Является ли Крещение безусловно необходимым для спасения и почему? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Является ли Крещение безусловно необходимым для спасения и почему?



Кто такой антихрист?

Согласно учению Церкви, антихрист – это человек, являющийся врагом Христа, который явится в конце времен и «будет стараться истребить христианство, но сам погибнет ужасным образом (2Фес. 2:8)» (Простр. христ катехизис. О вере, О седьмом члене Символа веры; ср. Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 58).

Указание на него можно видеть в словах Спасителя, обращенных к неверующим в Него иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). Святой апостол Павел предвещает, что «откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес. 2:8-12). По словам прп. Иоанна Дамаскина, «не сам диавол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, да не будет!, но рождается человек от блуда и принимает на себя все действие сатанино.. тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает, и царствует. И в начале царствования своего, вернее же тирании, притворно усвояет себе наружность святости; когда же он сделается победоносным, то будет преследовать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу» (Точное изложение православной веры, кн. 4, глава 26 (99)).

В книге Откровения Иоанна Богослова рассказывается о звере, выходящем из моря, отождествляемом с антихристом (13:1), о его всемирном правлении в течение трех с половиной лет и гонениях на верных (13:5-7), о его изображении и печати, накладываемой на людей, и о числе имени его (13:14-18), о бесчестной гибели от пришедшего во второй раз настоящего Христа (19:20). В то же время Писание дает это именование всем, кто «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1Ин. 4:3).

Во все времена христиане ощущали близость конца времен и считали себя современниками событий, описанных в Откровении, в том числе грядущего царства антихриста. Не является исключением и наша эпоха. Признавая, что однажды наступит время, когда «сужение границ свободы.. приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения» (Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных), Церковь призывает своих чад «жить не в паническом страхе перед пришествием антихриста, но в служении Христу через исполнение Его заповедей. За два тысячелетия христианства немало антихристов пришло и ушло, но Господь «всегда и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). И именно во всепобеждающей любви Христовой, в Его постоянном присутствии в Церкви — основа нашей веры в конечное торжество добра над злом, жизни над смертью, Христа над антихристом» (Послание Юбилейного Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви).

Бывает ли допустимая ложь?

Ложь является тяжким грехом против девятой заповеди закона Божия. «Всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою», - предупреждает Священное Писание (Откр. 21:8). Церковь учит, что «непозволительна и такая ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, потому что она несогласна с любовью и уважением к ближнему и недостойна человека, и особенно христианина как созданного для истины и любви» (Простр. христ. катехизис. О любви, о девятой заповеди).

Однако в жизни бывают такие ситуации, когда сказанная правда может стоить временной и вечной жизни ближнему. Библия приводит такие примеры, когда некоторые праведные люди употребляли хитрость во избежание собственной опасности и вреда ближнему. Так, Сарра избавила Авраама из руки Авимелеха, назвавши его своим братом (Быт. 12:11-13); повивальные бабки обманывали фараона, спасая еврейских младенцев мужского пола (Исх. 1:17); хитрила Раав, спасая соглядатаев (Нав. 2:4-6); хитрила Мелхола, прикрывая Давида (1Цар. 19:13-17).

По мнению прп. Феодора Студита, бывают такие ситуации, когда на вопросы, заданные в лоб, будет нравственно оправданным отвечать одно вместо другого: «Приходит ко мне девица, преследуемая каким-то развратником, и просит не открывать этого развратнику, если он спросит, не скрывается ли она у меня, потому что он непременно растлит ее. Итак, когда развратник приходит и спрашивает: "Не приходила ли сюда к тебе девица?" - если я говорю: "Нет", то не лгу, так как не имею намерения сказать, будто у меня нет девицы, но хочу умолчанием выразить, что он не совершит у меня этого зла. Еще один пример: вручает кто-нибудь мне меч, которым хочет умертвить самого себя, а потом приходит и требует его у меня. Тогда, если я скажу, что ничего не знаю и не получал его, то не солгу. Ибо я говорю: не знаю и не получал, чтобы отдать тебе меч для убийства. Иначе, если я скажу: "Да", - то девица подвергнется растлению и вручивший мне меч умертвит себя, а это - зло. Зло же не от добра, а от лжи; ибо отец лжи - виновник зла. Напротив, девице не подвергаться растлению и отдавшему меч не умерщвлять себя - это добро. Добро же - истина, ибо Бог - одновременно благость и истина». Впрочем, замечает святой, «не должно делать этого ради себя, чтобы не умереть самому, ибо это ложь. Также никогда не клянись будь то ради спасения или своего собственного или кого-то другого, ибо это явное преступление» (Послание 39 (98). К Афанасию, сыну).

В жизни случается всякое, поэтому помня об общем принципе недопустимости лжи, нужно исходить из ситуации и, молясь Богу о вразумлении, иметь в виду сказанное святым Златоустом: «Обманщиком справедливо должен называться тот, кто пользуется этим средством злонамеренно, а не тот, кто поступает так с здравым смыслом» (О священстве, слово первое).

Кем и когда был создан ад?

Когда был создан ад неизвестно. Но создал его, как и все остальное, именно Бог. Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что Бог "геенну уготовал для того, чтобы страх наказания и нестерпимая тяжесть мучений побуждали нас (стремиться) к царствию" (Беседы на книгу Бытия, 23).

Свт. Григорий Палама обращаясь как бы от лица Христа к грешникам, говорит: "Не для этого Я сотворил вас, не для вас создал этот огонь; сей неугасимый огонь зажжен для неизменных в состоянии зла бесов, к которым и вас причислила, подобная им, нераскаянная ваша воля" (Омилия 4. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении).

Таким образом, Бог, хотя и не желает никому этих вечных мук, является их Создателем, зная наперед о том, что найдутся существа, добровольно отвергнувшие Его любовь к ним. Христос освобождает верующих в Него от власти ада и смерти, но те, кто не воспользуются спасительным шансом, не смогут их избежать.

Встречал такое мнение, что человек лишается возможности покаяние после смерти, потому что у него нет тела. Но когда он воскреснет, то снова будет иметь возможность делать выбор в пользу Христа Бога. Согласен ли такой взгляд с учением Церкви?

Согласно учению Церкви, возможность покаяться и уверовать сохраняется до момента смерти тела, после чего душа «не может освободиться или покаяться, и ничего совершить такого, благодаря чему она могла бы быть освобождена от оков ада» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 64). После смерти происходит частный суд, вслед за которым души «переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно, что ни их блаженство, ни осуждение не являются совершенными. Ибо совершенное блаженство, как и совершенное мучение, каждый получит после Всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Посл. восточ. патриархов, чл. 18). То есть воскресение не меняет принципиально участь людей, а только дает ей завершенность.

Что касается учения о Последнем Суде, то Церковь всегда верила, что «в тот день каждый, по своим делам, получит полное и вечное воздаяние. Одни услышат этот приговор: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " (Мф. 25:34). Другие же услышат: " Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его " (Мф. 25:41), " где червь их не умирает и огонь не угасает " (Мк. 9:44)» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 60). То есть дела человека, совершенные им при жизни, послужат ему или к оправданию или к осуждению в то время. Об этом же говорит апостол Павел: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Никакого второго шанса не предусматривается.

Священное Писание прямо свидетельствует, что двери покаяния закрываются навсегда с момента разлучения души и тела, и именно Бог установил такой порядок (Мф. 25:11-13; 7:21-23; 25:44-46; Лк. 13:23-28). Поэтому мнение о том, что после воскресения появиться возможность снова выбирать, следует признать противоречащей Св. Писанию и Св. Преданию. «Здесь, пока мы в этой жизни, - увещевает прп. Ефрем Сирин, - всегда можем умилостивить Бога. Не трудно снискать нам прощение, благовременно для нас ударять в дверь Его милосердия. Прольем слезы, пока еще время принятию слез, чтобы, отшедши в тамошний век, не плакать бесполезно; ибо там ни во что не вменяются слезы. Сколько сами желаем, столько и прощает благий Бог. Ибо здесь выслушивает он нас, если взываем к Нему; здесь прощает, если просим о том; здесь изглаждает беззакония наши, если мы благопризнательны. Здесь утешение, там допрос; здесь терпение, там строгость; здесь снисхождение, там справедливость; здесь свобода, там суд <…> здесь нерадение, там никому не прощаемые проступки» (О покаянии).

Не работать – это грех?

Четвертая заповедь закона Божия предписывает: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх. 20. 8-10). Как отмечается в «Пространном христианском катехизисе», «когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности» (О любви, о четвертой заповеди).

«Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол пишет: "Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф. 4. 28). Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним (Мф. 5. 16; Иак. 2. 17). Всем памятны слова апостола Павла: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3. 10)» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.4).

В Слове Божием встречается немало увещаний к труду. «Пойди к муравью, ленивец, - говорится в Книге притчей царя Соломона, - посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?» (Прит. 6. 6-9). И еще: «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло тёрном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок» (Прит. 24. 30-32).

Тунеядство, то есть когда люди «получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалованье или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать; также когда имеющие силы приобретать пропитание трудом, вместо этого, живут милостыней» считается Церковью грехом (Простр. христ. катехизис. О любви, о восьмой заповеди).

В тоже время, для того чтобы дать нравственную оценку ситуации, в которой человек не работает, нужно учитывать ряд факторов. Если в основе такого выбора лежит только лень и желание жить за чужой счет, то, разумеется, это грех. Однако бывают ситуации, когда человек не может трудиться по объективным причинам. Тогда «заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, — о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах — и делиться с ними плодами труда, "чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих" (Втор. 24. 19-22)» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6).

Где находится ад?

 

Точно ответить на этот вопрос не получится за недостатком точных сведений Откровения. В документах учительства Церкви говорится лишь о существовании «места осуждения и гнева Божия» без указаний на какие-либо координаты (см. Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 68).

 

Где именно находится ад, об этом существуют только различные мнения. Одни святые отцы, на основании слов Писания (Числ. 16: 30–34; Иез. 26:20; 31:18), считали, что ад расположен во внутренности или чрезвычайной глубине земли, в преисподней (см., например, свт. Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии, V, 14; свт. Афанасий Великий. Послание к Антиоху, вопрос 19; свт. Григорий Двоеслов. Диалоги. Собеседования о жизни Италийских отцов и о бессмертии души, гл. 42). Другие, как например, свт. Иоанн Златоуст, полагали, что геенна находится вне этого мира (см. Беседы на послание к Римлянам, 31).

 

Однако лучше всего помнить здесь его же слова: «Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается. <…> Итак, будем доискиваться не о том, где она, но как избежать ее» (Там же).

 

Есть ли у человека судьба?

 

У этого слова есть разные значения, но чаще всего его употребляют в смысле слепой случайности или фатальности (рока), которой предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. Такое понимание не согласуется с православным вероучением, поэтому тяжко грешат те, кто «признают неизменными и верными счастье и судьбу» (Прав. исповедание, Ч. 3, вопр. 54), а отрицающие Провидение и утверждающие, что в мире господствует случай, находятся под церковной анафемой (1-й анафематизм Недели Православия).

 

Святитель Николай Сербский так объясняет этот вопрос: «Церковь все обосновывает разумом, от разума и через разум. Она ничего не приписывает случайности или слепой фатальности, но все объясняет Промыслом всесильного и всевидящего Господа, исходящего из высшей целесообразности и характера тайных помыслов, чувств и действий человека. Само слово "судьба" происходит от слова "суд", в данном случае суд Божий. "Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся", – говорит псалмопевец. То есть помнит, как Господь награждал праведников и наказывал грешников еще в этой земной жизни. И снова говорит: "от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящим мя". В славянском тексте везде вместо слова "судьба" стоит "суд". И мы часто говорим: "Как рассудишь об этом? ", что значит – "Как ты думаешь?"

 

Следовательно, судьба – это мысль Божия обо всем происходящем, но не такая пассивная и немощная, как человеческая, а активная и решающая. Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит "слепая судьба", исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего. По словам Спасителя, "и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены" (ср.: Мф. 10:29–30). Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна» (Миссионерские письма, 184).

 

Учение о непреодолимом роке исключает нашу свободу и ответственность за дела, какое-либо участие в деле спасения. «Ты видел, как говорит Бог и какие полагает законы? – рассуждает святитель Иоанн Златоуст. Послушай и судьбу, как говорит она и как вводит противоположные постановления, и пойми, как то сказано божественным Духом, а слова этой – лукавым демоном и некоторым свирепым чудовищем. Бог сказал: "если хотите" и "если не хотите", делая нас господами добродетели и порока и полагая это в зависимость от нашего образа мыслей. А что говорит тот, т. е. диавол? То, что избежать определенного судьбой невозможно, хотим ли мы того, или не хотим. Бог говорит: "если захотите, то будете вкушать блага земли"; судьба говорит: "даже если мы и хотим, но если не будет дано нам, то никакой прибыли в этом желании нет". Бог говорит: "если не хотите слушать слов Моих, меч пожрет вас"; судьба говорит: "если мы не желаем, а нам будет дано, то во всяком случае спасаемся"» (О судьбе и провидении, слово второе).

 

Действительно, от нас зависит не все. Например, наше рождение, происхождение, воспитание и многое другое, не связано с нашим выбором. Это – судьбы Божии. Однако это не предопределяет всего остального, а главное, нашего нравственного выбора. Решающим моментом в исполнении божественного предопределения о нас является другое: свободный выбор между добром и злом. Хотя мы рождены в грехе и это усложняет нашу жизнь в духовном плане, однако Промысл Божий спасает нас от погибели, направляя нашу жизнь к спасению, при условии нашего свободного выбора сотрудничать с благодатью и исполнять волю Божию.

 

В Новом Завете сказано, что «все Писание богодухновенно» (2Тим3:16). Что значит богодухновенно? Означает ли это, что в Писании не может быть противоречий? И если есть хотя бы одно противоречие, то как к этому относиться?

Догматическое учение Церкви, придавая исключительный статус библейским книгам, говорит о том, что «Дух Святой - Творец Священного Писания.. Он изрек его через многих посредников. Следовательно, Писания как Ветхого, так и Нового Завета являются учением Святого Духа» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 72). Священные книги «суть источники спасения» в которых совершенно достоверно излагается «учение благочестия» (Святого Афанасия, архиеп. Александрийскаго, из 39 послания о праздниках. Утверждено 2 каноном Трулльского собора).

Священное Писание, как и учение Кафолической Церкви, безошибочно и «имеет непреходящий авторитет» в вопросах веры и нравственности (Посл. восточ. патриархов, чл. 2). Описанные в нем чудеса следует принимать «чистою верою и простым вседушевным сердцем», не пытаясь как-то перетолковать и дать им собственное объяснение (VI анафематизм Константинопольского собора 1082 г.). Ему «следует верить.. без малейшего сомнения» (Посл. восточ. патриархов, чл. 2).

Православная Церковь всегда признавала Божественный авторитет Писания, как формы изложения и распространения Откровения, однако не раскрывала понятие богодухновенности более подробно, чем это изложено выше, не формулировала ответов на многие смежные вопросы, как то: соотношение действия Автора и участия священных писателей при написании, область непогрешимости библейских писателей (могли ли они ошибаться и следовать стереотипам своего времени по некоторым второстепенным пунктам), распространение понятия богодухновенности и непогрешимости на канон библейских книг в целом или на содержание конкретных писаний и рукописей/переводов и т.д. Эти и другие вопросы обсуждались в истории отдельными богословами и на них давались очень разные ответы.

Следует признать, что хотя мы имеем факт признания богодухновенности библейских писателей и их произведений в Писании и Предании, также известно, что «слово "вдохновение" различно толкуется; отсюда и учители христианские различно смотрят на боговдохновенных писателей, и в мыслях своих касательно сего предмета расходятся до противоречия. Наша Церковь, сколько нам известно, не изложила об этом решительного мнения.. предоставив это собственному верованию и размышлению каждого» (свт. Иннокентий Херсонский. Сочинения. Т. 6. СПб., 1908. С. 614, 615).

Отвечая теперь на вопрос о возможных противоречиях и погрешностях в Писании, мы можем сказать в соответствии с учением Церкви: в том, что касается домостроительства нашего спасения, это абсолютно исключено (при этом нельзя считать противоречием то, что многие положения Ветхого Завета были дополнены или отменены в Новом). Там же где вопрос касается деталей, то на это мы не имеем однозначного ответа в вероучении. Так, блж. Феофилакт Болгарский, рассуждая о разногласиях в некоторых деталях у евангелистов, утверждает, что это «не касается чего-либо важного и относящегося к нашему спасению», а значит, не даёт оснований сомневаться в истинности Евангелия (Благовестник. М., 2013. Т. 2: Толкование на Евангелие от Марка. С. 184). Для блж. Августина, напротив, важно показать, что «евангелисты не противоречат ни самим себе, ни друг другу» на протяжении всего повествования (О согласии евангелистов, гл. XXI, 52).

Из всего сказанного мы можем заключить, что догматом веры является то, что Священное Писание - учение Святого Духа, Который является Автором всех библейских книг. В том же, что касается более частных вопросов, мы имеем разные подходы и решения, в том числе у святых отцов. Все они согласны в том, что Библия не содержит каких-либо противоречий/ошибок в учении о спасении, но что касается других вопросов, то здесь подходы и их обоснования разнятся. В зависимости от выбранного подхода и определенного взгляда на библейский текст (напомним ещё и то, что мы имеем дело не с автографами, а с долгой и сложной рукописной традицией или, чаще всего, с переводами) будут разные ответы на поставленные в начале вопросы. Если мы признаем, что в Библии есть противоречия/ошибки, то мы их обязательно найдем и должны будем объяснить, что это значит для верующего читателя; если же мы примем за аксиому, что их там нет, то будем согласовывать и объяснять затруднения, чем занимались и занимаются многие экзегеты и апологеты.

Кто такой антихрист?

Согласно учению Церкви, антихрист – это человек, являющийся врагом Христа, который явится в конце времен и «будет стараться истребить христианство, но сам погибнет ужасным образом (2Фес. 2:8)» (Простр. христ катехизис. О вере, О седьмом члене Символа веры; ср. Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 58).

Указание на него можно видеть в словах Спасителя, обращенных к неверующим в Него иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). Святой апостол Павел предвещает, что «откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес. 2:8-12). По словам прп. Иоанна Дамаскина, «не сам диавол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, да не будет!, но рождается человек от блуда и принимает на себя все действие сатанино.. тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает, и царствует. И в начале царствования своего, вернее же тирании, притворно усвояет себе наружность святости; когда же он сделается победоносным, то будет преследовать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу» (Точное изложение православной веры, кн. 4, глава 26 (99)).

В книге Откровения Иоанна Богослова рассказывается о звере, выходящем из моря, отождествляемом с антихристом (13:1), о его всемирном правлении в течение трех с половиной лет и гонениях на верных (13:5-7), о его изображении и печати, накладываемой на людей, и о числе имени его (13:14-18), о бесчестной гибели от пришедшего во второй раз настоящего Христа (19:20). В то же время Писание дает это именование всем, кто «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1Ин. 4:3).

Во все времена христиане ощущали близость конца времен и считали себя современниками событий, описанных в Откровении, в том числе грядущего царства антихриста. Не является исключением и наша эпоха. Признавая, что однажды наступит время, когда «сужение границ свободы.. приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения» (Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных), Церковь призывает своих чад «жить не в паническом страхе перед пришествием антихриста, но в служении Христу через исполнение Его заповедей. За два тысячелетия христианства немало антихристов пришло и ушло, но Господь «всегда и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). И именно во всепобеждающей любви Христовой, в Его постоянном присутствии в Церкви — основа нашей веры в конечное торжество добра над злом, жизни над смертью, Христа над антихристом» (Послание Юбилейного Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви).

Является ли Крещение безусловно необходимым для спасения и почему?

Дело в том, что вопреки расхожему мнению, люди не появляются на свет добрыми и праведными; человек заражен грехом от утробы матери. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4) – говорит Священное Писание. Грехопадение наших прародителей привело к тому, что «прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме; и, таким образом, через одного Адама грех распространился на всех нас. Поэтому мы и начинаемся и рождаемся с этим грехом, как учит Священное Писание: "Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим. 5:12)» (Прав. исповедание, Ч. 3, вопр. 20).

По учению Церкви, «Крещение является омовением и истреблением первородного греха» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 102), который, вместе с произвольными грехами, совершенными человеком, препятствует вхождению в Царство Небесное, так как «не войдет в него ничто нечистое» (Откр. 21:27). Восточные патриархи, рассуждая в своем догматическом послании о крещении младенцев, указывают, что Господь Иисус Христос словами: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), показал безусловную необходимость Крещения для всех людей, так как «сказал не только о некоторых, но просто и безусловно: "Кто не родится…", что равнозначно выражению: "Все, кто войдут в Царство Небесное после пришествия Христа Спасителя, должны возродиться"». «Не возродившиеся», – продолжают восточные патриархи –  «поскольку они не получили отпущения наследственного греха, необходимо подлежат вечному наказанию, и следовательно, не могут без крещения быть спасены» (Посл. восточ. патриархов, чл. 16; ср. Прав. исповедание, Ч. 3, вопр. 20).

Таким образом, Крещение является единственным и безусловно необходимым средством получения оправдания и возрождения к вечной жизни с Богом, для людей, живущих в новозаветные времена. Как говорится в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», «первородный грех не может быть искоренен или уничтожен никаким покаянием, но только благодатью Божией, через дело искупления, совершенное Господом нашим Иисусом Христом в восприятии им нашей плоти и пролитии честной Крови Его. Действие это совершается в Таинстве Святого Крещения» (Ч. 3, вопр. 20).

Бывает ли допустимая ложь?

Ложь является тяжким грехом против девятой заповеди закона Божия. «Всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою», - предупреждает Священное Писание (Откр. 21:8). Церковь учит, что «непозволительна и такая ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, потому что она несогласна с любовью и уважением к ближнему и недостойна человека, и особенно христианина как созданного для истины и любви» (Простр. христ. катехизис. О любви, о девятой заповеди).

Однако в жизни бывают такие ситуации, когда сказанная правда может стоить временной и вечной жизни ближнему. Библия приводит такие примеры, когда некоторые праведные люди употребляли хитрость во избежание собственной опасности и вреда ближнему. Так, Сарра избавила Авраама из руки Авимелеха, назвавши его своим братом (Быт. 12:11-13); повивальные бабки обманывали фараона, спасая еврейских младенцев мужского пола (Исх. 1:17); хитрила Раав, спасая соглядатаев (Нав. 2:4-6); хитрила Мелхола, прикрывая Давида (1Цар. 19:13-17).

По мнению прп. Феодора Студита, бывают такие ситуации, когда на вопросы, заданные в лоб, будет нравственно оправданным отвечать одно вместо другого: «Приходит ко мне девица, преследуемая каким-то развратником, и просит не открывать этого развратнику, если он спросит, не скрывается ли она у меня, потому что он непременно растлит ее. Итак, когда развратник приходит и спрашивает: "Не приходила ли сюда к тебе девица?" - если я говорю: "Нет", то не лгу, так как не имею намерения сказать, будто у меня нет девицы, но хочу умолчанием выразить, что он не совершит у меня этого зла. Еще один пример: вручает кто-нибудь мне меч, которым хочет умертвить самого себя, а потом приходит и требует его у меня. Тогда, если я скажу, что ничего не знаю и не получал его, то не солгу. Ибо я говорю: не знаю и не получал, чтобы отдать тебе меч для убийства. Иначе, если я скажу: "Да", - то девица подвергнется растлению и вручивший мне меч умертвит себя, а это - зло. Зло же не от добра, а от лжи; ибо отец лжи - виновник зла. Напротив, девице не подвергаться растлению и отдавшему меч не умерщвлять себя - это добро. Добро же - истина, ибо Бог - одновременно благость и истина». Впрочем, замечает святой, «не должно делать этого ради себя, чтобы не умереть самому, ибо это ложь. Также никогда не клянись будь то ради спасения или своего собственного или кого-то другого, ибо это явное преступление» (Послание 39 (98). К Афанасию, сыну).

В жизни случается всякое, поэтому помня об общем принципе недопустимости лжи, нужно исходить из ситуации и, молясь Богу о вразумлении, иметь в виду сказанное святым Златоустом: «Обманщиком справедливо должен называться тот, кто пользуется этим средством злонамеренно, а не тот, кто поступает так с здравым смыслом» (О священстве, слово первое).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.244.187 (0.058 с.)