конкретно-историческому осмыслению действительности.

В Англии Просвещение, как идейное течение, распространилось уже во второй половине ХVII в., и это нашло свое отражение в английской литературе ранее, чем в других странах Западной Европы. Выдающиеся достижения английской литературы связаны с романом, ставшим ведущим жанром литературы Нового времени. Начало этому жанру положили Даниэль Дефо (1660 – 1731 гг.) и Джонатан Свифт (1667 – 1745 гг.).

Даниэль Дефо в знаменитом приключенческо-биографическом романе «Робинзон Крузо» (1719 г.) воплотил буржуазный идеал, остававшийся для того времени еще прогрессивным. Секрет сохраняющейся на протяжении столетий популярности этого романа заключается в том, что Дефо создал настоящий гимн упорству и мужеству, с которым герой преодолевает препятствия, посланные ему судьбой.

Сатирическо-фантастический роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» (1726 г.) читатели ХVIII в. воспринимали как полемику с «Робинзоном». Свифт осмеивает всю систему ценностей и понятий современного ему общества, тогда как Дефо возвеличивает буржуазную умеренность, предприимчивость и честность.

Дальнейшее развитие романа было связано с появлением любовно-психологической и семейно-бытовой прозы. Начало этой линии положил Самюэль Ричардсон (1689 – 1761 гг.), автор романов в письмах «Памела» (1740 г.) и «Кларисса» (1748 г.), получивших в то время невероятную популярность. Продолжил эту линию его ученик Генри Филдинг (1707 – 1754 гг.), сумевший своим романом «История Тома Джонса, найденыша» (1749 г.) намного превзойти своего учителя по значительности проблематики, богатству социального фона, на котором развертываются события. В романе Филдинга его герои борются за свое счастье в обществе, где господствуют сословные предрассудки и эгоистический интерес. Это произведение можно назвать «романом большой дороги» (наподобие «Дон Кихота»), в котором автор отразил проблему разума и чувства, волновавшую людей ХVIII в. Художественное мышление Филдинга подлинно исторично, и этот историзм был важнейшим завоеванием романа как жанра.

Сентиментализм как новое направление развития романа сформировался во второй половине ХVIII в. Для него характерны чувствительность, культ природы и идиллической, патриархальной гармонии, будто бы господствующей в тихих сельских уголках.

Один из крупнейших английских сентименталистов Лоренс Стерн (1713 – 1768 гг.) в своих произведениях выразил сомнение в безграничных возможностях разума, обожествляемого просветителями. В его книгах наметился кризис всей философии Просвещения и культуры, созданной на ее почве, в связи с чем его можно считать предшественником романтиков. В своих романах «Жизнь и мнение Тристрама Шенди» (1767 г.) и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768 г.) Стерн изобразил мир алогичным, лишенным цельности и завершенности; в основном он тяготеет к философской проблематике, но ему свойственны и сатирические мотивы.

Во французской литературе влияние идей Просвещения проявляется значительно позже, чем в Англии, и становится особенно глубоким во второй половине ХVIII в., подготавливая Великую Французскую революцию 1789 г. В этот период классицизм уступает место просветительскому реализму, а затем получает развитие и сентиментализм.

Ален-Рене Лесаж (1668 – 1747 гг.) является самым ранним из прин­ципиальных противников классицизма, отвергающих как его эстетические нормы, так и присущую ему узость тематики. Лесаж был наиболее знаменитой фигурой во французской литературе первых десятилетий ХVIII в.; его романы «Хромой бес» (1707 г.) и «История Жиль Блаза из Сантильяны» (1716 – 1735 гг.) принесли ему европейскую известность. Опираясь на испанский материал, в своих произведениях Лесаж создал картину разложения нравов во Франции в последние годы царствования Людовика ХIV.

Антуан-Франсуа Прево (1697 – 1763 гг.) был родоначальником психологической французской прозы. Его прославленная повесть «История кавалера Де Грие и Манон Леско» (1731 г.) поразила читателей мастерством изображения «естественных» переживаний к страстей, которые писатели-просветители пытались пробудить в своих персонажах. Незащищенность этой «естественности» и духовной красоты в окружающем мире - главная тема Прево, повлиявшая на творчество прозаиков его времени.

Шарль-Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) в своем философском романе «Персидские письма» (1721 г.) бичует пороки современности и противопоставляет ей блаженную страну восторжествовавшего разума. Однако и Монтескье, и Вольтер как художники принадлежали классицизму в его просветительской разновидности.

Франсуа Мари Вольтер (1694 – 1778 гг.) писал в различных жанрах, его творчеству присущ антисословный и антиклерикальный пафос, что сыграло большую роль в идейной подготовке революции 1789 г. Трагедии «Заира» (1732 г.) и «Магомет» (1741 г.), в которых обличаются религиозный фанатизм и сословные предрассудки; поэма «Генриада» (1728 г.) - героическая эпопея, задуманная в духе Вергилия и Тассо; философские повести «Кандид» (1759 г.) и «Простодушный» (1767 г.) - таково грандиозное наследие Вольтера, принесшее ему мировую славу.

Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) наиболее полно в своем творчестве воплотил просветительский реализм. Его драматургия («Отец семейства», 1756 г.) и проза (роман «Монахиня», 1760 г.; сатирический диалог «Племянник Рамо», 1762 – 1779 гг., «Жан-фаталист и его хозяин», 1773 г.) показывают как уродуют личность современные общественные установления. Дидро достиг синтеза психологизма и философской многоплановости повествования, что характерно и для творчества Руссо.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) своими философскими идеями оказал большое влияние на общественную мысль и литературу многих стран. В своих философских трактатах он обосновывал неприятие любых сословных разделений, любой социальной иерархии и существующего порядка вещей. Эти идеи были положены в основу его знаменитого романа в письмах («Юлия, или Новая Элоиза», 1761 г.), где переписка философа и педагога Сен-Пре со своей юной ученицей, дочерью барона, раскрывает два типичных характера, созданных духовным климатом просветительской эпохи. Столкновение любящих с сословным окружением осложнено их внутренним конфликтом. Передовые взгляды, проникнутые гуманизмом и демократизмом, выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Роман «Новая Элоиза» и «Исповедь», над которыми Руссо работал до последних дней жизни, способствовали становлению психологизма в европейской литературе, в них были предвосхищены многие коллизии, к которым впоследствии обратятся романтики.

Конец ХVIII в. во французской литературе ознаменован сложным взаимодействием тенденций классицизма и новых веяний, под­готавливающих эпоху романтизма.

Пьер Шадерло де Лакло (1741 – 1803 гг.) своим творчеством обогащает реалистическую традицию. Его «Опасные связи» явились шедевром французской психологической прозы.

Пьер-Огюстен Бомарше (1732 – 1799 гг.) также близок к этой традиции. В своих блестящих комедиях, разрушавших эстетические нормы классицизма, Бомарше вывел на сцену человека из народа, положительного героя. «Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.) остаются непревзойденным образцом комедийного жанра и знаменовали собой сближение драматургии с живой действительностью.

Немецкая литература вступает в период подъема к концу ХVIII в. В Германии как и в других странах, на протяжении всего ХVIII в. ведущим направлением оставался классицизм, выдвинувший несколько видных драматургов и поэтов.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729 – 1781 гг.) является литератором, сочетавшим в себе дарования эстетика и писателя. Его произведения «Лаокоон» (1766 г.) и «Гамбургская драматургия» - теоретические труды, в них глубокое обоснование получила просветительская философия искусства. «Эмилия Галотти» (1772 гг.) и «Натан Мудрый» (1779 г.) - реалистические, насыщенные социальной критикой драмы, которые свидетельствуют о просветительских иллюзиях автора и его глубоком демократизме.

Идеи Лессинга были подхвачены и развиты писателями, объе­динившимися в 70 - 80-х гг. ХVIII в. в движение «Буря и натиск», названное по одноименной драме Ф. М. Клингера. Восприняв антифеодальный, гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители «Бури и натиска» отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главным теоретиком этого движения являлся И. Г. Гердер. С писателями «Бури и натиска» (штурмерами) в свои молодые годы были тесно связаны Шиллер и Гете.

Фридрих Шиллер (1759 – 1805 гг.) свой путь начинал драмами в прозе «Разбойники» (1781 г.), «Заговор Фиеско в Генуе» (1783 г.), «Коварство и любовь» (1784 г.). В них Шиллер выразил мятежное стремление к свободе, создал образ героя-одиночки, «бурного гения», вступившего в схватку во всем обществом. Эти произведения отличаются радикализмом просветительских идейных концепций; со временем на смену этим устремлениям приходит философская углубленность, тонкий психологизм и историзм. В лирике Шиллера и его трагедии «Дон Карлос» (1783 – 1787 гг.) раскрывается борьба разума с предрассудками, сталкиваются идеи свободы с рабством и суеверием.

Переезд Шиллера в Веймар в 1788 г., сближение c Гете способствовали усилению классицистических черт его художественного мышления. Столкновение просветительских идеалов с действительностью, интерес к сильным характерам и социальным потрясениям прошлого определили напряженный драматизм трагедий Шиллера – «Мария Стюарт» (1801 г.), «Орлеанская дева» (1801 г.), «Вильгельм Телль» (1804 г.). Разочарование во французской революции отразилась в трагедии «Валленштейн» (1800 г.), в которой нравственный конфликт развертывается на фоне грозных исторических событий. Творчество Шиллера обусловило создание им теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства.

Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832 гг.) начал свой творческий путь в тесном взаимодействии с движением «Буря и натиск». Трагедия «Гец фон Берлихенген» (1773 г.) и роман «Страдания молодого Вертера» (1774 г.), где центральное место занимают «бурные гении», страдающие одиночки, приносят ему славу. В творчестве Гете прошел ряд периодов: веймарского классицизма – «Римские элегии» (1790 г.), «Эгмонт» (1788 г.); реалистического осмысления проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества - автобиографическая книга «Поэзия и правда», романы «Годы учения Вильгельма Мейстера (1795 – 1796 гг.) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1621 – 1829 гг.); наслаждения полнотой жизненных переживаний - сборник лирических стихов «Западно-восточный диван» (1814 – 1819 гг.). Роман о Вильгельме Мейстере положил начало жанру воспитательного романа, который развивается по сей день. В итоговом философском сочинений - трагедии «Фауст» (1808 – 1832 гг.) Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия той эпохи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.039 с.)