Может ли православный христианин быть вегетарианцем? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Может ли православный христианин быть вегетарианцем?



 

Вегетарианство предполагает полный или частичный отказ от потребления продуктов животного происхождения. Мотивы для этого могут быть разными, и в зависимости от этого на данный вопрос будут даны различные ответы.

 

Из Священного Писания известно, что первоначально Бог дал человеку в пищу растения (Быт. 1:29). После изгнания из рая и потопа Господь благословил людям в употребление в пищу также и мясо животных, за исключением их крови (Быт. 9:4). В дальнейшем мясная пища стала обычной для народа Божия и ее вкушение в некоторых случаях прямо предписывается законом Божиим (Исх. 12:1-10). Господь Иисус Христос, вопреки ошибочному мнению, не был вегетарианцем и вкушал пасхального ягненка вместе со Своими учениками (Лк. 22:15). Апостольский собор в Иерусалиме, отменивший предписания ветхозаветного обрядового закона, не воспретил вкушение мяса, кроме удавленины и крови (Деян. 15:29). Апостол Павел писал, что «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8), предупреждая при этом, что появятся нечестивые люди, которые будут запрещать «употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1Тим. 4:3-4).

 

В церковных канонах мы встречаем строгое осуждение тех, кто гнушается мясной пищей и удаляется от ее вкушения не по причине воздержания, забыв, что все сотворенное Богом хорошо весьма (51 правило св. Апостолов).«Если кто-нибудь осудит верующего и благочестивого [человека], который ест мясо [животного], которое не имеет крови и не было предложено идолам или задушено, как если бы этот человек не имел надежды [спасения] из-за его еды, да будет анафема», – провозглашает Гангрский собор (2 канон). В то же время Церковь никогда не осуждала тех, кто воздерживается от мяса в рамках аскетического подвига.

 

Отсюда мы можем видеть, что само по себе (не)употребление мясной пищи не является проблемой для христианина. Однако, когда за этим стоит гордыня, чувство превосходства над другими, осуждение тех, кто не является вегетарианцем, а также мнение о том, что (не)следование этой практике приближает или удаляет человека от Бога, в таком случае вегетарианство становятся неприемлемым и губительным для христианина.

 

Что касается мнения о том, что если все люди станут вегетарианцами, то это решит множество проблем и Земля чуть ли не станет раем, на это можно ответить словами свт. Тихона Московского: «Христианское учение всегда было чуждо духа мечтательности. Оно тем и отличается от разных утопических теорий, что ясно различает идеал и действительность и, указывая человеческим стремлениям конечную цель в идеале, в то же время никогда не теряет из виду и действительности. А в этой-то действительности и невозможно полное осуществление идеального счастья. Нужды, горе и ссоры всегда будут отравлять земную жизнь человека, всегда будут спутниками в нашем настоящем состоянии, так как причина этих несчастных явлений не внешняя, не случайная и преходящая, а глубочайшая, внутренняя, заключающаяся в греховном состоянии самой природы человека, в повреждении ее грехом. Пока такое состояние человеческой природы будет продолжаться, пока не изменятся в корне ненормальные условия нашей жизни, пока не восстановятся у нас правильные отношения к Богу, к собственному назначению и к внешнему миру, то есть, пока настоящая жизнь не сменится новой вечной жизнью, пока не откроется для человечества новое небо и новая земля, в которых правда живет (2Петр. 3:13), – до тех пор всегда будут нужды, бедность, горе и болезнь. А так как корень всех этих бедствий лежит гораздо глубже, чем думают вегетарианцы и подобные им мечтатели, то и средство, на которое они указывают, одно само по себе не может уврачевать зла: оно слишком для этого мало, поверхностно и незначительно» (Вегетарианство и его отличие от христианского поста. М., 1996. С. 14-16).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.239 (0.005 с.)