II . Оценка состояния компонентов учебной деятельности при реализации различных видов письменных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Оценка состояния компонентов учебной деятельности при реализации различных видов письменных работ



    II.1        Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма на ориентировочном этапе учебной деятельности (обнаружение «ошибкоопасных» мест)

    Состояние орфографического навыка изучается в таких видах деятельности, как слуховой диктант, вставка пропущенных букв, списывание, нахождение чужих ошибок в письменных работах и обнаружение «ошибкоопасных» мест. Основной задачей данного направления является изучение актуальных знаний учащихся и вы­явление пробелов в усвоении программного материала. Речевой материал состоит из слов, словосочетаний, предложений и текстов, содержащих орфографиче­ские задачи на две орфограммы: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Ошибки при определении этих орфограмм и их маркировании являются одними из самых распространенных в письменных работах школьников (Елецкая О.В., 2008, 2012, 2013).

Характерные особенности учебной деятельности школьников находят своё отражение и при усвоении программы по предмету «Русский язык». К таким особенностям относятся:

–  направленность на усвоение других видов деятельности – практической, познавательной, а также на овладение самой учебной деятельностью («учись учиться»);

–  направленность учебной деятельности на получение внутреннего результата; – освоение нового для обучающегося опыта в виде знаний, умений и навыков, развития способностей, ценностных отношений и т. д.;

–  инновационный характер учебной деятельности: её цели чаще всего задаются извне – учебным планом, программой, учителем;

–  влияние на учебную деятельность возрастной сензитивности и других особенностей.

Материал исследования.

Речевой материал, используемый в заданиях «Обнаружение ошибкоопасных мест», «Списывание», «Вставки пропущенных букв» и «Нахождение ошибок», предъявляемый на печатном варианте на специальных бланках (Приложение …).

А) Найди в словах и отметь те места, где можно допустить ошибку.

Задание 1: столовая, варенье, показаться, столбы, смотреть, кормилица, потрясе­ние, фантазировать, затемно, звонить.

Задание: аквариум, маршрут, справа, свобода, автомобиль, агроном, вправо, везде, картина, пианино.

Б) Найди в словосочетаниях и отметь те места, где можно допустить ошибку.

Задание 1. Улетать в отпуск, прикрепить полочку, плясать под музыку, простонать от боли, растопить печь, запоминаешь хорошее, звонкий голосок, утопать в цветах.

Задание 2. Удачно поохотиться, подойти поближе, попросить немного хлеба, процедить сквозь зубы, не подпустить близко, построиться вовремя, повторить правило, подписать приказ, поддержка друга, заплатить за всё.

В) Найди в предложениях и отметь те места, где можно допустить ошибку.

Задание 1. Густой листвой покрылись деревья. Вдоль дороги стоят телеграфные столбы. За лосихой идёт рыжий лосёнок. На сосне видны весёлые бельчата.

Задание 2. Бабушка решила испечь пирог. Бабушка купила два килограмма муки, сахар и молоко. А для начинки – лимоны, творог и капусту. Замечательный будет завтрак!

Задание 1.

Отступили зимние морозы. Всё ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел, оттаял и поплыл на реке лёд. Зазвенели в лесу ручьи. Воробей купается в луже. Надулись на берёзах почки. Ве­тер гуляет в её ветках. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. Просну­лись медведи и барсуки. Звонко поют в небе жаворонки. Весело квакают ля­гушки. Порхают разноцветные бабочки. (55 слов.)

Процедура и инструкция.

При выполнении задания детям предлагалось воспользоваться «знаком орфографического сомнения»: указать те буквы, в написании которых можно ошибиться.

Оценка результатов.

Для количественной оценки актуального уровня сформированности орфографического навыка письма выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (k).

n1 

_____ = k

n2

Оценка состояния учебной деятельности на фазе ориентировки в задании производится по следующим критериям:

I уровень – высокий – правильно выполняет задания после предъявления инструкции;

II уровень – средний – выполняет задания после повторного объяснения;

III уровень – низкий – выполняет задания после многократного объяснения и предъявления образца.

II.2        Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма на этапе планирования и реализации

II.2.1     Списывание

    Цель задания: оценить актуальный уровень сформированности орфографического навыка письма, вы­явления пробелов в усвоении программного материала при списывании.

Материал исследования.

Тот же, что и в задании на обнаружение ошибкоопасных мест.

Процедура и инструкция.

А) Спиши слова.

Б) Спиши словосочетания.

В) Спиши предложения.

Г) Спиши текст.

Оценка результатов.

Для количественной оценки актуального уровня сформированности орфографического навыка письма выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (k).

n1 

_____ = k

n2

Оценка состояния учебной деятельности на фазе планирования в задании производится по следующим критериям:

I уровень – высокий – приступает к выполнению задания сразу после предъявления инструкции и осознания задания;

II уровень – средний – после предъявления и осознания задания некоторое время не приступает к его выполнению: рассматривает и переворачивает бланк, задаёт дополнительные вопросы по организации работы над заданием (чем писать – ручкой или карандашом) и не относящиеся к ней;

III уровень – низкий – не приступает к выполнению заданий без дополни-тельной стимуляции со стороны педагога.

Оценка состояния учебной деятельности на фазе реализации производится по следующим критериям:

I уровень – высокий – задание выполняет последовательно, в равномерном темпе, полностью или с незначительными единичными пробелами;

II уровень – средний – успешный старт выполнения задания с последующим снижением активности, непоследовательное выполнение задания (пропуски, перескакивания с одной части на другую), задание выполняется не полностью (пропуски до 25%);

III уровень – низкий – непоследовательное, хаотическое выполнение, возможен отказ от выполнения посильного, понятного задания, выполнено не более 50% работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.01 с.)